Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

инде-

терминированность аксиологического поля.

Конец классической способности суждения, снятие

оппозиций между прекрасным и безобразным выливаются в

постмодернистский художественный карнавал, чья единственная

реальность — симулякры нейтральных,

недифференцированных знаков и кодов. В результате симулякризации

артефакта форма становится его единственным содержанием.

Порывая с классической декартовской философией

субъекта, Бодрийар создает свой вариант неклассической

теории культуры, вдохновляясь патафизикой А. Жарри,

абсурдизмом Э. Ионеско, идеями Ж. Батая о творческом

выходе «Я» за свои пределы. Постмодернистская культура

соблазна, избытка знаменует собой, по его мнению,

триумф иллюзии над метафорой, чреватый энтропией

культурной энергии. Теме «конца конца» посвящены его книги

1990-х гг. «Иллюзия конца», «Идеальное преступление»,

«Безразличный пароксист». Эта проблема предстает в

разных ипостасях — как прекращение существования

истории в качестве события; как разрушение концептуально-

аксиологического мышления; конец оппозиции

индивидуальное — коллективное, оба члена которой оказались

проглоченными виртуальной гиперреальностыо; как

разрастание «культуры смерти». Бодрийар констатирует конец

метафизики, метаязыка, метафоры в пользу чистого знака,

чистого события: ведь все уже закончилось, поэтому ничто

уже не заканчивается. Новой фатальной стратегией

становится позиция безучастного наблюдателя-пароксиста,

вставшего на нечеловеческую точку зрения и иронически

превращающего сам анализ в объект, материальное

событие языка.

Полемизируя с М. Фуко, Р. Бартом, Ж. Лаканом, Ж. Дер-

рида, Ж. Делезом, Ж.-Ф. Лиотаром, Бодрийар тем не

менее остается в рамках постструктурализма, хотя и вносит в

него такие новые понятия, как симулякр, соблазн, экстаз,

ожирение и др. Он одним из первых почувствовал, что

избыточность, «переполненность» являются теми признаками

адаптации к изменившимся условиям бытования культуры,

которые дают дополнительные возможности ее выживания.

Взгляды Бодрийара (которого называют «гуру

постмодерна») оказали влияние на художественную практику симуля-

ционизма (X. Стайнбах, Д. Куне) и феминизма (С. Шерман,

Ш. Левин, Б. Крюгер).

Соч.: La societe de consummation. Ses mythes. Ses structures. R,

1974; De la seduction. R, 1979; Simulacres et simulation. P., 1981;

Les strategies fatales. R, 1986; Amerique. P, 1936; Cool Memories,

1-U, 1980-1985. P., 1987; La transparence du mal. R, 1990; Le

paroxyste indifferent. Entretiens avec Philippe Petit. R, 1997; в рус.

пер.: «О соблазне».—«Иностр. литература», 1994, № 1; «О

совращении». Ежегодник, Ad marginem. M., 1994; Система вещей.

M., 1995.

Лит.: Kellner D. Jean Baudrillard. From Marxism to Postmodernism

and Beyond. Stanford, 1989.

H. Б. Маньковская

БОДХИСАТТВА(пали bodhisatta, санскр. bodhisattva —

существо, стремящееся к просветлению) — в традиционном

буддизме и буддизме махаяны лицо, принявшее решение

стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим

существам выйти из безначальных реинкарнаций и

страданий. Альтруистический идеал бодхисаттвы, который

«задерживается» в сансаре ради того, чтобы помочь другим,

противостоит двум другим, более эгоцентрическим

ориентирам буддиста — достижениям архата и пратьекабудды,

стремящихся преимущественно к собственному

«освобождению».

В «ортодоксальном» буддизме тхеравады идеал

бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное

положение. Бодхлсаттвами были только бывшие будды,

которых насчитывается 24 (последним был исторический

Будда — Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего

мирового порядка — Майтрея. Будущие будды

культивировали все необходимые «совершенства» (парами), а также

сострадание к живым существам (каруна) и сорадование

им (майтри); в собрании джатак описываются

подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях,

наподобие знаменитого кормления голодной тигрицы

291

БОДХИСАТТВА

собственным телом —подвиги, явно противоречащие

буддийской же ориентации на срединный путь

балансирования между любыми крайностями.

В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится

приоритетным и определяющим (ее другое название

бодхисапваяна, «колесница бодхисаттвы»). Его

реализация возможна уже не только для 25 будд, но и для

каждого буддиста. Число бодхисаттв, как и будд,

мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и

небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может

быть не только человек, но и другое существо, дает

однажды великий обет достичь «просветления» и извлечь

все существа из круговорота сансары. В поэме Шантидэ-

вы «Бодхичарьяватара» (7—8 вв.) бодхисаттва

торжественно обещает себе использовать накопленную им «заслугу»

(см. Папа-пунья) для облегчения страданий живых существ

(передача своей заслуги в традиционном буддизме была

онтологически немыслимой) и служить лекарством, врачом и

сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары;

он хочет быть защитником нуждающихся в защите,

путеводителем блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и

мостом ддя ищущих берега в море сансары, светильником

слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся (III.

6—7,17—18). Длительность дальнейшего пути бодхисаттвы

исчисляется мировыми периодами. Он должен достичь 10

ступеней совершенства (им посвящались отдельные

трактаты), соответствующие 10 «совершенствам»-ларалш/яал#.

Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение

37 начал просветления, в числе которых четыре состояния

внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще

одно отличие махаянского бодхисаттвы —

культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята),

которое мыслится необходимым условием сострадания, но

на деле оказывается условием и его «снятия»: поскольку

все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать

или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому

и того, что следует любить или ненавидеть («ищите

их, — увещевает Шантидэва, — и вы их не найдете!» — ГХ.

152-153).

Бодхисаттвы занимают значительное место в пантеоне цен-

тральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают

ряд учителей буддизма (начиная с Нагарджуны и Асан-

ги), но преимущественно — мифологические персонажи,

список главных из которых варьирует от 8 до 10 (наиболее

популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани,

Кшитигарбха).

Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы

описана в «Аштасахасрикапраджняпарамите» (1—2 вв.),

«Лалитавистаре» (3—4 вв.), в современной ей «Махаяана-

сутраланкаре» (гл. XX, XXI), и специально посвященном

данной теме «Дашабхумикасутре» («Наставление о десяти

уровнях») — трактате протойогачары, составленном,

вероятно, в 3 в. В нем иерархизируются уровни

совершенства, следующего «путем бодхисаттвы», каждый из которых

соотносится с соответствующим «совершенством» — па-

рамитой, что позволяет составителю текста

систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10

«ступенек» излагаются бодхисаттвой Ваджрагарбхой в ответ на

просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.

На первой ступеньке — «радостной» (прамудита) —

начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости

(дана). Он доверяет буддам, попечителей о всех, прилежен

в изучении дхармы, его щедрость «нематериальная», ибо

он сострадает живым существам, которые не заботятся о

своем «освобождении», и он готов пожертвовать ради них

женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью.

«Радостной» же эта ступенька оказывается потому, что он

ликует из-за своего превосходства над «обычными

людьми» и ясно видит свой путь.

Далее следует уровень «незагрязненности» (вимала), на

котором адепт овладевает совершенством нравственности

(шила). Этот путь «профессионального» освоения

самодисциплины по методу классического восьмеричного пути

(последний включается, т. о., в виде «частного случая» в

иерархию достижений в махаяне). «Незагрязненность»

означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо

практикующий на этой стадии становится свободным от желаний,

другом, наставником и покровителем других существ.

На третьей стадии — «лучезарной» (прабхакари) — адепт

становится «светильником учения», способным к

уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он

овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и

нощно упражняется в изучении махаянских сутр. На этой же

ступени он становится экспертом в четырех нормативных

медитациях и достигает «обителей Брахмы» (это «частный

случай» включения в сотериологическую систему

махаяны главного индуистского божества), развивая поэтапно

благость, сострадание (каруна), сорадование (майтри) и

бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных

регионах.

Четвертая ступень — «пламенная» (арчишмати) —

позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и

населяемого ими мира. В его «огненном» видении

отражаются преходяшесть сущего и значение «освобождения»,

и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных

воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем

«я». Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья),

т. к. окончательно укрепляется в истинной вере в «три

драгоценности» буддизма — Будду, учение и общину.

Пятый уровень называется «чрезвычайно

труднодостижимым» (судурджая), ибо только теперь можно «реализовать»

различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и

абсолютной (парамартхика-сатья) и соответственно

конечную «пустотность» всего сущего. Поскольку адепт старается

о благе живых существ, созерцая их преходяшесть и

одновременно сущностную «освобожденность», эта ступень

соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).

Шестой уровень называется «перед лицом полной

ясности» (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт

становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Это

познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное

единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть

«только сознание».

На седьмой ступени — «далеко распространяющейся» (ду-

рангама) — адепт становится уже настоящим бодхисаттвой.

Он может войти в паранирвану, но медлит ради

«освобождения» других существ, предпочитая ей «активную

нирвану» (апратиштхита-нирвана). Сейчас он овладевает сразу

двумя новыми совершенствами: умением использовать

любые стратагемы ради помощи «сансарным» существам

(упая) и способностью передавать им свой запас «заслуги»

(пунья). Его собственный «кармический капитал» от этой

292

БОЗАНКЕТ

щедрости уменьшиться не может, ибо он, делясь им с

другими, приобретает еще большую «заслугу».

Восьмая ступенька — «недвижимая» (ачала), ибо бодхисат-

тва неколебим в своей решимости действовать в этом мире

ради «освобождения» других существ. Соответствующим

совершенством является поэтому верность великому обету

(пранидхана). Теперь бодхисаттва может принимать любой

внешний облик ради помощи другим существам.

На девятой ступени — «благочестивого размышления» (сад-

хумати) — бодхисаттва использует весь свой

интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется

совершенство всемогущества (бала), проявляющееся в

постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани) —

«словесных талисманов», которое он передает дальше ищущим

«освобождения».

Наконец, десятая ступень — «облако учения» (дхармамегха) —

превращает его уже в небесного бодхисаттву. Он восседает,

как «освященный» (абхишикта) на небе, на великом лотосе,

и его тело излучает особый свет. Соответствующее

совершенствополнота знания (джняна). С облаком он

сравнивается потому, что, как оно проливает дождь, он,

распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание

живых существ. На этой ступени бодхисаттва становится

уже Майтреей, который ожидает своего часа на небе туши-

та, чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение

адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства

над «обычными людьми», завершается полнотой

самообожествления и восседанием на небесных престолах. Это и

является реальной целью сотериологии махаяны,

средствами осуществления которой служат все перечисленные

этические и «дианоэтические» добродетели.

Символика иерархии ступеней продвижения адепта «пути

бодхисаттвы» нашла отражение и в буддийском зодчестве.

Так, знаменитый храм архитектурного комплекса Боробу-

дур (Центральная Ява), датируемый 8—9 вв., состоит из

основания (символизирующее мир), над которым надстроены

шесть квадратных платформ (первые

уровни-совершенства), а над ними три круглых (высшие

уровни-совершенства), завершающиеся ступой (последняя ступень

«небесного бодхисаттвы»). Последовательность ярусов совершенства

должна внушать каждому адепту мысль, что он тоже может,

начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым

божеством, способным «дождить» свои милости на землю,

если только будет правильно работать с хорошими

«учебными пособиями». Поэтому с т. зр. религиоведческой

компаративистики, буддийская «линейная» иерархия ступеней

совершенства составляет прямую инверсию христианского

пути восхождения (изложенному также в иерархической

последовательности добродетелей, напр., в «Лествице»

Иоанна Синайского), где считается, что реальные достижения

обратно пропорциональны «ступенькам» самооценки, а

эйфорические высоты последней прямо пропорциональны

степени человеческого падения.

Лит.: Day al H. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Literature. L.,

1932; Ольденбург С. Ф. Буддийский сборник «Гирлянда джатак» и

заметки о джатаках. — «Записки восточного отделения

императорского русского археологического общества», 1893, т. 7;

Игнатович Л. И. «Десять ступеней бодхисаттвы» (на материале сутры

«Цзиныуанмин цзуйшэ ваншин»). — В кн.: Психологические

аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.

В. К. Шохин

БОЖЭ СЮЭ— китайское учение махаяны о «высшей

мудрости» (санскр. праджня, кит. божэ) как одной из шести

«переправ» — парамит (кит. боломидо), позволяющих

достичь «другого берега» — нирваны (кит. непань). Появилось

в конце эпохи Восточная Хань (25 — 220) и было связано

с деятельностью монахов — переводчиков парамитской

литературы, прибывших в столицу Лоян из государства Юэч-

жи (Кушанского царства). Среди них наиболее известны

Чжичэнь (Локакшема), Чжилян, Чжицян (т. н. «Три Чжи»

—Сань Чжи). Наибольшее распространение это учение

получило в Южном Китае в эпоху Вэй-Цзинь (3 — 5 вв.).

Основным положением божэ сюэ было деление вещей на

«чувственно воспринимаемые» и «умопостигаемые».

Первые относились к материальному миру, вторые — к миру

ментальных сущностей, но и те, и другие рассматривались

как иллюзорные, имеющие одинаково «пустотную» (кун,

санскр. шунья) природу. Наивысшего развития божэ сюэ

достигло в учении Сэнчжао (384—414), изложенном в его

трактате «О пустотности нереального» (Бу чжэнь кун лунь):

«Высшая пустота, которая не рождается [и не умирает],

непостижимым образом отображается в глубочайшем зеркале

мудрости-праджни и есть предельный источник

наличествующих вещей. Тот, кто не обладает высшей силой ума,

свойственной мудрецам, не в состоянии постичь духом то,

что не наличествует и не отсутствует. Ибо настоящий

человек

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн