Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

(чжи жэнь) проникает умом и духом в беспредельное,

где его ум недоступен ограничениям [налагаемым

утверждением или опровержением чего-либо], а его зрение и слух

обретают способность видеть и слышать без ограничений,

налагаемых внешними звуками и формами. Разве это

происходит не оттого, что он постиг изначальную пустотность

всех вещей и явлений, так что этим вещам уже не под силу

обременять собой его абсолютно ясный ум-сознание».

Мнение об общности для этой эпохи понятийного аппарата

буддизма и т. н. «неодаосизма» с его «учением о

сокровенном» (сюань сюэ) представляется вполне обоснованным. В

более поздние эпохи божэ сюэ оказало серьезное влияние

на различные махаянские школы Китая, в первую очередь

на мадхьямику (см. Санлунь школа).

Г. А. Тканенко

БОЗАНКЕТ(Bosanquet) Бернард (14 июня 1848, Рок-

Холл, Нортамберленд, Великобритания — 8 февраля 1923,

Лондон) — британский философ, представитель

абсолютного идеализма. Профессор университета в Сент-Эндрюсе

(1903—08). В своих произведениях рассматривал

традиционную формальную логику как вспомогательную и узко

специализированную дисциплину, подчиненную

«универсальной логике», совпадающей с гносеологией и

объективно-идеалистической метафизикой (монистической

онтологией). Такая логика оценивалась им как основной

путь к пониманию «реальности, ценности и свободы».

Отталкиваясь от логического учения Гегеля, Бозанкет

подчеркивал системный характер истины как когерентности,

считал невозможным разделение формального и

содержательного аспектов мышления, признавал единство

индуктивных и дедуктивных выводов, а также критиковал

аристотелевскую силлогистику. В то же время Бозанкет придал

иррационалистические черты гегелевскому учению о

гибкости и взаимосвязи основных логических форм. Предмет

логики — анализ суждения как «тождества-в-различии»,

которое указывает на идеальное содержание реальности.

293

БОКЛЬ

Всеобщность и единство природы, по Бозанкету, создаются

духом, который, в свою очередь, зависит от природы,

дающей духу его конкретное содержание. Познание Бозанкет

трактовал как переход от изолированных эмпирических

данных и простейших видов суждений к постижению

конкретно-всеобщего единства и непротиворечивой системы,

т.е. «Абсолюта». Понятию «Абсолюта» Бозанкет часто давал

этическое и теистическое истолкование, а также использовал

его для обоснования своей теории государства. Согласно ему,

национальное государство является наивысшей ценностью и

совершеннейшим индивидом, обладающим неограниченной

властью по отношению к отдельным гражданам и

формирующим их социальную мораль. Политическое учение Бозан-

кета обосновывало под видом «гармонии» целого и частей

абсолютное превосходство государства над личностью. Он

также занимался историей эстетической мысли.

Соч.: Essentials of Logic. L., 1895; The Philosophical Theory of the

Slate. L„ 1899; A History of Aesthetics. L.-N.Y, 1904; Logic. Oxf.,

1911; The Principle of Individuality and Value. L., 1912; The Meeting

of Extremes in Contemporary Philosophy L., 1921; Основания

логики. М., 1914.

Лит.: Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX

века. М., 1973, гл. 2; Киссель М. А. Концепция диалектической

логики Б. Бозанкета. — В кн.: Историко-философский

ежегодник. М., 1986; Hobhouse L. T. The Metaphysical Theory of the State.

L., 1918; BosanquetK Bernard Bosanquet. L., 1924; Pfannensull В. B.

Bosanquefs Philosophy of the State. Lund, 1936; Milne A /. M. The

Social Philosophy of English Idealism. L., 1962, ch. VIL

А. Ф. Грязное

БОКЛЬ(Buckle) Генри Томас (24 ноября 1821, Ли,

графство Кент —29 мая 1862, Дамаск) — английский историк,

теоретик истории. Родился в семье состоятельного

лондонского купца. В детстве отличался успехами в

математике и шахматах, с 13 лет занялся самообразованием. Рано

увлекся политикой, в спорах вокруг свободной торговли и

покровительственных пошлин занял сторону

аристократов против «мещан». В возрасте 18—19 лет Бокль задумал

написать историю человеческой цивилизации, много

читал, около полутора лет путешествовал по Европе, изучая

языки; к 25 годам знал 19 языков, свободно читал на них.

Из путешествия вернулся радикалом.

Бокль начал работать над историей цивилизации ранее

1850. Со временем изменил замысел и решил ограничиться

историей цивилизации в Англии. Бокль считал, что

история Англии обладает особым достоинством, поскольку

англичане менее других народов подвергались действию

двух главных источников вмешательства: фанатизма и

влияния иностранцев. В 1856 была готова рукопись 1-го

тома задуманного труда. Помимо методологических глав

1 -й том содержит очерк истории умственного движения в

Англии с 14 до конца 18 столетия и более подробную

умственную историю Франции того же периода.

Издательство посчитало труд недостаточно интересным, и он был

опубликован в 1858 за счет автора. Через год книга была

переведена на все европейские языки, за исключением

турецкого и испанского. Несмотря на сдержанность

критиков, отметивших чрезмерную грандиозность плана,

атеизм и «безнравственность» Бокля, успех книги у публика

(в т. ч. материальный) был очевиден. 19 марта 1859 Бокль

выступает с единственной в своей жизни лекцией,

посвящая ее влиянию женщин на прогресс знаний. Он

доказывает, что женщина инстинктивно предпочитает дедуктивное

мышление индуктивному и, влияя на мышление мужчин,

способствует научному прогрессу. В 1861 вышел 2-й том

«Истории цивилизации в Англии», содержащий очерк

умственного движения в Испании с 5 до середины 19 в., очерки

о состоянии (до 14 в., в 15—18 вв.) и умственном движении

в Шотландии (17—18 вв.). 20 октября 1861 Бокль отбыл

пароходом для отдыха в Александрию, после путешествия по

Египту и Палестине отправился на Синай, тяжело заболел

и умер в Дамаске.

В духе времени, когда человечество рассматривалось как

естественное явление, Бокль стремился дать истории

естественно-научный фундамент. Он ставил перед собой

двойственную задачу: с одной стороны, написать историю

цивилизации, с другойсоздать философию истории,

основанную на изучении деталей, из которых вырисовывались

бы законы истории, общие причины событий. Из

предшественников Бокль особенно высоко ценил Монтескье,

отмечая, что тот ввел полное отделение биографии от истории

и, исследуя связи между социальными условиями страны и

ее законодательством, обратился к помощи естествознания.

Вслед за Монтескье Бокль стремился сделать из истории

естественную историю. Как и Конт, Бокль признает

главенствующую роль развития идей и знаний в развитии общества,

но, в отличие от Конта, делает обобщения на основе анализа

обширного материала. Различны и практические выводы:

Конт видит спасение в сильной центральной власти, Бокль

выступает против духа излишней опеки (централизации),

полагая, что она приводит к задержке умственного развития

и цивилизации; по мнению Бокля, чрезмерный контроль

препятствует нормальной жизни общества. Ключом и

основанием истории Бокль считает уверенность в

«правильности» нравственных явлений, в том, что действия людей

не бывают непоследовательными, но всегда вытекают из

предшествовавших им причин и, несмотря на кажущуюся

произвольность, являются частью всеобщего порядка.

Граница между двумя главными «отраслями исследования»,

естествознанием и историей, является искусственной,

поскольку человек постоянно сталкивается с внешним миром

и поскольку должна существовать связь между действиями

человека и законами природы. История должна заниматься

действиями людей — результатами столкновения явлений

внешнего и внутреннего мира, а историки должны стать

посредниками между естествоиспытателями и

моралистами и теологами. Бокль ввел в историю данные статистики и

политической экономии, доказывая с их помощью

положение о несвободе человека и о причинной обусловленности

человеческих поступков. В нравственных действиях людей

Бокль видел продукт предшествующих обстоятельств. По

его мнению, хотя чувства и страсти играют определенную

роль в поступках человека, в совокупности действий

человеческого рода их роль сглаживается в результате их

столкновения с чувствами и страстями других людей, и поэтому

действия человечества как целого зависят единственно от

суммы знания, которым люди обладают.

Вслед за Монтескье Бокль утверждает, что человек

подвергается влиянию четырех естественных факторов:

климата, пищи, почвы и общего вида природы. Бокль признает

важность для развития общества распределения богатств,

утверждая, что при прочих равных условиях исследование

294

БОЛИНГБРОК

распределения богатства есть исследование распределения

силы. Бокль полагал, что политико-экономическое

исследование зависимости заработной платы от численности

населения, соотношения между ростом народонаселения,

средств производства и голодом и др. чрезвычайно важно

для понимания истории, поскольку позволяет понять

важность потребности человека в пище и одежде, а значит, и

широкое движение за «реабилитацию плоти». По Боклю,

политическая экономия позволяет связать физические

явления с законами неравного распределения богатств и тем

самым объяснить общественные проблемы. Но центром

исследования Бокля является все же умственное развитие,

которое, по его мнению, определяет развитие цивилизации,

поскольку все изменения в жизни образованного народа

зависят от количества знаний, какими владеют наиболее

развитые люди, от характера и направления этих знаний, от их

распространенности и свободы, с какой они проникают во

все классы общества. При этом первенствующую роль

играют именно умственные законы, нравственным же Бокль

отводит второстепенную роль, считая их косными и

связанными с обычаем. В конечном счете Бокль сводит свою

философию истории к четырем основным положениям: 1)

прогресс человечества зависит от успешности познания

законов явлений и от меры распространенности знания этих

законов; 2) такому познанию всегда должен предшествовать

дух скептицизма, который сначала помогает исследованию,

а после развивается им; 3) открытия, делаемые т. о.,

усиливают влияние умственных истин и относительно ослабляют

действие нравственных, потому что нравственным истинам

более свойственно состояние застоя и они гораздо слабее

развиваются, чем умственные; 4) задержка этого движения,

а следовательно, и цивилизации вызывается духом

излишней опеки со стороны государства.

Соч.: History of Civilization in England, v. 1—3. L., 1872;

Miscellaneous and Posthumous Works, v. 1 — 3. L., 1872; в рус. пер.:

Влияние женщины на успехи знания. СПб., 1864; Этюды. СПб.,

1867; История цивилизации в Англии, пер. с англ. К. Бестужева-

Рюмина, т. 1—2, СПб., 1863—64; История цивилизации в

Англии, пер. с англ. А. Н. Буйницкого и Ф. Н. Ненарокова, т. 1—2.

СПб., 1863-64.

Лит.: Соловьев Е. А, Г. Т. Бокль, его жизнь и научная деятельность.

СПб., 1895.

И. В. Борисова

БОЛДЫРЕВДмитрий Васильевич [20 апреля (2 мая) 1885,

Петербург — 12 мая 1920, Иркутск] — русский философ,

писатель, публицист. Окончил историко-филологический

факультет Петербургского университета, в 1918 переехал в

Пермь, получив должность доцента местного

университета, затем в Омск, где возглавил пресс-бюро при

правительстве Колчака. Был арестован революционными властями

и умер в заключении от тифа. Разработал

теоретико-познавательную концепцию «объективизма», близкую

интуитивизму Н. О. Лосского и С. Л. Франка. Опираясь на

некоторые идеи Демокрита и Плотина, пытался дать

антисубъективистское истолкование проблемы отношения

«знания» и «бытия», полагая, что между этими сторонами

действительности «нет разницы по существу», ибо

«познавательный образ есть тот же предмет, только в

ослабленной степени» своих излучений и вибраций, заполняющих

Вселенную и остающихся даже после гибели их

макроисточника. Поэтому независимо от наших

противоречивых мнений о мире он един, абсолютен и познаваем

«в своих подлинных качествах». Внесубъектные, «вне-

телесные» содержания знания (первичные и вторичные

качества, воспоминания, а также фантазии и логические

абстракции) Болдырев называл «представлениями». В них

«бытие» явлено нашему я «таким, каким оно существует».

Ощущения —всецело внутрителесные состояния (голода,

озноба, усталости и пр;). Солипсизм рождается от

смешения с ними вторичных качеств. Чувство, мысль и воля

(сфера психического) трактовались им как своеобразные

эпифеномены, в основе которых лежит конкретный тип

координации «ощущения и представления». Так, мысль

— это «сопряженность», «со-знание» посредством акта

внимания познающего я с предметом познания,

локализуемое в области головного мозга и органов восприятия. В

своих политических воззрениях Болдырев был

сторонником концепции православно-монархической теократии,

особенностью которой являлась идея не политического, а

«духовного» руководства Церкви, отделенной от

государства, и подчинения «царства» не первосвященнику, а

соборному священству.

Соч.: Огненная купель. — «Русская мысль», 1915, № 11; № 12;

Знание и бытие. Харбин, 1935.

Лит.: Лососий Н. О. Предисловие. — В кн.: Болдырев Д. В. Знание

и бытие. Харбин, 1935.

Н. Старченко

БОЛИНГБРОК(Bolingbroke) Генри Сент-Джон (10 октября

1678, Лондон —12 декабря 1751, Бэттерси) — английский

политический деятель, философ-деист. Один из лидеров тори

в правление королевы Анны. В 1704—08 военный министр,

в 1710—14 министр иностранных дел. В 1714 возглавлял

кабинет. В 1715 был обвинен в подготовке заговора в пользу

Стюартов и эмигрировал во Францию. Дружил с

Вольтером, посвятившим ему трагедию «Бруг». В 1723 вернулся на

родину, но политическая карьера была для него закрыта. В

1725 стал вдохновителем создания журнала оппозиции «The

Craftsman», а затем его постоянным автором. Основные

положения политической философии Болингброка включают

концепцию «свободной системы правления»

«короля-патриота», «теорию международных отношений государств». В

«Идее о короле-патриоте» (The Idea of a Patriot King, 1749)

Болингброк видит государство как прочный национальный

союз во главе с мудрым и справедливым королем. Единство

должно цениться выше партийных привязанностей, дух

нации должен пересиливать «дух партии»

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн