Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

и единое государство

должно обеспечивать «личную безопасность» и

«общественное спокойствие» всех граждан, давая им «богатство, власть

и славу». В «Письмах об изучении и пользе истории» (1752,

рус. пер. 1978), адресованных реальному лицу — лорду Кор-

нбери, Болингброк излагает свое понимание истории не

как исторического процесса, а гл. обр. как сферы духовной

деятельности человека. Изучение истории должно иметь

целью воспитание «в нас личной и общественной

добродетели». Болингброк считает необходимым различать

достоверность исторического факта, с одной стороны, и

историческую истину (в философском плане) — с другой. Важен

именно «философский урок», заложенный в историческом

повествовании. История не должна копировать методы

философии, у нее собственные методы анализа

источников, но при этом историческое рассмотрение не должно

295

БОЛОТОВ

ограничиваться частными профессиональными задачами,

но должно включать и общефилософские задачи.

«История — это философия, которая учит с помощью примеров,

как вести себя в любых обстоятельствах частной и

общественной жизни» («Письма», 1978, с. 25).

Провозглашая себя деистом, Болингброк критически

оценивал Священное Писание и деятельность Церкви, но

не разделял атеистического мировоззрения, полагая, что

для общества религия необходима. Он был убежден в том,

что «урок умеренности», которому учит история, является

благом «на всех уровнях», от мировоззренческих принципов

до политики и жизненных установок. На могиле философа,

согласно его завещанию, были начертаны слова: «Здесь

покоится человек, который был военным министром и

государственным секретарем при королеве Анне и чем-то

большим в последующие годы».

Теоретическое наследие Болингброка оценивается

противоречиво, ведутся дискуссии о его роли в создании теории

разделения властей и беспартийного правительства.

Болингброк оказал влияние на литературу английского

Просвещения; Дж. Свифт и А. Поп были его личными друзьями.

Соч.: Works, v. 1-4. L., 1964.

Лит.: Просветительское движение в Англии, под ред. H. M.

Мещеряковой. М., 1991; Культура эпохи просвещения. М., 1993,

с. 97-100.

Т. П. Павлова

БОЛОТОВАндрей Тимофеевич [7 (18) октября 1738, село

Дворяниново Каширского уезда Тульской губернии — 4(16)

октября 1833, там же] — русский государственный деятель,

философ, агроном, основатель отечественной помологии. С

1755 на военной службе, участвовал в сражениях

Семилетней войны. Во время оккупации Кенигсберга рус. армией

познакомился с идеями нем. философов (И. Готшеда, И. Г.

Зульцера, X. А. Крузиуса). В 1762 выходит в отставку и

уезжает в свое имение Дворяниново. Деятельно участвует в

переписке с Вольным экономическим обществом, от которого

трижды удостаивается наград за свои сочинения. С 1794 —

почетный член Саксонского королевского экономического

общества, с 1828—почетный член Московского общества

сельского хозяйства. Занимался издательской

деятельностью, выпускал журналы «Сельский житель» (1778—79),

редактировал «Экономический магазин» (1778—89),

издаваемый Н. И. Новиковым, с которым у Болотова

установились дружественные отношения. Тем не менее он отвергал

масонскую идеологию, стал одним из первых ее критиков.

Философский интерес представляют духовные

стихотворения 90-х гг., а также его первое опубликованное

сочинение «Детская философия, или Нравоучительные разговоры

между одною госпожою и ее детьми» (1776—79).

Антропологические и этические взгляды Болотова нашли отражение

в труде «Путеводитель к истинному человеческому счастию,

или Опыт нравоучительных и отчасти философических

рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах

к приобретению оного» (1784). Тяга его к вопросам морали

в значительной степени объясняется влиянием датского и

немецкого просветителей Л. Гольберга и И. X. Готшеда; в

натурфилософии популяризировал идеи И. Г. Зульцера.

Духовная эволюция Болотова завершилась на

консервативно-теологических взглядах X. А. Крузиуса. Основной

задачей философии считал согласование достижений науки

с догматами христианства, что возможно и при увлечении

естествознанием. Итоговое произведение «Жизнь и

приключения Андрея Болотова, описанные самим им для

своих потомков 1738—1793» (опубликовано в 1870—73)

является ценным источником для изучения быта и нравов

елизаветинского и екатерининского времени.

Соч.: Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт

нравоучительных и отчасти философических рассуждений о

благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного.

М„ 1784,ч. 1-3.

Лит.: Шкловский В. Б. Краткая и достоверная повесть о дворянине

Болотове. — «Красная Новь», 1928, кн. 12; Морозов Я., Кучеров А.

Болотов — публицист. — Литературное наследие. М., 1933, № 9 — 10;

Водовозов Н. В. А. Т. Болотов — писатель XVIII в. — В кн.: Русская

классическая литература. М., I960: Бердышев А. П. А. Т.

Болотов. М., 1983.

А. В. Панибратцев

БОЛЬНОВ(Bollnow) Otto Фридрих (14 марта1903,

Штеттин — 7 февраля 1991, Тюбинген) — немецкий философ,

педагог, продолживший традиции философии жизни. Начинал

как физик, защитив в 1925 диссертацию у М. Борна, затем

обратился к философии, став учеником Г. Ноля и Г Миша,

после 1927 —М. Хайдеггера. Испытал влияние Гамана, Гер-

дера, Гете, Песталоцци, Дильтея. В 1953—70 профессор в

Тюбингене. В 1983 —91 —один из соиздателей «Дильтеев-

ского ежегодника» (Dilthey-Jahrbuch). Автор работ по

проблемам философской антропологии, этики, философии

жизни, экзистенциальной философии. В 1950—60 Больнов

обратился к проблемам философской герменевтики.

В первом наиболее значительном произведении —

монографии о Дильтее (Dilthey. Eine Einfuhrung in seine Philosophie.

Lpz., 1936) Больнов попытался изложить идеи Миша, а

также показать развитие философии жизни после Дильтея. Он

считает устаревшим противопоставление «естественных» и

«гуманитарных» наук (Natur- und Geisteswissenschaften):

развитие физики нач. 20 в. показало возможность применения

понятий, разработанных в гуманитарных науках, в науках

о жизни в естествознании. Для более адекватной

трактовки проблемы возникновения нового опыта,

модифицирующего имеющееся у человека целостное понимание мира

— «предпонимание», Больнов предлагает дополнить

дихотомию Хайдеггера «подручное» — «наличное» (см. Бытие-

в-мире) третьим моментом — качествами говорящего с нами

мира: вслед за Мишем и Гете Больнов полагает, что мир и

его веши обращаются к нам (sprechen zu uns), обладая

«направленной к нам» значимостью. В ряде работ он

анализировал отдельные феномены человеческой жизни

(благодарность, ирония, надежда, страх, стыд, отчаяние, уважение).

В «Добродетели надежды» (Tugend der Hoffnung, 1953) он

полемизировал с «Принципом надежды» Э. Блоха, считая,

что последний излишне опирался на возможности человека

и его доверие к собственным силам. В педагогических

трудах Больнов исходил из невозможности целостного образа

человека (такой образ был бы возможен только при взгляде

на отдельные аспекты человеческого бытия «извне»). В

силу этого наставник не должен заниматься воспитанием,

имея перед собой некую «цель» или «образец»;

утверждаемый Больновым принцип диалогического общения

не предо-пределяет, что человек есть и чем может стать. За-

296

БОНАВЕНТУРА

блуждения и ошибки человека — не случайность, а

выражение фундаментальной его черты, неизменного падения в

то, что Хайдеггер называл «неподлинностью». В философии

образования Больнов исходил из понятия

«педагогического отношения», осуществляя антропологический поворот в

педагогике.

Больнов сформулировал различие между философской

герменевтикой и герменевтической философией (к ней он

относил «Истину и метод» Гадамера), понимая последнюю

как деятельность по созданию общего герменевтического

метода, интерпретирующего действительность жизненного

мира в целом; герменевтическая философия исходит из

того, что в нашей жизни уже изначально всегда присутствует

понимание ее самой и мира.

Соч.: Dilthey. Lpz., 1936, 4 Aufl. Schaffhausen, 1980;

Existenzphilosophie. Smug., 1943, 8 Aufl., 1978; Rilke. Stuttg.,

1951, 2 Aufl. 1955; Die Lebensphilosophie. В.—Gott.-Hdlb.,

1958;-Philosophic der Erkenntnis, Bd. 1-2. Stuttg., 1970-75;

Die padagogische Atmosphare. Hdlb, 1964, 4 Aufl., 1970; Studien

zur Hermeneutik, Bd. 1-2. Freiburg-Munch., 1982-83.

Лит.: O.-F. Bollnow im Gesprach. Freiburg-Munch., 1983.

И. А. Михайлов

БОЛЬЦАНОБернард (Bolzano Bernard) (5 октября 1781,

Прага— 18 декабря 1848, там же) — чешский просветитель-

гуманист, теолог, философ и математик; член Чешского

королевского общества наук (1815). Окончил

философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского

университета, где занимал (1805—20) кафедру философии

религии, избирался деканом философского факультета.

Уволенный за «пропаганду свободомыслия» и лишенный

права публичных выступлений, Больцано последние годы

жизни отдал научным занятиям в области логики и

математики. Его главное логико-философское сочинение

«Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью

нового изложения логики с параллельным

ретроспективным вниманием к прежним авторам…» (Зульцбах, 1837) —

обширный четырехтомный труд по методологии точных

наук, логике и теории познания. Гносеология Больцано

рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание

динамического атомизма (простые субстанции,

взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение

об «истинах в себе»). Являясь противником психологизма

в логике, Больцано разграничивал логическое содержание

как объективную «материю» предложений (архетип всех

прошлых, настоящих и будущих логически правильных

суждений и умозаключений) от психологического акта

суждения как мыслительного процесса. Логическому

содержанию предложений — суждениям в собственном смысле

(Satze an sich) он приписывал идеальное существование и

в этой связи различал два вида объективного

существования: реальное — «непосредственно данное» (во времени и

пространстве) и нереальное, но возможное —

существование «в себе» (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве

основных в феноменологию). Тавтологичность

(тождественную истинность) законов логических Больцано выделял

из более общего понятия аналитичности, алогическое

следование (Ableitbarkeit) определял через «общезначимость

в моделях», т.е. как некоторое семантическое отношение

посылок и заключений к «действительности». Работая над

техникой доказательств в математическом

анализе, Больцано дал некоторые образцы

теоретико-множественных рассуждений (теорема о предельной точке,

понятие о сходимости ряда и др.). В «Парадоксах

бесконечного» (1851, рус. пер.: Одесса, 1911) он еще до Г.

Кантора начал исследования бесконечных множеств,

отстаивая, вслед за Лейбницем, объективность

актуально-бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности).

В социальной этике Больцано защищал идеи равенства и

прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и

гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано

утверждал в качестве высшего морального

основоположения («О наилучшем государстве» — О nejlepSim state…,

1832).

Соч.: Wissenschaftslehre…, Bd. 1-4, 2 ed. Lpz., 1929-31; Was ist

Philosophie? Wien, 1849; Mathematische und philosophische Schriften

1810-16, Bd. 1. Stuttg.-Bad-Cannstadt, 1977.

Лит.: Иуцубидзе Ш. Больцано и теория науки.— «Вопросы

философии и психологии», кн. 116—117. М., 1913; Кольман Э. Б.

Бернард Больцано. М., 1955; Фёдоров Б. И. Логика

Бернарда Больцано. Л., 1980; Колядко В. И. Бернард Больцано. М,

1982; Lebensbeschreibung des Dr. В. Bolzano mit einigen seiner

ungedruckten Aufsatze und dem Bildnisse des Verfassers, eingeleitet und

erlautert vom Herausgeber. Sulzbach, 1836 (автобиография); Molitor

A. Bernard Bolzano: Wissenschaft und Weltbild. W, 1949; Schoz H.

Wissenschaftslehre Bolzano.— «Archiv fur Philosophie», 1956; BergJ.

Bolzano’s Logic. Stockh., 1962; Winter E. Д Bolzano. Ein Lebensbild.

Sluttg.-Bad-Cannstadt, 1969; Bolzano-Symposium. Bolzano als Logiker.

W, 1974; Louzil J. Bolzano. Studie z ukazami z dila. Pracha, 1978.

M. M. Новосёлов

БОНАВЕНТУРА(Bonaventura), наст, имя Иоанн Фидан-

ца (ок. 1217, Баньореджо, Тоскана — 15 июля 1274, Лион)

философ-схоласт, богослов и мистик, «серафический

доктор» (doctor seraphicus). С 1235 учился в Парижском

университете, где в 1243 получил степень магистра искусств. В

1244 вступил в орден францисканцев. В 1254 стал магистром

теологии и до 1257 преподавал во францисканской школе

в Парижском университете. В 1257 был избран генералом

францисканского ордена. В 1273 стал кардиналом и

епископом Альбано. Принимал участие в подготовке и

деятельности 2-го (Экуменического) Лионского Собора,

посвященного примирению Западной и Восточной церквей (7 мая — 17

июля 1274). Канонизирован Римско-католической

церковью в 1482, учитель Церкви (с 1587).

«Путь души к Богу» (Itinerarium mentis in Deum) — одно из

главных сочинений Бонавентуры. Двигателем на этом пути,

который должен завершиться экстатическим созерцанием,

является вера, т.е. любовь и устремление к Богу,

проявляющиеся прежде всего в покаянии, молитве, милосердии

(добрых делах). В продвижении по пути к Богу принимает

участие и разум, но он может делать это, лишь опираясь на веру,

деятельность его не самодостаточна. Познание человеком

внешнего мира, в котором разум, используя способность

чувственного восприятия, с помощью абстрагирования

восходит к познанию общего, принципиально не может быть

завершено его собственными силами. Самое большее, к

чему может прийти естественный разум, — это к пониманию

необходимости существования первой причины всего

сущего, но эта Первопричина, Бог-Творец, непостижима для

естественного разума. И здесь вера выступает наставницей

разума: принимая открытое в Св. Писании, разум

удостоверяется, что мир, сотворенный Богом, есть развернутое

свидетельство о Творце. Тогда каждый фрагмент окружающей

297

БОНАВЕНТУРА

реальности осознается как «след Бога», поэтому, познавая

мир как символически говорящий о своем Создателе, мы

продвигаемся к Богу «по его следам» во внешнем мире. И

не только характеристики познаваемого, но и сам способ

познания оказывается доказательством его

существования. Таков первый шаг ума как участника в восхождении

человеческого духа к Богу

Еще более ясным свидетельством о Боге является сам

человеческий дух. Тройственный состав его, неразрывная

взаимосвязь трех его способностей — памяти, разумения

и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн