Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

что абсолютизируют затем многие направления и
творческие личности модернизма и постмодернизма.
Футуризм (от лат. futurum — будущее). Возник и
наиболее полно был реализован в изобразительном искусстве
и литературе Италии и России в период 1909-15. Главные
теоретики: Ф. Маринетти в Италии, В. Хлебников, А.
Крученых в России. Футуристы остро ощутили наступление
глобального кризиса в традиционной культуре в связи с
начавшимися научно-техническими и
социально-политическими революционными процессами. Они с
восторгом приняли их и, почувствовав, что эти процессы ведут к
сущностным изменениям в психосенсорике и менталитете
человека, попытались найти им художественные аналоги.
В революционно-техногенной действительности их
больше всего привлекали активное бунтарское действие,
революционные порывы, движение, скорость, энергетика.
«Раковую опухоль» традиционной культуры они призывали
вырезать ножами техницизма, урбанизма, анархического
бунтарства, эпатирующими художественными жестами.
Красоту футуристы видели во всех новациях технического
прогресса, в революциях и войнах и стремились выразить
ее в живописи путем создания напряженных
динамических полуабстрактных полотен. В них симультанно — один
на другой, как кадры кинопленки — накладываются
различные временные фазы движущегося объекта;
энергетические поля или состояния души передаются с помощью
абстрактных лучащихся, динамически закручивающихся
цветоформ; бунтующие массы ассоциируются с острыми
яркими клиньями, прорывающимися сквозь бурлящие
цветовые пространства и т. п. Футуристов очаровывали шумы
новой техники (гудки паровозов и клаксонов, рев
моторов), и они манифестировали попытки передать их чисто
зрительными средствами, используя эффект синестезии.
В скульптуре стремились объединить пластические
формы с цветом, движением, звуком, предвещая появление
кинетизма; использовали в коллажах нетрадиционные
материалы (стекло, кожу, обрывки одежды, осколки зеркал
и т. п.), став предвестниками попарта. Ряд работ
итальянских футуристов носил ярко выраженные
космогонические черты (У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини). В
России футуристические тенденции в живописи наиболее
полно реализовали М. Ларионов, Н. Гончарова (в лучизме)
и К. Малевич (в кубофутуристических композициях).
Футуристы в литературе (А. Крученых, В. Хлебников, В.
Маяковский, В. Каменский) бунтарски вводят новые
принципы организации текста, основанные на смысловых
парадоксах, композиционных «сдвигах», специфической
тонике, алогичных конструкциях, графической семантике
текста, использовании бытовой и фольклорной
архаической лексики и т. п. Занимаются активным
словотворчеством — создают «заумь», значение которой объясняют
стремлением выявить глубинный смысл абстрактных
фонем и построить на них новый художественный язык,
адекватно выражающий сущность новых реальностей.
Футуристы одними из первых поставили вопрос об активном
участии искусства в революционном преобразовании
жизни, создании нового, предельно технизированного мира,
о выведении творчества за пределы искусства в жизнь.
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главные
теоретики и практики — В, Кандинский, П. Мондриан.
Абстракционизм отказался от изображения форм визуально
воспринимаемой действительности, от изоморфизма и
ориентировался исключительно на выразительные,
ассоциативные, синестезические свойства цвета,
неизоморфных абстрактных цветоформ и их бесчисленных сочетаний.
Первые абстрактные работы были созданы в 1910
Кандинским. Эстетическое кредо абстрактного искусства,
изложенное в его книге «О духовном в искусстве» (1910) и в
ряде других работ, сводится к тому, что отказ от изображения
внешних, видимых форм предметов позволяет художнику
сосредоточиться на решении исключительно живописных
задач гармонизации цвета и формы, через посредство
которых духовный космос вступает в контакт с реципиентом.
Фактически Кандинский на новом уровне возвращается
к идеям платоновско-неоплатонической эстетики.
Живопись уподобляется им музыке в ее абсолютном значении,

30

АВАНГАРД
и главную ее цель он усматривает в выражении на холсте
или листе бумаги музыки (звучания) объективно
существующего Духовного. Художник в понимании Кандинского
является лишь посредником Духовного, инструментом, с
помощью которого оно материализуется в
художественных формах. Поэтому абстрактное искусство не является
выдумкой современных художников, но исторически
закономерной формой самовыражения Духовного,
адекватной своему времени. Абстракционизм развивался по двум
основным направлениям: а) гармонизации аморфных
цветовых сочетаний; б) создания геометрических
абстракций. Первое направление (ранний Кандинский, Ф. Купка
и др.) довело до логического завершения поиски фовис-
тов и экспрессионистов в области «освобождения» цвета
от форм видимой реальности. Главный акцент делался на
самостоятельной выразительной ценности цвета, его
колористическом богатстве и синестезических обертонах, на
музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с
помощью которых искусство стремилось выразить глубинные
«истины бытия», а также лиризм и драматизм
человеческих переживаний, напряженность духовных исканий и
т. п. Второе направление создавало новые типы
художественного пространства путем сочетания всевозможных
геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и
ломаных линий. Главные представители — Малевич периода
геометрического супрематизма, участники голландской
группы «Де Стейл» (с 1917) во главе с Мондрианом и Т.
Ван Дусбургом, поздний Кандинский. Голландцы
выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую
«случайности, неопределенности и произволу природы»
«простоту, ясность, конструктивность, функциональность»
чистых геометрических форм, выражавших, по их мнению,
космические, божественные закономерности Универсума
(Ван Дусбург). Мистическая простота оппозиции
«горизонтальвертикаль», согласно Мондриану ставшая
основой всего его творчества зрелого периода, при
использовании определенных локальных цветов дает бесконечные
возможности достижения визуальных пропорций и
равновесия, которые имеют духовно-этическую сущность.
Мондриан и его коллеги впервые в истории искусства
сумели достичь равновесия художественных масс с помощью
асимметричных построений, что дало мощный импульс
архитектуре, прикладному искусству, дизайну 20 в.
Согласно абстракционистам, концентрация эстетического
в абстрактных цветоформах, исключающих какие-либо
утилитарно-бытовые ассоциации, выводит зрителя на
прямой глубинный контакт с чисто духовными
сферами. В этом плане многие произведения абстракционизма
(особенно работы Кандинского, Малевича, М. Ротко,
отчасти Мондриана) могут служить объектами медитации и
посредниками в других духовных практиках. Не случайно
Малевич ощущал в своих работах близость к русской
иконе (см. Икона), а за его «Черным квадратом» укрепилась
репутация «иконы 20 века». Обозначение, данное
изначально с уничижительно-ироническим оттенком, хорошо
выразило суть этого феномена.
Конструктивизм. Направление, возникшее в России
(с 1913—14) в среде материалистически ориентированных
художников и архитекторов под прямым воздействием
технического прогресса и демократических настроений
революционной общественности. В дальнейшем получило
развитие и в западных странах. Родоначальником считается
художник В. Татлин, основными представителями в
России — А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья Стен-
берги, теоретиками — Н. Пуни, Б. Арватов, А. Ган; на
Западе — Ле Корбюзье, А. Озанфан, Ван Дусбург, В. Гропиус,
Л. Моголи-Надь. Традиционным художественным
категориям конструктивисты противопоставили понятие
конструкции, под которым в общем случае понимали некий
рационалистически обоснованный принцип
композиционной организации произведения, выдвигая на первое
место функциональность; однако единства в трактовке
термина не было. Конструктивизм представлен двумя
основными направлениями: отвлеченный конструктивизм,
близкий к геометрическому абстракционизму, не
преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно
решением художественных задач (развитие идущих от
кубизма тенденций поиска конструктивных законов формы,
пространства, внутренней архитектоники предмета и т. п.),
и «производственно-проектный», направленный на
художественное конструирование предметов утилитарного
назначения и блоков среды обитания человека. Последний
был тесно связан с архитектурой и промышленностью и
руководствовался задачей превращения искусства в
производство, а производства — в искусство. Термин «художник»
заменялся словом «мастер»; главными
профессиональными категориями становились технологичность,
функциональность, рациональность, практичность, тектонич-
ность, фактурность. Многие художники-конструктивисты
стали первыми профессорами в
художественно-производственных институтах (мастерских) — ВХУТЕМАСе
в России и «Баухаусе» в Германии. Конструктивизм стал
лабораторией для дизайна 20 в. и таких направлений в
искусстве, как кинетическое искусство, минимализм,
отчасти концептуализм.
Дадаизм. Термин (от франц. dada — детская лошадка, в
переносном смысле — все детское, лепет младенца) не имеет
в науке однозначного толкования применительно к
данному направлению. Дадаизм — одно из наиболее
бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее
пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой.
Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной
молодежи в разгар 1-й мировой войны, просуществовало
с 1916 по 1922. Главные теоретики и организаторы —
Т. Тцара и X. Балль. Своим предтечей дадаисты почитали
Марселя Дюшана, введшего в искусство т. н. готовые
изделия (ready-mades) — предметы обихода (велосипедное
колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве
равноценных и полноправных художественных произведений.
Скандальные акции, выставки (в т. ч. экспонирование
шокирующих обывателя объектов), манифесты дадаистов
отрицали и передразнивали все традиционные ценности
культуры и искусства, включая и достижения довоенного
авангарда (хотя они часто использовали многие приемы
ранних авангардистов). Среди творческих находок
дадаистов, унаследованных другими направлениями
авангарда (сюрреализмом, попартом, концептуализмом и др.), —
принцип стохастической (случайной) организации
произведений, метод «психического автоматизма» в творчестве,
активное использование при создании артефактов
содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших предметов
обихода.
Сюрреализм (франц. surrealisme, букв. — сверхреализм).
Возник во Франции в 1924 по инициативе А. Бретона,

31

АВАНГАРД
опубликовавшего «Манифест сюрреализма»; во многом
продолжил основные художественно-эстетические
тенденций дадаизма. Главные представители: Бретон, Т. Тца-
ра, П. Элюар, Л. Арагон, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массой,
Л. Бунюэль, С. Дали, X. Миро и др. Завершил свое
официальное существование со смертью Бретона (1966), хотя
отдельные мастера работают в сюрреалистском духе до конца
20 в. Эстетика сюрреализма опирается на идеи
романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и
некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные
учения; отдельные положения теоретиков сюрреализма
перекликаются с идеями дзэн (чань)-буддизма. Эстетика
сюрреализма была изложена в «Манифестах» Бретона и в
ряде других программных сочинений. Сюрреалисты
призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого
духа от «оков» сциентизма, логики, разума, морали,
государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими
как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации,
закрепостившей с их помощью творческие возможности
человека. Подлинные истины бытия, по мнению
сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного, и искусство
призвано вывести их оттуда, выразить в своих произведениях.
Художник должен опираться на любой опыт
бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации,
бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста,
мистические видения и т. п.; «с помошью линий,
плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по
ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и
Вечного» (Г. Арп). Основа творческого метода сюрреализма, по
определению Бретона («Манифест сюрреализма», 1924), —
«чистый психический автоматизм, имеющий целью
выразить устно или письменно, или любым другим способом
реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне
всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни
было эстетических или нравственных соображений…
Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на
ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без
внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли.
Он стремится разрушить другие психические механизмы и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн