Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

воли — указывают по аналогии (подобно тому как образ

указывает на прообраз) на единство трех ипостасей

Троицы. Однако самым отчетливым свидетельством о Боге

является человеческий дух не в его обычном состоянии,

когда он может лишь констатировать наличие своих

способностей, а сам искажен страстями, но когда он

преобразуется благодатью, являя подобие внутрибожественной

жизни.

Обращаясь к поискам свидетельств о Боге в собственно

интеллектуальной сфере (это высшая, непосредственно

предшествующая экстатическому единению с Богом

ступень продвижения ума к Богу), Бонавентура предлагает

вариант онтологического доказательства бытия Бога. Он

задается вопросом: может ли разум, просветленный верой,

иметь представление о чистом бытии, бытии как таковом,

которое присуще только Богу? Чистое бытие, утверждает

он, и есть собственный объект нашего интеллекта; это

первое, ближайшее, что доступно разумению: всякое

частное бытие понимается только потому, что нам известно

бытие как таковое. Но наш ум не сознает этого, подобно

тому как глаз, различающий при свете цвета, формы и

т. п., самого света видеть не может.

Доктрина творения Бонавентуры характеризуется эк-

земпляризмом — представлением, что все сотворенное

имеет в Боге свои прообразы (exempla), идеи,

существующие во втором Липе Троицы, в Боге Слове. Поскольку

Отец рождает Сына в вечном акте самопознания, то Сын

может быть назван мудростью Отца, через Слово (Логос)

проявляются все творческие возможности Бога. О Логосе

как принципе устроения мира учили и философы, но

полностью Логос открывается в начале Евангелия от

Иоанна, где он появляется как тот, через которого созданы все

вещи (т. е. как причина-образец) и кто просвещает всякого

человека, приходящего в мир: «Со своего трона на небесах

Христос учит нас изнутри» (In Hexaemeron, I, 13). Через

Христа осуществляется и возвращение всех творений к

Богу. Это возвращение (reductio) в случае низших

творений достигается в человеке и через человека, воздающего

хвалу Богу за творение, стоящее ниже его. Возвращение

самого человека, в свою очередь, становится возможным

во Христе. Ибо человек возвращается к Богу, живя

праведной жизнью (т. е. когда он находится в правильном

отношении к Богу), что выполнимо только благодатью Христа.

Ум человека является правильным (rectus), когда он обрел

истину, и прежде всего вечную истину. Его воля

правильна, когда она любит то, что действительно есть благо.

Проявление его силы правильно, когда оно является

продолжением управляющего могущества Божия. В результате

первородного греха челозек утратил эту троякую

правильность. Его интеллект, увлеченный пустым любопытством,

запутался в бесконечных сомнениях и бесплодных

противоречиях; его волей правят алчность и вожделение, в

реализации своих сил он стремится к автономии. Но хотя

человек утратил состояние изначальной справедливости,

он все-таки жаждет ее. Это стремление к бесконечному

благу проявляется в его беспрестанных поисках

удовольствий. Посредством веры и любви (при благодатном

содействии Христа) человек может возвратиться к Богу.

Согласно Бонавентуре, когда мы знаем некий внешний

объект, наш ум одновременно бывает просветлен, так что

он правильно судит об этом объекте, и потому находится

в согласии с собственной мыслью Бога об этом предмете.

Бонавентура считает, что интеллект может обращаться и

внутрь, размышляя о душе и ее стремлениях. Анализируя

подлинную природу объекта этих устремлений, ум

открывает Бога и себя самого как образ Бога. Используемый

при этом процесс рассуждения не является ни

дедуктивным, ни индуктивным; его Бонавентура и называет

«редукцией». В ходе редукции происходит все более глубокое

усмотрение Божественного присутствия в самом нашем

стремлении к истине и совершенному счастью. Всякая

область знания — дар свыше, от «Отца светов», и может быть

поставлена на службу теологии. Это тема трактата

Бонавентуры «О возвращении наук к теологии» (De reductione

artium ad theologiam).

Божественные идеи, существующие в Боге Слове, суть

знание Бога, и в этом смысле некое подобие Бога, — но

в этом знании провидятся и формы, умопостигаемые

сущности всего имеющего быть сотворенным; это

Божественное провидение несет в себе и творческую энергию,

действующую силу, которой творится мир. Богом

создается и подобающая материя, своя для телесных субстанций,

своя для умопостигаемых. Материя не является

абсолютно неопределенной и лишь пассивно принимающей

определяющую ее форму. В материю в акте творения вложены

семенные разумные причины, как бы непроявленные

зародыши будущих форм. Поэтому в материи есть

предрасположенность к форме. Всякая вещьрезультат действия

не одной, а ряда форм, последовательно определяющих

материю.

Внутренним стержнем учения Бонавентуры о мире

и о познании является доктрина Божественного

просвещения. Форма вещи, т.е. ее рациональный строй,

делающий ее постижимой для человеческого ума, обнаруживает

присутствие в ней «логоса», начала, сообщающего

порядок и определенность и познаваемого посредством умосо-

зерцания. Как глаз видит свет, так ум созерцает

умопостигаемые светы — логосы вещей. Но формы вещей являются

лишь отсветами того формообразующего

умопостигаемого Света, который сияет в Божественных идеях. Частные

светы — формы вещей — суть отражения, которые

устремляют ум человека к Логосу, Свету всех светов.

В трактате «Breviloquium» Бонавентура, объясняя видимую

вселенную, использует учение о свете Роберта Гроссете-

ста. Он различает свет (lux), сияние света (lumen) и цвет.

Первый есть основа субстанциальных форм; он делает

и земные, и небесные тела способными к

существованию и является источником их внутреннего динамизма.

Lumen — это невидимое излучение, источник которого

преимущественно в небесных телах, таких, как Солнце,

оно распространяется в промежуточной прозрачной среде.

Благодаря своей чистоте и сходству с духовным это

субстанциальное излучение предрасполагает тела к

получению формы жизни и действует как своего рода посредник

298

БОНХЁФФЕР

между душой и выводит они существуют как «семенные

причины».

Соч.: Opera omnia, 10 vol., Qunracchi, 1882-1902; Collationes in

Hexaemcron. Quaracchi, 1934; Questions disputees «De cantate», «De

novissimis». P., 1950; в рус. пер. — Путевддителъ души к Богу. М,

1993; О возвращении наук к теологии. Путеводитель души к Богу. —

«ВФ», 1993, №8.

Лит.: Bissen J. M. L’exemplarism divin scion s. Bonaventure. P., 1929;

Veuthey L. Sancti Bonaventurae philosophia Christiana. Rome, 1943;

De Benedictis M. M. The Social Thought of St. Bonaventure. Wash.,

1946; Gilson E. La philosophie de saint Bonaventure, 2 ed. P., 1953.

Spargo E. /. M. The Category of the Aesthetic in the Philosophy

of St. Bonaventure. N.Y., 1953; Prentice R. P. The Psychology of

Love According to St. Bonaventure. N.Y., 1957; Ratiinger J. Die

Geschichtstheologie des hl. Bonaventura. Munch.—Z., 1959; Bougerol

J. G. Introduction a l’etude de s. Bonaventure. P., 1961; Idem.

S. Bonaventure et la sagesse chretienne. P., 1963; Guardini R.

Systembildende Elemente in der Theologie Bonaventuras. Leiden, 1964;

Wiegels M. Zum Gedanken der Schopfung bei Bonaventura. Freiburg —

Munch., 1969; Quinn J. F. The Historical Constitution of St.

Bonaventure’s Phuosophy, 1973; Weber E.-H. Dialogue et dissensions

entre s. Bonaventure et s. Thomas d’Aquin a Paris (1252-73). R, 1974;

S. Bonaventura 1274-1974, ed. J. G. Bougerol, 5 vol. Roma, 1972-74.

В. П. Гайденко

БОНАЛЬД(Bonald) Луи-Габриель-Амбруаз (2 октября

1754, Муна — 23 ноября 1840, там же) — французский

философ и публицист. Выходец из дворянской семьи. В 1791

эмигрировал из Франции в Гейдельберг и затем в Констанц,

где в 1796 опубликовал 3-томную «Теорию политической и

религиозной власти в гражданском обществе» (Theorie du

pouvoir politique et religieux dans la societe civile, v. 1—3).

Возвратившись во Францию, был избран депутатом в период

Реставрации, членом Французской академии (1816), а в 1823

назначен пэром Франции.

Бональд придал консервативному традиционализму

схоластическую форму. В отличие от Ж. де Местра с его теорией

«экспериментальной политики», основанной на

наблюдении и исторических фактах, Бональд считал возможным

рационалистическое построение политической философии,

отвергая теории договора общественного и руссоистскую

гипотезу о естественном состоянии общества, в котором

человек якобы был счастлив и добр. Общество имеет

божественное происхождение, оно сотворено Богом, человек

создан для общества и полностью реализуется только в нем.

Индивидуализм — смертельная опасность для общества,

которое является реальностью трансцендентной по

отношению к индивиду. Человек должен укореняться в традиции,

передаваемой из поколения в поколение, такой традицией

•для Бональда является социальное христианстворелигия

общества, а не индивида. В противоположность

многочисленным проектам и претензиям человеческой воли на

создание лучшего социального и государственного устройства

Бональд утверждает существование одной-единственной

организации общества, которая выражает собой

божественную волю и не может быть кодифицирована в писанных

людьми законах и конституциях.

Исходя из этих принципов, Бональд отрицает идею прав

человека, провозглашенную Французской революцией. По

его мнению, единственным правом человека является

право быть управляемым, а король имеет только одно право

право управлять. Философия индивидуализма, характерная

для просвещения, приводит, по его мнению, лишь к ато-

мизации общества и разрушению его естественных

оснований. Именно такое общество породила Французская

революция. Первоочередной задачей для послереволюционной

Франции является, по Бональду, воссоздание органической

общности «мы», что было унаследовано «старым порядком»

из средневековья. «Мы» — это прежде всего семья, затем

производительные (ремесленные) корпорации и, наконец,

государство.

Власть целиком исходит от Бога и только делегируется

государю, она абсолютна по своему характеру, но в то же время

подчиняется законам. В отличие от де Местра Бональд не

признает власти Церкви над государством, хотя и допускает

привилегированное положение духовенства. Бональд

заложил основы органицистской и традиционалистской теории

общества, отголоски которой можно найти в творчестве Э.

Ренана, И. Тэна, И. Мораса и др.

Соч.: Recherches philosophiqes sur les premiers objets des connaissances

morale. P., 1818.

Лит.: Montesquieu L. Le realisme de Bonald. P., 1911 ; Maudit R. Les

conceptions politiques et sociales de Bonald. P., 1913.

Л/. M. Федорова

БОННЕ(Bonnet) Шарль (13 марта 1720, Женева —20 мая

1793, там же) —швейцарский естествоиспытатель и

философ. Член Парижской АН, почетный член Петербургской

АН. Доктор права, от занятий юриспруденцией перешел

к зоологии. Сторонник преформизма: согласно

созданному им на основе представлений Лейбница об иерархии

монад учению о «лестнице существ», развитие мира идет

непрерывно; в нем не возникает ничего нового, ибо все, что

происходит, уже содержалось в зародышах (реально, а не

потенциально). В мире существует определенная градация

сложности и «совершенства»: неорганические тела, живые

организмы, «сверхъестественные» существа (ангелы,

серафимы). В теории познания примыкал к сенсуализму Логоса

и Коудильяка, Утверждал, что все психические движения

человека ведут начало из чувственных ощущений, а память

и представления зависят от движений мозга. Душа и тело

относятся друг к другу не как causae efficientes

(действующие причины), но как causae occasionalis (побудительные

причины) (см. Окказионализм): душа не может стать

деятельной без содействия тела. Естественно-научные

взгляды Бонне оказали большое влияние на французских

материалистов.

Соч.: Oeuvres d’histoire naturelle et de philosophie, t. 1—8, Neuchatel,

1779-83.

Лит.: Лункевич В. ? От Гераклита до Дарвина, т. 2. М., 1960;

Кузнецов В. И. Французский материализм XVIII в. М., 1981;

Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1983;

Les materialisies francais de 1750 a 1800, Textes choisis et presentes

parR. Desne. P., 1965.

И. А. Андреева

БОНХЁФФЕР (BonhoefTer) Дитрих (4 февраля 1906, Бре-

слау — 9 апреля 1945, концлагерь Флоссенбург) —

протестантский богослов. Изучал теологию в Гёттингене и

Берлине, в Богословской семинарии в Нью-Йорке (1930).

В 1931—33 преподавал систематическую теологию в

Берлинском университете. С приходом Гитлера к власти

вынужден был прекратить преподавание. В 1933—35 Бонхёф-

фер становится пастором немецкой общины в Лондоне,

299

БОНХЁФФЕР

1935—37 руководил семинаром проповедников

«Исповедующей церкви» вплоть до ее закрытия. В 1943 арестован

как участник движения Сопротивления, в апреле 1945

казнен.

Главные работы Бонхёффера: «Творение и грехопадение»

(1934), «Следование за Христом» (1934), «Жизнь сообща»

(1939).

Развивая идеи «диалектической теологии», Бонхёффер

вслед за К, Бартом считал центральным в теологии

«обращенное к человеку Слово Бога», Откровение Бога в

Иисусе из Назарета, которое предполагает «веру» как решение

в ответ на это Слово — радикальное изменение жизни, а

не «религию», свойственную языческому сознанию

культовую объективацию бога и его откровения. Бонхёффер

солидаризировался с Р. Бультманом. о Боге, поскольку

он не является объектом, нельзя говорить в форме общих

предложений или общезначимых утверждений, которые

истинны без отношения к конкретной экзистенциальной

ситуации говорящего. Только Сам Бог в его обращенности

к человеку через откровение и действие является

предметом веры, а не теологические высказывания как таковые,

не культ, не отвлеченные догматические

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн