Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

конструкции. Но

в отличие от Барта и Бультмана Бонхёффер утверждал, что

верующий человек реализует свою христианскую

ситуацию в посюсторонней жизни, которая стала целиком

светской, т.е. не зависимой от Бога: человек привык вершить

свои дела без Бога, как если бы Бога не было.

Бонхёффер искал ответа на главный для него вопрос, чем

является христианство в секулярном мире, чем является

Христос для безрелигиозного человека, что значит быть

христианином сегодня? Об этом он напряженно

размышлял в заметках и письмах из тюрьмы, составивших в 1951

книгу «Сопротивление и покорность». Именно

изложенные в ней идеи оказали огромное воздействие на

христианскую мысль 2-й пол. 20 в., проложив путь от

диалектической теологии к новым направлениям протестантского

богословия, в первую очередь — к сложившейся в 1960-х гг.

«теологии смерти Бога», а в более широком плане — к т. н.

теологиям родительного падежа (Genitivtheologie):

теологии надежды, теологии истории, теологии революции и т. д.

Теология Бонхёффера представляет собой осмысление

опыта секуляризации в условиях кризиса модернистского

сознания. Она констатирует, что на протяжении

последних семи столетий человечество обретало все большую

независимость от Бога: Бога неуклонно вытесняли из науки,

искусства, даже этики; образование и политика

освободились от контроля церкви. Мир стал совершеннолетним.

В этом развитии Бонхёффер увидел не «отпадение от Бога»,

а возможность очищения веры от всякого демонизма, в том

числе демонизма религиозной интерпретации: осознавший

себя взрослым человек стоит перед Словом Бога без

посредника — «религии», которая есть не более чем

человеческие представления. Помимо единого Слова Бога никакие

другие образы; истины, события не могут быть признаны

в качестве откровения Бога — это все только человеческие

понятия, слова, выдаваемые за дарованные Богом, будь то

народность, идеализм, империя, класс, раса, вождь или

гуманизм и позитивистская научность. В этом суть

«безрелигиозного христианства», как его понимает Бонхёффер.

«Безрелигиозное христианство» — ответ на угрозу

христианскому существованию со стороны тоталитаризма. Для

Бонхёффера конкретно это те «немецкие христиане»,

которые в 1930-е гг. утверждали дарованный Богом порядок в

лице Нации, Расы и Вождя. Однако такая подмена веры

— лишь одно из проявлений интерпретации

христианства на основе «естественной теологии» и метафизики,

которая должна быть преодолена в целом. Религия

понимает трансцендентность Бога с позиций метафизики, что

делает Его абстрактным и далеким. Бонхёффер

интерпретирует трансцендентность Бога иначе: Боггрансцен-

дентен, но он существует в центре человеческой жизни, а

не за ее пределами. Именно поэтому христианин должен

научиться жить христианской жизнью в мире и говорить

о христианстве светским образом. Слово Бога призывает

человека не к тому, чтобы он обращался с надеждой и

мольбой к потустороннему и отворачивался от жизни,

но, напротив, к тому, чтобы он повернулся лицом к миру,

в котором живет, именно живя светской жизнью,

«участвовать в страданиях божьих». Следовать по стопам Иисуса

Христа — значит быть «человеком для других людей».

А поэтому оправдана и необходима светская

интерпретация христианства.

С метафизикой, по мнению Бонхёффера, связаны также

индивидуализм и партикуляризм «религиозной» версии

христианства. Если человек больше всего заботится о своей

личной духовности, если христианство обособляется в

одной сфере жизни, которая все больше сужается в ходе

секуляризации, то церковь предстает в качестве группы

индивидуалистов, больше всего озабоченных личным

спасением; христианская жизнь становится жизнью в

своеобразном гетто, оторванной от проблем реального мира.

Истинная церковь должна быть озабочена не своими

собственными религиозными проблемами, но служить миру.

Ставший совершеннолетним человек не нуждается в том,

чтобы изобретать доступным ему способом «гипотезы о

Боге», удваивая мир на посю- и потустороннее,

культивировать страдания для обоснования идеи личного

спасения. Спасение происходит по эту сторону границы смерти:

«У христианина, в отличие от верующих в мифы о

спасении, нет последней лазейки в вечность для избавления

от земных дел и трудностей, но, как Христос, он должен

сполна испить чашу земной жизни… Мир этот не может

быть снят до срока… Мифы о спасении рождаются из

пограничного опыта. Христос не настигает человека в

средоточии его жизни» (Сопротивление и покорность, письмо

от 26.06.1944).

Религия, в понимании Бонхёффера,

исторически-преходящий феномен — «мы движемся навстречу совершенно

безрелигиозному времени». Но конец религии не равнозначен

концу христианства, если оно преодолеет кардинальную

ошибку «религии» и не будет принимать «предпоследнее»

за «последнее», если повернется лицом к светскому миру и

активно включится в историческую драму утверждения

человечности, человеческих отношений между людьми. «Едва

ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение,

что можешь приносить какую-то пользу людям… В конце

концов именно человеческие отношения и есть самое

главное в жизни» (письмо 14.08.1944).

Соч.: Communio sanctorum. В., 1927; Akt und Sein. В., 1931;

Nachfolge. В., 1937; Gemeinsames Leben. В., 1938; Ethik. В., 1949:

Widerstand und Ergebung. В., 1951; Gesammelte Werke, Bd. I -IV. В.,

1958—61; в рус. пер.: Сопротивление и покорность, пер. А.

Григорьева. М., 1994.

Лит.: Барабанов Е. В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера.

Сопротивление и покорность. М, 1994, с. 3 — 24; Тараджа В. И.

300

«БОРЬБА ЗА ЛОГОС»

Дитрих Бонхёффер: сопротивление и покорность. — В кн.: От

Лютера до Вайцзеккера. Великие протестантские мыслители

Германии. М., 1994; Bethge Е. Dietrich Bonhoeffer. Theologe-Christ-

Zeitgenosse. Kaiser, 1967.

В. И. Гараджа

БОР(Bohr) Нильс Хенрик Давид (7 октября 1885,

Копенгаген — 18 ноября 1962, там же) — датский физик. В 1911

— 12 работал в Кембридже у Д. Д. Томсона, в 1911 — 13 — в

Манчестере у Э. Резерфорда. С 1920 — директор

созданного им Института теоретической физики в Копенгагене.

Бор принял «планетарную» модель атома, предложенную

Резерфордом, и представил в 1913 теоретическую

картину строения химического атома. При этом он сумел

объединить в одной картине строения атома три различных

феномена: 1) факт стабильности атомов; 2) известные к

тому времени спектральные закономерности, особенно

знаменитый закон Ритца, гласивший, что частота

спектральных линий может быть выражена разницей между

термами спектров, и 3) саму модель атома Резерфорда. За

создание квантовой теории планетарного атома Бор в 1922

был удостоен Нобелевской премии.

Философские воззрения Бора можно назвать

критическим реализмом — он никогда не оценивал физические

теории, в том числе и свои теоретические идеи, как

окончательные истины. 2?. Гейзенберг, ученик Бора, писал о своем

учителе: «Бор был прежде всего философ* а не физик; но

он знал, что в наше время натурфилософия обладает

силой лишь тогда, когда она до последних мелочей

подчиняется экспериментальным критериям истинности»

(Воспоминания о Нильсе Боре. — В кн.: Гейзенберг В. Шаги за

горизонт. М., 1987, с. 47). Первоначальная модель атома

Бора-Резерфорда вызвала не только прямые возражения,

но и обнаружила реальные трудности в ее теоретическом

осмыслении. Преодоление этих трудностей исторически

шло по трем направлениям: феноменологическому,

стремящемуся представить данные наблюдений в приемлемых

и общепонятных математических формулах;

математическому, для которого характерна разработка нового

формализма; и философскому, представленному воззрениями

Бора, который стремился к прояснению понятий,

позволяющих в конечном итоге описывать природные

процессы. Бор подчеркивал, что для описания внутриатомных

процессов необходим новый язык. Он был убежден, что

подлинное прояснение ситуации возможно только на

естественном языке. Бор хотел удержать в научном языке как

волновую, так и корпускулярную картину внутриатомных

явлений. Это убеждение привело его к формулировке двух

фундаментальных принципов — соответствия принципа и

дополнительности принципа. Бор понимал эти принципы

весьма широко, прослеживая их действие в самых

различных областях познания и деятельности. Он был убежден,

что в положении человека в обществе обнаруживаются

типично дополнительные стороны, связанные с

подвижной границей между оценкой человеческих ценностей и

общими положениями, на основании которых о них судят.

Бор писал: «Добиваясь гармонии человеческой жизни,

никогда не забывай, что на сцене бытия мы сами являемся

как актерами, так и зрителями» (Бор Н. Атомная физика и

человеческое познание. М., 1961, с. 113).

Соч.: Атомная физика и человеческое познание. М., 1961;

Избр. науч. труды, т. 1—2. М., 1970—71.

Лит.: Нильс Бор и развитие физики. М., 1961; Нильс Бор —жизнь

и творчество. М., 1967; Мур Р. Нильс Бор —человек и ученый. М-,

1969; КляусЕ. М., Франкфурт У. И. Нильс Бор. М., \У77\ Данин Д

Н. Бор, М., 1978.

И. Ф. Овчинников

БОРИСОВПетр Иванович [ 1800 — 30 сентября ( 12 октября)

1854, деревня Малая Разводная Иркутской губ.] — русский

философ, декабрист. Получил домашнее образование. С

1816 в армии, подпоручик (1825). Один из основателей

Общества соединенных славян и создателей его программных

и уставных документов. С марта 1825 председатель

Общества, в сентябре 1825 вместе с ним вошел в Южное общество

декабристов. В 1826—39 на каторге в Сибири, с 1839 на

поселении в Иркутской губернии. Философские взгляды его

формировались под влиянием сочинений Вольтера,

Гельвеция, Гольбаха. В Сибири, используя данные А. А. Дейхмана,

Г. В. Ольберса и др. естествоиспытателей, создал

оригинальную работу (позднее названную «О возникновении планет»,

начало 1840-х гг.), в которой изложил материалистическое

понимание Вселенной.

Соч.: Избр. социально-политич. и философ, произв.

декабристов, т. 3. М., 1951, с. 61—82; Три письма—«Каторга и ссылка»

(М), 1926, № 6.

Ист.: Восстание декабристов. M — Л., 1926, т. 5, с. 7—75.

А. Д Сухов

«БОРЬБА ЗА ЛОГОС. Опыты философские и

критические» — программная работа В, Ф. Эрна (сборник его статей

и докладов 1907—10). Издан в 1911 в Москве в издательстве

«Путь» (переиздание: Соч. М, 1991). В работе отчетливо и

многоаспектно рассмотрено основное для философии Эрна

противопоставление новоевропейского «рационализма»

и антично-христианского «логизма». Главы работы

посвящены осмыслению фундаментального вопроса о «началах»

мышления, сомнению как имманентной компонентой

мысли, проблеме свободы, философской традиции, смыслу

истории, методу исторических исследований,

проблемному анализу построений Декарта, Беркли, У. Джеймса и др.

Особое место занимает полемика с авторами русской

редакции международного журнала «Логос» (СИ. Гессен, Ф. А.

Степун, Б. В. Яковенко др.) и С. Л. Франком по проблеме

своеобразия и перспектив русской философии. Эрн

формулирует свое понимание оригинальной русской философии,

которое будет развито в дальнейших трудах. Специфика

русской философии, согласно Эрну, определяется

наследованием ею антично-христианского «логизма», постигаемого

под непрерывным, со времени петровских реформ,

«реактивом» новоевропейского ratio. Русская философия,

рождающаяся в таком столкновении и противостоянии, есть сам

конфликт, сама борьба двух различных интенций — ratio и

Aoyoc’a — в недрах единого русского сознания. Это своего

рода герменевтический процесс осознания, выявления,

понятийной актуализации «родного» опыта «логизма» — под

благотворным воздействием «чужого». Россия, культура

которой через Византию, через платонические традиции

святоотеческого богословия уходит корнями в

древнегреческую почву, теоретически осознает себя — от Г. Сковороды

до Вяч. Иванова — «новой Элладой» в религиозной,

онтологической и персоналистической философии.

О. В. Марченко

301

БОСС

БОСС(Boss) Медард (4 октября 1903, Сан-Галлен,

Швейцария —1990, Цоликон) — швейцарский психиатр,

психоаналитик и философ. После окончания

медицинского факультета в Цюрихе и защиты в 1928 диссертации о

наследственной предрасположенности к алкоголизму

Босс продолжил учебу в Париже и Вене, прошел курс

дидактического анализа (Lehranalyse) у 3. Фрейда, а затем

завершил психоаналитическую подготовку в Лондоне и

Берлине. В 1930-х гг. он работал ассистентом в клинике

Бургхельцли (Цюрих), затем руководил санаторием Шлосс

Кнонау. С конца 1930-х гг. под влиянием Л. Бинсвангера

становится сторонником Daseinsanalyse

(«экзистенциального анализа»). С 1947 начал пересмотр основных

принципов «экзистенциального анализа» под

непосредственным руководством М. Хайдеггера. Босс организовал школу

психиатров и психологов в Цоликоне, где в 1959-70

ежегодно вел философский семинар Хайдеггер. Позднее школа

была преобразована в институт (Daseinsanalytische Institut

fur Psychotherapie und Psychosomatik), а Босс возглавил

Международную ассоциацию сторонников Daseinsanalyse.

Основные положения психоанализа, а затем и всей

медицины истолковываются Боссом в духе хайдеггеровской

онтологии. Фундаментальным принципом психотерапии

является «открытость» пациента бытию. «Бытие-в-мире» есть

целостный феномен, тогда как разделение мира на

внешний и внутренний, на соматическое и психическое

представляет собой наследие картезианства. Фрейдовская мета-

психология целиком пересматривается Боссом: «С точки

зрения феноменов человеческой экзистенции нет

абсолютно никакой нужды в постулировании бессознательного

психического» (Grundriss der Medizin und Psychologie. Bern,

1975, S. 144). Не только вся современная психотерапия,

но и все медицинские науки интерпретируются Боссом в

понятиях «Бытия и времени» Хайдеггера. В 1970-80-е гг.

Босс написал ряд книг по психосоматической медицине,

которая признавалась им основанием всей системы наук о

человеке.

Соч.: Psychoanalyse und Daseinsanalyse. Bern, 1957; Praxis

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн