Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

der

Psychosomatik. Krankheit und Lebensschicksal. Bern, 1978; Von der

Spannweite der Seele. Bern, 1982.

A. M. Руткевич

БОССЮЭ(Bossuet) Жак Бенинь (27 сентября 1627, Дижон

— 12 апреля 1704, Париж) — французский философ,

писатель; епископ. Изучал теологию в наваррском колледже в

Париже; в 1652 принял сан священника; в течение 10 лет

был наставником наследника престола. Наибольшее

влияние на взгляды Боссюэ оказал Августин. В «Рассуждении

о всемирной истории» (Discours sur Г Histoire universelle,

1681) развил христианскую философию истории в духе

провиденциализма: Бог непосредственно управляет

ходом мировой истории, определяя судьбы народов и

государств, «держит… бразды правления над всеми царствами;

Он держит все сердца в Своей руке: то Он умеряет

страсти, то отпускает узду, и тем самым Он движет весь

человеческий род» (Oeuvres. P, 1979, р. 1025). Обзор истории

человечества Боссюэ довел до времени Карла Великого,

выделив 12 эпох. В сочинении «Политика, извлеченная из

Священного Писания» (Politique tiree des propres paroles de

l’Ecriture sainte, 1709) Боссюэ стремился доказать, что из

библейских текстов вытекает учение о превосходстве

монархии над другими формами правления. Королевская

власть, по Боссюэ, исходит от Бога. В трактате «О познании

Бога и о самопознании» (De la connaissance de Dieu et de soi-

meme, 1722) Боссюэ утверждал, что углубленное

самопознание с необходимостью возвышает человека до познания

Бога. О бытии Бога свидетельствует способность души

познавать вечные истины, которые суть не что иное, как сам

Бог. Кроме того, несовершенство человеческого разума

говорит о наличии верховного Разума как его причины, ибо

немыслящие тела не в состоянии произвести мысль. Боссюэ

оказал заметное влияние на последующее развитие

католической философии; взгляды его резко критиковал Вольтер.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1-31. P., 1862-66; Oeuwes. P., 1979:

Лит.: Лансон Г. История французской литературы, т. 1. М., 1986;

RebelliauA. Bossuet. P., 1900; Dimier L. Bossuet. P., 1916; Goyet T.

L’humanisme de Bossuet, 1.1—2. P., 1965; CalvetJ. Bossuet. P., 1968;

Le Brun J. La spiritualite de Bossuet. P., 1972.

А. А. Кротов

БОТКИНВасилий Петрович [27 декабря 1811 (8 января

1812), Москва—10 (22) октября 1869, Петербург] — русский

публицист, литературный критик, искусствовед. Один из

идеологов умеренного западничества и дворянского

либерализма. Представитель «эстетической критики» (наряду с

Анненковым и Дружининым), теории «искусства для

искусства» (которую называл «теорией свободного творчества»).

Во 2-й пол. 1830-х гг. участник кружка

Станкевича—Белинского; первоначально критиковал отрыв искусства от

общественной жизни, отчуждение художника от народа;

в дальнейшем в его мировоззрении возобладали

романтические мотивы; критиковал гоголевское направление в

литературе, «натуральную школу». Испытал влияние

философии и эстетики Гегеля. С 1840-х гг. стал симпатизировать

левогегельянцам, их ориентации на сферу практического

действия и идею отрицания. Увлекается естествознанием,

частично воспринимает позитивистские идеи Конта; в его

философско-исторических взглядах появляются мотивы в

духе «экономического материализма». Вместе с тем

продолжал считать «совершенно законными» «мистические

стремления» человека, ратовал против «порабощения

человека точными законами науки». С романтических

позиций критиковал «европейскую цивилизацию» и ее

либеральных идеологов. В 1860-е гг. Боткин обличал русских

революционеров и одобрительно отзывался о

репрессивной политике царизма.

Соч.: Соч., т. 1-3. СПб., 1890-93; Литературная критика.

Публицистика. Письма. М., 1984.

Лит.: Егоров Б.Ф.В.П. Боткин — литератор и критик. — «Ученые

записки Тартуского университета», 1963, в. 139, с. 20—81; 1965,

в. 167, с. 81—122; Пруцков Я. И. «Эстетическая критика»

(Боткин, Дружинин, Анненков). — В кн.: История русской критики.

М.-Л., 1958, с. 444-69.

В. Ф. Пустарнаков

БОХЕНЬСКИЙ(Bocheniski) Юзеф Мария (30 августа 1902,

Чушув, Польша — 1995, Фрибург, Швейцария) —

швейцарский филссоф-неотомист польского происхождения,

доминиканец. В 1920—26 изучал философию и право во

Львовском и Познаньском университетах, в 1928—31 —

философию в Фрибурге (Швейцария), в 1931—35 — теологию

в папском университете «Ангеликум» в Риме. В 1935—

302

БОШКОВИЧ

40 преподавал в «Ангеликум», а также в Ягеллонском

университете в Кракове. Во время 2-й мировой войны

служил в польской армии в Великобритании и Италии.

После войны был профессором, деканом философского

факультета, ректором Фрибургского университета;

преподавал в ряде университетов США.

Бохеньскийодин из основателей (наряду с L Веттером)

советологии, учредитель и многолетний редактор журнала

«Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica». В 1957—72

был директором Института восточноевропейских

исследований при Фрибургс ком университете. Бохеньский

автор ряда фундаментальных работ по истории философии,

логике и истории логики, философии религии. По своей

философской ориентации Бохеньский рационалист,

считающий, однако, что при исследовании фундаментальных

проблем философского характера человеческая мысль

неизбежно наталкивается на границы, которые она не в

состоянии преодолеть. Поэтому религия включена в

контекст исследований философа или ученого,

предопределяя, исходную установку рассмотрения проблемы. В своих

работах осуществлял «ассимиляцию» неотомизма,

дополняя его отдельными положениями феноменологии,

неопозитивизма, лингвистической философии. В

историко-философских работах рассматривает становление философии

20 в. как продолжение процесса преодоления

философской парадигматики нового времени. Следуя традициям

томизма, Бохеньский негативно характеризует этот период:

целостную концепцию бытия сменил механицизм, а

понимание человека как носителя божественного начала—

субъективизм. Главными характеристиками современного

европейского знания Бохеньский считал

антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности

человека постигать мир), плюрализм и персонализм.

Соч.: Europaische Philosophie der Gegenwart. Bern, 1947; Der

sowjetrussische dialektische Materialismus (Diamat), 1950; Formale

Logik. Freiburg—Munch., 1956; Handbuch des Weltkommunismus.

Munch., 1958; Wege zum philosophischen Denken. Freiburg, 1959;

Uber den Sinn des Lebens und uber die Philosophe: Aufsatze. Freiburg,

1987; Logika i filozofia. Warsz., 1993; Сто суеверий: Краткий

философский словарь предрассудков. М., 1993.

Ф. Овсиенко

БОЧВАРДмитрий Анатольевич (7 августа 1903 — 9

октября 1990) — логик, квантовый химик, создатель (наряду с

Э. Постом и Я. Лукасевинем) нового направления

исследований в логике — многозначных логику окончил Московское

Высшее Техническое училище (1924), стажировался (по

химии) в Германии, где слушал лекции Д. Гильберта, которые

пробудили в нем интерес к логике; с 1950 — доктор

химических наук (докторская диссертация по квантовой химии),

профессор, заведующий сектором квантовой химии

Института элементоорганических соединений АН СССР; с 1952

старший научный сотрудник ВИНИТИ (по

совместительству), а с 1965 — там же заведующий отделом семиотики

и сектором математической логики.

Построенная Бочваром в 1938 г. трехзначная логика В3

была применена им для анализа парадоксов Б. Рассела и

Г. Вейля. Третьим истинностным значением (отличным от

истины и лжи) в В3 является «бессмыслица». Анализ

логических и семантических парадоксов в смысле Бочвара

состоит в доказательстве бессмысленности

парадоксальных высказываний.

Важной методологической идеей, предложенной Б. в связи

с анализом парадоксов, была идея различения внутренних

и внешних логических связок и построение двух уровней

логического языка — внутреннего языка, в котором

выражаются некоторые факты, но нет средств их доказательства,

и внешнего языка, в котором доказываются утверждения о

фактах, представленных формулами внутреннего языка. В

соответствии с этой идеей парадоксальная формула

принадлежит внутреннему языку, а утверждение о ее

бессмысленности — внешнему.

Бочвар опубликовал цикл работ по теории логических

парадоксов. Средствами расширенного исчисления

предикатов Ко он охарактеризовал ограничения, которые следует

наложить на аксиомы свертывания, которые являются

«источником» парадоксов.

Бочвар исследовал также парадоксы логические,

основанные на множествах определений предикатов, каждое из

которых непротиворечиво в отдельности. Он также ввел в

рассмотрение операторы логической аппроксимации для

изучения структур аксиом свертывания (как «источников»

парадоксов).

Идеи, развитые Бочваром, активно применялись в

работах по проблемам философской логики, рассматривающих

природу парадоксов, в исследованиях по логическому

анализу естественного языка, а также в теории

автоматизированных правдоподобных рассуждений, основанных на

многозначных логиках.

Соч.: Об одном трехзначном исчислении и его применении к

анализу парадоксов классического расширенного

функционального исчисления. — «Математический сб.», 1938, т. 4, вып. 2; К

вопросу о непротиворечивости одного трехзначного

исчисления.—Там же. 1943, т. 12, вып. 3; К вопросу о парадоксах

математической логики и теории множеств.—Там же, 1944, т. 15, вып.

3; Некоторые логические теоремы о нормальных множествах и

предикатах. —Там же, 1945, т. 16, вып. 3; К вопросу о

парадоксах и к проблеме расширенного исчисления предикатов. — Там

же, 1957, т. 42, вып. 1; Об антиномиях, основанных на группах

определений предикатов, каждое из которых непротиворечиво в

отдельности.—Там же, 1960, т. 52, вып. 1; Меры ядер аксим свер-

тывания.-«ДАН», 1969, т. 185, № 6; Бочвар Д. А., Фуксин В. И. Об

операторах логической аппроксимации. — В кн.: Тр.

математического института им. В. А. Стеклова, 1973, т. 133.

Лит.: Дмитрий Анатольевич Бочвар. Семиотика и информатика.

М., 1993; Finn V. К., Grigolia R. Nonsense logics and their algebraic

properties. — «Theoria», 1993, v. LIX, Pt. 1-3.

В. К Финн

БОШКОВИЧ(BoSkovic) Руджер Иосип (18 мая 1711,

Рагуза, ныне Дубровник, Хорватия — 13 февраля 1787,

Милан) — хорватский философ, физик, математик, астроном,

дипломат; почетный член Петербургской Академии наук

(1760). В главном сочинении «Теория натуральной

философии, приведенная к единому закону сил, существующих

в природе» (Philosophiae naturalis theoria redueta ad unicam

legem virium in natura existentium, 1758), опираясь на идеи

Лейбница о монадах и учение Ньютона о силах,

развивает учение о динамическом атомизме. Из теории Лейбница

заимствует представление о первичных элементах как

простых и совершенно непротяженных, а из концепции

Ньютона — представление о притяжении и отталкивании как

взаимодействующих силах. Первичной основой всех тел,

по мнению Бошковича, является существование

своеобразного центра сил. Силы, центром которых являются

303

БОЭТ

первичные элементы, трактуются как стремление любых

двух точек взаимно сблизиться или разойтись. Эти силы

изменяются так, что на сравнительно больших

расстояниях атомы и тела притягиваются друг к другу, а на малых

расстояниях существует только одно отталкивание, которое

не дает атомам сливаться друг с другом. Идеи Бошковича

о динамическом атомизме и центрах сил, не встретившие

поддержки среди современников, предвосхитили

достижения науки 19—20 вв.; они получили высокую оценку в

работах Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского.

Соч.: О zakonu konbinuiteta i njegovim posledicama u odnosu na

osnovne clemete materije i njihove sue. В., 1975.

Лит.: Годыцкий-Цвирко A. M. Научные идеи Р. И.

Бошковича. М, 1959; Supek J. Ruder BoSkovic: Vizionar u prijelomima

fUozofije, znonosti i druStva. Z., 1989.

M. А. Кузнецов

БОЭТ(BoM9oc) Сидонский (2 в. до н. э.) — греческий

философ, один из последних представителей Ранней Стой;

считался учеником Диогена Вавилонского. Занимался в

основном физикой: «О природе», «О судьбе» (Diog. L. VII

148—149), метеорологический комментарий к поэме

Арата в 4 книгах (Gernin. Intr. in Phaen. p. 61 А). Испытал

заметное влияние перипатетической школы (что не всегда

позволяет отличать его от одноименного перипатетика), в

частности, не считал мир живым существом (Diog. L. VII

143), представляя божество как нечто запредельное миру

(ibid. 148), и отвергал школьную догму о «воспламенении»

мира: до «воспламенения» творческий логос оставался бы

бездеятельным, что невозможно (Philo Al. De aetern. mundi

16 sq.). В гносеологии разделял «критерий истины» на

составные части — ум, ощущение, влечение и знание (Diog. L.

VIT 54). Вероятно, занимался мантикой (Cic. De div. I 13; II

47). В позиции Боэта, т. о., уже отчетливо намечается

синкретическая тенденция, столь характерная впоследствии для

Средней Стой.

Фрапи.: SVFIII, 1-11.

Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Moraux Р Der

Aristotelismus bei den Griechen, Bd. 1. B.-N.Y, 1973. S. 143, 172 f.

А. А. Столяров

БОЭТ(Bor|9oc о ‘ IiOevioc) Сидонский (1 в. до н. э.) —

греческий философ-перипатетик. Упоминается Симпликием

как автор комментария на «Категории». В отличие от

Андроника Родосского Боэт более консервативен и менее

проникнут симпатиями к древнеакадемической и стоической

традициям; был известен как критик стоицизма.

Лит.: Moraux R Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. l. В., 1973.

S. 143—172; Huby P. An excerpt from Boethus of Sidon’s commentary

on the Categories? — «Classical Quarterly», 1981, 31, p. 398-409.

M. А. Солопова

БОЭЦИЙ(Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин

(ок. 480, Рим — ок. 525, Павия) — римский философ,

государственный деятель, христианский богослов. Как

философ видел свою задачу в том, чтобы латинизировать и

привести к единству греческую философию — Платона,

Аристотеля в неоплатоников, укрепив тем самым

римскую культуру и государственность перед лицом

варварского завоевания. Как богослов стремился перенести на

латинскую почву тонкие различения греческого богословия

(никейского и халкидонского) в учениях о Троице и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн