Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Idem: La philosophie

au XI siecle. Louvain-R, 1966, p. 402—411; Wilpert P. Boetius von

Dacien. Die Autonomie des Philosophen. In: Miscellanea Medievalia,

3. В., 1964; Schrodter H. Boetius von Dacia und die Autonomie

des Wissens: Ein Fund und seme Bedeutung. — «Theologie und

Philosophie», 1972,47.

В. В. Бибихин

БРАЙТМЕН(Brightman) Эдгар Шеффилд (20 сентября 1884,

Хомбрук — 25 февраля 1953) — американский философ,

представитель персонализма. Доктор философии (1912),

доктор права (1929), доктор теологии (1942). В 1906—08

ассистент преподавателя философии в университете Брауна,

в 1912—17 профессор философии, психологии, религии в

университете Веслеян в Небраске. С 1919 профессор

Бостонского университета, в 1925—51 лектор Гарвардского и

Бостонского университетов. Президент Американской

философской ассоциации (1936) и Американского

теологического общества (1933—34).

В религиозно-философской концепции Брайтмена личность

рассматривается как самотворческое начало, благодаря ей

мир приобретает содержательность, связность и

познаваемость. В отличие от своего учителя Б. П. Боуна (1847—1910),

в основе персонализма которого лежат

религиозно-космологические принципы, Брайтмен строит философию,

опираясь на теорию ценностей, философию жизни, проблему

соотношения религиозной этики и природных инстинктов

человека. Мир личностей, являясь местопребыванием всех

ценностей, выступает, по Брайтмену, эмпирической

реальностью «личности личностей» — Бога (и в определенной

мере его ограничением). В практической жизни свобода

личности ограничена и только в стремлении к божественной

цели и совершенству достигает своей полноты.

Соч.: A Philosophy of Ideals. N.Y., 1928; The Problem of God. N.Y.,

1930; Moral Laws. N.Y., 1933; Personality and Religion. N.Y., 1934;

A Philosophy of Religion. N.Y, 1940; The Spiritual Life. N.Y, 1942.

Лит.: Contemporary Idealism in America. Ed. by С Barrett. N.Y, 1932.

H. С. Юлина

«БРАТЬЯ ЧИСТОТЬЬ, «Чистые братья» (араб. Ихван

ас-сафа’) — группа арабо-мусульманских мыслителей, об-

разо-вавших в г. Басра (Ирак) в 10 в. близкое к исмаилизму

тайное научно-философское общество, от имени которого

была написана своего рода энциклопедия из 51 трактата,

суммированных в отдельном, 52 трактате (количество и

имена авторов остаются невыясненными). Энциклопедия

«Братьев чистоты» предназначалась для тех их

последователей, которые, поднявшись со ступени слепого доверия

религиозной традиции, вступили на путь к высшему,

эзотерическому знанию, стоящему над различиями между

богооткровенными религиями. Свою задачу «Братья

чистоты» видели в том, чтобы с помощью философии очи-

306

БРАУЭР

стить позитивный божественный закон (шари’а) от

«запятнавших его новшеств и ошибок». Саму философию

«Братья чистоты» восприняли эклектически, сочетая в

своей системе аристотелизм, неоплатонизм,

неопифагореизм и герметизм.

Трактаты «Братьев чистоты» охватывают все

современные им науки. Вначале излагается математика (свойства

чисел, геометрия, астрономия), география, музыка; затем

логика и физика и, наконец, теология, окрашенная эзо-

теризмом и мистицизмом. Специфическим элементом

философских построений «Братьев чистоты»,

отличающим их от представителей арабоязычного перипатетизма,

является широкое использование пифагорейских идей,

особенно символики чисел, вследствие чего их систему

исследователи нередко квалифицируют как

мусульманский неопифагореизм.

В логике, физике и метафизике «Братья чистоты»

следуют во многом Аристотелю, онтологию которого они

дополняют неоплатонической концепцией эманации

(схема которой у «Братьев чистоты» отлична от восточно-

перипатетической): из Единого (Творца, Бога)

проистекает деятельный разум, затем универсальная душа, затем

первоматерия.. Эти четыре сущности образуют высшую

ступень иерархии бытия. Среднюю ступень

составляют «природа» И абсолютное тело («универсальная», или

«вторая», материя), способное принимать три измерения.

Низшую ступень представляют небесные сферы с семью

светилами, четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь) и

состоящие из них «порождения» — минералы, растения и

животные. Мир в целом «Братья чистоты» рассматривают

как макроантропос, подробно иллюстрируя параллелизм

между строением Вселенной и человеческим телом.

В стремлении согласовать религию и философию

«Братья чистоты» рационализируют позитивную религию,

освобождая ее от антропоморфистских представлений и

усматривая во многих концепциях лишь символы и

сказания, обращенные к непосвященной, «широкой публике».

Так, воскресение следует относить не к телу, а к душе;

воскресение последней в свою очередь есть ее

окончательное разлучение с телом. Вера в Ад иррациональна, а

следовательно, недоступна мудрецу: грешные души находят

свой Ад в мире дольнем, в своем собственном теле. Точно

также день Большого Воскресения, или Последний День,

есть не что иное, как разлучение универсальной души с

этим миром и ее возвращение к Богу. Такое возвращение

представляет собой цель всякого сущего. Согласно этике

«Братьев чистоты», человек в своей сущности добр.

Действуя в соответствии со своей природой, он творит благое.

Наивысшая из добродетелей — любовь, вдохновляющая

на соединение с Богом.

Трактаты «Братьев чистоты» оказали большое влияние

на последующую арабо-мусульманскую мысль. Особой

популярностью они пользовались среди приверженцев

исмаилизма.

Лит.: Закуев Л. К. Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961;

Nation I. R. Muslim Neoplatonists. An Introduction to the Thought

of the Brethren of Purity. L., 1982.

Т. Ибрагим

БРАУЭР(Brouwer) Люйтцен Эгбертус Ян (27 февраля

1881, Оверсхи, Нидерланды — 2 декабря 1966, Бларикум,

Нидерланды) — голландский математик, логик, философ,

основоположник интуиционизма и один из идейных

предшественников и вдохновителей математического

конструктивизма. Окончил Амстердамский университет (1903), там

же защитил докторскую диссертацию ( 1907) и был старшим

преподавателем с 1909 по 1951. На философию Брауэра

оказали большое влияние восточные философские учения

(буддизм и даосизм) и европейская школа интуитивизма.

В свою очередь он сам способствовал развитию

европейского интуитивизма, показав громадную роль интуиции

даже в самых точных науках. В 1908 в работе «О

недостоверности логических принципов» (De onbetrouwbaarheid der

logische principes) Брауэр обосновывал тезис, что

классическая логика является результатом неправомерного

обобщения на бесконечные совокупности тех законов, которые

были получены на небольших конечных множествах. Там

же он впервые рассмотрел класс контрпримеров,

зависящих от нынешнего состояния человеческого знания, а не

от «принципиальных возможностей». Напр., мы не можем

принимать закон A v 1 А, поскольку мы для многих точно

сформулированных утверждений не знаем их истинности и

ложности и даже не имеем мысленного процесса, который

с гарантией приводил бы к решению данной проблемы.

До 1912 Брауэр интенсивно занимался топологией и

получил ряд результатов, давших начало современной

топологии. Этими работами и своим личным участием Брауэр

способствовал становлению российской топологической

школы. Затем в течение 15 лет он пытался перестроить

классическую математику на основе другой логики и

другой интерпретации формул как задач на мысленные

построения.

Брауэр отрицательно отнесся к огульному принятию

тезиса Черча, считая, что алгоритмическая вычислимость не

исчерпывает умственных построений, и в ходе полемики

с теми, кто безоговорочно принял данный принцип,

выдвинул ряд идей, ставших популярными в современной

логике, в частности, идею последовательностей,

зависящих от решения проблем (прообраз моделей Крипке)

и «беззаконных последовательностей». Брауэр впервые

показал, что математика и соответственно точные науки

могут опираться не только на «позитивные» знания, но

и на осознанное незнание, обосновав, т. о.,

альтернативу позитивной методологии науки в рамках точных наук.

Он же в статье «Пространство и точки» (Points and Spaces)

наметил новый путь решения парадоксов Зенона на базе

бесконечной делимости пространства, не состоящего из

точек. Личность Брауэра отличалась глубиной,

сложностью и противоречивостью. Он субъективно’

характеризовал работы по классической математике как не имеющие

никакого смысла, но объективно оценивал их и

поддерживал, будучи редактором ведущего математического

журнала. Брауэр не допускал вопросов студентов, но вместе с тем

терпимо относился к «различиям во взглядах» внутри

интуиционистской школы и внимательно выслушивал

критику противников. Он высоко оценивал программу

Гильберта и, однако, подчеркивал те ее стороны и следствия,

о которых предпочитал умалчивать Гильберт. Когда

мировая научная и философская общественность расценила

теорему Гёделя как провал программы Гильберта, Брауэр

выступил в защиту Гильберта, подчеркнув, что эта теорема

никак не касается существа программы и означает лишь

неудачу одной из попыток реализовать ее. Брауэр еще до

307

БРАХМАН

Гёделя подчеркивал неформализуемость любого

нетривиального человеческого знания, доводя это до идеи

неформализуемости интуиционистской логики, и сам же инициировал

работы по ее формализации. Он выдвигал радикальнейшие

возражения против классической математики и вместе с тем

максимально осторожно подходил к задаче ее перестройки,

пытаясь сохранить все, что можно переинтерпретировать

на новой основе (это стало ясно сейчас; современники

воспринимали любые изменения в привычном

математическом мире столь же враждебно, как в свое время неевклидову

геометрию). Брауэр отличался глубоким радикальным

критическим мышлением и формулировал свои идеи в столь

острой форме, что они стимулировали развитие

альтернативных концепций. Он отдал дань радикальным

политическим увлечениям, поддерживая нацистов вплоть до момента,

когда они предательски оккупировали его родину.

Брауэр подготовил ряд учеников, положивших начало

голландской школе в логике и в неклассической математике.

Наиболее известны из них А. Гейтинг, давший первую

формализацию интуиционистской логики, и Э. Бет, создавший

семантические (аналитические) таблицы и первый пример

конструкций, названных впоследствии моделями Крипки.

Соч.: Collected works, v. 1. Amst., 1975.

Лит.: Newman Я. A., Kreisel G, Luitzen Egbertus Yan Brouwer. —

Biographical Memoirs of Fellocos of the Royal Society of London,

15,1959; Панов M. И. Л. Э. Я. Брауэр и советская математика. —

В кн.: Тенденции развития современной математики. М., 1987.

Я. Я Непейвода

БРАХМАН(санскр. brahman, первоначально — молитва) —

одно из системообразующих понятий индийской мысли,

означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное

содержание всех мировых феноменов, структурировавшее

мифологические (Брахман персонифицируемый в виде

божества Брахмы), ритуалистические и мистические

парадигмы всей «ортодоксальной» религиозной традиции Индии,

начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад (см. Веды).

Брахман, отождествляемый (согласно этим текстам) с Атманом

как духовным ядром индивида, «обеспечивает» панентеис-

тическую картину мира в индуизме, а в философских

школах веданты претворяется в Абсолют как универсальное

мировое сознание, онтологически трансцендентное и

одновременно имманентное миру. Показательно, что парадигма

Брахмана как общеиндийская «универсалия мысли»

воспроизводится и в махаянском буддизме, который

оппонировал ей на доктринальном уровне (ср. шунъята, татхата —

«таковость», татхагатагарбха — «зародыш» вселенского

Будды).

В. К. Шохин

«БРАХМА-СУТРА-БХАШЬЯ»—основное сочинение Шан-

кары, его комментарий на один из теоретических

источников веданты —«Брахма-сутры». См. в ст. «Брахма-сутры» и

Адвайта-веданта.

«БРАХМА-СУТРЫ» (санскр. Brahma-sutra — «Сутры о

Брахмане») — сочинение, традиционно приписываемое

легендарному мудрецу Бадараяне, наряду с Упанишадами

и «Бхагавадгитой» является частью «тройственного

канона» веданты. «Брахма-сутры» рассматриваются как «ньяя-

прастхана», т.е. «основание рассуждения», и представляют

собой афористически сжатую сводку основных идей

Упанишад. Другие названия текста— «Веданта-сутры» (или

«Сутры веданты»), «Шарирака-сутры» («Сутры о воплощенной

душе»), «Бхикшу-сутры» («Сутры для монахов-бхикшу»),

а также «Уттара-миманса-сутры» («Сутры второй

мимансы»). Индийская традиция, склонная завышать возраст

авторитетных источников, относит появление «Брахма-сутр»

к 500—200 до н. э. Современные же исследователи

полагают наиболее вероятной датой создания текста временной

интервал между 2 в. до н. э. и 2 в. н. э. Хотя «Брахма-сугры» —

это признанный теоретический источник веданты, сами

по себе они не обладают таким значением, как

дальнейшие пояснения комментаторов. Произведение отличается

крайней лаконичностью, каждая сутра состоит из двух-

трех слов (по большей части существительных, связанных

между собой падежной зависимостью), которые

непонятны без некоторого развертывания содержания, а, значит,

и истолкования. По-видимому, «Брахма-сутры»,

рассчитанные на запоминание, служили ученикам своего рода

опорными точками или мнемоническими ориентирами,

на которые нанизывалась развернутая проповедь учителя,

обраставшая в свою очередь толкованиями и

полемической аргументацией.

Все комментаторы «Брахма-сутры» сохраняют

композиционную структуру исходного текста: он делится на

четыре главы (адхьяя), каждая из которых содержит четыре

раздела (пада). В тексте Бадараяны в общей сложности

555 сутр; их нумерации придерживаются, как правило,

все комментарии (бхашья). Менее единообразно деление

на адхикараны (сообразно обсуждаемым вопросам) (Шан-

кара, напр., в комментарии на «Брахма-сутры» выделяет

192 адхикараны). Первая глава «Брахма-сутр» носит

название «Саманвая» («Гармонизация»); ее главная цель

показать, что все речения Упанишад, относящиеся к высшей

реальности, подразумевают Брахман как источник и

основу мира. Вторая глава «Авиродха» («Отсутствие

противоречий») посвящена преимущественно опровержению

взглядов противников на природу мира и воплощенные

души. В ней последовательно опровергаются

представления санкхьи о «первоматерии» (Пракрити) как источнике

мира, учение вайшешиков об атомах, неортодоксальные

учения джайнов и буддистов, а также воззрения некоторых

теистических школ, в частности «Панчаратры». В третьей

главе «Садхана» («Средство») излагаются способы

достижения освобождения (мокша) и обсуждаются

характеристики отшельничества. В четвертой главе «Пхала» («Плод»)

рассматриваются преимущественно теологические

вопросы, связанные с освобождением: различие между «путем

богов» и «путем предков», которыми может идти душа

после смерти и т. п. Хотя краткость «Брахма-сутр» не

позволяет однозначно судить о позиции их автора, последняя,

по-видимому, сводилась к теистическому варианту бхеда-

абхеды (тождества-и-различия). Согласно этому учению,

Брахман, пребывающий в мире как его внутренняя

сущность, вместе с тем и трансцендентен этому миру,

оставаясь его верховным управителем и всемогущим Господом

— Ишварой. При этом мир явлений рассматривается

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн