Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Thermodynamics. Cambr.

Mass., 1941; The Nature of Some our Physical Concepts. N.Y., 1952;

Reflections of a Physicis. N.Y, 1950; A Sophisticate’s Primer of

Relativity. L., 1962.

Лит.: ПеченкинА. А. Операционалистская трактовка логики науки

у Перси Бриджмена. — В кн.: Концепции науки в буржуазной

философии и социологии. Вторая половина XIX—XX в. М., 1974.

Я. С. Юлина

БРИЛЛИАНТОВАлександр Иванович (1867, с. Цыпино

Кирилловского у. Новгородской губ. — 1933) — русский

православный богослов. В 1887 поступил в Петербургскую

духовную академию, которую окончил со степенью

кандидата и оставлен стипендиатом по кафедре истории и разбора

западных исповеданий. С 1893 преподаватель истории и

обличения русского религиозного раскола и сектантства и

обличительного богословия в Тульской духовной семинарии.

Магистерское сочинение «Влияние восточного

богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены»

(1898), заслужившее высокую научную оценку,

сохраняет значение до настоящего времени. С 1900 доцент, с 1903

профессор Петербургской духовной академии по кафедре

общей церковной истории. В 1913 опубликовал сочинение

«К истории арианского спора до первого вселенского

собора». Был редактором издания «Лекций по истории древней

Церкви» В. В. Болотова.

Соч.: Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию

восточному и западному. СПб., 1898; К вопросу о философии

Эригены. СПб., 1899; К характеристике ученой деятельности

профессора В. Б. Болотова как церковного историка. СПб.,

1901; Профессор В. В. Болотов. Биографический очерк.

«Христианское чтение», 1910.

A В. Ваннугов

БРОДЕЛЬ(Braudel) Фернан (4 августа 1902, Люневиль,

Мёз — 28 ноября 1985, Париж) — французский историк,

социальный мыслитель, один из основателей новой

парадигмы современной исторической науки. Закончил

Сорбонну (1923). Участвовал во 2-й мировой войне, в 1940—45

был в плену. В 1947 защитил диссертацию. В 1946 стал

одним из основателей журнала «Анналы». С 1949 возглавлял

кафедру современной цивилизации в Коллеж де Франс. С

1962 администратор Дома наук о человеке.

Предложил новую методологию синтеза социальных наук,

выделив структуры социального времени. Критикуя

традиционную историографию, основанную на описании

исторических событий, измеряемых короткими

хронологическими единицами, Брод ель вводит понятие «времени

больших длительностей» (la longue duree). Именно с

помощью этого понятия историческое исследование может

сделать своим предметом демографические процессы,

изменения экономических и социальных конъюнктур, цикличные

колебания производства, обмена и потребления.

Субъектом истории при подобном подходе оказываются не

отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся

во времени структуры — «системы достаточно устойчивых

отношений между социальной реальностью и массами».

Выделение нового измерения истории и специфического

исторического субъекта в виде структур позволило Броделю

создать оригинальную модель исторического исследования,

широко используемую историками во 2-й пол. 20 в. Сначала

рассматриваются географические, демографические,

агротехнические, производственные и потребительские условия

материальной жизни, или, как называет их Бродель,

«структуры повседневности». Затем анализируются собственно

экономические структуры общества, связанные со сферой

обмена (рынки и ярмарки, биржи и кредиты, торговля и

промышленность) и возникающие на их основе

социальные структуры, начиная с простейших торговых иерархий и

заканчивая, если того требует предмет исследования,

государством. Наконец, в последней части исследования

показывается, как в результате взаимодействия выявленных

ранее структур возникает собственно предмет исследования,

будь то мир экономики современного капитализма

(«Материальная цивилизация, экономика и капитализм», 1992)

или современная Франция («Что такое Франция?», 1997).

Соч.: La Mediterranee et le monde mediterraneen a l’epoque de

Philippe IL P., 1949; Что такое Франция? M., 1997;

Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М.,

1992.

Ф. Н. Блюхер

БРОДСКИЙИосиф Нусимович (19 ноября 1924,

Харьков — 7 декабря 1994, Санкт-Петербург) — русский

логик, специалист в области методологических проблем

научного знания. Окончил философский факультет

Ленинградского университета (1948), где на кафедре

логики работал с 1954 по 1994. В 1974 защитил докторскую

диссертацию: «Философские и логические аспекты

отрицательных высказываний», профессор (1981). Стоял

у истоков становления символической логики в России.

Его научные труды посвящены проблемам паранепроти-

воречивой логики и понимания смысла отрицательных

высказываний в структуре мыслительной деятельности;

созданию модальных исчислений выполнимых,

отбрасываемых и невыполнимых формул; построению логических

исчислений с модальным оператором «правдоподобно»;

представлению силлогистики в форме относительных

модальностей; исследованию процедуры индексации

формул при построении логического вывода и выработке

критериев логической релевантности; изучению формально-

311

БРОНЗОВ

логических приемов восстановления энтимемы и др.

Большую ценность имеют его статьи по теории аргументации,

научного и технического творчества, а также учебные

пособия по логике. Бродский по праву считается одним из

основателей современной петербургской логической школы.

Соч.: Причинность и информация. — «Вестник ЛГУ», 1962, №

17; Элементарное введение в символическую логику. Л., 1972 (2-е

изд.); Дедуктивные умозаключения (в соавт. с

Серебрянниковым О. Ф. ). Л., 1969; Об одном варианте исчисления отбрасываемых

формул. — Неклассическая логика. М., 1970; О путях развития

теоретического знания. — «Философские науки», 197], № 6;

Исчисление выполнимых формул. — Вопросы диалектики и логики. Л.,

1971 ; Отрицательные высказывания. Л., 1973 ; Формальная система

с неточными предикатами. — Теория логического вывода, ч. 1. М.,

1979; Модальные исчисления с обратимыми правилами вывода.—

«ВестникЛГУ», 1980, № И Технические знания и конструктивные

процессы. —Творческая природа научного познания. М., 1984;

Самоорганизация и развитие науки. — Самоорганизация в природе и

обществе. Л., 1989; О проблемах современной логики. — «Вестник

ЛГУ», 1991, сер. 6, вып. 1; Исчисление с модальным оператором

«правдоподобно». —Логика и развитие научного знания. Л., 1991;

Индексация формул и поиск вывода. — «Вестник СПбГу», 1992,

сер. 6, вып. 4; Восстановление энтимемы в исчислении

предикатов. —Современная логика: проблемы истории, теории и

применения в науке, ч. 1. СПб., 1994, и др.

Б. И. Федоров

БРОНЗОВАлександр Александрович (1858, Белозерск

Новгородской губ.—1919) — русский православный

богослов. Учился в Белозерском духовном училище, в

Новгородской духовной семинарии; окончил Петербургскую

духовную академию (1883) по богословскому отделению.

Магистерская диссертация «Аристотель и Фома Аквинский

в отношении к их учению о нравственности» (1884) —

богословский этико-философский трактат, в основе которого

сравнительный анализ выразителей духа двух типов

нравственности — греческой и римско-католической. В 1899

защитил докторскую диссертацию «Преподобный Макарий

Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение». С

1884 преподаватель Священного Писания в Курской

духовной семинарии, в 1886 перешел на кафедру греческого языка

в Петербургскую духовную семинарию. С 1894

преподаватель Петербургской духовной академии, с 1897

экстраординарный профессор по кафедре нравственного богословия.

Читал лекции по истории греческой литературы. Автор

перевода и примечаний к «Точному изложению православной

веры» Иоанна Дамаскина. Бронзову принадлежит около 950

статей, посвященных преимущественно вопросам этики.

Соч.: Краткая этимология Геродотова диалекта. СПб., 1888;

Нравственное богословие в России в течение 19 столетия. СПб., 1901.

Лит.: Православная богословская энциклопедия. Пг, 1901, т. 2.

В. В. Ванчугов

БРОТИН(BpoTivoc, также Bpovrivoc) из Метапонта (6 в.

до н. э.) — греческий философ-пифагореец, родственник

(тесть либо зять) Пифагора: по одним источникам, Теано,

дочь Бротина, была женой Пифагора, по другим — она жена

Бротина и дочь Пифагора (Теано — популярный

персонаж псевдопифагорейской эллинистической литературы,

ей приписывалось множество сочинений и масса

нравоучительных высказываний, которые рисовали образ

идеальной жены и матери). Бротину приписывали авторство

нескольких орфических поэм — согласно Суде, «Покров» и

«Сеть», Климент Александрийский упоминает «Покров» и

«Физику» (Strom. 1131).

Фрагменты эллинистического псевдоэпиграфа «О разуме

и рассудке» (ссылки на который как на произведение

Бротина имеются у Ямвлиха, Сириана и Софония) см. в изд.

Теслефа.

Свидетельства: Лебедев. Фрагменты, с. 151; Псевдоэпиграф:

Thesleff H. The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Abo, 1965.

p. 55 — 56.

M. А. Солопова

БРУНИ(Bruni) Леонардо (1370/74, Ареццо, отсюда

прозвище Аретино — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский

гуманист и политический деятель. Образование получил во

Флоренции в университете и гуманистическом кружке К.

Салютати. В 1405 — 15 служил секретарем в папской курии

в Риме. В 1415 вернулся во Флоренцию, где с 1427 до конца

жизни занимал пост канцлера Флорентийской республики,

пользовался уважением сограждан как гуманист и

государственный деятель. Автор многочисленных сочинений натемы

морали, исторических и биографических трудов,

политических и военных трактатов, а также переводов с греческого на

латинский произведений Аристотеля, Платона, Плутарха,

Ксенофонта, Демосфена. В сочинениях «Восхваление

города Флоренции» (1403—04), «О флорентийском государстве»

(1430-е гг., рус. пер. 1985), «История флорентийского

народа» (Historiarum florentini populi libri XII, закончена в 1439)

развивал идеи республиканизма, доказывал преимущества

демократического строя Флоренции (выборность и

краткосрочность магистратур, свободное обсуждение

государственных дел в советах и комиссиях и др.), хотя и отмечал

его эволюцию в сторону олигархии. Проблемы этики

рассматривал во «Введении в моральную философию» (1421—

24), «Диалогах к Петру Павлу Гистрию» (Ad Petrum Paulum

Histrum Dialogus) (ок. 1405), в речи «Против лицемеров»,

письмах; исходил из тезиса Аристотеля, что человек

существо социальное, раскрывающее свои моральные качества

в общении с другими людьми. Нравственный идеал видел в

активной жизни человека на благо общества, в патриотизме.

Эти идеи легли в основу гражданского гуманизма —

одного из ведущих направлений в гуманистическом движении

Италии 15 в.

Соч.: Humanistisch-philosophische Schriften, hrsg. von H. Baron.

Lpz. —В., 1928; Prosatori latini. Mil. — Napoli, 1952; рус. пер.: В

кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения

(XV век). М., 1985; О научных и литературных занятиях. — В кн.:

Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981; Против лицемеров. — В кн.:

Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963.

Лит.: Beck F. Studien zu Leonardo Bruni. В., 1912; Baron H. From

Petrarch to Leonardo Bruni. Chi., 1968.

Л. М. Брагина

БРУННЕР(Вшппег) Эмиль (23 декабря 1889, Винтертур,

Швейцария — 6 апреля 1966, Цюрих) — один из

основоположников и главных представителей (наряду с К. Бартом)

диалектической теологии. С 1924 профессор

систематической теологии в Цюрихе. Бруннер воспринимал

христианство как истину, направляющую человеческую жизнь.

Соответственно его теология обращена к человеку и истори-

312

БРУНО

ческой действительности, как возвещение о настоящем и

будущем, ожидающем ныне живущих, т.е. грядущем

Царстве Божием. Любить Бога, согласно Бруннеру, значит

содействовать тому, чтобы жизнь становилась лучше, бороться

со злом и приближать то время, когда все станут братьями

и будут осушены все слезы. Христианство и социализм,

считает он, нераздельны. Главную проблему

современности он видит в избавлении от зла, прежде всего социальной

несправедливости, экономического и политического

насилия, — от всего, что делает общество «нехристианским».

Здесь Бруннер сходится с Бартом, с т. зр. которого все

земное поражено грехом и если капитализм плох, то это

не значит, что социализм лучше, поскольку христианские

заповеди не могут быть осуществлены ни в какой

политической системе. Для Бруннера сила Евангелия, напротив, в

том, что оно помогает решению любых вопросов,

возникающих у разных людей в самых различных обстоятельствах.

Теологически эта позиция обосновывается его

пониманием соотношения «природы» и «благодати». Он признает два

Откровения — в Иисусе Христе и в акте Творения,

создающего человека наделенным разумом и совестью.

Теология должна основываться не только на Слове Божием, но

и на философии, которая есть дело человеческого разума

и выполняет важную для теологии критическую функцию

— указывает границы разума и тем самым предотвращает

его вторжение в область Откровения. Бруннер считает, т. о.,

правомерным существование протестантской религиозной

философии, но лишь в качестве «дополнительной

возможности». Она стоит «на краю» христианского учения, а не в

центре его. Теология использует философию, но

основывается все же на Логосе Откровения, а не на имманентной

человеческому разуму философской рефлексии.

Для Бруннера важно найти убедительные для

современного человека ответы на самые простые, но самые важные

прямо поставленные вопросы: жив ли Бог или Он умер?

является ли Бог — Отцом Иисуса Христа? имеет ли смысл

молиться этому Богу и возлагать на Него все надежды?

Одной лишь ссылки на Слово Божие, на авторитет церкви

недостаточно, чтобы помочь человеку понять и принять

это Слово; философия способствует тому, чтобы связать

Слово Божие с решением проблем сегодняшней жизни.

Вслед за С. Кьеркегором, который оказал на него сильное

влияние, Бруннер скептически оценивает способность

философии постичь человеческое существование в его

основах. Человек может быть познан только в его отношении

к Богу, и основная роль здесь принадлежит не

философской, но теологической антропологии, которая исходит из

главного Откровения — «самовозвещения Бога».

Теологическая антропология, как ее трактует Бруннер, должна

избежать двух гибельных заблуждений — объективизма и

субъективизма, искажающих истинный образ веры.

Объективизм, т.е.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн