Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

протестантская ортодоксия как старого,

так и нового образца (неоортодоксия), основывается на

Слове Божием, полагая что только оно имеет значение.

Противоположная же субъективистская тенденция

представлена Ф. Шлейермахером, пиетизмом,

экзистенциалистскими вариантами теологии. Бруннер полагает, что

объект-субъектная мыслительная схема неприемлема для

выражения веры и сама альтернатива между

объективизмом и субъективизмом в теологии должна быть

преодолена. Вера, поскольку она всегда означает встречу с

«тайной», «загадкой», выражается в «вопросе и ответе» —

вопросах, возникающих у людей в различных обстоятельствах,

и ответах, продиктованных не только Словом Божиим, но

также и этими обстоятельствами. Рассказывать «историю

Адама», с точки зрения Бруннера, значит рассказывать о

судьбе человека, его истории. Такой «рассказ» не может

быть свободным от заблуждений. Поэтому строгая

библейская вера предполагает (а не исключает, вопреки

ортодоксии) критическое прочтение библейского учения. Критика

Библии в этом смысле является для каждого

образованного человека чем-то само собой разумеющимся. Понимание

Слова Божиего в соотнесении с историческими

обстоятельствами и с тем, как они осознаются людьми,

означает обращение в поисках ответа на вопросы человеческого

существования не только к Откровению в Иисусе Христе,

но и к Откровению в сотворенном мире, в самом человеке,

наделенном совестью и разумом. Вот почему в теологии

Бруннера большое место занимает разработка

философских —гносеологических и этических — проблем. В

центре «естественного» самопонимания человека находится

совесть (в этом утверждении он решительно расходится с

хайдеггеровским решением проблемы человеческого

бытия). За счет обращения к философии Бруннер смягчает

бартовский теологический изоляционизм, он признает

роль привносимого в веру человеческого элемента—тем

самым он пролагает путь к последующему развитию про-

тестанской теологии (Бонхёффер, теологии родительного

падежа), идущей в русле поисков точек соприкосновения

христианской веры с современной культурой, с

антропологическим поворотом современной мысли.

Соч.: Erlebnis, Erkenntnis und Glaube. Tub., 1921; Die Mystik und das

Wort. Tub., 1924; Religionsphilosophie und protestantische Theologie.

Tub., 1931; Natur und Gnade. Tub., 1934; Der Mensch im Widerspruch.

Tub., 1937; Das Ewige in Zukunft und Gegenwart. Tb., 1953; Die

christliche Lehre von Gott. Dogmatik, 3 Bde. Tub., I960, Unser Glaube.

Eine christliche Unterweisung. T b., 1967.

Лит.: Гараджа В. И. Протестантские мыслители новейшего

времени. Концепция человека Эмиля Бруннера. — В кн.: От Лютера

до Вайизеккера. Великие протестанские мыслители Германии. М.,

1994, гл. 4; Kegley С. W. (Hrsg.). The Living Theology of Emil Brunner.

Tub., 1962.

A И. Гараджа

БРУНО(Bruno) Джордано (1548, Нола — 17 февраля 1600,

Рим) — итальянский философ и поэт. Родился в семье

военного, состоявшего на службе у оккупировавших юг

Италии испанцев. Отец Бруно был другом известного

поэта Л. Тансилло, образ которого Бруно воскресит в одном из

своих диалогов. Окрашенная эпикурейским

вольнодумством поэзия от Лукреция до Тансилло будет сопровождать

Бруно всю жизнь. Крещеный как Филиппе, он после

поступления в доминиканский монастырь (1566) принимает

монашеский обет и получает имя Джордано.

Подозреваемый в ереси арианского типа бежит в Рим, потом через

Савойю в Женеву, где попадает в тюрьму за резкую критику

одного из кальвинистов. Освободившись, едет во

Францию, читает лекции в Тулузе, потом в Париже, где находит

поддержку у короля Генриха III. В Англии благодаря

покровительству французского посла получает возможность

спокойно работать и пропагандировать свое учение. Здесь

создает самые известные свои произведения — итальянские

диалоги, в которых философская мысль впервые в истории

313

БРУНО

Европы заговорила на живом народном языке. Потом живет

в Париже, затем в Германии, возвращается в Италию, где в

мае 1592 его по доносу арестовывают и передают в руки

сначала венецианской, а потом и римской инквизиции.

После некоторых колебаний Бруно проявляет редкое упорство

в отстаивании своих убеждений, отказывается отречься от

них, в результате чего он был сожжен в Риме как

нераскаявшийся еретик.

Философская мысль Бруно неотделима от мифопоэтичес-

кой формы ее представления, насыщенной аллегориями,

образами античной словесности, в ней чувствуется

влияние традиции дидактической поэзии, риторики, многих

течений средневековой и ренессансной мысли, что

создает из творчества этого философа-поэта уникальный

памятник культуры позднего Возрождения. Центральные

интуиции Бруноидея всеединства и идея

бесконечности — объединяются им в одну идею бесконечной единой

всецелостности, являющейся живым тождеством всех

противоположностей, в т. ч. таких фундаментальных

онтологических категорий, как возможность и действительность,

материя и форма и т. п. В отличие от неоплатоников и до-

сократиков, которые, как считал Бруно, близко подошли

к постижению этой идеи, Аристотель не сумел помыслить*

такое всеединство и своим авторитетом на долгие годы

затруднил его познание. Для раскрытия содержания этой

интуиции Бруно использует как рациональные модели

(напр., проводя аналогию между единицей и единым), так

и различные художественные символы (типа

«светящейся ночи»). Мощную поддержку для мыслительного

конструирования подобного .абсолюта он находит в учении

«божественного» Николая Кузанского о «совпадении

противоположностей». Наблюдаемые вещи как «следствия»

бесконечного единого, являющегося первопричиной

всего, мы можем, по Бруно, познавать с помощью нашего

разума, но от положительного познания подобного рода

само единое начало ускользает. Поэтому здесь необходимо

отрицательное познание, идею которого в духе апофати-

неской теологии Псевдо-Дионисия Ареопагита

разрабатывал Николай. «Абсолютнейшая действительность,

тождественная с абсолютной возможностью, — говорит Диксон,

ученик Бруно и персонаж его диалога, — может быть

схвачена интеллектом лишь путем отрицания» («Диалоги». М.,

1949, с. 246). Понятия минимума и максимума,

свертывания и развертывания единого и многого, идея

качественной однородности вселенной и связанный с нею принцип

относительности, несовместимые с иерархическим и

ограниченным космосом Аристотеля, и многие другие

моменты «философии рассвета» берутся ее создателем у Николая

Кузанского. Однако если только Бог признается актуально

бесконечным, то у Бруно этот атрибут переносится и на

вселенную, так что они максимально, почти до

отождествления, сближаются. Правда, между ними все же остается

различие, состоящее в том, что, если Бог «совершенно»

(totalmento) бесконечен, то бесконечность вселенной

лишена подобного совершенства из-за наличия в ней

внеположных друг другу частей. Кроме того, если у Николая

Кузанского интуиция всеединства как вездесущего божества

(«все во всем») согласовалась с догматом о вочеловечива-

нии Бога, то Бруно, еще в стенах монастыря вступивший

на путь разрыва с христианской традицией, стремился

обрести новую религиозность на путях возвращения к

натуралистической магической религии древних египтян,

представленной в сочинениях «Герметического корпуса»,

который был переведен на латынь Фичино. Как

христианский неоплатонизм Николая Кузанского, так и

христианизированный герметизм Фичино дехристианизируются

у Бруно. Отсутствует у него и высокая оценка математики

и количественного подхода как познавательного

средства: возражая Николаю Кузанскому, он говорит: «Нам нет

нужды прибегать к математическим фантазиям, когда мы

говорим об естественных вещах» (там же, с. 369).

В первый период своего философского развития («Тени

идей», «De umbris idearum», 1533) Бруно заимствует

механизм построения бесконечного всеединства в

представлениях неоплатоников об эманации. Всеединство

как абсолютная субстанция, высшее и единое начало,

«развертывает» в своих «эманациях» то, что в нем

содержится в «свернутом» виде, оно при этом как бы

«рассыпается» в многообразии вещей чувственно данного мира,

выступающего завершением этой «лестницы»

нисхождений и соответственно восхождений (проходя ту же самую

«лестницу» в обратном порядке, интеллект возвышается

от чувственного многообразия к единому). Во второй

период своего творчества, отразившийся прежде всего в его

итальянских диалогах, свою центральную идею о

бесконечном всеединстве Бруно развивает как метафизически

(«О причине, начале и едином», 1584), так и

космологически («Пир на пепле», «La cena de la ceneri», 1584 и «О

бесконечности, вселенной и мирах», «De rinfinito, universo

et mondi», 1584), a также развертывает ее религиозно-

нравственные, гносеологические и эстетические

импликации («Изгнание торжествующего зверя», «Spaccio delia

bestia trionfante», 1584 и «О героическом энтузиазме», «De

gl’eroici furori», 1535). В этот период к наследию

неоплатонизма присоединяются влияния атомизма Эпикура и

Лукреция, а также досократиков, включая Анаксагора,

Гераклита и Парменида, причем Пифагор иногда

ставится выше Платона.

В последний период творчества у Бруно все более

сказывается влияние пифагореизма, а также скорее

метафизического, чем физического атомизма (лат. поэмы,

опубликованные в 1591: «О монаде, числе и фигуре», «De monada,

numero et figura», «О неизмеримом и неисчислимом», «De

immenso et innumerabilibus», и «О тройном минимуме и об

измерении», «Detriplici minimo et mensura»). Бесконечное

всеединство конструируется теперь с помощью

«минимумов», или «атомов» всего сущего, являющихся как бы его

«семенами». Идея «совпадения противоположностей» в

духе Николая Кузанского и здесь служит основным

методом такого конструирования. Так, напр., «минимум» и

«максимум» как лишенные размеров (один в силу своей

абсолютной малости, а другой — как абсолютно большое)

совпадают друг с другом, причем такое совпадение

описывается с помощью представления о «сфере», выступающей

в качестве самой емкой по своим возможностям формой,

поглощающей все остальные по принципу предельного

перехода. Бруно пытается также объединить гилемор-

физм Аристотеля с механицизмом атомистов. Это ему

удается благодаря принципу «всеобщей одушевленности»

(animazione universale) и учению о «внутреннем

художнике» (artifice interno), придающим его атомизму и учению в

целом анимистический и динамический характер. Точно

так же Бруно стремится преодолеть противоположность

материи и формы, подчеркивая активность материи как

формообразующего начала. В результате материя утрачи-

314

БРЭДЛИ

вает некоторые принятые у платоников и перипатетиков

характеристики и становится «божественной сущностью»

(cosa divina), «великолепной родительницей и матерью

природы». Сконструированный т. о. абсолют

отождествляется Бруно с Богом так, что возникающее при этом

философское учение по праву должно называться пантеизмом,

хотя полной имманентности Бога природе, или вселенной

у Бруно нет, ибо он всегда подчеркивает, что вселенная есть

только его «великое подобие» и «великий образ» (il grande

simulacro, la grande imagine).

Пантеистическая метафизика всеединства тесно связана

у Бруно с его инфинитистской космологией, на создание

которой сильно повлияло учение Коперника (а также

Лукреций, средневековые мыслители, учившие о бесконечном

всемогуществе Бога, и, разумеется, Николай Кузанский).

Еще находясь в монастыре, Бруно познакомился с книгой

Коперника, тогда еще не запрещенной и почти никому

неизвестной. Учение Коперника было воспринято им с

воодушевлением как знак «восхода истинной древней

философии». Однако в инфинитизации вселенной Бруно пошел

дальше него, решительно устранив все ограничивающие

мир «сферы» и перейдя от гелиоцентрической и

неопределенно большой, но все же не бесконечной вселенной

Коперника к актуальной бесконечной вселенной,

наполненной бесчисленным множеством обитаемых

одушевленных миров, этих «великих животных» (grandi animali),

существующих не в пустом пространстве, как у античных

атомистов, а в питающей их среде, которая их «охватывает,

хранит, движет и производит». Бруно рисует

величественную картину содружества таких миров, которые подобно

Земле в ее вращении вокруг своей оси руководствуются

жизненной необходимостью, поворачивая свои «спины» к

своим солнцам с тем, чтобы они, освещая и согревая их,

поддерживали на их поверхности существование живых

организмов. Миры наделены у Бруно не только жизнью,

эмоциями, разумом, но и «достоинством», состоящим

в том, что они выступают «посланниками и вестниками

великолепия высшего единства, которое в музыкальной

гармонии образует стройный порядок, являясь живым

зерцалом бесконечного божества» (там же, с. 141). Бруно

приписывает мирам, во-первых, бесконечно быстрое

движение (pulso iniinito), когда покой и движение совершенно

совпадают, а во-вторых, движение с конечной скоростью.

Бесконечное движение выражает приобщенность миров

к «мировой душе» (l’anima del mondo) и к божественному

первоначалу, а конечное имеет своим источником

собственную внутреннюю силу (virtu intrinseca) движущегося

тела. Тем самым теория движения Бруно радикачьно

отличается от теории внешних двигателей у перипатетиков.

Принимая некоторые постулаты аристотелевской теории

движения (принцип противоположностей, конечность

движений), Бруно решительно отказывается от принципа

«естественных мест» и абсолютного характера

качественных различий «тяжелого» и «легкого».

Учение Бруно содержало немало опережающих его время

идей, предвосхищавших будущие научные открытия. Так,

напр., используя типичную для герметизма аналогию

между человеком как микрокосмом и вселенной как

макрокосмом, Бруно задолго до открытия Гарвея выдвинул идею о

круговом обращении крови в организме. Диалог «Пир на

пепле» повлиял на развитие учения о магнитных явлениях

у Гильберта. Космологические идеи Бруно были известны

Кеплеру, его пантеистическая философия всеединства

повлияла на Спинозу, вдохновляла Толанда и Шеллинга,

а его построения в рамках герметического искусства

памяти в духе Р. Луллия были близки Лейбницу, который,

познакомившись с его космологией и признавая

проницательность Бруно, тем не менее, отметил, что он все же

«превысил пределы разумного» (Toland — Leibniz Letters

About Bruno’s Philosophy. — Paterson A.M. The Infinite

Worlds of Giordano Bruno. Springfield, 1970, p. 177).

Соч.: Opera latine…, vol. 1—3. Neapoli — Florentiae, 1879—91;

Dialoghi italiani: Dialoghi

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн