Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

metafisici e dialoghi moral. Firenze,

1958; рус. пер. — Диалоги. M., 1949; О героическом

энтузиазме. M., 1953; Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997.

Лит.: Карсавин Л. П. Джордано Бруно. Берлин, 1923; Ольшки

Л. История научной литературы на новых языках, т. 3. М. — Л.,

1933, с. 3—48; ШтеклиА. Джордано Бруно. М., 1964; Горфункель

А. X. Джордано Бруно. М, 1965; Визгин В. П. Идея

множественности миров. М., 1988, с. 137—196; Йейтс Ф. Искусство

памяти. СПб., 1997; Documenti della vita di Giordano Bruno. Firenze,

1933; MercaiiA. II sommario del processo di Giordano Bruno. Citta

del Vaticano, 1942; Ciusso L. Scienza e filosofia in Giordano Bruno.

Napoli, 1955; Michel P. -H. Cosmologie de Giordano Bruno. P.,

1962; Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. L.,

1964; Criinewald #. Die Religionsphilosophie des Nikolaus Cusanus

und die Konzeption einer Religionsphilosophie bei Giordano Bruno.

Marburg, 1970; Ingegno A. Cosmologia e filosofia nel pensiero di

Giordano Bruno. Firenze, 1978; Giordano Bruno: Ieri e oggi, a cura

di Gentile С. Bastogi, 1982.

В. И, Визгин

БРЭДЛИ(Bradley) Фрэнсис Герберт (30 января 1846, Кла-

пем — 18 сентября 1924, Оксфорд) — британский философ,

ведущий представитель школы абсолютного идеализма.

Преподавал в Оксфордском университете. Свое этическое

учение разрабатывал в связи с критикой утилитаристской и

кантианской этики. Истоки морали он видел в стремлении

людей к гармонии и единству. Цель человеческой жизни, по

Брэдли, заключается в «самореализации» в бесконечной и

всеохватывающей целостности. Одними из этапов

«самореализации» оказываются религия (соединение в вере

конечного и бесконечного) и государство. В познании, согласно

Брэдли, нам всегда дано нечто универсальное, поэтому

простое описание изолированных фактов принципиально

невозможно, а анализ как таковой не ведет к истине. Любой

факт связан «внутренним», существенным образом (в т. ч.

и каузально) со всеми другими фактами. Позиция Брэдли

основывается на абсолютизации необходимых отношений

и игнорировании тех отношений, которые выступают в

качестве «внешних» и не определяют сущностный характер

вешей и процессов.

Брэдли критиковал понятия традиционной формальной

логики, прежде всего понятия «суждения» и «умозаключения»,

считая их в общепринятой трактовке бессодержательными, и

противопоставлял им иррационалистически истолкованные

идеи гегелевской диалектической логики. При этом из

диалектики исключались идея развития и закон единства и

борьбы противоположностей; диалектическое противоречие было

заменено «дополнительностью» противоположных сторон,

достигаемой в сознании, которое стремится к максимальной

целостности. Брэдли фактически сводит контрадикторные

логические отношения к контрарным. Он также явился

одним из первых критиков «психологизма» в логике, считая, что

вопрос об эмпирическом происхождении понятий не дол-

315

БРЭЙСУЭЙТ

жен интересовать логику. В метафизике Брэдли

самопротиворечивость объекта или свойства рассматривается как

показатель нереальности, что прядает его идеалистической

диалектике негативный характер. Используя ряд сложных

аргументов, Брэдли вначале доказывает противоречивость

понятий времени, пространства, причинности, энергии,

чувственных качеств, личности, которые переводятся им

в сферу видимости. Затем он рисует картину «истинной»,

«неизменной», «непротиворечивой» и «гармоничной»

реальности — Абсолюта, в который входят все явления,

различающиеся лишь по степени своей относительной

целостности. Последней в наибольшей мере обладают явления

сознания и образы различных религий, а в наименьшей

— материальные объекты и физические процессы.

Абсолют — это бесконечный опыт. Он сверхличен и потому его

нельзя называть Богом. Подлинная реальность не может

быть областью деятельности рационального мышления,

которое, по мнению Брэдли, способно лишь к

установлению отношений и расчленению целого; реальность

постигается в мистическом переживании непосредственного

опыта, в котором совпадают объективное и субъективное.

Отношения как таковые, по Брэдли, невозможны вне

тотальности, субстанциального целого. В нач. 20 в. учение

Брэдли и других представителей абсолютного

идеализма было подвергнуто критике неореалистами и ранними

представителями аналитической философии.

Соч.: Appearance and Reality. L., 1893; The Principles of Logic.

L., 1922; Essays on Truth and Reality. Oxf., 1962; Ethical Studies.

Oxf., 1962.

Лит.: Геффдинг Г. Современные философы. СПб., 1907, с. 58—

70; Квитко Д. Ю. Очерки современной англо-американской

философии. М, 1936, с. 3—53; Хим Т. И. Современные теории

познания. М., 1965, гл. 2; Киссель М. А. Учение о диалектике

в буржуазной философии XX в. Л., 1970, с. 13—23; Богомолов

А. С. Английская буржуазная философия XX в. М, 1973, гл.

2; Church R. W. Bradley’s Dialectic. L., 1942; Wollheim R. Bradley.

Harmondsworth, 1959; Eliot T. S. Knowledge and Experience in

the Philosophy of F. H. Bradley. L.-N.Y., 1964; Airaksinen T. Tne

Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975; Manser A., Stock G.

(eds.). The Philosophy of F. H. Bradley. Oxf., 1984.

А. Ф. Грязное

БРЭЙСУЭЙТ, Брэйтуэйт (Braithwaite) Ричард Бивен (род.

15 января 1900, Банбери, Великобритания) — английский

философ. С 1953 — профессор Кембриджского

университета. Философские взгляды Брэйсуэйта

сформировались под влиянием Дж. Мура, Л. Витгенштейна, Рамсея

и Дж. Кейнса. Брэйсуэйт не присоединился ни к одному

из главных направлений логического позитивизма,

однако считал необходимым использовать в философии науки

полученные ими результаты. Он близок к позициям

реализма. Брэйсуэйт трактует понятие опыта (лежащее, с его

точки зрения, в основе философии науки) не в

субъективном, а в объективном, естественном смысле. Он признает

дихотомию эмпирического и теоретического, считая, что

высказывания наблюдения лежат в фундаменте теории,

а гипотезы — в ее вершине. Теоретические понятия, по

Брэйсуэйту, не выводятся из наблюдаемых фактов; они

получают неявные определения в силу того, что входят в

исходные и доказанные предложения соответствующей

теории. Предсказательная сила теорий определяется

количеством и качеством ее теоретических понятий, и она

уменьшается по мере построения явных определений этих

понятий (тезис Брэйсуэйта — Рамсея). В своих работах

уделял большое внимание возможностям использования

теории вероятностей и статистики в философии науки.

В 1950-х гг. Брэйсуэйт наряду с Н. Винером, А. Розенб-

лютом, Д. Д. Бигелоу, Э. Нагелем и др. явился одним из

пионеров исследования значения и структуры

телеологического объяснения. В основе телеологического

объяснения, согласно Брэйсуэйту, лежит пластичность

поведения соответствующих субъектов, которая проявляется в

способности изменять условия окружающей среды и дает

возможность достичь цель. При таком подходе, однако,

исследованию подвергается скорее телеологическое

описание, чем телеологическое объяснение, предполагающее

возможность построения успешных предвидений. Автор

работ о Дж. Муре, Б. Расселе и др.

Соч.: The Idea of Necessary Connexion.— «Mind», 1927, v. 36, p.

467— 477, 1923, v. 37, p. 62-72; Scientific Explanation. A Study of

the Function of Theory, Probability and Law in Science. Cambr.,

1953; Theory of Games as a Tool lor the Moral Philosophee. N.Y.,

1963; An Empiricist’s View of the Nature of Religious Belief.

Folcroft, 1970.

Лит.: Хилл Т. Я. Современные теории познания. М., 1965, с.

505—507; Science, Belief and Behaviour. Essays in Honor of R. B.

Braithwaite. Cambr, 1980.

В. Н. Садовский

БРЮНСВИК(Brunschvicq) Леон (10 ноября 1869, Париж

— 18 января 1944, там же) — французский философ и

методолог науки, профессор философии в лицеях Лориена

(1891-93), Тура (1895), Руана (1900), профессор в Сорбонне,

член Академии моральных и политических наук. Основная

задача философии, по Брюнсвику, — дать критический

анализ наук, преодолеть разрыв между опытом и постулатами,

фактами и теорией. Брюнсвик противостоит, с одной

стороны, эмпирическому позитивизму, а с другой

метафизическому рационализму. Философия рассматривается им

как интегральное знание, познание познания,

осуществляющееся в живой, духовной деятельности. Анализируя

модальность суждений, Брюнсвик интерпретирует

суждение как акт, конституирующий познание и утверждающий

бытие. Тем самым он переводит метафизику в гносеологию,

где центральной проблемой является осмысление

внутренней, душевной жизни человека (interiorite) как единства

теоретического и практического разума, как действенного

и истинного идеала науки и морали. В работе «Введение в

жизнь духа» (1900) Брюнсвик выдвигает в центр философии

понятие духа, трактуя философию как размышление духа

о самом себе, а искусство как воплощение духа в

произведениях. Душакритерий и источник всего прекрасного.

Гуманность — посредствующее звено между индивидом и

духом. Рационализм Брюнсвика имеет явно интеллектуа-

листский характер, что приводит его к противопоставлению

понятия и созерцания и к абсолютизации роли понятия в

познании. Эта интеллектуалистская линия отчетливо

выражена в его книге «Современный идеализм» (1905) и

особенно в работе «Этапы философии математики» (1912),

которая посвящена взаимоотношениям философии и

математики в их историческом развитии. Для него не

приемлемы ни критерий логической, ни критерий эмпирической

очевидности. Он называет их идолами, с которыми следует

бороться. Подобно Канту, он исходит из мысли о том, что

316

БУБЕР

опыт без разума слеп, разум без опыта пуст, настаивая на

взаимосвязи между опытом и разумом. Эта линия

критика эмпиристской трактовки опыта продолжена им в книге

«Человеческий опыт и причинность» (1922), где

противопоставляется опыт эмпиризма опыту рационализма как

человеческому опыту. Брюнсвик называет свою философию

философией мышления, задача которой — постичь связь

между различными мировоззрениями, раскрыть путь

духовного развития человечества, найти пути объединения

внутреннего (interiorite) и внешнего (exteriorite), которые

он видит в солидарности. Тем самым философия духа

перерастает у Брюнсвика в философию истории, где

вычленяются различные культуры и этапы в прогрессе сознания,

свободного движения духа, освобождающего человека от

субъективизма и материализма и увеличивающего

содержание духовной жизни.

Соч.: La modalite du jugements. P., 1897; Introduction a la vie de

l’esprit. P., 1900; L’idealisme contemporaine. P., 1905; Les etapes de

la philosophie mathematique. P., 1912; L’experience humaine et la

causalite. P., 1922; Le progres de la conscience dans la philosophie

occidental, vols. 1—2, 1927; La raison et la religion. P., 1939.

A. П. Огурцов

БРЯНЦЕВАндрей Михайлович [1749, Одигитриевская

пустынь Вологодской губ. — 26 января (7 февраля) 1821,

Москва] — русский философ. Род. в семье причетника,

учился в Славяно-греко-латинской академии,

Московском университете, где помимо философского курса изучал

точные науки, юриспруденцию. В 1787 защитил

диссертацию «О критерии истины». С 1795 и до конца жизни —

ординарный профессор логики и метафизики Московского

университета. В 1791—95 занимал пост университетского

цензора, в 1804—06 являлся директором Педагогического

института. Статский советник. Из собственно

философских произведений Брянцева известность получили «Слово

о связи вещей во Вселенной» (1790) и «Слово о всеобщих

и главных законах природы» (1799). Перевел «Начальные

основания нравственной философии» Г. А. Фергюссона

(1804) и (совместно с С. Е. Десницким) «Истолкование

английских законов» У. Блэкстона (1780—82). Брянцев не

создал собственной оригинальной философской системы

и находился под влиянием немецкой мысли: сначала он

держался системы Хр. Вольфа, затем перешел на

позиции кантианства. Здесь основным источником для него

являлись труды кантианца Ф. В. Д. Снелля. В целом

философию Брянцева можно охарактеризовать как деизм с

оттенком механицизма. «Мироздание в самой вещи есть

неизмеримое тело, механически устроенное, и

составлено из неисчислимых частей различной величины и

твердости, которые посредством всеобщего закона взаимно

сопряжены». Философ придерживался теории множества

миров и бесконечного многообразия форм органической

жизни, т.е. взглядов для церковного сознания того времени

неприемлемых. Вольнодумство Брянцева ограничивалось

рамками академических построений и на его

университетской карьере не сказалось.

Соч.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины 18

В.М., 1952, т. 1, с. 363-386.

Лит.: Биографический словарь Московского университета, ч.

1,1855.

А. В. Панибратцев

БУАЛО(Boileau), Буало-Депрео, Никола (1 ноября 1636,

Париж —13 марта 1711, Париж) — французский поэт,

крупнейший теоретик классицизма. Учился на

юридическом факультете Парижского университета. В 1677

назначен придворным историографом Людовика XIV С 1684

член французской Академии наук. Испытал сильное

воздействие рационализмаДекарта. Основные положения

эстетики классицизма изложены Буало в стихотворном

трактате «Поэтическое искусство» (L’art poetique, 1674,

рус. пер, 1957). Трактат состоит из четырех частей (или

песней). В первой излагаются общие принципы; вторая

посвящена лирическим жанрам (идиллия, элегия, ода,

сонет, эпиграмма); в третьей анализируются трагедия, эпос

и комедия; четвертая затрагивает этические проблемы

художественного творчества. Основополагающее правило

эстетики Буало — требование следовать разуму. «Смысл»

— самое важное в художественном произведении, саму

красоту Буало ставил в зависимость от разума:

прекрасное — это разумное. Композиция должна быть тщательно

продуманной, используемые слова — ясными и

точными. Другое важное правило эстетики Буало — требование

«подражать природе»; речь идет о человеческой природе,

основные проявления которой, выражающиеся в

различных характерах, необходимо глубоко изучать. Буало

призывал следовать античному искусству, ставя его выше

современного. Драматическое произведение, по его мнению,

должно отвечать правилу трех единств (действия, места,

времени). Подлинный поэт должен выступать в роли

наставника мудрости, быть добродетельным,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн