РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Индия 6-5 вв. до н. э., времени
зарождения и утверждения буддизма, джайнизма и
других «диссидентских» (по отношению к господствующей
ведийской идеологии) течений, представляет собой
классическую картину процессов «осевого времени», когда,
по мнению К. Ясперса, появляется современный тип
человека (разрушение родоплеменного строя и развитие
социальной стратификации, возникновение городов и
государств, объединяющих разные территории, населенные
разными народами, развитие регулятивно-авторитарных
функций государственной власти). Буддизм возник как
одна из сект, отрицавшая действенность брахманского
ритуала. Как и многие другие учителя и проповедники
того времени, Будда основывал свое учение
исключительно на личном опыте прозрения истины. Согласно
преданию, открыв Дхарму («учение», «закон», «истина»)
в акте прозрения (бодхи), Будда решил донести ее до всех
людей без исключения. Это его побуждение и содержало
тот миссионерский заряд, который способствовал
распространению буддизма по Индии и за ее пределами.
После смерти Ашоки и воцарения династии Шунгов,
покровительствовавшей брахманизму, буддизм
становится доминирующей религией на Шри Ланке, где во 2 в. до
н. э. царь Дуттхагамани использует его в том же качестве
319
государственной идеологии. В течение трех последующих
веков буддизм превращается во влиятельную религиозную
силу на всей территории Индии, а с воцарением династии
Сатавахана проникает в Центральную Азию. Благодаря
буддизму складывается единое цивилизованное
пространство, объединяющее разные народы и территория общими
культурными и религиозными парадигмами. Буддийские
тексты и проповедники свободно циркулируют по всему
этому пространству, а вместе с ними достижения Индии в
области медицины, фармакологам, физиологии,
архитектуры, ваяния, живописи, грамматики и т. д. Со 2 по 9 в.
буддизм процветает на Шри Ланке, в Центральной Азии,
его влияние постепенно утверждается в Юго-Восточной
и Южной Азии, Китае, откуда он проникает в Японию,
Корею, Тибет. Буддийские монастыри становятся
центрами просвещения, учености и искусства. В Южной Индии
поддержку буддизму оказывает династия Сатава-ханов (2
— 3 вв.). В Центральной Индии при династии Гуптов (4—6
вв.), несмотря на симпатию гуптских царей к индуизму,
буддийские монастыри продолжают свою деятельность.
Хотя с 8 в. на большей части территории Индии буддизм
начинает приходить в упадок, его влияние продолжает
сохраняться на севере и востоке. С середины 8 в. в Бихаре
и Бенгалии к власти пришла династия Палов,
представители которой были буддистами. Как всеазиатская религия
буддизм достигает своего пика именно к 9 в., когда под его
влиянием находится значительная часть Азии и
прилегающих к ней островов. Однако после 9 в. в Индии начинают
происходить процессы, которые способствуют упадку и
в конечном счете вытеснению буддизма из этой страны
в 12 в.
СЕКТЫ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ. Поначалу
последователи Будды вместе со своим учителем вели образ жизни
бродячих отшельников, останавливаясь на период сезона
дождей во временных пристанищах — вихарах. С течением
времени буддийское сообщество становится более
упорядоченным, превращаясь в некое подобие организации со
своими правилами приема и исключения, регламентацией
поведения монахов на все случаи жизни. Все эти правила
после смерти Будды объединяются в свод, который
называется «Корзина Дисциплины», или Виная-питака. Все,
что Будда говорил по поводу учения, объединяется в
другом своде — Сутта-питаке, или «Корзине бесед». Буддизм,
подобно большинству сект того времени, развивавшихся в
Северо-Восточной Индии, включал в себя:
харизматического лидера, проповедуемое им учение и
единомышленников, состоявших как из сообщества монахов (сангхи),
отказавшихся от мирской жизни, так и из группы мирских
приверженцев. Этот образец стал основанием буддийской
священной формулы (своеобразного «символа веры») три-
ратна («трех драгоценностей»): Будды (учителя), дхармы
(учения) и сангхи (общины).
В раннебуддийской общине были сторонники как
большей элитарности, так и большей популярности, что в 4 в.
до н. э. привело к ее расколу на тхераваду (сторонников
более жестких порядков в сангхе, отделяющих ее членов
от обычных людей) и махасангхику — сторонников
большой общины, выступавших за большую открытость
сангхи и доступ в нее мирян. С появлением империи Маурьев,
особенно в эпоху правления Ашоки, буддизм, благодаря
своей веротерпимости и недогматичности, оказывается
наиболее подходящим для создания идеологии,
объединяющей народы, исповедующие разные верования. Ашока
делал главное ударение на важности буддийской морали
для мирян. Этот период отмечен дальнейшими расколами
и появлением множества сект и школ. Секты объединяют
людей для совместной религиозной жизни, их
деятельность локализована; в школах происходила теоретическая
разработка доктрины, их деятельность распространялась
на огромные территории. По свидетельству тибетского
историка Будона, их было 18, однако ученые насчитывают
около 25 школ. Усилиями буддийских схоластов к
основному ядру буддийской литературы добавляется Корзина
абхидхаммы — Абхидхамма-питака (пали, санскр. Абхид-
харма-питака), содержащая систематизацию учения
Будды. Так создается первый буддийский канон Типитака,
называемый также палийским (см. Трипитака).
В начале нашей эры появляется цикл текстов, названный
праджняпарамиты сутры, знаменующий становление
совершенно нового направления буддизма, сторонники
которого предлагают верующим «широкий путь» спасения,
или махаяну, в противоположность 18 школам буддизма,
путь которых к спасению казался им слишком «узким»
(поэтому прежнее направление они стали называть хина-
няной). Махаяна также разделилась на множество школ.
За противопоставлением хинаяны и махаяны лежало
вполне реальное различие в трактовке методов
освобождения. Если с т. зр. первого направления освобождение,
нирвана, доступно только членам буддийской общины, т.е.
монахам (бхиккху), и реализуется только в результате их
собственных усилий, то второе направление утверждает
возможность спасения для всех, а также помощи
человеку со стороны более продвинутых в духовном отношении
существ (будд и бодхисаттв — тех, кто ради этой цели
откладывает свой уход в нирвану). В целом махаяна
гораздо в большей степени, чем хинаяна, приспосабливается к
привычным стереотипам религии. Она становится
религией для масс, стремящейся охватить своим влиянием как
можно больше людей, в ней также складывается своя
система метафизики и культовой практики.
С середины 8 в. начинается эпоха утверждения в Индии
направления буддизма, называемого ваджраяной,
буддийским тантризмом, эзотерическим буддизмом и др. Ваджра
(букв, громовик, или алмаз) является символом твердости,
несокрушимости и олицетворяет собой вечное,
врожденное всем существам состояние Будды. Постепенному
обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны,
противопоставляется мгновенная (подобно молнии)
реализация природы Будды еще в течение этой жизни. Вад-
жраяна выступает против монастырского истэблишмента,
ратуя за соединение махаяны с тантристской практикой,
известной в Индии с древнейших времен (см. Тантризм).
К 9 в. она заполняет почти весь буддийский мир, но
приживается гл. обр. в Тибете, где просуществовала до 11 в. В
ней был создан свой канон на тибетском языке,
называемый Ганджур, который дополняется собранием
комментаторской литературы — Данджур, а также свой пантеон и
УЧЕНИЯ. Особенность буддизма как религиозного
учения состоит в том, что оно не сформулировано в едином
и универсальном виде. Дхарма — это всегда послание
конкретному человеку в конкретной ситуации. Эта
изначальная нацеленность на адресата, слушателя, реципиента и
сделала буддизм тем, что он есть — религией, принимаю-
320
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
щей, в зависимости от того, в какую среду он попадает,
самые разнообразные формы. Китайский буддизм говорит
с китайцами на языке китайской культуры и китайской
системы ценностей. Японский буддизм синтезирует
буддийские идеи и японскую культуру и т. п. И в этой
способности «мимикрировать» и гармонично вписываться в
окружающий культурный ландшафт буддизм вряд ли
знает себе равных среди других мировых религий. За это
буддизм часто критиковали, упрекая его в слишком большой
гибкости, граничащей с беспринципностью, в
склонности к компромиссам и даже в некой двуличности — одно
говорится для избранных, другое — для толпы. Однако
исторически такая приспосабливаемость позволила
буддизму ассимилировать огромное количество местных
верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий,
литератур и художественных традиций на всем
географическом пространстве, находившемся под его влиянием на
протяжении многих веков.
Во всех формах буддизма всегда сохранялось некое ядро
учений, институтов и практик, создание которых
приписывалось Будде Шакьямуни. В разных школах этому ядру
придавалось разное значение, но тем не менее именно оно
и сохранилось в исторической памяти буддистов как
принадлежащее «самому Будде».
Стержень проповеди Будды составило учение о
срединном пути (между крайностями гедонизма и
самоумерщвления), четырех благородных истинах (о страдании,
причине страдания, возможности устранения причины
страдания и восьмеричном пути), взаимозависимом
возникновении всех элементов существования (пратитья-
самутпада). Идя вразрез с традиционной индийской
мыслью, Будда утверждал несуществование души как
метафизической субстанции, но признавал существование
«я» как субъекта действия в практическом и моральном
смысле. Человеческое существо есть лишь сочетание пяти
агрегатов — скандх, ни один из которых не является «я»,
психо-физических элементов {дхарм). Личность
постоянно находится в процессе изменения, не имея в своей
основе никакой постоянной сущности — души (атта, атман).
Буддизм, как и другие религии, обещает избавление от
самых мучительных сторон человеческого существования
(духкха) — страданий, невзгод, страстей, страха смерти,
причину’ которых видит в том, что действия самого
человека содержат в себе потенцию морального воздаяния
(кармы), которая проявляется как в этой жизни, так и в
новых воплощениях (сансара). Высшая религиозная цель
адепта буддизма — прекращение бесконечного потока
существований — ассоциируется с успокоением, затуханием
(нирвана) «волнения» дхарм.
Буддизм отличается от других мировых религий своим
пониманием статуса человека по отношению к богам. Из
всех существ только человеку приписывается способность
«встать на путь», иными словами, последовательно
искоренить в себе то, что поддерживает процесс перерождения
— страсти, неправедные мысли и т. п., и достичь
нирваны. Только среди людей могут появиться высшие
духовные существа — будды, люди, достигшие просветления и
нирваны и проповедующие Дхарму, а также бодхисаттвы
— те, кто откладывает свой окончательный уход, чтобы
помочь другим созданиям. Не отрицая существования
богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов
предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т. п.),
буддизм не отводит им никакой важной роли в
религиозной жизни. Не запрещая поклонения им, он тем не менее
считает его пустой тратой времени.
КОСМОЛОГИЯ. В отличие от других мировых религий
буддизм увеличивает количество мирозданий до
бесконечности. По образному сравнению из буддийских текстов,
их больше, чем капель в океане или песчинок в реке Ганг.
Каждый из миров возникает, развивается и разрушается
в течение одной махакальпы (миллиарды лет),
разделенной на четыре кальпы. Однако только та кальпа является
счастливой, в которой появляется будда. Общее
количество будд и бодхисаттв тоже неисчислимо, но не следует
думать, что они занимают в буддизме то же место, что
боги или единый Бог в других религиях. Будды не могут
ни создавать мир, ни управлять стихиями, и, как правило,
не наделены силой карать или миловать. Буддизм — и в
этом еще одно его отличие — не признает провидения и
подчеркивает, что судьба человека зависит только от его
собственных усилий, поэтому его иногда называют
«религией самоспасения».
Лит.: Щербатской Ф. И. Избр. труды по буддизму. М., 1988; Розен-
берг О.О. Труды по буддизму. М, 1991; Буддизм. Словарь. М.,
1992; Буддийский взгляд на мир, ред.-сост. Е. П.
Островская и В. И. Рудой. СПб., 1994; Conze E. Buddhism. Its Essence
and Development. L., 1951; Idem. Buddhist Thought in India:
Three Phases of Buddhist Philosophy. Ann Arbor, 1970; Bareau A.
Les sects bouddhiques du petit vehicule. Saigon, 1955; Dasgupta
S. B. Introduction to Tantric Buddhism. Calcutta, 1958; Dutt N.
Buddhist Sects in India. Calcutta, 1970; Idem. Early History of the
Spread of Buddhism and the Buddhist Schools. New Delhi, 1980;
Guenther H. V. Buddhist Philosophy in the Theory and Practice.
L., 1972; WaymanA. The Buddhist Tantras: Light on Indo-Tibetan
Esotericism. N.Y., 1973; Hajime Nakamura. Indian Buddhism:
A Survey with Bibliographical Notes. Tokyo, 1980; Tucci G The
Religions of Tibet, transi, by G. Sammuel. Berkley, 1980; Warder
A. K. Indian Buddhism. Delhi, 1980; Banerji S.C. A Brief History
of Tantra Literature. Calcutta, 1988; PetzoldB. The Classification of
Buddhism. Bukkuo Kyohan. Wiesbaden, 1995.
В. Г. Лысенко
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ- система рационально
обоснованных взглядов на мир, человека и познание,
сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма.
Ведущую роль в развитии буддийской философии сыграли
две хинаянские школы — вайбхашика и саутрантика и две
школы махаяны — мадхьямика и йогачара.
УЧЕНИЕ О МИРЕ ИЧЕЛОВЕКЕ. Философская сущность
проповедей основателя буддизма заключалась в
утверждении зависимости мира от человека, а также динамичного и
изменчивого (анитья) характера всего существующего, в т.