Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

которое можно понимать

и как познавательное определение (типа: «Это — горшок»,

«Это — ткань»), и как практическое (типа: «Я предназначен

для того», «Я должен сделать это»), а также как субстрат 8

диспозиций сознания: добродетель, знание, бесстрастие

и сверхспособности с их противоположностями —

недобродетелью, незнанием, пристрастием и бессилием (ст. 23).

Буддхи возглавляет иерархию всех индрий и ментальных

начал (ст. 36). По Вачаспаши Мишре, подобно тому как

надзиратели деревни передают собранный налог далее по

инстанциям, индрий передают свое отражение объектов манасу,

тот — аханкаре, а тот — буддхи. Но функции буддхи этим не

ограничиваются: как начало, наиболее приближенное к Пу-

руше (как министр — к царю), буддхи осуществляет реально

все «вкушение» опыта Пурушей и одновременно различает

«тонкую границу» между ним и Пракрити (ст. 37).

Деятельность всесильного «министра» оставляет, т. о., самого царя

в роли пассивной санкционирующей инстанции при

решении всех его задач. Эти сложные взаимоотношения

поставили перед санкхьяиками проблему определения

«сотрудничества» Пуруши и буддхи, которая решается через модели

их отражения друг в друге, при котором одно начало

принимает видимость другого. Проблема различения Атмана и

буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что

предлагали санкхьяики. По «Упадешасахасри» Шанкары,

сама идея «Я — созерцатель» не могла бы осуществиться

без отражения Атмана в буддхи (11.18.89), а в «Брахма-сут-

ра-бхашье» качествами буддхи названы желание, ненависть,

радость, страдание, которые образуют свойства души (джи-

ва), когда Атман находится в сансарном состоянии; по

ассоциации с буддхи Атману приписывается и непричастный

ему атомарный размер (11.3.29 и т. д.).

В. К. Шохин

БУЛГАКОВСергей Николаевич [16 (28) июня 1871, Ливны

— 13 июля 1944, Париж] — русский философ и богослов,

экономист, публицист, религиозный и общественный

деятель. Род. в семье потомственного священника. Окончил

Московский университет (1894) по кафедре политической

экономии и статистики. Его первые книги — «О рынках

при капиталистическом производстве» (1897) и

«Капитализм и земледелие» (т. 1—2, 1900). Эти исследования

наложили отпечаток на все его творчество. Проблемы труда,

хозяйства, материальной деятельности человека займут в

религиозно-философской системе Булгакова видное

место. Кроме того, уже в этих работах намечаются его

расхождения (прежде всего по аграрным вопросам) с

марксистским учением, которого он твердо придерживался, будучи

представителем легального марксизма. В начале века он

отходит от марксизма и на первый план выступает интерес

к религиозной проблематике и философскому идеализму,

к русской мысли, прежде всего к творчеству Вл. Соловьева

и Достоевского. Подобная эволюция была характерна для

части русской интеллигенции той поры, и вскоре

Булгаков становится одним из ее духовных лидеров. Он один из

основных участников сб. «Проблемы идеализма» (1902),

объединившего деятелей усиливавшего свое влияние

религиозно-идеалистического направления; название сб.

его статей «От марксизма к идеализму» (1903) сделалось

символичным, т. к. выражало суть происходившего

сдвига.

Следующие годы — период наибольшей общественно-

публицистической активности Булгакова. Он участвует во

многих религиозно-философских начинаниях — в

выпуске журналов «Новый путь», «Вопросы жизни», сборников

«Вопросы религии», «Свобода и культура», «О Владимире

Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе

Религиозно-философского общества памяти

Владимира Соловьева и книгоиздательства «Путь», выпускавшего

важнейшие произведения рус. философско-религиозной

мысли. Он стал одним из ведущих авторов известного сб.

«Вехи» (1909) и идеологом веховства как идейного течения,

призвавшего интеллигенцию порвать с

революционно-демократическими традициями и движением, с

коллективистской моралью в пользу духовного самоопределения и

социального христианства. Избирается депутатом 2-й

Государственной Думы как «христианский социалист». В этот

период наряду с лекциями, статьями, эссе на темы религии

и культуры (собраны в двухтомнике «Два града», 1911) он

создает масштабные труды — «Философию хозяйства» (1912)

и «Свет Невечерний» (1917). В них Булгаков разрабатывает

собственную концепцию метафизики всеединства, идущей

в русле софиологии Вл. Соловьева и Флоренского, однако

вобравшей и др. влияния — западной апофатической

мистики, Канта, позднего Шеллинга, а также ряд идей,

имеющих истоком православную церковность.

Тип своего мировоззрения Булгаков определял как

«религиозный материализм» и ставил в центр своей философии

темы материи и истории, мира и человека. Но смысл

бытия мира и человека обретается только в их связи с Богом.

Мыслитель воспринимает идею восточной патристики

(преподобного Максима Исповедника) о том, что тварное

бытие несет образ Божий, присутствующий в качестве

статичного, структурного принципа, но оно также наделено

подобием Богу, которое выступает в качестве

динамического принципа. Благодаря последнему мир движется к

соединению с Богом, и мировая история представляется как

Богочеловеческий процесс. Наряду с этим принимается

типичная для христианского платонизма концепция

пребывающих в божественном разуме «замыслов», или

«прообразов», вещей и явлений тварного мира, вследствие чего

в философии Булгакова возникают понятия мира в Боге,

всеединства, Софии. В 1918 принимает сан священника и

уходит в занятия богословием. Начинает играть видную

роль в церковных кругах, активно участвуя в работе

Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви

(1917—18) и близко сотрудничая с патриархом Тихоном.

Отрицательно восприняв Октябрьскую революцию, о.

Сергий откликнулся на нее диалогами «На пиру богов»,

которые вошли в сб. рус. философов «Из глубины» (1918).

В годы гражданской войны о. Сергий, находясь в Крыму,

324

БУЛЬТМАН

написал «Философию имени» (1920, издана в 1953) и

«Трагедию философии» (1920—21, издана на нем. языке в 1927,

на руС _ в 1993). В них он подверг пересмотру свой взгляд на

соотношение философии и догматики христианства, придя

к выводу, что христианское вероучение возможно выразить

без искажений только в форме догматического богословия.

В 1922 Булгаков вместе с другими настроенными антирево-

люционно деятелями науки и культуры был выслан за рубеж.

После недолгого пребывания в Константинополе, в 1923

занимает должность профессора церковного права и

богословия на юридическом факультете Рус. Научного Института в

Праге. Участвует в создании Православного Богословского

Института в Париже. С его открытия в 1925 и до своей

кончины о. Сергий его бессменный декан и профессор кафедры

догматического богословия. Большое внимание он также

уделял духовному руководству христианской молодежью

(РСХД) и участию в экуменическом движении.

В 30-е гг. о. Сергий придал окончательную форму своему

учению, создав богословскую систему. Основу ее

составляет «большая трилогия» — книги «Агнец Божий» (1933),

«Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Богословская

система Булгакова есть углубление его учения о Софии и

Богочеловечестве, развиваемое в историческом ключе, как

описание восхождения тварного мира к соединению с

Богом (однако благой исход процесса вовсе не предрешен;

напротив, в его теологии истории преобладают трагические и

апокалиптические мотивы). София здесь, как и во всякой

системе софиологии, есть начало, посредствующее

между Богом и миром; но вместе с тем Булгаков сближает его

с усией — сущностью триединого Бога. Софиологические

построения мыслителя вызвали неприятие многих

богословов. Полемика, проходившая в 1933—36, породила как

богословские тексты (важнейшие из них — книги

архиепископа Серафима (Соболева) «Новое учение о Софии

Премудрости Божией» (София, 1935) и В. Н. Лосского «Спор

о Софии» (Париж 1935), и ответы о. Сергия на критику),

так и административные решения: в 1935 учение Булгакова

было осуждено в указах Московской Патриархии, а также

зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах

(Югославия). Напротив, богословская комиссия

Западноевропейской Митрополии Константинопольского Патриархата, под

эгидой которой находился Богословский Институт, вынесла

нейтральное постановление. Следует отметить, что учение

Булгакова содержит немало плодотворных идей,

фактически не зависящих от софианских предпосылок.

В 1939 о. Сергий тяжело заболел. Однако до последних дней

жизни, в условиях оккупированного Парижа, он не

прекращал служить литургию и читать лекции (что стоило ему

огромных усилий), а также работать над новыми

сочинениями. Незадолго до смерти он закончил свою последнюю

книгу — «Апокалипсис Иоанна».

Соч.: Соч., т. 1-2. М., 1993; «Тихие думы». М., 1918; Друг

жениха. П., 1927; Купина неопалимая. П., 1927; Лествица

Иаковля. П., 1929; Автобиографические заметки. П., 1948;

1990; Православие. П., 1965, М., 1991.

Лит.: Осоргина Т. Библиография трудов о. Сергия

Булгакова. П., 1987; Памяти о. Сергия Булгакова. П., 1945; Зандер

Л. Бог и мир, тт. 1 — 2. П., 1948; Монахиня Елена. Профессор

протоиерей Сергий Булгаков. — Богословские труды, М.,

1986, т. 27.

С. С.Хоружий

БУЛЕВА АЛГЕБРА— см. Алгебра логики.

БУЛЬ(Boole) Джордж (2.XI.1815, Линкольн — 8 октября

1864, Боллингтемпль, близ г. Корка, Ирландия) — англ.

математик и логик, основоположник алгебры логики.

Математикой овладел путем самообразования. В 1849—64 профессор

математики в Куинс-колледже (Корк). В математическом

анализе шел самостоятельным путем, но его осн.

достижения относятся к логике. В соч. «Математич. анализ логики»

(L., 1847) изложил основы исторически первой алгебро-ло-

гич. системы и выразил в ней ассерторическую

силлогистику. В своем главном сочинении — «Исследование законов

мысли» (L., 1854) детально развил алгебраич. построение

логики, применив его к силлогистике и теории

вероятностей, а также связав с психолого-эпистемологическими

вопросами. Исходя из аналогии между математическими и

логическими операциями, Буль ввел «логическое умножение»

(пересечение классов, соответственно конъюнкцию

высказываний), «логическое сложение» (некое приближение к

строгой дизъюнкции, соответственно объединению классов

с исключением их общей части). Введение универсального

класса (т. н. «универсума рассуждения») и «логического

вычитания» для классов позволило выражать отрицание

(соответственно, дополнение класса до универсального), что дало

полную систему операций логики классов (соответственно

логики высказываний) и отвечающие ей законы.

Представляя высказывания в виде равенств, Буль для формализации

дедукции развил методику решения логических уравнений.

Не будучи непосредственно булевой алгеброй, система Буля

исторически явилась ее истоком (работы Джевонса).

Соч.: Collected Logical Works, v. I, IL The Open Court: La Salle

(111.), 1952.

Лит.: Broadbent T. A. A. Georg Boole, in Dictionary of Sei.

Biography, v. II, 1970; Venn J. Boole’s logical system.—«Mind»,

1876, v. 1, N 4; Kneale W.&M. The Development of Logic. Oxf.,

1978; Льяр Л. Английские реформаторы логики в 19 в., пер. с

франц. СПб., 1897; Стяжкин Н. И. Формирование

математической логики Л.—М., 1967.

Б. A Бирюков

БУЛЬТМАН(Bultmann) Рудольф Карл (20 августа 1884,

Вифельштед — 1976, Марбург) — протестантский теолог,

исследователь Нового Завета, ведущий представитель

диалектической теологии. Наибольшую известность получил

как создатель программы демифологизации, автор новой

теологической герменевтики Нового Завета, как

выдающийся апологет христианства перед судом современности,

который, по выражению Ф. Шлейермахера, говорил о

христианстве «образованным людям, презирающим религию».

Бультман изучал теологию в Тюбингене (1903 — 04),

Берлине (1904-05) и Марбурге (1905-06). В 1912-16 он приват-

доцент в Марбурге, в 1916—20 — экстраординарный

профессор в университете Бреслау, с 1921 до выхода на пенсию

(1951) — профессор Марбургского университета. Теология

реформаторов и протестантский либерализм 19 в. с его

духом свободного исследования, с требованиями правдивости

и интеллектуальной честности — вот те ценности, которые

сформулировали исследовательский подход молодого

теолога Бультмана, со студенческих лет понимавшего свою

работу прежде всего как церковное дело по преодолению

разрыва между научной теологией и традиционным обра-

325

БУЛЬТМАН

зом лютеранского благочестия, который не выражает

полностью сути веры.

Начало создания Бультманом собственной «системы»

сзязано с возникшей после 1-й мировой войны

диалектической теологией, основоположником которой был К.

Барт. Он начинал с отрицания преемственности между

человеческой религиозностью и Богом, т.е. с отрицания

самой основы теологии либерального типа. В этом же

направлении развивалась мысль Бультмана. Его книга

«Иисус» («Jesus», 1926) относится к важнейшим документам

диалектической теологии.

В своих ранних работах Бультман следует логике

рассуждений Барта, который считал крайне важным выявить

«положительное и отрицательное значение того, что Кьеркегор

называл «бесконечным качественным различием» между

временем и вечностью: «Бог на небесах, а ты — на земле».

Из этого, по Барту, следует, что Откровение Бога имеет

диалектическую структуру, и ту же структуру имеет ответное

«отношение человека», т.е. теология, человеческие

высказывания об Откровении. Диалектика Откровения состоит

в том, что оно соединяет взаимоисключающие величины:

Бога и человека, время и вечность. Следовательно,

откровение в Иисусе Христе открывает Бога именно как

неизвестного Бога, и как раз в этом заключается суд над всем

человечеством, кризис религии, неустранимо

противостоящей подлинной вере.

«Отрицательный» акцент на недоказуемости

Откровения поставил перед Бультманом как историком вопрос о

значении историко-критической работы, составлявшей

пафос либеральной теологии, к которой он причислял и

себя. В докладе 1920 он соглашается с двумя

возражениями, которые были выдвинуты против нее Бартом: 1)

общее возражение против того, что историко-критическая

работа возводится в основу благочестия; 2) конкретное

возражение против того, что определенный период

истории и определенная личность, «исторический Иисус»,

рассматриваются как нормативные.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн