Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

следствиях. Тем самым Бутру ставит под

сомнение «ценность позитивных наук», способных познать

лишь постоянные и неизменные стороны бытия, тогда как

подлинная жизнь остается вне поля зрения науки. Однако

это не означает отказа от познания нашего опыта, границы

которого, напротив, должны быть раздвинуты. Опыт

служит основанием для индукции и установления закона, он

упускает из виду исторический аспект существования всех

вещей, не объясняя случайности; подлинное же и

окончательное объяснение случайности можно найти только в

морали, в стремлении к Благу: «Бог есть то самое бытие, чье

творящее воздействие мы ощущаем в глубинах нашего я, в

наших стремлениях приблизиться к нему». И вся иерархия

бытия предстает как средство и условие развития свободы,

нарастающей на каждом уровне вопреки действию

физической необходимости. Критикуя натурализм, Бутру видит

в свободе исток бытия, которое имеет случайную форму.

Историко-философские исследования Бутру

согласуются с основными положениями его доктрины. Так, его

диссертация «De veritatibus aeternis apud Cartesium» (1874;

франц. пер. 1927) посвящена анализу случайности,

приписываемой Декартом действию Бога. Во Введении к

переводу книги Э. Целлера «Философия греков» (1877) он

доказывает случайный характер исторического прогресса

разума. В поздних работах («Наука и религия в

современной философии», 1908; «Уильям Джеймс», 1911; «Об

отношении философии к наукам», 1911; статье «Психология

мистицизма», 1907) Бутру доказывает, что научный разум

порожден реакцией разума, восставшего против

религиозного духа, что триумф науки и утрата позиций

религиозным разумом — две стороны одной проблемы. При этом он

выступает за то, чтобы религия, не чиня никаких препят-

ззо

БУХДАЛЬ

ствий развитию науки и демократии, оставалась бы самой

собой, очистилась бы от политических форм, в которые ее

пытаются замкнуть, и оставалась бы созерцанием Бога и

истины.

Соч.: De la Contingence des lois de, la Nature. P., 1874; De l’idee

de la loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaine.

P., 1895; Etudes d’histoire de la Philosophie P., 1897; W.James. P.,

1911; Science et religion dans la philosophie contemporaine. P.,

1908; Morale et religion. P., 1925; О случайности законов

природы. M., 1900; Паскаль. СПб., 1901; Наука и религия в

современной философии. СПб., 1910.

Лит.: FoutaineA. P. La Philosophie d’E. Boutroux. P., 1920.

M M. Федорова

БУХАРЕВАлександр Матвеевич (в монашестве

архимандрит Феодор) [1824, с. Федоровское Тверской губ. — 2 (14)

апреля 1871, Переславль-Залесский] — русский богослов,

религиозный писатель, критик. В 1846 закончил

Московскую духовную академию, незадолго до выпуска был

пострижен в монахи и рукоположен во священника. Преподавал в

этой же академии. С 1853 архимандрит Через священника

Ф. Голубинского познакомился с немецкой философией и

теософией. Испытал влияние Белинского, философские

идеи которого переводил «на иное основание», т.е.

воспринимал через Христа. Книга Бухарева «О православии в

отношении к современности» (СПб., I860) послужила

поводом для обвинения его в уклонении от руководства церкви

и гегельянстве. Бухареву пришлось оставить пост цензора

духовных книг (занимал с 1858), а после запрещения

Синодом многолетнего труда «Исследование Апокалипсиса»

(1862; издан в Сергиеве Посаде в 1916) сложить с себя сан и

монашеские обеты. До самой смерти семья его жила в

крайней бедности. В центре системы Бухарева — представление

об искупительной любви Христа, принявшего на себя через

вочеловечение и страдания все грехи рода человеческого

как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Он

настаивает на том, что главное в христианстве — жертва Христа во

имя мира и человека, а не жертва человека и мира во имя

Бога. Рассуждая о тайне Боговоплощения, Бухарев

пытается приложить к ней философские приемы исследования. По

его мнению, человеческий ум, философия, науки,

искусства должны быть «возвращены» Христу: в этом смысле мир,

современность должны стать воплощением духа Христова.

Богословской позицией Бухарева объясняется и его интерес

к светской культуре: он посвящает статьи разбору романов

Н. Г. Чернышевского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского,

полотна А. А. Иванова «Явление Христа народу», светских

и духовных журналов. По оценке Г. В. Флоровского,

основным в мировоззрении Бухарева было «очень яркое

переживание совершившегося спасения», ощущение возможности

скорого преодоления греха, что влекло за собой

«несдержанный оптимизм, радость примирения» (Пути русского

богословия. Париж, 1937, с. 348). Оправдание Бухаревым мира

и светского творчества, идея воцерковления жизни оказали

влияние на религиозно-философскую мысль России начала

20 в. (Розанов, Бердяеву Флоренский).

Соч.: Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 г. СПб., 1860; О

современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно

русской. М., 1865; О духовных потребностях жизни. М., 1991.

Лит.: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra…

Антология. СПб., 1997; Знаменский П. В. Богословская полемика

1860-х гг. об отношении православия к современной жизни.

Казань, 1902.

А. 77. Козырев

БУХАРИННиколай Иванович [27 сентября (9 октября) 1888

— Москва, 15 марта 1938] — русский философ,

политический деятель, экономист. Учился в Московском

университете на экономическом отделении юридического факультета.

Был активным членом большевистской партии, занимая в

ней лидирующие позиции (член Политбюро ЦК партии в

1924-29). В 1929 избран академиком АН СССР, В 1934—36

возглавлял Институт истории естественных наук и техники,

инициатор создания журнала «Сорена» («Социалистическая

реконструкция и наука»). В 1937 арестован, в 1938

расстрелян, в 1977 реабилитирован. Оценка философского

творчества Бухарина неоднозначна. Так, Д. Лукач, А. Грамши

рассматривают его социально-философскую концепцию как

выражение экономического детерминизма марксистского

толка; другие (С. Коэн, А. Майер) характеризуют ее как

теоретическую новацию большевизма. В своей наиболее

известной социально-философской работе, посвященной

анализу исторического материализма, Бухарин рассматривал его

не как идеологию партии, но как научную теорию,

продуцирующую социальное знание на уровне мировых традиций

Теория исторического материализма». М., 1921). Бухарина

считают (напр., И. Сталин) создателем «нэповской

философии», основанной на его «теории равновесия». В последней

некоторые исследователи его жизни и творчества видят

инструмент социального анализа современности и метод

решения проблем модернизации стран третьего мира. В своем

последнем труде, написанном на Лубянке, —

«Философские, арабески (диалектические очерки)» Бухарин развивает

ряд новых тем (практика и способы освоения

действительности, техника и технология, критика расовой идеологии

фашизма и др.), оставаясь приверженцем ленинизма.

Соч.: Теория исторического материализма. М., 1921;

Дарвинизм и марксизм. М., 1932; Избр. произв. М., 1990;

Философские арабески (диалектические очерки). — «ВФ», 1993, № 6.

Лит.: Бухарин И. И. Человек, политик, ученый. М., 1989; Кун

М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992; Haynes M. Nikolai

Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985.

E. Л. Петренко

БУХДАЛЬ(Bucgdahl) Тсрд (род. 1914) — английский

философ и историк науки. Родился в Германии, в 1933

эмигрировал в Великобританию. В 1947—58 работал в Мельбурнском

университете, с 1958 (до ухода на пенсию) — в

Кембриджском университете и в Центре по истории и философии

науки. На протяжении всей научной деятельности Бухдаль

стремился соединить исследования по философии науки и

истории науки. Он выступил одним из предшественников

исторической школы в методологии науки. По мнению Бух-

даля, взаимосвязь философии и истории науки основана на

порочном круге: понимание истории науки предполагает

наличие философски обоснованной методологии науки, в

то время как последняя в свою очередь должна опираться

на историю науки. Выход из этой парадоксальной ситуации

состоит в предварительном формулировании некоторой

методологической схемы (которая в какой-то мере основана

на историко-научных данных) и в последующем уточнении

331

БХАВА

и развитии этой схемы на основе более детальной историко-

научной информации. Бухдаль разработал структуру такой

методологической схемы: 1) эмпирический базис, в рамках

которого с помощью индуктивных процедур

обрабатываются научные данные и формулируются законы; 2)

концептуальный аппарат науки, ее базисные идеи; 3) формальный и

дедуктивный аппарат теории, с помощью которого

множество отдельных данных и эмпирических законов

трансформируются в научную теорию.

Соч.: Science and Methaphysics. — The Nature of Methaphysics.

L., 1957; The Image of Newton and Locke in the Age of Reason. L.,

1963; Methaphysics and the Philosophy of Science. L., 1969.

В. Н. Садовский

БХАВА(санскр. bhava, от корня bhu — быть, становиться)

— 1. Понятие индийской философии с широким спектром

значений — «становление», «действие», «состояние»,

«существование», «бытие» в противоположность «небытию»

(абхава). Анализ языка вывел грамматистов к проблемам

понимания бытия гораздо раньше, чем к этому пришли

философы. В «Нирукте» («Этимологии») Яски (5 в. до н.

э.) противопоставляются бхава и саттва (sattva) как

значения соответственно глаголов и имен, где первое выражает

«становление», «процесс», «бытие в ходе его реализации»,

«некое длящееся или постоянно воспроизводящееся

состояние», а второе — «свершенное бытие», «сущее»,

«законченную вещь».

Значительное влияние на лингво-философскую традицию

оказала концепция шести модификаций (vikara) бхавы

некоего Варшьяяни, цитируемого Яской: «рождение»,

«существование», «изменение», «рост», «деградация»,

«разрушение». Последующие грамматисты и философы по-разному

понимали соотношение бхавы и модификаций. Согласно

одним, бхава есть процесс, а модификации — разные его

формы, согласно другим, модификации бхавы суть разные

состояния одного и того же неизменного, статичного бытия.

Третьи сводили шесть модификаций к двум — становлению

и разрушению, или свертыванию и развертыванию (санк-

хья), четвертые считали их иллюзорными (адвайта).

Динамический аспект бхавы подчеркнут не только в

грамматике, но и в буддизме, где это изменчивый и зависимый

элемент бытия, синоним дхармы (в этом смысле бхаву

переводят как «феномен»), содержащий, однако, некую

собственную летучую сущность, отсюда его употребление в

смысле «собственной природы» (свабхава).

Ни буддисты, ни грамматисты не проводят разграничения

между бытием вещей и процессов и бытием как таковым.

Концепция абсолютного бытия (cam) формулируется в

школах монистического толка (адвайта). В вайшешике и

ньяе бхава (синоним сатта) выступает как свойство «быть»,

«существовать», которое охватывает все категории

наличных вещей.

В. Г. Лысенко

2. В санкхье термин «бхавы» маркирует две классификации

диспозиций сознания. Первая включает, по «Санкхья-ка-

рике», 8 пар: знаниенезнание, добродетель — не

добродетель, индифферентность — страстность,

«сверхспособности» — бессилие, локализуемые в буддхи (ст. 23). Другая

классификация обобщает 50 бхав (ст. 46): 5 разновидностей

заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакти), 9

удовлетворенностей достигнутым (тушти) и 8 достижений

(сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11

индрий (включая манас) и 17 аберраций способности

суждения, а все четыре класса вместе именуются

«ментальным миропроявлением» (пратьяя-сарга).

Многообразие бхав обусловливается порциями гун. Бхавы

неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарира) и преобладание

в менталитете индивида тех или иных бхав определяет

дальнейшее продвижение индивида (вверх или вниз) по

лестнице перевоплощений. Лишь одна из них —знание

(соответствующее и «достижениям») — ведет к

«освобождению» (ст. 53).

В. К. Шохин

3. Психические состояния. Впервые упоминаются в Нать-

яшастре («Наука театра», компендиум,

сформировавшийся ко 2—3 вв. н. э.), где имеют статус

основополагающего понятия в концепции расы (Натьяшастра, гл. 6—7). В

трактате описываются 49 разновидностей бхав: 33 из них

носят название вьябхичари (vyabhicari) и

интерпретируются как преходящие или неустойчивые психологические

состояния. Их примерами служат слабость (glani),

опасение (Sanka), стыд (vrida), безразличие (nirveda), опьянение

(mada), зависть (asuya), радость (harsa) и т. д. Следующие

восемь именуются саттвика (sattvika). К ним относятся

оцепенение (stambha), слезы (аЗги), поднятие волосков на

теле (romanca), изменение цвета лица (vaivarnya),

изменение голоса (svarasada), обморок (pralaya), появление пота

(sveda) и дрожь (vepathu). Наиболее важными считаются

еще восемь разновидностей бхав, т. н. стхайи (sthayi),

которые рассматриваются как постоянные или устойчивые

психологические состояния, непосредственно связанные

с расами и при определенных условиях в них

переходящие. Это стхайи-бхавы наслаждения (rati), смеха (hasa),

скорби (soka), гнева (krodha), мужества (utsaha), страха

(bhaya), отвращения (jugupsa) и удивления (vismaya).

Л. Р. Лидова

БХАВАВИВЕКА(санскр. Bhava-viveka — Аналитик бытия)

(6 в.) — буддийский мыслитель из Южной Индии,

основоположник сватантрика-мадхьямики. Полемизируя с

философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики,

веданты и мимансы, он излагал их взгляды

систематически, за что его называют первым историком индийской

философии. Он также оспаривал апофатическую методику

Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьями-

ков. Хотя Бхававивека тоже отрицал возможность

независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него

пустотность (шуньята) не есть небытие вещи, а есть лишь

обозначение того, что природа лишена сущности. В «Мад-

хьямика-хридая-кариках» (строфы о сущности мадхьями-

ки) он утверждал, что познание имеет особенный внешний

объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантиков,

но не существующий в абсолютном смысле (парамарт-

ха); появление же в сознании любого психофизическогр

феномена есть появление его значения. В

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн