полемике он
прибегал к позитивным доктринальным доводам (сватан-
тра), в которых опирался на логику Дигнаги. Бхававивека
признавал два способа достоверного познания:
непосредственное восприятие, схватывающее особенное в объекте,
и вывод, схватывающий общее в нем. Первый способ он
подразделял на чувственное, умственное и провидческое
332
БХАРТРИАХАРИ
(йогическое) восприятие, а также самовосприятие. Любое
непосредственное восприятие, неомраченное
деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность.
Лит.: Walleser M. Prajana-pradipa, a Commentary on the Madhyamaka
Sutra. Calcutta, 1914; FrauwallnerE. Die Philosophic des Buddhismus,
1956; Iida Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.
В. Л. Андросов
БХАВА-ЧАКРА — см. Пратитья-самутпада.
«БХАГАВАДГИТА» (санскр. Bhagavadgita — «Песнь Бхага-
вата», «Песнь Господа», т.е. Кришны) —древнеиндийская
религиозно-философская поэма. Первоначально
самостоятельное произведение, «Бхагавадгита» в дальнейшем
вошла в эпический свод «Махабхарата» (кн. 6, гл. 23 — 40).
Состоит из 700 стихов (шлок), разделенных на 18 глав
(сакральное число, повторяющее членение «Махабхараты»).
Основное учение «Бхагавадгиты» было сформулировано
в 3—2 вв. до н. э., но формирование текста поэмы
растянулось почти на 1500 лет — от эпохи «Чхандогья-упани-
шады» (7—6 вв. до н. э.) до 8—9 вв. — времени появления
первых комментариев на «Бхагавадгиту».
«Бхагавадгита» повествует о событиях, непосредственно
предшествовавших великой битве между кауравами и пан-
давами — двумя крупнейшими индийскими племенными
кланами. Потрясенный мыслью о предстоящем убийстве
близких людей, вождь пандавов Арджуна хочет
уклониться от битвы. Не в силах выпутаться из противоречия между
долгом воина и голосом совести и рассудка,
удерживающим его от выполнения этого долга, Арджуна обращается
за советом к Кришне. После ответа Кришны он
полностью разрешает свои сомнения и готов принять участие в
битве. Эта фабула, однако, служит лишь поводом для
изложения учения устами Кришны. Учение «Бхагавадгиты»
было синтезом мистико-ритуалистических спекуляций
Упанишад, раннего этапа учений санкхьи и йоги, а также
эмоционально окрашенного теизма вишнуистской секты
бхагаватов с их культом Кришны как воплощения Виш-
ну-Нараяны. Реальность (сат), по «Бхагавадгите», не
может быть постигнута органами чувств: это неописуемый,
вечный, неизменный, бескачественный, бездеятельный
Абсолют, тождественный Брахману Упанишад. Он
описывается также как абсолютный субъект — «кшетра джня»
(знающий поле), противопоставленный множеству
познаваемых им объектов (кшетра). Однако в отличие от
Упанишад, «Бхагавадгита» придает более высокий статус не
безличному Абсолюту, а личностному божеству — Ишва-
ре. В духе учения санкхьи «Бхагавадгита» относит к «миру
объектов» (кшетра, Пракрити) не только неодушевленные
предметы, но и психические состояния, объясняемые в
терминах концепции трех гун, а также эмпирическое
сознание (четана). Этика «Бхагавадгиты» строится с учетом
ее основной сотериологической установки — возможно
более полного уподобления Абсолюту, слияния с ним.
Один из путей к этому — основанная на полном отречении
от мира медитативная практика йоги, другой путь (карма-
йога) — пребывая в мире, совершать предписанные шас-
трами действия, без стремления к их «плоду» (выгодному
результату), осуществляя тем самым как бы отрешенность
от деяний «изнутри» при сохранении внешней
активности, т.е. «бездействие в действии». В этом принципиальное
отличие «Бхагавадгиты» от призывов Упанишад к полному
отказу от деятельности. Еще один путь к освобождению —
совершение действий в виде жертвы Бхагавану (причем
подчеркивается предпочтительность «жертвы знанием»
конкретной материальной жертве). Наконец, наиболее с
т. зр. «Бхагавадгиты» совершенный путь — это путь бхакти
(бхакти-йога или бхакти-марга — сами эти термины
относятся к более позднему времени), понимаемый как
благоговейная любовь к Бхагавану, почитание его.
Согласно указаниям «Бхагавадгиты» и большинства
комментариев, текст поэмы должен быть не «понят»,
«осмыслен» (в современном значении этих слов), а выучен
наизусть и затем регулярно повторяться (вслух либо про
себя). Отсюда традиция интерпретации «Бхагавадгиты»
как особого инструмента психической тренировки.
Образы поэмы внутренне противоречивы, так что при
достаточно долгом повторении адепт приходит к
освобождению этих образов от всякого конкретного содержания. В
результате возникает состояние длящегося, непрерывного
знания-припоминания (его непрерывность сравнивается
комментаторами со струей бесшумно льющегося масла),
лишенного всякого представления о предмете; это
состояние чистого процесса осознавания, замкнутого на самое
себя и неописуемого в понятиях получает в
«Бхагавадгите» разные наименования: «брахмананирвана» (II, 72, V,
24—26); «нирвана» (VI, 15), состояние «твердой (стойкой,
прочной) мудрости» (II, 54-58) и др.
Соединившая в себе элементы различных умозрительных
систем, «Бхагавадгита» оказала влияние на многие
школы индийской философии и прежде всего на веданту. Она
вошла в состав «тройственного канона», т.е. ведантийской
канонической литературы, породив обширную
комментаторскую традицию. Наиболее важные комментарии Шан-
кары, Рамануджи, Ведантадешики, а также кашмирских
шиваитов (см. Кашмирский шиваизм) отражают
развитые в различных школах веданты подходы к пониманию
ключевых для этого направления проблем соотношения
Атмана и Брахмана, действенности знания, действия и
религиозного почитания на пути к освобождению. Идеи
«Бхагавадгиты» имели важное значение для индуистского
возрождения 19—20 вв., особенно для А. Гхоша, Вивеканан-
ды, Ганди и Радхакришнана.
Лит.: «Бхагавадгита», пер., введение и прим. Б. Л. Смирнова.
Ашхабад, 1980, кн. 6, гл. 25—42; Семенцов В. С.
«Бхагавадгита» в традиции и в современной научной критике. М., 1985;
Lamotte Е. Notes sur la Bhagavadgita. P., 1929; Edgerton F. The
Bhagavadgita. Garvard-Mass., 1941; The Bhagavadgita, with a
comm. based on the original sources, by R. G. Zaehner. Oxf., 1969.
В. С Семенцов
БХАРТРИХАРИ(санскр. Bhartrhari) (5 в.) — индийский
философ и грамматист, автор метрического трактата «Ва-
кьяпадия» («О предложении и слове»), отождествляемый
преданием с Бхартрихари — поэтом, автором цикла
назидательных поэм «Шатака-траям» («Три сотни») о любви,
праведном поведении и отрешении. В историю индийской
мысли Бхартрихари вошел как великий грамматист и автор
системы лингвистического недуализма (шабда-адвайта).
Все, что известно о его жизни, складывается из нескольких
легенд. Выходец из семьи брахмана (согласно одной из
легенд, его мать была шудрянкой), он некоторое время жил
при дворе царя Валабхи (совр. Вала, Гуджарат) Май-траки,
где прославился утонченным вкусом к чувственным удо-
333
БХАСАРВАДЖНЯ
вольствиям. Испытывая тем не менее сильную тягу к
духовной жизни, он многократно пытался отказаться от мирских
утех, но не мог справиться со своей чувственностью. После
долгой борьбы с собой, Бхартрихари стал, наконец, йогом
и провел остаток жизни в пещере под Удджайном. Легенды
также сообщают, что он некоторое время метался между
буддизмом и брахманизмом, пока не сделал окончательный
выбор в пользу последнего.
Бхартрихари создал также комментарий к «Махабхашъе»
грамматиста Патанджали — «Махабхашья дипика» («Свет
Великого Комментария»). Авторство Бхартрихари в
отношении «Вритти» — комментария к первой части «Вакьяпа-
дии» — оспаривается некоторыми современными учеными.
A L Лысенко
БХАСАРВАДЖНЯ, Бхавасарваджня (санскр. Bhasarvajna,
Bhavasarvajna) (9—10 в.) — философ-найяик, деятельность
которого составила значительную веху в развитии
средневековой ньяи после Уддйотакары, автора субкомментария к
«Нъяя-сутрам». Уроженец Кашмира. Бхасарваджня сочетал
энциклопедическую эрудицию как в текстах ньяи, так и всех
ее оппонентов, прежде всего буддистов, с дарованием
искусного аналитика и смелым новаторством. Пересматривая ряд
краеугольных «философских догматов» ньяи и вайшешики,
он частично опирается на традицию своей «конфессии» —
северного шиваизма и конкретно школы пашупатов.
Автор двух произведений — «Ньяя-сары» и автокомментария
к ней.
Трактат «Ньяя-сара» («Суть ньяи») в трех главах посвящен
трем источникам знания (прамана) — восприятию,
умозаключению и словесному свидетельству. Классическая ньяя
изначально признавала четыре источника знания, никогда
не отрицая, начиная уже с «Ньяя-сутр», этот статус за
сравнением (упамана). Сводя четыре источника знания к трем,
Бхасарваджня руководствуется не только логическими
соображениями, но и «конфессиональными» — именно
такой их набор признавали философы пашупатов. Источник
знания — инструмент прямого и определенного
постижения вещи (самъяганубхава), заблуждение — столь же
определенное, но ложное познание (митхья), область сомнения
включает не только колебания субъекта в идентификации
объекта, но также воображение и неопределенные
суждения. Восприятие — средство непосредственного (апарокша)
познания — подразделяется на йогическое (объекты
которого отдалены в пространстве и времени) и обычное, первое
— на перцепции в «дисциплинированном» и «спонтанном»
состояниях сознания йогина; любые восприятия проходят
две стадии — простого отражения объекта и его понятийной
идентификации (см. Нирвикальпа—савикальпа).
Умозаключение — средство опосредованного (парокша) познания,
реализуемого через прямое инвариантное «сопровождение»
(авинабхава) среднего термина (дым) большим (огонь),
которое есть «проникновение» (вьяпти) одного другим в силу
соотношения их имманентных «природ» (свабхава).
Умозаключения подразделяются на положительные и
отрицательные (анвая-вьятирека), на работающие с наблюдаемым и
ненаблюдаемым объектами, на «умозаключения-для-себя»
и «умозаключения-для-других» или силлогизм (в
соответствии с дифференциацией Дигнаги). Второй из пяти членов
силлогизма (в отличие от Дигнаги) — аргумент (хету) —
положительный, отрицательный или
положительно-отрицательный. Бхасарваджня добавляет еще одну разновидность
псевдоаргумента к пяти, признававшимся классической
ньяей. Он делит дискуссии на «бесстрастные» и «страстные»
— первые направлены на раскрытие истины, вторые — на
победу над противником (здесь он следует классификации
«Чарака-самхиты»)\ они могут быть (как и для составителя
«Ньяя-сутр») софистическими и эристическими.
Словесное свидетельство — средство прямого познания через
понимание условных значений (самая) слов. Оно также двух
видов — в соответствии с наблюдаемостью и
ненаблюдаемостью его референта. Ни один из видов сравнения не
может претендовать на статус отдельного источника
знания. Суждение типа «Гавайя похожа на корову» может быть
включено в словесное свидетельство, «Моя корова похожа
на это животное» — случай памяти (которая вообще к
источникам знания не относится), «Это животное называется
гавайя» — снова словесное суждение. Составитель «Ньяя-
сутр» считает его четвертым источником знания потому, что
он не всегда аккуратен в своих классификациях
(приводятся и другие подобные случаи) и его целью было отделить
сравнение от умозаключения, но он нигде не указывает
его отличия от словесного свидетельства, разновидностью
которого и является сравнение. Заимствуя частично квад-
рилемму «Йога-сутр», Бхасарваджня делит все объекты
познания на те, которых следует достигать и средства их
достижения, и те, которые следует избегать и механизмы
их осуществления. То, чего следует избегать, — это будущее
страдание (духкха) 21 разновидности, а именно тело, шесть
чувств (включая ум-манас), шесть соответствующих
познаний, удовольствие и собственно страдание; каждый из них
является либо локусом, либо сопровождением, либо
причиной последнего. Источники же страдания — незнание
(авидья), желание (тришна), а также дхарма и не-дхарма
(последние два суть причины удовольствий и страданий).
То, что должно быть достигнуто, — это полное
прекращение каких-либо связей со страданием. Средство
достижения — познание реальности, содержанием которого
является Атман. Последний также двух видов: Ъот-Ишвара
(всемогущий, всезнающий миросоздатель), бытие
которого устанавливается через умозаключение (от следствий,
подобных земле, к их причине) и индивидуальная душа,
«вкушающая» плоды сансары и устанавливаемая как локус
знания и памяти, что опровергает буддийские отрицания
Атмана. В противоположность большинству найяиков и
вгйшешиков Бхасарваджня утверждает, что в состоянии
«освобождения», которое достигается йогическим
видением Шивы, индивидуальная душа вкушает блаженство
и сознательна, и сомневается в том, что кого-либо
разумного может привлечь перспектива «освобождения» в виде
состояния полной безэмоциональности.
«Ньяя-бхушана» («Украшение кьяи») посвящена
преимущественно полемике. Бхасарваджня корректирует
семь концепций ошибочного восприятия,
принадлежавших другим школам, отстаивает, в оппозиции мимансе,
«внешний» критерий истины, отвергает учение
философа-грамматиста Бхартрихари об особом,
«нефонетическом» носителе сигнификативности слов (cnxoma), a также
космологию санкхьи и монистическую доктрину адвай-
та-веданты, но наибольшее внимание уделяет критике
буддийской виджняна-вады (отстаивая плюрализм, он
подчеркивает отсутствие различий между монизмом вк-
джняна-вады и веданты), представленные прежде всего в
«Прамана-варттике» Дхармакирти. Ему же принадлежит
334
БХЕДА-АБХЕДА
конструктивная корректировка классификации
разновидностей категорий «Вайшешика-сутр», которая может
считаться значительным достижением на уровне не
только индийской категориологии.
Лит.: Suthor С. The Nyayasara of Bhasarvajna: A Critical and Analytical
Study. Ahmedabad, 1991.
В. К. Шохин
БХАСКАРА(Bhaskara) (8 в.) — представитель школы ведан-
та, сторонник доктрины бхеда-абхеда (тождества-и-раз-
личия). Его основное произведение — Комментарий на
«Брахма-сутры» — явилось одним из первых полемических
выступлений против адвайта-веданты и во многом
предвосхитило критическую аргументацию вишнуитского
направления веданты (Рамануджа, Валлабха, Мадхва и др.). Согласно
Бхаскаре, Брахман, составляющий «материальную» и
«действующую» причину мира, реально развертывается в мир
благодаря своим внутренним потенциям (шакти): посредством
«бхогья-шакти» он превращается в объекты, а посредством
«бхоктри-шакти» — в отдельные души. Вместе с тем Брахман
не исчерпывается этой трансформацией, его сущность
остается трансцендентной миру и не затронутой изменениями.
В своей трансцендентной ипостаси это «лишенный формы»
Брахман; вместе с тем он вечен, всеведущ и всемогущ, т. к.
это основные, неотъемлемые качества, составляющие его
природу. Душа по своей сущности тождественна Брахману,
однако, в отличие от адвайты, она рассматривается лишь
как его часть, является действующим и познающим
субъектом и атомарна по размеру. Состояние перерождения и
связанные с этим страдания обусловлены неведением (ави-
дьей) — заблуждением самой души, из-за