человека; б) в организации супертехнизированных шоу; в) в
конструировании глобального электронного (видео-ком-
пъютерно-лазерного) аналога художественной культуры,
основу которого, в частности, составит полное погружение
реципиента в виртуальные реальности.
Художественная культура 1-й пол. 20 в. не сводится только
к авангарду. В ней определенное место занимают и
искусства, продолжавшие традиции предшествующей культуры,
и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между
традиционной культурой и авангардом. Однако именно
авангард расшатыванием и разрушением традиционных
эстетических норм и принципов, форм и методов
художественного выражения и открытием возможности
практически неограниченных новаций в этой сфере
открыл путь к переходу художественной культуры в новое
качество, который уже и осуществляется. Этим авангард
выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и
практически завершил существование в качестве некоего
глобального феномена, трансформировавшись после 2-й
мировой войны в модернизм.
АВАНГАРД ИМОДЕРНИЗМ. Поп-арт и концептуализм
завершили бурную эру авангарда и знаменовали собой то
состояние художественно-эстетической культуры,
которое обычно называют модернизмом (хотя проблема
четких различий между авангардом и модернизмом остается
дискуссионной). Существует тенденция трактовки
модернизма как явлений в художественной культуре, которые
возникли на основе авангарда, но утратили его эпатажно-
разрушительный или эйфорически-эвристический мани-
фестарный пафос. Для основного поля искусства середины
20 в. характерно внутреннее осмысление находок и
достижений авангардных направлений 1-й пол. столетия,
осознание их реальных художественно-выразительных,
репрезентативных и других возможностей, использование в тех
или иных интертекстуальных отношениях и т. п. Отсюда
модернизм может быть понят как более-менее спокойное
«переваривание» культурой, утверждение и своего рода
догматизация новаторских достижений авангарда. То, что
в авангарде было революционным и новаторским, в
модернизме становится классикой, а постмодернизм,
возникший почти одновременно с модернизмом, уже встает
на позицию ироничного отношения к этой «классике»,
свободно и на равных основаниях соотнося и сопрягая ее
(также в духе легкой всеобъемлющей иронии) с классикой
других периодов культуры.
Лит.: Кандинский В. О. духовном в искусстве. Нью-Йорк, 1967;
Дали С. Дневник одного гения. М, 1991; Тайная жизнь
Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем. М.,
1996; Малевич К Собр. соч. в 5 т., т. 1, 2. М, 1995, 1998; Очеря-
тинский А., Янечек Дж. Антология авангардной эпохи. Россия.
Первая треть XX столетия (поэзия), Нью-Йорк-СПб., 1995;
Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996;
Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический
обзор) в 3 т., т. 1: Боевое десятилетие. СПб., 1996; Русский футуризм:
Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999; Сануйе М.
Дада в Париже. М., 1999; Abstrakte Kunst: Theorien und Tendenzen.
Baden-Baden, 1958; Holthusen H. E. Avantgardismus und die Zukunft
der modernen Kunst. Munch., 1964; Rubin W. Dada and Surrealist
Art. N. Y., 1968; Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. Cambr.
(Mass.), 1968; Gershman H. The Surrealist Revolution in France.
Ann Arbor, 1969; Honnef К. Concept Art. Cologne, 1971; Meyer U.
Conceptual Art. N. Y, 1972; Weightman J. The concept of the
Avantgarde. L., 1973; Futurist Manifestos, ed. U. Apollonio. L., 1973;
Kramer H. The Age of the Avantgarde. N. Y, 1973; Burger P. Theorie
der Avantgarde. Fr./M., 1974; Rotzler W. Constructive Concepts:
A History of Constructive Art from Cubism to the Present, N. Y,
1977; Butler Ch. After the Wake. An Essay on the contemporary
Avantgarde. Oxf, 1980; Krauss R. E. The Originality of the Avant-
Garde and Other Modernist Myths, Cambr. (Mass.), 1985; Hepp С
Avantgarde. Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach
der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Krukowski L. Art and Concept.
Amherst—Mass., 1987; Kofier L. Avantgardismus als Entfremdung.
Fr./M., 1987; Jau? H. R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen
Moderne, Fr./M., 1989; Marinetti E T. The Futurist Cookbook. S. F.,
1989; Koshuth J. Art after Philosophy and After: Collected Writings.
1966-1990, ed. G. Guercio. Cambr. (Mass.), 1991; Breton A. Oeuvres
completes, ed. M. Bonnet, v. 1—2. P., 1988-92; Caws M. A. The
Surrealist Painters and Poets. Cambr. (Mass.), 1997.
В. В. Бычков
АВАЯВА(санскр. avayava — члены) — седьмая категория
нъяи, члены пятиричного классического силлогизма.
В «Ньяя-сутрах» вначале перечисляются все 5 членов
силлогизма (I. 1.32), а затем каждый из них получает
определение: 1) тезис (пратиджня) — то, что должно быть
обосновано; 2) аргумент (хету) — само обоснование
обосновываемого через сходства и несходства со сходными и
несходными примерами; 3) иллюстрированный пример
(удахарана) — наглядный пример (см. Дриштанта),
сходный или несходный с характеристикой обосновываемого;
4) применение (упаная) — «подключение» к примеру того,
что обосновывается: 5) заключение (нигамана) —
воспроизведение тезиса с привлечением аргумента (I. 33-39).
Ватсьяяна иллюстрирует все 5 членов силлогизма с
помощью стандартного для найяиков примера: 1) тезис —
«Звук невечен»; 2) аргумент — «Ввиду того, что он есть
произведенное»; 3) пример, сходный с обосновываемым:
«Звук также невечен, как произведенный, подобно
горшку»; пример, не сходный с обосновываемым: «Звук же
невечен, ибо вечно то, что не произведено, подобно Ат-
34
АВГУСТИН
ману»; 4) применение: «Наблюдается, что такие
произведенные вещи, как горшок, невечны, но таков же и звук»
или «Наблюдается, что непроизведенные субстанции
наподобие Атмана вечны, но звук не таков»; 5) заключение:
«Поэтому звук, будучи произведен, невечен». Ватсьяяна
исключает из числа членов силлогизма
несиллогистические дискурсивные позиции, признававшиеся таковыми
другими философами (познавательная установка,
сомнение, «постижение потенциальности», цель и устранение
сомнения), как не являющиеся прямыми «доказательными
положениями». Он также эксплицирует назначение
каждого из членов силлогизма и даже пытается соотнести их
с основными источниками знания (прамана): тезис —
слово авторитета, аргумент — умозаключение, пример
-демонстрация способности всех предыдущих членов силлогизма
к выражению единого смысла. Уддйотакара подробным
образом разрабатывает концепции тезиса и аргумента.
В.К. Шохин
АВАЯВИН(санскр. avayavin — целое), в индийской
философии целое, состоящее из частей (аваява). Проблема
части и целого, ставшая на несколько веков предметом
острых дискуссий между буддистами, с одной стороны, и
найяйиками и вайшешиками — с другой,
формулировалась так: сводится ли целое к сумме частей или является
чем-то новым по сравнению с ними. Утверждая, что целое
есть лишь агрегат частей, буддисты создавали почву для
своего учения о невозможности устойчивых неизменных
субстанций (Атмана, манаса, атомов, а также обычных
вещей). В противовес им сторонники ньяи и вайшешики
считали, что составленность из частей (атомов) и
невечность воспринимаемых материальных вещей не делают их
менее реальными, чем вечные атомы. Для доказательства
этого и было разработано учение, согласно которому
реальность целого подтверждается тем фактом, что по своей
сущности и качествам оно отличается от простой
совокупности частей. Части порождают, но вместе с тем не
конституируют целое. Единством и цельностью оно обязано
лишь тому, что, отличаясь от частей, оно связано с ними
отношением присущности (самаеая). Излюбленные
примеры найяйиков и вайшешиков — ткань и нити, части
горшка и сам горшок. В ходе дискуссии буддисты и найяйики
выявляли в позициях друг друга множество логических
ловушек и противоречий. Напр., в «Нъяя-сутрах»
указывается на то, что если бы целое сводилось к совокупности
частей, то ткань и горшок нельзя было бы ни удержать, ни
толкать, они просто просачивались между пальцами, да и
само тело, будучи агрегатом невидимых атомов, оказалось
невидимым. Буддист же Дхармакирти отмечает, что ткань
может быть частично красной, а частично другого цвета,
но поскольку, по ньяе, ткань есть единое целое, она будет
одновременно и красной и некрасной. См. также ст.:
Асаткаръя-вада.
В.Г.Лысенко
АВВАКУМ(20 ноября 1620, село Григорово
Нижегородской губ. — 14 апреля 1682, Пустозерск) — протопоп, один
из первых духовных вождей старообрядчества. Сын
священника, получил домашнее образование, в 21 год был
рукоположен в диаконы, а в 1644 поставлен в священники.
Отличавшийся искренней верой и вместе с тем
нетерпимостью, Аввакум сблизился с московским кружком
«ревнителей благочестия». В 1653 , когда патриарх Никон начал
церковную реформу, Аввакум был среди тех, кто
энергично выступил с протестом против нововведений,
искажавших древние церковные обычаи. За это сослан с Сибирь
и вернулся в Москву только в 1664, после оставления
Никоном патриаршего престола. Ввиду того что проповедь
Аввакума против поддерживаемой Алексеем
Михайловичем реформы находила широкий отклик, его в том же
1664 вновь отправляют в ссылку в Мезень. Осужден на
московских соборах в 1666 и 1667, лишен сана, подвергся
анафеме и сослан в Пустозерск, где был заключен в
«земляную тюрьму». Находясь в заключении около 15 лет,
продолжал свою проповедь в посланиях и грамотах. Аввакум
и его ближайшие сторонники были сожжены на костре за
обличение роли царя в церковном расколе. Общее число
известных сочинений Аввакума, полностью или в
отрывках, достигает шестидесяти, среди них истолковательные
беседы, челобитные, полемические и поучительные
послания. Выдающимся произведением древнерусской
литературы является «Житие», написанное им в пустозерс-
кой тюрьме. Имя лидера старообрядчества было широко
известно уже при жизни, его сочинения переписывались
и расходились по России, хотя он и не создал
фундаментального, систематического религиозно-философского
трактата. Аввакум оказывал на окружающих огромное
влияние как личность, вдохновляя своих последователей
примером несокрушимой веры, стойкости в
многолетних тяжелых испытаниях; как проповедник, наделенный
талантом убеждать и готовый свидетельствовать в защиту
своих взглядов перед лицом смерти, восходя на костер.
Причислен к лику святых Русской Православной
Старообрядческой Церковью (1916) и Древлеправославной
Церковью (1988).
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие
его сочинения. М, 1960.
Лит.: Зенъковский С А. Русское старообрядчество. Духовные
движения XVII века. 2-е изд. М., 1995; Pascal P. Awakum et les debuts du
Rascol. La crise religieuse au XVII siecle en Russie, ed. 3. P., 1969.
M О. Шахов
АВГУСТИН(Augustinus) Аврелий (13 ноября 354, Та-
гаста, Сев. Африка —28 сентября 430, Гиппон, Сев.
Африка) — христианский богослов и философ, отец Церкви,
одна из ключевых фигур в истории европейской
философии.
БИОГРАФИЯ. Августин происходил из небогатой
провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-
христианки, но долгое время сохранял религиозную
индифферентность. Получив образование в Мадавре и
Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374).
В конце 370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в
начале 380-х — скептицизмом. В 383 переехал в Рим, а