Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

с его эмпирической наукой, Декарт с его

математизацией знания. К «магической» тематике Бэкона

обращались естествоиспытатели 16 в., искавшие

естественных путей к чудесам алхимии. В наши дни Бэкон

предмет оживленной философской дискуссии в связи

с проблемами новоевопрейской науки.

Соч.: The opus maius, transi, by R. В. Burke, vol. 1-2. Phil., 1928; Opus

maius, vol. I—HI, ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897-1900, repr. Fr/M,

1964; Opus maius, pars VI: Scientia experimental is. Columbia, 1988;

Operis maioris pars VII: Moralis philosophia, ed. E. Massa. Z., 1953;

Opera hactenus inedita, ed. R. Steele, F. M Delorme, fasc. 1 — 16. Oxf.,

1905—40; Compendium studii theologiae, ed. H. RashdalL Aberdeen,

1911, repr. Farnborough, 1966; An inedited part of Roger Bacon’s Opus

maius: De signis, ed. Nielsen L. Fredborg and J. Pinborg.—«Traditio»,

1978, vol.34, p. 75—136; в рус. пер.: Антология мировой

философии, т. 1,ч.2. М., 1969.

Лт.:АхутинА. В. История принципов физического эксперимента.

М., 1976, с. 145—164; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М.,

1987; Keyser С. /. Roger Bacon. Arnst., 1938; Crowley T. Roger Bacon.

Louvain — Dublin, 1950; Easton S. C. Roger Bacon and his search for

a universal science. Oxf, 1952; Alessio F. Mito e scienca in Ruggero

Bacone. Mil., 1957; HeckE. Roger Bacon. Ein mittelalterlicher Versuch

einer historischen und systematischen Religionswissenschaft. Bonn,

1957; Beruhe C. De la philosophie a la sagesse chez saint Bonaventure et

Roger Bacon. Roma, 1976; Lertora M La infinitud de la materia segun

Roger Bacon. — «Revista filosofica Mexicana», 1984, vol. 17, a 49,

p. 115-134.

В. В. Бибихин

БЭКОН(Bacon) Фрэнсис (22 января 1561, Лондон — 9

апреля 1626, Хайгет) — английский философ, писатель и

государственный деятель, один из родоначальников

философии Нового времени. Родился в семье

высокопоставленного сановника елизаветинского двора, лорда-хранителя

большой королевской печати. Учился в

Тринити-колледже в Кембридже (1573—76) и в юридической корпорации

Грейс-Инн (1579—82). В 1586 стал старшиной этой

корпорации. Вел обширную судебную практику и избирался

в парламент. Высокие государственные должности начал

занимать при Якове I Стюарте. С 1618 — лорд-верховный

канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этого поста в связи с

предъявленным ему парламентом обвинением в

злоупотреблениях и взяточничестве. Последние годы жизни

занимался исключительно научной и литературной

деятельностью. Умер от простуды, которую получил, проделывая

опыт с замораживанием курицы, дабы убедиться,

насколько снег может предохранить мясо от порчи.

Философия Бэкона, идейно подготовленная

предшествовавшей натурфилософией, традицией английского

номинализма и достижениями нового естествознания,

соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами

аналитического метода, эмпиризм — с широкой

программой реформы всего интеллектуального мира. Будущее

человечества, его могущество и благосостояние Бэкон

связывал с успехами наук в познании природы и ее законов

и осуществлением на этой основе полезных изобретений

Состояние и усовершенствование науки стало предметом

его главного философского труда «Великое

восстановление наук» (Instauratio Magna Scientiarum). Первую его часть

составил трактат «О достоинстве и приумножении наук»

(1623, рус. пер. 1971), содержащий энциклопедический

обзор и классификацию всего человеческого знания. Все

знание Бэкон делит на три области, соответствующие трем

духовным способностям человека: памяти, фантазии и

рассудку. Памяти соответствует история, фантазии —

поэзия, рассудку — философия, которая отождествляется им с

наукой вообще, т.е. включает в себя всю совокупность

объяснительных наук. Дальнейшая группировка наук внутри

этих областей осуществляется соответственно различию

предметов их исследования. Эта классификация, весьма

разветвленная и детализированная, замечательна тем, что

для каждой теоретической науки Бэкон указывает

соответствующую ей либо существующую, либо возможную

практическую или техническую дисциплину, отмечая при

этом те проблемы, которые, по его мнению, нуждаются

в разработке. Вторую часть составлял трактат «Новый

Органон, или Истинные указания для истолкования

природы» (1620, рус. пер. 1935). Эта часть — философско-мето-

дологический фокус всего бэконовского замысла. Здесь

подробно излагается учение о методе познания,

концепция индукции как способа рационального анализа и

обобщения опытных данных, долженствующая радикально

усовершенствовать все научные исследования и дать им

ясную перспективу. Третью часть должен был представлять

иикл работ, касающихся «естественной и

экспериментальной истории» отдельных явлений и процессов природы.

Этот план Бэкон выполнил наполовину: «История

ветров» (Historia ventorum, 1622), «История жизни и смерти»

(Historia vitae et mortis, 1623), «История плотного и

разреженного и о сжатии и расширении материи в

пространстве» (Historia densi et rari… 1658). Последующие три части

остались только в проекте.

О благах научно-технического развития Бэкон говорит и

в повести «Новая Атлантида» (1627, рус. пер. 1821, 1962).

Как и многие его произведения, она осталась

неоконченной. В повести описывается утопическое государство

острова Бенсалема, главный институт которого — ученый

орден «Дом Соломона», научно-технический центр

страны, распоряжающийся вместе с тем всей хозяйственной

жизнью. В рассказе о работе ордена есть замечательные

предвидения. Это и идея дифференцированной

организации научной работы со специализацией и разделением

труда ученых, с выделением различных категорий

научных работников, каждая из которых решает строго

определенный круг задач, это и указание на возможность таких

технических достижений, как передача света на дальние

расстояния, мощные искусственные магниты,

летательные аппараты различных конструкций, подводные лодки,

получение температуры, близкой к солнечной, создание

искусственного климата и моделей, имитирующих

поведение животных и людей.

Другим произведением, к которому Бэкон постоянно

обращался, пополняя его все новыми эссе, были «Опыты,

или Наставления нравственные и политические» (1597,

1612, 1625, рус. пер. 1874, 1962). «Опыты» содержат

широкий спектр взглядов по самым различным жизненным

вопросам, максимы практической морали, соображения

на политические, социальные и религиозные темы. Бэкон

350

БЮРОКРАТИЯ

предан тюдоровскому идеалу военного, морского и

политического могущества национального государства. Он

разбирает условия устойчивости и успеха

абсолютистского правления как арбитра между различными

социальными силами; он дает рекомендации монарху, как подавлять

старую родовую знать, как создать ей противовес в новом

дворянстве, какой налоговой политикой поддерживать

купечество, какими мерами предотвращать в стране

недовольство и справляться с народными волнениями и

мятежами. И вместе с тем в интересах среднего класса

выступает за поддержание торговли и благоприятного торгового

баланса, за регулирование цен и ограничение роскоши, за

поощрение мануфактур и усовершенствование

земледелия. И хотя из «Опытов» можно многое почерпнуть о

философских, этических и социально-политических

воззрениях Бэкона, они принадлежат философии не в большей

мере, чем английской литературе. Их язык и стилистика

беллетристичны. Они содержат выразительные зарисовки

с целой выставки характеров, нравов, чувств и склонностей

людей, обнаруживающие в их авторе тонкого психолога,

знатока человеческих душ, придирчивого и объективного

судью поступков.

Кроме «Опытов» и сочинений, связанных с разработкой

идей «Великого восстановления наук», Бэкону

принадлежат: незаконченный трактат «О началах и истоках в

соответствии с мифом о Купидоне и о небе, или о философии

Парменида и Телезио, и особенно Демокрита в связи с

мифом о Купидоне» (1658, рус. пер. 1937), в котором Бэкон

выразил свое одобрительное отношение к

предшествующей натурфилософии, особенно ее пониманию материи

как активного начала; сб. «О мудрости древних» (1609, рус.

пер. 1972), где он дал аллегорическое толкование античных

мифов в духе своей естественной, моральной и

политической философии; «История правления короля Генриха VII»

(1622, рус. пер. 1990); ряд юридических, политических и

теологических произведений.

Бэконовская философия сложилась в атмосфере научного

и культурного подъема позднего Возрождения и оказала

влияние на целую эпоху последующего философского

развития. Несмотря на неизжитые элементы схоластической

метафизики и неверную оценку некоторых научных идей и

открытий (прежде всего Коперника), Бэкон ярко выразил

устремления новой науки. От него берет начало

материалистическая традиция в философии Нового времени и то

направление исследований, которое впоследствии получило

название «философия науки», а утопический «Дом

Соломона» стал в некотором роде прообразом европейских научных

обществ и академий.

Соч.: The Works. Collected and edited by J. Spedding, R. L. Ellis

and D. D. Heath, v. 1-14. L, 1857-74; в рус. пер.: Соч., т. 1-2. M.,

1977-78.

Лит.: Маколей. Лорд Бэкон. — Поли. собр. соч., т. 3. СПб., 1862;

Либих Ю. Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб.,

1866; Фишер К. Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон

Веруламский. СПб., 1870; Городенский Н. Франциск Бэкон, его

учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915;

Субботник С. Ф. Ф. Бэкон. M, I937; Луначарский А. В. Фрэнсис

Бэкон.— Собр. соч., т. 6. М., 1965; Асмус В. Ф. Фрэнсис Бэкон. — Он

же. Избр. философ, труди, т. 1, М., 1969; Субботин А. Л. Фрэнсис

Бэкон. М., 1974; Михаленко Ю. П. Фрэнсис Бэкон и его учение.

М., 1975; Adam Ch. Philosophi de Francois Bacon. P., 1890; Broad С.

D. The Philosophy of Francis Bacon. Cambr., 1926; Frost W. Bacon

und die Naturphilosophie… Munch., 1927; SturtM. Francis Bacon. L.,

1932; Farrington B. Francis Bacon: Philosopher of Industrial Science.

N.Y., 1949; Idem. The Philosophy of Francis Bacon. Chi., 1966;

Anderson F. H. Francis Bacon. His Career and His Thought. Los Ang.,

1962.

А. Л. Субботин

БЭР(Baer) Карл Эрнст (Карл Максимович) (29 февраля

1792, Пип, Эстония — 28 ноября 1876, Дерпт, ныне Тарту,

Эстония) — натуралист и философ. Окончил медицинский

факультет университета в Дерпте (1814), в 1817—34 преподавал

в Кенигсберге, с 1832 —профессор. В 1819—25 разработал

основы естественной системы животных и высказал мысли

об их эволюции (работы изданы лишь в 1959). «История

развития животных» Бэра (т. 1—2, 1828 — 36) заложила новые

основы эмбриологии. В 1834—67 работал в Петербурге (член

Петербургской АН с 1826), стал биогеографом,

антропологом и провозвестником экологии. Писал по-немецки. Один

из основателей Русского географического общества (1848).

Бэр открыл, что черты типа появляются в зародыше раньше

черт класса, последние же — раньше черт отряда и т. д.

(закон Бэра). Развил теорию типов Ж. Кювье, в которой учел

общность не только плана строения, но и развития

зародыша. Систему животных строил на понятии ядра и периферии

(четких и нечетких форм) каждого таксона, опирался при

этом не на признаки, а на обшее строениесуть вещей»,

по К. Линнею). Подобно Ч. Дарвину, видел в

изменчивости материал для эволюции, но отрицал эволюционную роль

конкуренции: полевые данные убедили Бэра (как показала

Майе Вальт), что избыточность размножения нужна для

устойчивости сообществ и не влечет за собой

преимущественного выживания отдельных вариантов. Основным же

фактом эволюции Бэр считал «идущую вперед победу духа над

материей», сближаясь с толкованием прогресса у Ламарка

(упоминать которого Бэр избегал). Сформулировал «закон

бережливости» природы: однажды попав в живое

вещество, атом остается в жизненном цикле миллионы лет. Бэр

глубоко исследовал феномен целесообразности, предложив

различать добротное, долговечное (dauerhaft), устремленное

к цели (zielstrebig) и соответствующее цели, целесообразное

(zweckmassig).

Соч.: Какой взгляд на живую природу правильный. — В кн.:

Записки Русского энтомологического общества. СПб., 1861, вып. 1;

Избр. работы (Прим. Ю. А. Филипченко). Л., 1924; История

развития животных, т. 1—2. Л., 1950—53; Неизданные рукописи. — В

кн.: Анналы биологии, т. 1. М., 1959; Переписка Карла Бэра по

проблемам географии. Л., 1970; Entwicklung und Zielstrebigkeit in

der Natur. Stuttg., 1983.

Лит.: Райков Б. Е. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина,

т. 2. М.—Л., 1951; Он же. Карл Бэр. М.-Л., 1961; Вальт (Реммель)

М. Имманентная телеология и телеология всеобщей взаимной

полезности в трудах Ч.Дарвина и К. Э. фон Бэра. — В кн.: Ученые

записки Тартуского государственного университета. 1974, вып.

324; Она же. Экологические исследования К. Бэра и концепция

борьбы за существование. — В кн.: Петербургская Академия наук

и Эстония. Таллинн, 1978; Варламов В. Ф. Карл Бэр — испытатель

природы. М., 1988; Воейков В. Л. Витализм и биология: на пороге

третьего тысячелетия. — «Знаниесила», 1996, № 4.

Ю. В. Чайковский

БЮРОКРАТИЯ(фр. bureau — бюро, канцелярия и греч.

kratos — власть) — организация профессиональных

государственных служащих, предназначенная для

квалифицированного эффективного исполнения общественной

351

БЮРОКРАТИЯ

политики. Одним из первых критиков бюрократии был

К. Маркс, который обратил внимание на то, что она

связана с потерей организацией содержательной цели своей

деятельности, с ее подчинением задаче самосохранения

и укрепления, с превращением государственных целей в

канцелярские, а канцелярских — в государственные (см.:

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн