Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

относительного.

354

ВАЙБХАШИКА

Все буддийские принципы существуют в ваджраяне и в

форме абстрактных символов, и в форме божества, и в

конкретных образах —чем они нагляднее, тем ниже уровень

посвящения, и наоборот. В связи с эзотеризмом ваджраяны

большую роль в ней играют духовные наставники;

возникает своеобразный их культ. Возрастает и роль йоги, причем

упор в ней делается не на «аналитической» медитации

(мысленном разложении всего и вся на элементы — дхармы), а

на развитии практики визуализации образов разной

степени символичности. Визуализируя разные атрибуты того или

иного сверхъестественного персонажа, адептчерез серию

переходящих друг в друга образов — приходит к ясному его

«видению» в себе самом. Т. о., целью ваджраяны

оказывается не столько духовная реализация буддийских доктрин,

как в предшествующей традиции, сколько их мистическое

и чувственное воплощение. Божества ваджраяны не

существуют вне медитации, поэтому это не теистическая система,

а предельно развитая индивидуальная ритуалистика,

воплотившая в практику спекулятивные доктрины буддизма.

В. Г. Лысенко

ВАЙБХАШИКА(санскр. vaibhasika — разъяснение,

описание) — школа индо-буддийской философии хинаяны,

развивавшая идеи сарвастивады. В течение восьми веков

вайбхашика была главным оппонентом школ махаяны и

индуизма. Название происходит от «Вибхаши» — комментария

на «Абхидхарма-питаку», составленного после собора

буддистов при императоре Канишке (1—2 вв.) и

сохранившегося в китайском переводе. Основателем школы считается Ва-

сумитра, стоявший во главе авторов «Вибхаши». Известны

имена вайбхашиков 3—6 вв.: Бхаданта, Дхарматрата, Гхо-

шака, Буддхадева, Сангхабхадра. Наиболее крупные центры

вайбхашиков находились в монастырях Кашмира вплоть

до изгнания оттуда буддистов мусульманами в 9 в. В Китае

трактаты школы переводились уже в 383—390 гг., на них

опирались в школе цзюй-ше, к основным источникам

которой позднее добавилась и «Абхидхармакоша» Васубандху

(5 в.). Японский аналог цзюй-ше — школа куся, основанная

в 660. В Тибете вайбхашика изучалась преимущественно в

курсах по Абхидхарме.

Философия школы опирается на теорию дхармо-частиц

(см. Дхарма) потока сознания, реально существующих в

прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной

частицы пребывание в этих трех временах составляет 1/75

долю секунды. За это мгновение дхарма успевает

возникнуть, произвести действие или войти в какое-то

сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхарме

непрерывно меняющегося потока бытия. Таковых частиц

пульсирующей природы неисчислимое множество, они

подразделяются на 75 классов. Три из них суть

непременные (нитья) «участники» индивидуального потока, ибо

они создают условия для освобождения от изменчивости

остальных дхармо-частиц — это пространство и два класса

частиц, прекращающих (ниродха) пульсацию дхарм. Пока

она действует, существует мир сансары, прекращение же ее

тремя названными дхармами означает уход в мир

успокоения, в нирвану, которая так же реальна, как и сансара.

Наиболее известна систематизация списка дхарм из 5

групп (скандхи), или 5 частей потока сознания (сантана)

особи: (1) частицы чувственного содержания потока (ру-

па); (2) частицы чувственного ощущения (ведана)

приятного, неприятного, нейтрального; (3) частицы знаково-

понятийного содержания (санджня); (4) частицы сил и

влияний соделанного прежде (санскара, или карма); (5)

познавательные частицы (виджняна).

Философия вайбхашиков последовательно проводила

идеи невечности сансары, отсутствия в ней нетленной

самости. Бога-творца мироздания. Нет в мире ни личности,

ни ее воли (как неэмпирических сущностей), все

индивидуальные устремления обусловлены

причинно-следственной цепью взаимозависимости (пратитъя-самутпада).

Личность и душа уступают место потоку дхармо-частиц

особи. Но последние таковы лишь в феноменальном мире

сансары, когда же волнение дхарм успокоено, они суть

недвижимы и самосуши (свабхава), они вне

зависимости и причинности. Поскольку оба мира равны по своему

онтологическому статусу (т. е. реальны) и состоят из

одинакового набора дхарм, постольку природа 72 классов

их в сансаре резко отличается от их природы в нирване.

Сансара есть лишь потоки пульсирующих энергий,

неведомые источники которых таковы же, как и в нирване, но

в ней они сами по себе (свабхава-дхарма), самостоятельны

(свадхарма). Они не суть субстанция, как и пульсация не

есть присущее им качество, ибо при подобном

предположении частицы нирваны нельзя было бы признать

абсолютно покойными и независимыми.

Потоки эмпирических жизней особи безначальны,

индивидуализируются особой силой (прапти), и эти

перерождения особи могут прекратиться только в нирване. Прапти

действует совместно с другими силами, присущими

каждой дхармо-частице, а именно силами возникновения,

пребывания, распада и исчезновения,

функционирующими одновременно и ежемгновенно. В феноменальной

действительности дхармы проявляются во времени и

пространстве в сочетаниях согласно законам причинности и

соответственно сопутствующим условиям. Напр., анализ

любого сознательного акта показывает, что каждое

мгновение дхарма сознания (читта) пребывает в сочетании не

менее чем с 10 дхармами-спутниками, появляющимися

по закону взаимозависимого возникновения. Такого рода

исходные положения в онтологии открывали огромные

возможности не только аналитикам вайбхашики, но и

мистикам для самоуглубления, медитации над пластами

психики индивида.

В вайбхашике дхармический анализ естественным

образом переходит к проблемам этики. Дхармо-частицы

омрачения {клеши) непременно присутствуют в жизненных

потоках. Правда, они не всегда явны, но обнаруживают

себя тем, что заставляют «волноваться» другие дхармы.

Поэтому религиозно-нравственное очищение — это

прежде всего забота об искоренении клеш и аваран

(интеллектуальных преград освобождению), что является

одновременно улучшением кармы для будущей участи особи.

Всевозможные религиозные процедуры, обряды, обеты и

т. д. оказывают воздействие на процессы сочетания

дхармо-частиц независимо от того, выполняет ли их адепт или

простой верующий, не умеющий медитировать над

разрозненными частями своего естества. Клеши, безусловно,

топливо для темных кармических сил, вращающих

колесо перерождений.

Успокоить это волнение и освободиться от страдания —

вот сотериологическая цель школы. Наиболее

продуктивным путем к ней считалось отчетливое знание всех дхармо-

355

БАЙЦЗЕККЕР

частиц потока в теории и практике, ясное представление

о законах их взаимодействия и умение управлять ими,

постепенно подавляя пульсацию. В этой связи для адепта

главным становится интуитивное знание (праджня),

которое, словно луч света, освещает поток сознания и

своим присутствием противодействует вредным частицам. Но

с помощью праджни можно сделать лишь первый шаг на

Пути освобождения. Весь Путь проходит тот, кто

упражняется в йоге ума и культивирует сосредоточения и

созерцания (бхавана).

Лит.: Щербатскои Ф. И. Избр. труды по буддизму М., 1988; Розен-

берг О. О. Труды по буддизму. М., 1991; Васубандху. Абхидхармако-

ша, разд. 3, пер. с санскр., введение, комментарий и

историко-философское исследование Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб.,

1994; разделы 1 и 2, пер. с санскр., введение, комментарий и

реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. М., 1998;

Guenther Я. К Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder —

L., 1976.

В. П. Андросов

ВАЙЦЗЕККЕР(Weizsacker) Карл Фридрих фон (род. 28

июня 1912, Киль) — немецкий физик, философ и

политический деятель. Родом из швабской семьи, давшей многих

известных теологов, ученых и военных. Уже в ранние годы

Вайцзеккер обнаруживал интерес к астрономии и физике.

В 1929—33 изучал физику в Берлине, Геттингене,

Копенгагене (у Н. Бора) и Лейпциге (у В. Гейзенберга). В 1942—44

был профессором теоретической физики в Страссбурге. В

годы 2-й мировой войны вместе с В. Гейзенбергом и

другими немецкими учеными работал над созданием

ядерного оружия для Германии (проект «Уран»). В 1946—57

Вайцзеккер руководил отделом в Институте физики им.

Макса Планка (Геттинген). В 1956 Вайцзеккер,

обеспокоенный проблемой ядерного вооружения, вместе с другими

немецкими учеными-ядерщиками выступил с т. н. «Гет-

тингенским заявлением» об отказе участвовать в

изготовлении, испытании или применении ядерного оружия. С

тех пор проблема политической ответственности ученого

за общественные последствия своих открытий становится

одной из главных тем его размышлений. В 1957—69 —

профессор философии в Гамбурге, с 1970 — директор

Института им. Макса Планка в Страссбурге.

По мнению Вайцзеккера, философия должна создавать

априорный фундамент частных наук, а также

заниматься проверкой обоснованности лежащих в их основе

принципов. Главная задача философии —достижение нового

понимания единства природы, что возможно на основе

синтеза философии и частных наук. Именно здесь

обнаруживается философская значимость фундаментальной

физики (под которой Вайцзеккер понимает квантовую

физику). Только ее аксиомы могут быть положены в

основу познания, поскольку лишь они описывают условия

возможности опыта и представляют мир как единое целое.

Внимание Вайцзеккера привлекает диалог Платона «Пар-

менид», который позволяет понять условия возможности

самой рациональности и сферу ее применимости.

По мнению Вайцзеккера, временная структура является

условием всякого опыта. При этом прошедшее

интерпретируется в категориях действительно-фактичного, а

будущее — в категориях возможности. Высказывания о будущих

событиях могут быть сделаны только в форме вероятностных

суждений. Опыт квантовой физики показывает, что

суждения о будущем в строгой форме (идеал классической

физики) невозможны. Это фундаментальное различие

между прошлым и будущим выражает 2-й закон

термодинамики. Вайцзеккер не выводит из этого закона

традиционного следствия о возрастании энтропии: если

отказаться от каузальной интерпретации будущего, то данное

следствие перестает быть необходимым. На основании

2-го закона следует заключить, скорее, о росте богатства

форм (как потенциальной информации). Такому взгляду

должна соответствовать не классическая аристотелевская

логика, а «квантовая», наделяющая высказывания не

значением «истинно»/«ложно», а «необходимо», «возможно»

или «невозможно». Вайцзеккер — автор большого числа

статей, посвященных проблемам современного мира и

культуры. Одну из причин современного кризиса он видит

в особенностях развития «больших» культур, в которых

отношения строятся не на основе личного знакомства, а на

процессах абстрагирования и квалификации взаимных

прав и обязанностей в форме власти и денег.

Соч.: Zum Weltbild der Physik, 1943; Die Geschichte der Natur, 1948;

Die Verantwortung der Wissenschaft im Atomenzeitalter, 1957; Die

Einheit der Natur, 1971; Wege in der Gefahr, 1977; Wahrnehmung der

Neuzeit, 1983; Aufbau der Physik, 1985; Физика и философия. —

«ВФ», 1993, №1.

Лит.: Physik, Philosophie und Politik. Fur Carl Friedrich von

Weizsacker zum 60. Geburtstag. Munch., 1982; Schutz M. J. C. Einheit

des Wirklichen. Carl Friedrich von Weizsackers Denkweg, 1986.

И. А. Михаилов

ВАЙШЕШИКА(санскр. vaisesika, от visesa — особенное,

отличное) — школа индийской философии, признающая

авторитет Вед, но развивающая свои доктрины на

независимых основаниях. В индийской мысли вайшешика

известна своим учением об атомах и системой категорий

(падартха).

В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры»

(ок. 1 в. н. э.), приписываемые легендарному мудрецу по

прозвищу Канада («поедатель зерен/атомов»), за которым

следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних

сочинений «Дашападартхашастра» («Наука десяти категорий»)

Чандрамати (ок. 5 в.), содержащее оригинальную версию

вайшешики, основанную на признании десяти категорий,

сохранилось в китайском переводе. Китайские источники

сообщают также предание о существовании 18 школ

вайшешики (вероятно, уже после кодификации сутр).

Систематическое изложение, которое в дальнейшем стало

считаться классической доктриной вайшешики,

принадлежит Прашастападе (ок. 6 в.), автору «Падартха-дхарма-

санграхи» («Собрание характеристик категорий»). С

самого раннего периода своего развития вайшешика была

близка системе нъяя, с которой в дальнейшем образовала

синкретическую школу ньяя-вайшешика.

Все, что есть во вселенной, вайшешики «исчисляют»

шестью категориями: субстанция (дравья), качество (гуна),

движение (карма), общее (саманья), особенное (вишеша)

и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется и

седьмая — небытие (абхава). Категории реально

существуют, познаваемы и именуемы (вайшешика

придерживалась принципа соответствия между языком и

реальностью, и очень часто слова в ней служат знаками, из которых

356

ВАЙШЕШИКА

выводится существование вещей). В каждой из

категорий (за исключением присущности) можно различить два

уровня: первичный, или уровень причин, познаваемых

разумом или особым йогическим прозрением, но не

воспринимаемых органами чувств, и вторичный, или

уровень следствий, — производный от них воспринимаемый

мир. Все, что мы находим на 2-м уровне, объясняется в

терминах конфигурации первопринципов, однако от

этого воспринимаемый мир не становится, в представлении

вайшешиков, менее реальным.

В рамках категории субстанции — видимая вселенная

образуется комбинацией четырех типов вечных атомов

(земли, воды, огня и ветра) и всепроникающих

субстанций акаши, направления-места, времени, Атмана и ма-

наса\ в категории качества — качества сложных вещей

— соединением качеств вечных субстанций; в категории

движения, видимое движение — дискретными актами

соединения и разъединения движущегося предмета с

пространственными точками. В категориях саманья-вишеша

(«общее-особенное») 1-й уровень конституируется, с

одной стороны, универсалией бытия (сатта),

воплощающей континуальность всего существующего на основе

самого факта существования, с другой — «атомами

различия» — «конечными различителями» (антья-вишеша),

2-й же представлен универсалиями «среднего звена»,

которые, согласно вайшешике, воспринимаются вместе с

вещами, напр., «субстанциальностью», «земляностью»,

«горшечностью». Если остановиться на этих

категориях, то все существование окажется разделенным на пять

никак не связанных друг с другом модальностей. Однако

на практике (а вайшешика стремилась не противоречить

эмпирическому опыту) люди имеют дело не с

субстратами, качествами и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн