Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Vakyapadiya of Bhartrhari

with the Vrtti. Ch. 1, engl, transi, by К. A. Subramanya Iyer. Poona,

1965; The Vakyapadiya of Bhartrhari. Ch. Ill, pt. 1, Engl, transi, by K.

A. Subramania Iyer. Poona, 1971; The Vakyapadiya of Bhartrhari. Ch.

Ш, pt. 2, Engl, transi, with Exegetical Notes by К. A. Subramanya Iyer.

Delhi etc., 1974; The Vakyapadiya of Bhartrhari. Kanda II, Engl, transi,

with Exegetical Notes by К. A. Subramanya Iyer. Delhi etc., 1977.

Лит.: Исаева И. В. Слово, творящее мир. Гаудапада, Бхартрихари,

Абхинавагупта. М., 1997; Iyer Subramanya К. A. Bhartrhari. A study of

the Vakyapadiya in the Light of the Ancient Commentaries. Poona, 1969;

Houben J. E. M. The Sambandha-Samuddesa (Ch. on Relation) and

Bhartrhari’s Pliilosophy of Language. Groningen, 1995.

В. Г. Лысенко

ВАЛЕНТИН(Valentinus) (2 в.) — богослов, творец

гностической системы. Возможно, уроженец Египта. В сер. 2 в.

основал школу в Риме, в течение ряда лет существовавшую

в рамках Римской церкви. Сам Валентин претендовал на

Римскую епископскую кафедру. Позднее порвал с

Церковью и создал собственное религиозное объединение,

просуществовавшее по крайней мере до 4 в. Наиболее известные

его последователи — Секунд, Птолемей, Геракл еон, Феод от,

Марк. До сер. 20 в. учение Валентина было известно по

изложениям историков церкви — Иринея Лионского, Тертул-

лиана, Климента Александрийского, Ипполита Римского,

Епифания Кипрского.

Среди обнаруженных в 1945 текстов Наг-Хаммади

имеются сочинения, вышедшие из школы Валентина, а может

быть и принадлежащие ему самому (Молитва апостола

Павла, Апокриф Иакова, Евангелие истины, Послание

к Регину, Трехчастный трактат, Евангелие от Филиппа, I

Апокалипсис Иакова, Валентинианское учение,

Объяснение знания). Сведения ересеологов не всегда

согласуются с оригинальными валентинианскими текстами. Кроме

того, часто невозможно отделить учение Валентина (к

тому же, возможно, проделавшее определенную

эволюцию) от учений валентинианской школы, разделившейся

на западную, развивавшую монистические элементы его

доктрины, и восточную, исповедовавшую дуалистические

воззрения. Согласно Валентину, первоначало порождает

Плерому, состоящую из тридцати эонов, образующих 15

пар-сизигий. Первые четыре пары образуют первородную

Восьмерицу, из которой происходят все прочие зоны.

Последний эон, София, желает познать непознаваемого Отца,

что приводит к падению Божественного начала в мир.

Целью теокосмического процесса является воссоединение

Божественного начала в мире с Плеромой. Осуществляет

ее Божественный Спаситель (Христос). Валентиниане

делили людей на духовных (которым спасение

гарантировано), душевных (чье спасение зависит от их поведения) и

плотских (обреченных на погибель).

Ист.: The Nag-Hammadi Library in English. Leiden — N.Y.— Koln,

1996, p. 27-103, 139-160, 260-268, 472-489; Апокрифы древних

христиан: исследование, тексты, комментарии. М., 1989, с. 263 —

295.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги

тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 275-290; Sagnard F.-U. La Gnose

ValentLnienne et le temoignage de Saint Irenee. P, 1947; Stead G. С.

The Valentinian Myth of Sophia. — «Journal of Theological Studies»,

v. 20,1969.

И. В. Шабуров

ВАЛЕНТИНОВН. (наст, имя и фам. Вольский Николай

Владиславович) [7(19) мая 1879, Моршанск Тамбовской губ. —

26 августа 1964, ГТлесси-Робинсон под Парижем] — русский

публицист и философ. Из потомственной дворянской

семьи. С 1896 учился с перерывами в Петербургском горном,

Петербургском и Киевском технологических институтах.

После 2-го съезда РСДРП некоторое время примыкал к

большевикам, затем сблизился с меньшевиками; в 1917

вышел из партии. С 1922 заместитель редактора «Торгово-

359

ВАЛЛА

промышленной газеты»; работал в торгпредстве СССР в

Париже; с кон. 1930 — эмигрант. Исходя из мысли о том,

что марксизм существует лишь в виде «элементов»,

«научного материала», из которого должна быть построена «новая

история социализма», что у Маркса и Энгельса философия

намечена лишь «общими штрихами», Валентинов полагал,

что «новая философия марксизма» может быть

построена путем соединения принципов марксистского учения с

«ценными сторонами» философских принципов

«критического реализма» Р. Авенариуса и Э. Маха. По вопросу о

соотношении марксизма и махизма обменялся письмами с

Махом, но последний уклонился от подтверждения связи

между эмпириокритицизмом и марксизмом. В годы

эмиграции — активный противник советской власти. В работах о

Ленине («Встречи с В. И. Лениным», 1953, и др.) содержится

материал о философских дискуссиях в среде российской

социал-демократии нач. 20 в.

Соч.: Философские построения марксизма. Диалектический

материализм, эмпириомонизм и эмпириокритическая философия.

М., 1908; Э. Мах и махизм. М., 1908; Наследники Ленина. М.,

1991; Недорисованный портрет, под ред. В. В. Шелохаева, сост.,

предисл. и комм. Н. И. Канищева и О. Н. Лежнева. М., 1993.

В. Ф. Пустарнаков

ВАЛЛА(Valla) Лоренцо (ок. 1407, Рим — 1 августа 1457,

Рим) — итальянский гуманист эпохи Возрождения,

философ, филолог, историк. Происходил из семьи

римского юриста, служившего в папской курии. Уже в юности

в совершенстве овладел латинским языком, изучал

греческий, с увлечением читал античных авторов, проявляя

особый интерес к проблемам этики, филологии,

риторики. В 1431—33 преподавал риторику в университете Па-

вии. В эти годы закончил 2-ю редакцию этико-философ-

ского сочинения «Об истинном и ложном благе» (De vero

falsoque bono), написанного в форме диалога (в 1-й

редакции — «О наслаждении как истинном благе», «De voluptate

ас de vero bono», 1431, рус. пер. 1989). В нем дискуссию о

высшем благе ведут три собеседника — стоик, эпикуреец

и христианин. Стоик говорит о враждебности природы

человеку, наделившей его склонностью к порокам, а не к

добродетели, эпикуреец — о возможности достичь блага,

данного людям от природы и состоящего в наслаждении;

христианин не согласен со стоиком и, как и эпикуреец,

отождествляет высшее благо с наслаждением, но

осуждает тягу человека к земным радостям. Однако апология

последних в речи эпикурейца столь выразительна, что не

оставляет сомнений в симпатиях Валлы: наслаждение

полезно человеку, тогда как страдания пагубны, важна лишь

разумная мера в стремлении к удовольствиям.

В 1435—47 Валла служил секретарем у Альфонса

Арагонского, правителя Неаполитанского королевства. В 1439—40

им было написано философско-теологическое

сочинение «О свободе воли» (De Iibero arbitrio, рус. пер. 1989),

где он утверждал, что первородный грех не исказил волю

человека, сохранившую способность самостоятельного

выбора между добром и злом. В «Диалектических

диспутах» (Dialecticae disputationes contra Aristotelikos, 1439,

изд. 1499) он поставил под сомнение непререкаемый для

схоластов авторитет Аристотеля в вопросах логики. К

неаполитанскому периоду относятся и остро

антицерковные сочинения Валлы, создание которых стало

возможным в обстановке противоборства Альфонса

Арагонского и папы Евгения IV. В диалоге «О монашеском обете»

(1439—43, рус. пер. 1963) объявлялся

противоестественным сам институт монашества с его аскетизмом и

отречением от мирской жизни. В «Рассуждении о подложности

так называемой Дарственной грамоты Константина» (De

falso credita et emendita Constantini donatione Declamatio,

1440, изд. 1517, рус. пер. 1963) Валла, опираясь на свои

познания в истории, лингвистике, археологии,

географии, нумизматике, доказал подложность документа, в

течение многих веков служившего основанием для

притязаний папства на светскую власть. «Рассуждение»

стало образцом новаторской исторической критики текста.

В Неаполе Валла работал над 3-й, расширенной

редакцией диалога «Об истинном и ложном благе». В 1444 Валла

был привлечен к инквизиционному суду, от которого его

спасло заступничество короля Альфонса Арагонского; он

выступил с защитой своих взглядов в «Апологии против

клеветников» (1444).

При новом папе, Николае V, Валла в 1448 вернулся в Рим,

став секретарем курии; в 1450 начал преподавать риторику

в Римском университете. В теории ораторского искусства

он отдавал предпочтение не Цицерону, как большинство

гуманистов, а Квинтилиану. Валла продолжил в Риме

редактирование диалога «Об истинном и ложном благе», создав

четвертый вариант этого сочинения, а также написал 2-ю

и 3-ю редакции «Диалектических диспутов». Главным

трудом последних лет стали «Примечания к Новому Завету»,

где различные кодексы греческого текста .Нового Завета

сопоставлялись с его латинским переводом, — пример

исторической критики текста. Напечатанные в 1505

«Примечания» способствовали формированию идей Реформации.

Соч.: Opera omnia, a cura di Е. Garin, v. 1—2. Torino, 1962; в рус.

пер. — В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии.

M., 1963; Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1939.

Лит.: Ревякина Н. Б. Творческий путь Лоренцо Валлы и его

философское наследие. — В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и

ложном благе. О свободе воли. М, 1989; Gaeta F. Lorenzo Valla.

Filosofia e storia nell’ umanesimo italiano. Napoli, 1955; Camporeale

S. I. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze, 1972; Lorenzo

Valla e umanesimo italiano. Padova, 1966; Fubini R. Umanesimo e

secolarizzazione da Petrarca a Valla. Roma, 1990.

JI. M. Брагина

ВАЛЛАБХА(Vallabha) (1481-1533)-создатель течения ви-

шуддха-адвайта («чистая недвойственность») в рамках

веданты’, подобно прочим представителям вишнуитского

направления веданты, испытал на себе значительное влияние

идей «Бхагавадгиты» и «Бхагавата-пураны». Основные

труды: Комментарий на «Брахма-сутры», «Субодхини»

(Комментарий на «Бхагавата-пурану») и трактат «Таттва-дипи-

ка» (с собственным комментарием «Пракаша»). Брахман

у Валлабхи имеет множество качеств и форм проявления,

однако он не связан ими, поскольку само их существование

зависит от его соизволения, а потому он считается чистым,

«лишенным формы» («нишпрапанча»); вместе с тем, из

милосердия к живущим, он проявляет себя как Кришна. В

системе Валлабхи насчитывается 10 видов познания, из них

5 вечных и 5 временных — это божественная природа,

достижимая душой в освобождении, проявление

божественных качеств в мире, манифестация Бога в Ведах, сообразно

которым творится мир в начале каждого вселенского цикла,

манифестация Бога в вербальном знании самого Кришны

360

ВАН ДАО

и проявление Бога в истинных вербальных суждениях

отдельной души. Временные — непосредственное, чувственное

восприятие (пратьякша) и четыре «опосредованных» (букв.

— «заочных», парокша), интеллектуальных видов познания,

зависящих, соответственно, от функций манаса, буддхи,

аханкары и читты. Единственный способ достижения

освобождения — это бхакти, или любовь к Богу. Сам человек

не властен над нею, поскольку предрасположенность, семя

этой любви уже заложено в нем Кришной; даже степень

проявления бхакти заранее предопределена и всепоглощающая

страсть (вьясана), ведущая к единству с Кришной в

небесном мире, сама по себе никак не зависит от усилий адепта и

может лишь внезапно раскрыться в нем как высший «дар»

(прасада) самого Бога.

Я. В. Исаева

ВАЛЬТЕРСЕН-ВИКТОРСКИЙ (Gualterus de Sancto

Victore) (?) — средневековый теолог, представитель Сен-

Викторской школы. Приор парижского аббатства Сен-

Виктор (с 1173). Основное сочинениеполемический

трактат «Против четырех лабиринтов Франции» (1177 или

1178), направленный против Абеляра, Петра

Ломбардского, Петра из Пуатье и Гильберта Порретанского, которые,

«вдохновляясь только аристотелевским духом, со

схоластической легковесностью рассуждали о невыразимых

тайнах св. Троицы и воплощения». В своем опровержении

учений названных схоластов уделял особое внимание

разоблачению их «христологического нигилизма»,

отрицавшего субстанциальность человеческой природы Христа.

Основной метод критики — чисто формальное

сопоставление не слишком точных цитат, а зачастую и

тенденциозно составленных парафраз из сочинений «новых еретиков»

с постулатами католического вероучения, основанными на

высказываниях отцов Церкви и более поздних

ортодоксальных богословов. Гневные обвинения в адрес «еретиков», к

которым Вальтер относил и Иоанна Дамаскина,

дополнялись выпадами против языческих философов (Аристотеля,

Сенеки и др.). Для памфлета Вальтера Сен-Викторского

характерны пристрастность оценок, небрежность

референций и откровенный плагиат. Непримиримость его по

отношению к диалектическим новациям схоластов

отражала негативную реакцию консервативных клерикальных

кругов на итоги теологической кодификации 12 в.

Соч. Contra quatuor labyrinthos Franciae, edition critique par P.

Glorieux, «Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen age»,

An. 27. P., 1953, p. 187-335.

Лит.: Ghellinck J. de. Le mouvement theologique du Xll-e siecle. Sa

preparation lointaine avant et autour de Pierre Lombard, ses rapports

avec les initiatives des canonistes. Etudes, recherches et documents, 2-е

ed., considerablement augmentee. Brux., 1969, p. 260—263.

M. A. Гарнцев

BAH БИ (Ван Фусы) — [226, Шаньян (Цзяоцзоши

современной провинции Хэнань) — 249] — китайский

философ, один из родоначальников сюань сюэ —

синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения о сокровенном»,

т.е. сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с

этим учением диалогической традиции умозрительных

спекуляций—«чистых бесед» (цин тань). Был крупным

сановником в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220—264).

Излагал оригинальные идеи в комментариях к

конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: «Чжоу

и люэ ли» («Основные принципы «Чжоуских перемен»»),

«Чжоу и чжу» («Комментарий к «Чжоускмм переменам»»),

«Лао-цзы чжу» (наиболее авторитетные и, возможно,

древнейшие комментарии к «Дао

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн