дэ цзину») и др. Стремясь
обосновать конфуцианские взгляды на общество и
человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии
своих предшественников — конфуцианцев эпохи Хань
(3 в. до н. э.—3 в. н. э.), Ван Би выработал систему
категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на
понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и
неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную
оппозицию ти-юн в значении «телесная сущность
(субстанция) — деятельное проявление (функция, акциденция)».
Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю)
рождается из отсутствия/небытия (у)» («Дао дэ цзин»,
40), Ван Би отождествил дао с «отсутствием/небытием»,
трактуемым как «единая», «центральная», «предельная» и
«главенствующая» «первосущность» (бэнь ти), в которой
совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее
«проявление». Главенство универсального дао Ван Би понимал
как законосообразное, а не фаталистическое,
истолковывая и дао, и «предопределение / судьбу» {мин) с помощью
категории «принцип» (ли). «Принципы» он считал
конститутивными компонентами «вещей» и противопоставлял
«делам/событиям». Многообразие непредсказуемых
явлений, по Ван Би, обусловлено противоположностью (фань,
см. Гуа) между их «телесной сущностью» и чувственными
свойствами, природной основой и устремлениями и
реализуется прежде всего во времени.
Ван Би интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию
временных процессов и изменений, определив, что главные
элементы трактата (символические категории гуа) суть
«времена». Однако зафиксированные в гуа
общепроцессуальные закономерности несводимы к конкретным образам
и не могут служить основой для однозначных предсказаний
— «вычислений жребия». Это философское истолкование
учения «Чжоу и» было направлено против его мантической
интерпретации в предшествующей нумерологической (сян
ту нжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у
неоконфуцианца Чэн И. В неоконфуцианстве была
развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли, а в
учении буддийской Хуаянь школы — положение о
дихотомии ли — ши.
Соч.: Ван Би цзи цзяо ши (Собр. соч. с примечаниями и
разъяснениями), сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980; Commentary on the Lao
Tzu. Honolulu, 1979; A Translation of Lao Tzu’s «Tao Te Ching» and
Wang Pi’s Commentary, transi, by Lin P. J. Ann Arbor, 1977.
Лит.: Петров А, А. Ван Би. (226 — 249). Из истории
китайской философии. М.—Л., 1936; Tang Yung-t’ung. Wang Pi’s New
Interpretation of the l-ching and Lun-yu.— «Harvard Journal of
Asiatic Studies», 1947, v. 10.
А. И Кобзев
BAH ДАО (кит. «путь совершенного правителя», «путь
истинного царя») — понятие традиционной китайской, гл.
о. конфуцианской, политической мысли, выражающее
идеал государственного управления. Впервые
упоминается в «Шу цзине». Входящий в бином ван дао иероглиф
«ван» обозначает титул верховного правителя в древнем
Китае (до кон. 3 в. до н. э.). Начертание иероглифа — три
горизонтальные черты, соединенные вертикальной, — мо-
361
ВАНИНИ
жет интерпретироваться и как иероглиф «ту» («земля»,
«почва»), вверху ограниченный горизонтальной линией,
и несет идею соединения Неба и Земли, т.е. высшего
божественного и (или) природного начала и его
противоположности, а также идею медиации между ними. В
традиционной историографии закрепилось толкование ван дао
как «правильного пути прежних ванов». Конфуцианская
трактовка ван дао противостояла легистской (см. Легизм),
выраженной в «Шан цзюнь шу», где «путь правителя»
подразумевал «путь к господству в Поднебесной» с помощью
мер, направленных на укрепление единоличной власти
монарха и усиление т. о. государства. В «Мэн-цзы» (4—3
вв. до н. э.) «[совершенному] правителю» (вану)
противопоставлен «деспот/гегемон» (ба) — так титуловался самый
сильный из правителей древнекитайских царств в 8—5 вв.
до н. э. Если ван «использует благую силу (дэ) и
осуществляет гуманность (жэнь)», то ба «использует силу и
пренебрегает гуманностью». В «Сюнь-цзы» ван и ба выступают как
выразители разных, но одинаково необходимых
принципов управления: ван «возвышает ли —благопристойность,
почитает таланты», «утверждает долг/справедливость(и)»,
тем самым «овладевая людьми»; ба «делает упор на закон,
любит народ» и «утверждает благонадежность», т. о.
«овладевая [отношениями] между [людьми], увеличивая мощь
[своей] земли и [полностью] овладевая [ею]». В легистском
трактате «Ханъ Фэй-цзы» предложен единый «путь
правителя—деспота/гегемона» (ван ба чжи дао), отвергающий
конфуцианские принципы управления, основанные на
культивировании морали: «просветленный государь
использует [главным образом] силу», «[следует] не
использовать благодать/добродетель, но использовать закон».
В средневековой политической мысли понятие «ба дао»
(«путь деспота») употреблялось гл. о. как антоним ван дао,
но само понятие ван дао включало интегрированные
конфуцианством легистские идеи.
Лит.: Мартынов А. С. Представление о природе и мироустрои-
тельных функциях власти китайских императоров в
официальной традиции.—«Народы Азии и Африки», 1972, № 5; Лапина 3.
R Функционирование механизма традиции и проблема идеалов
в политической мысли средневековья (на материалах трактата
Ли Гоу, 1039). — В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории
и практики. М, 1982.
А. Г. Юркевин
ВАНИНИ(Vanini) Джулио Чезаре, псевдоним Лючилио
(1585, Тауризано, Юж. Италия —9 февраля 1619, Тулуза)
— итальянский философ. В юности принял монашеский
сан в ордене кармелитов. Учился в университетах
Неаполя, где получил степень доктора юриспруденции, и Падуи,
где стал доктором философии и теологии. С 1606 имел сан
священника. Читал лекции и проводил диспуты в разных
странах Европы — Германии, Швейцарии, Франции и др.
Вольномыслие Ванини вызвало гнев ордена кармелитов
— в 1612 он бежал в Англию, отрекся от католичества.
Вернувшись на континент, покаялся под давлением
инквизиции и снял с себя духовный сан. Во Франции издал
«Амфитеатр вечного провидения» (1615) и «О чудесных
тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616),
где под видом критики излагал взгляды древних
атеистов, отвергал бессмертие души и божественную природу
Христа, развивал пантеистические идеи, близкие учению
Дж. Бруно. Сорбонна осудила труды Ванини, они были
публично сожжены. В 1617 бежал из Парижа в Тулузу, где
был заключен в тюрьму и по приговору суда, обвинившего
его в атеизме, сожжен. Впоследствии взгляды Ваниии
нашли защиту в работах Бейля, Вольтера.
Соч.: Le opere, v. 1—2. Lecce, 1912; Leoperedi G. С. Vanini e le loro
fonti, a cura di L. Corvaglia. Mil.—Roma, 1933—34.
Лит.: Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М.,
1959; Palumbo A. Giulio Cesare Vanini e i suoi tempi. Napoli, 1878;
Documents sur la vie de J.-C. Vanini de Taurisano, ed. E. Namer.
Bari, 1965.
Л. M. Брагина
BAH ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань) [4 декабря
1474, Ифэн (современный Ланькао) провинции Хэнань
— 23 сентября 1544] — китайский
философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт,
теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся
естественными науками, гл. о. астрономией. Родился в семье
мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую
степень цзиньши и в статусе «многообещающего мужа»
(шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь.
Военный министр (1530—33) и глава цензората (1533—41); в
1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567
посмертно реабилитирован. Главные философские
произведения Ван Тинсяна — сборник эссе «Шэнь янь»
(«Осмотрительные слова») и «Я шу» («Переложения
классики»). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян
выступал против обоих его главных направлений:
официального (школы братьев Чэн — Чжу Си) и неофициального
(школы Лу Цзююаня — Вин Янмина). По онтологическим
взглядам близок к Чжан Цзаю. Универсальной мировой
субстанцией, существовавшей «до рождения Неба (тянь)
и Земли (ди)», считал «изначальную пневму» (юань ци),
которая является «наивысшей вещью(у)», корнем и телесным
субстратом (ти) «принципов» (ли) и дао, содержа в себе
«семена» всех объектов. «Великий предел» (тай цзи), бывший
у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тинсян
определял как первозданное аморфное состояние
материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно
воспринимаемой «пневмы» (ци). «Изначальная пневма»
вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому
она, по Ван Тинсяну, тождественна «Великому пределу» и в
гносеологическом смысле — как пределу познания.
Помимо «изначальной пневмы» Ван Тинсян выделял
производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую
мир преходящих и изменчивых явлений, в котором
воплощаются «формы» и «принципы» и полностью
актуализируется дао.
В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших
вечность «принципов» в общественной жизни. Ван Тинсян
признавал их изменчивость во времени.
«Индивидуальная природа» (син) человека, по его теории, неотделима от
«пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом;
доброта изначально присуща только «совершенномудрым»,
простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о
благоприобретаемости и социальной обусловленности
доброты, противостоящий ортодоксальным для
конфуцианства положениям учения Мэн-цзы, сближает взгляды Ван
Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы. Исходя из эмпирической
обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возве-
362
личивание его априорных форм типа «благосмыслия» (лян
чжи). С позиций реализма и практицизма выступал против
теологических тенденций Дун Чжуншу, «нумерологии» (сян
шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма ЧжоуДуньи.
Соч.: Ван Тинсян чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч.), ред.
ХоуВайлу. Пекин, 1965.
А. И. Кобзев
ВАН ФУЧЖИ(Ван Чуаныиань, Ван Эрнун, прозвище Цзян-
чжай) [1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (современная
провинция Хунань) — 1692, Шичуаньшань (провинция Хунань)]
— китайский философ-конфуцианец, в творчестве которого
отмечаются сильные материалистические тенденции. Имел
низшую ученую степень сюцай. В период завоевания Китая
маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с
захватчиками, впоследствии скрывался в глухих районах
провинции Хунань, занимаясь научной деятельностью. Главные
сочинения — «Чжан-цзы чжэн мэн чжу» («Комментарии к
сочинению Чжан Цзая «Наставление непросвещенным»»),
«Чжоу и нэй чжуань» («Основной комментарий к «Чжоус-
ким переменам»») и «Чжоу и вай чжуань»
(«Дополнительный комментарий к «Чжоуским переменам»»), «Шан шу
инь и» («Извлечение смысла «Книги преданий»»), «Ду сышу
да цюань шо» («Полное собрание толкований на «Четверо-
книжие»»), «Э мэн» («Зловещий сон»), «Ду Тун цзянь лунь»
(«Читая «Всеобщее зерцало»»), «Сы вэнь лу» («Записи
размышлений над вопросами»).
Развивал учение Чжан Цзая о «Великой пустоте» (тай сюй)
как безграничном и безначальном вместилище вселенской
субстанции (ци — пневмы). «Великая пустота» у Ван
Фучжи — основа всего сущего, «единая реальность» (и ши), а
содержащаяся в ней в разреженном состоянии «пневма»
воплощает дуальные космические силы инь ян.
Сгущение «пневмы» образует все многообразие мира, который
бесконечен во времени — возникают и исчезают лишь
единичные вещи. Ван Фучжи вывел положение об
имманентности «движения» «Великой пустоте», отвергая т. о.
положение неоконфуцианства эпохи Сун (11 — 13 вв.) об
онтологическом «главенстве покоя» как исконного
состояния истока мироздания. Ван Фучжи оспаривал также тезис
школы братьев Чэн — Чжу Си о первичности
структурообразующего вселенского начала (ли-принципа) по
отношению к «пневме», доказывая имманентность «принципа» и
«пневмы» друг другу В «учении о сердце» (синь сюэ) школы
Лу Цзююаня — Ван Янмина усматривал пагубное влияние
буддизма.
Проблему соотношения «знания и действия» (нжи—син)
Ван Фучжи решал в пользу «действия»: оно может быть
равноценно знанию, но знание не равноценно действию.
Выступал против идеи внечувственного опыта,
рассматривал познание как единство его чувственного и
рационального аспектов. Отвергал доминирующие в конфуцианстве
представления о «небесном принципе» (тянь ли) как
самодовлеющем высшем законе, противостоящем
«человеческим желаниям (страстям)»: индивидуальные желания
лишь следует приводить в соответствие с «небесным
принципом».
Не принимая популярные в Китае циклические схемы
исторического процесса («расцвет — упадок»), Ван Фучжи
предложил концепцию трехэтапной истории Поднебесной. На
1-м этапе (до сер. 3-го тысячелетия до к. э.),
предшествующем правлению легендарной династии Ся, человеческие
сообщества сначала мало отличались от стад животных. Затем
они были объединены в государство «варваров», в котором
применение наказаний и поощрений не было строго
регламентировано и отсутствовала система налогообложения. На
2-м этапе — от династии Ся до династии Сун (10 в. н. э.) —
периоды -раздробленности страны сменялись непрочным
«временным единством». И лишь в 10 в. начинается этап
единого государства, основанного на сочетании принципа
гуманности (жэнъ) и строгих юридических законов {фа).
Соч.: Чуаньшань и шу (Посмертное собр. соч. [Ван] Чуань-
шаня),х 1-128. Нанкин, 1886; то же. Шанхай, 1930.
Лит.: Буров В. Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII
в. Ван Чуаньшаня. М., 1976.
А. Г. Юркевич
ВАН ЧУН(Ван Чжунжэнь) [27, уезд Шанъюй
области Куайцзи (Гуйцзи; современная провинция Чжэцзян)
— около 97—107]—китайский философ-энциклопедист,
с материалистической и рационально-критической
позиций осмысливший основные достижения
предшествующей философской мысли разных направлений. Родился
в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей
школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо. Был мелким
чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в
нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна
— «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений») — построено
на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих
философских взглядов.
Основное значение Ван Чуна в истории китайской
философии состоит не столько в создании оригинального
учения, сколько в