Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

дэ цзину») и др. Стремясь

обосновать конфуцианские взгляды на общество и

человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии

своих предшественников — конфуцианцев эпохи Хань

(3 в. до н. э.—3 в. н. э.), Ван Би выработал систему

категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на

понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и

неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную

оппозицию ти-юн в значении «телесная сущность

(субстанция) — деятельное проявление (функция, акциденция)».

Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю)

рождается из отсутствия/небытия (у)» («Дао дэ цзин»,

40), Ван Би отождествил дао с «отсутствием/небытием»,

трактуемым как «единая», «центральная», «предельная» и

«главенствующая» «первосущность» (бэнь ти), в которой

совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее

«проявление». Главенство универсального дао Ван Би понимал

как законосообразное, а не фаталистическое,

истолковывая и дао, и «предопределение / судьбу» {мин) с помощью

категории «принцип» (ли). «Принципы» он считал

конститутивными компонентами «вещей» и противопоставлял

«делам/событиям». Многообразие непредсказуемых

явлений, по Ван Би, обусловлено противоположностью (фань,

см. Гуа) между их «телесной сущностью» и чувственными

свойствами, природной основой и устремлениями и

реализуется прежде всего во времени.

Ван Би интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию

временных процессов и изменений, определив, что главные

элементы трактата (символические категории гуа) суть

«времена». Однако зафиксированные в гуа

общепроцессуальные закономерности несводимы к конкретным образам

и не могут служить основой для однозначных предсказаний

— «вычислений жребия». Это философское истолкование

учения «Чжоу и» было направлено против его мантической

интерпретации в предшествующей нумерологической (сян

ту нжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у

неоконфуцианца Чэн И. В неоконфуцианстве была

развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли, а в

учении буддийской Хуаянь школы — положение о

дихотомии ли — ши.

Соч.: Ван Би цзи цзяо ши (Собр. соч. с примечаниями и

разъяснениями), сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980; Commentary on the Lao

Tzu. Honolulu, 1979; A Translation of Lao Tzu’s «Tao Te Ching» and

Wang Pi’s Commentary, transi, by Lin P. J. Ann Arbor, 1977.

Лит.: Петров А, А. Ван Би. (226 — 249). Из истории

китайской философии. М.—Л., 1936; Tang Yung-t’ung. Wang Pi’s New

Interpretation of the l-ching and Lun-yu.— «Harvard Journal of

Asiatic Studies», 1947, v. 10.

А. И Кобзев

BAH ДАО (кит. «путь совершенного правителя», «путь

истинного царя») — понятие традиционной китайской, гл.

о. конфуцианской, политической мысли, выражающее

идеал государственного управления. Впервые

упоминается в «Шу цзине». Входящий в бином ван дао иероглиф

«ван» обозначает титул верховного правителя в древнем

Китае (до кон. 3 в. до н. э.). Начертание иероглифа — три

горизонтальные черты, соединенные вертикальной, — мо-

361

ВАНИНИ

жет интерпретироваться и как иероглиф «ту» («земля»,

«почва»), вверху ограниченный горизонтальной линией,

и несет идею соединения Неба и Земли, т.е. высшего

божественного и (или) природного начала и его

противоположности, а также идею медиации между ними. В

традиционной историографии закрепилось толкование ван дао

как «правильного пути прежних ванов». Конфуцианская

трактовка ван дао противостояла легистской (см. Легизм),

выраженной в «Шан цзюнь шу», где «путь правителя»

подразумевал «путь к господству в Поднебесной» с помощью

мер, направленных на укрепление единоличной власти

монарха и усиление т. о. государства. В «Мэн-цзы» (4—3

вв. до н. э.) «[совершенному] правителю» (вану)

противопоставлен «деспот/гегемон» (ба) — так титуловался самый

сильный из правителей древнекитайских царств в 8—5 вв.

до н. э. Если ван «использует благую силу (дэ) и

осуществляет гуманность (жэнь)», то ба «использует силу и

пренебрегает гуманностью». В «Сюнь-цзы» ван и ба выступают как

выразители разных, но одинаково необходимых

принципов управления: ван «возвышает ли —благопристойность,

почитает таланты», «утверждает долг/справедливость(и)»,

тем самым «овладевая людьми»; ба «делает упор на закон,

любит народ» и «утверждает благонадежность», т. о.

«овладевая [отношениями] между [людьми], увеличивая мощь

[своей] земли и [полностью] овладевая [ею]». В легистском

трактате «Ханъ Фэй-цзы» предложен единый «путь

правителя—деспота/гегемона» (ван ба чжи дао), отвергающий

конфуцианские принципы управления, основанные на

культивировании морали: «просветленный государь

использует [главным образом] силу», «[следует] не

использовать благодать/добродетель, но использовать закон».

В средневековой политической мысли понятие «ба дао»

путь деспота») употреблялось гл. о. как антоним ван дао,

но само понятие ван дао включало интегрированные

конфуцианством легистские идеи.

Лит.: Мартынов А. С. Представление о природе и мироустрои-

тельных функциях власти китайских императоров в

официальной традиции.—«Народы Азии и Африки», 1972, № 5; Лапина 3.

R Функционирование механизма традиции и проблема идеалов

в политической мысли средневековья (на материалах трактата

Ли Гоу, 1039). — В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории

и практики. М, 1982.

А. Г. Юркевин

ВАНИНИ(Vanini) Джулио Чезаре, псевдоним Лючилио

(1585, Тауризано, Юж. Италия —9 февраля 1619, Тулуза)

итальянский философ. В юности принял монашеский

сан в ордене кармелитов. Учился в университетах

Неаполя, где получил степень доктора юриспруденции, и Падуи,

где стал доктором философии и теологии. С 1606 имел сан

священника. Читал лекции и проводил диспуты в разных

странах Европы — Германии, Швейцарии, Франции и др.

Вольномыслие Ванини вызвало гнев ордена кармелитов

— в 1612 он бежал в Англию, отрекся от католичества.

Вернувшись на континент, покаялся под давлением

инквизиции и снял с себя духовный сан. Во Франции издал

«Амфитеатр вечного провидения» (1615) и «О чудесных

тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616),

где под видом критики излагал взгляды древних

атеистов, отвергал бессмертие души и божественную природу

Христа, развивал пантеистические идеи, близкие учению

Дж. Бруно. Сорбонна осудила труды Ванини, они были

публично сожжены. В 1617 бежал из Парижа в Тулузу, где

был заключен в тюрьму и по приговору суда, обвинившего

его в атеизме, сожжен. Впоследствии взгляды Ваниии

нашли защиту в работах Бейля, Вольтера.

Соч.: Le opere, v. 1—2. Lecce, 1912; Leoperedi G. С. Vanini e le loro

fonti, a cura di L. Corvaglia. Mil.—Roma, 1933—34.

Лит.: Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М.,

1959; Palumbo A. Giulio Cesare Vanini e i suoi tempi. Napoli, 1878;

Documents sur la vie de J.-C. Vanini de Taurisano, ed. E. Namer.

Bari, 1965.

Л. M. Брагина

BAH ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань) [4 декабря

1474, Ифэн (современный Ланькао) провинции Хэнань

— 23 сентября 1544] — китайский

философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт,

теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся

естественными науками, гл. о. астрономией. Родился в семье

мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую

степень цзиньши и в статусе «многообещающего мужа»

(шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь.

Военный министр (1530—33) и глава цензората (1533—41); в

1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567

посмертно реабилитирован. Главные философские

произведения Ван Тинсяна — сборник эссе «Шэнь янь»

(«Осмотрительные слова») и «Я шу» («Переложения

классики»). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян

выступал против обоих его главных направлений:

официального (школы братьев Чэн — Чжу Си) и неофициального

(школы Лу Цзююаня — Вин Янмина). По онтологическим

взглядам близок к Чжан Цзаю. Универсальной мировой

субстанцией, существовавшей «до рождения Неба (тянь)

и Земли (ди)», считал «изначальную пневму» (юань ци),

которая является «наивысшей вещью(у)», корнем и телесным

субстратом (ти) «принципов» (ли) и дао, содержа в себе

«семена» всех объектов. «Великий предел» (тай цзи), бывший

у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тинсян

определял как первозданное аморфное состояние

материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно

воспринимаемой «пневмы» (ци). «Изначальная пневма»

вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому

она, по Ван Тинсяну, тождественна «Великому пределу» и в

гносеологическом смысле — как пределу познания.

Помимо «изначальной пневмы» Ван Тинсян выделял

производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую

мир преходящих и изменчивых явлений, в котором

воплощаются «формы» и «принципы» и полностью

актуализируется дао.

В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших

вечность «принципов» в общественной жизни. Ван Тинсян

признавал их изменчивость во времени.

«Индивидуальная природа» (син) человека, по его теории, неотделима от

«пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом;

доброта изначально присуща только «совершенномудрым»,

простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о

благоприобретаемости и социальной обусловленности

доброты, противостоящий ортодоксальным для

конфуцианства положениям учения Мэн-цзы, сближает взгляды Ван

Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы. Исходя из эмпирической

обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возве-

362

ВАН ЧУН

личивание его априорных форм типа «благосмыслия» (лян

чжи). С позиций реализма и практицизма выступал против

теологических тенденций Дун Чжуншу, «нумерологии» (сян

шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма ЧжоуДуньи.

Соч.: Ван Тинсян чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч.), ред.

ХоуВайлу. Пекин, 1965.

А. И. Кобзев

ВАН ФУЧЖИ(Ван Чуаныиань, Ван Эрнун, прозвище Цзян-

чжай) [1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (современная

провинция Хунань) — 1692, Шичуаньшань (провинция Хунань)]

китайский философ-конфуцианец, в творчестве которого

отмечаются сильные материалистические тенденции. Имел

низшую ученую степень сюцай. В период завоевания Китая

маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с

захватчиками, впоследствии скрывался в глухих районах

провинции Хунань, занимаясь научной деятельностью. Главные

сочинения — «Чжан-цзы чжэн мэн чжу» («Комментарии к

сочинению Чжан Цзая «Наставление непросвещенным»»),

«Чжоу и нэй чжуань» («Основной комментарий к «Чжоус-

ким переменам»») и «Чжоу и вай чжуань»

Дополнительный комментарий к «Чжоуским переменам»»), «Шан шу

инь и» («Извлечение смысла «Книги преданий»»), «Ду сышу

да цюань шо» («Полное собрание толкований на «Четверо-

книжие»»), «Э мэн» («Зловещий сон»), «Ду Тун цзянь лунь»

(«Читая «Всеобщее зерцало»»), «Сы вэнь лу» («Записи

размышлений над вопросами»).

Развивал учение Чжан Цзая о «Великой пустоте» (тай сюй)

как безграничном и безначальном вместилище вселенской

субстанции (ци — пневмы). «Великая пустота» у Ван

Фучжи — основа всего сущего, «единая реальность» (и ши), а

содержащаяся в ней в разреженном состоянии «пневма»

воплощает дуальные космические силы инь ян.

Сгущение «пневмы» образует все многообразие мира, который

бесконечен во времени — возникают и исчезают лишь

единичные вещи. Ван Фучжи вывел положение об

имманентности «движения» «Великой пустоте», отвергая т. о.

положение неоконфуцианства эпохи Сун (11 — 13 вв.) об

онтологическом «главенстве покоя» как исконного

состояния истока мироздания. Ван Фучжи оспаривал также тезис

школы братьев Чэн — Чжу Си о первичности

структурообразующего вселенского начала (ли-принципа) по

отношению к «пневме», доказывая имманентность «принципа» и

«пневмы» друг другу В «учении о сердце» (синь сюэ) школы

Лу Цзююаня — Ван Янмина усматривал пагубное влияние

буддизма.

Проблему соотношения «знания и действия» (нжи—син)

Ван Фучжи решал в пользу «действия»: оно может быть

равноценно знанию, но знание не равноценно действию.

Выступал против идеи внечувственного опыта,

рассматривал познание как единство его чувственного и

рационального аспектов. Отвергал доминирующие в конфуцианстве

представления о «небесном принципе» (тянь ли) как

самодовлеющем высшем законе, противостоящем

«человеческим желаниям (страстям)»: индивидуальные желания

лишь следует приводить в соответствие с «небесным

принципом».

Не принимая популярные в Китае циклические схемы

исторического процесса («расцветупадок»), Ван Фучжи

предложил концепцию трехэтапной истории Поднебесной. На

1-м этапе (до сер. 3-го тысячелетия до к. э.),

предшествующем правлению легендарной династии Ся, человеческие

сообщества сначала мало отличались от стад животных. Затем

они были объединены в государство «варваров», в котором

применение наказаний и поощрений не было строго

регламентировано и отсутствовала система налогообложения. На

2-м этапе — от династии Ся до династии Сун (10 в. н. э.) —

периоды -раздробленности страны сменялись непрочным

«временным единством». И лишь в 10 в. начинается этап

единого государства, основанного на сочетании принципа

гуманности (жэнъ) и строгих юридических законов {фа).

Соч.: Чуаньшань и шу (Посмертное собр. соч. [Ван] Чуань-

шаня),х 1-128. Нанкин, 1886; то же. Шанхай, 1930.

Лит.: Буров В. Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII

в. Ван Чуаньшаня. М., 1976.

А. Г. Юркевич

ВАН ЧУН(Ван Чжунжэнь) [27, уезд Шанъюй

области Куайцзи (Гуйцзи; современная провинция Чжэцзян)

— около 97—107]—китайский философ-энциклопедист,

с материалистической и рационально-критической

позиций осмысливший основные достижения

предшествующей философской мысли разных направлений. Родился

в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей

школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо. Был мелким

чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в

нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна

— «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений») — построено

на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих

философских взглядов.

Основное значение Ван Чуна в истории китайской

философии состоит не столько в создании оригинального

учения, сколько в

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн