Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

в Галато. Ок. 1330 прибыл в

Фессалонику, затем в Константинополь, где до 1341 был

игуменом монастыря Акалепта, преподавал. По

поручению императора Андроника III Палеолога вел

переговоры с Римско-католической церковью в 1334—35 и 1339 в

Константинополе, Неаполе и Париже по поводу

церковной унии. В сер. 30-х гг. начал полемику против исихаз-

ма. Гонимый исихастами, после осуждения поместным

Собором, в 1341 покидает Константинополь и следует

в Неаполь, а затем в Авиньон, где обращается в

католичество и становится епископом (1342). В новом качестве

в 1346 отправляется в Константинополь для переговоров

об унии церквей уже по поручению папы Климента VI.

Однако униатские демарши Варлаама остались

безуспешными. В 1351 он подвергся анафеме со стороны

греческого православного духовенства. Богословская и

философская деятельность Варлаама проходила в непримиримой

борьбе как с представителем византийского гуманизма

Никифором Григорой, с одной стороны, так и с Григорием

Паламой — лидером исихастов — с другой. В полемике с

исихастами Варлаам утверждал, что Фаворский свет

Преображения был тварным и потому не является

предвечным. Он критиковал и молитвенную практику афонских

монахов-исихастов, которых называл «омфалопсихами»,

т.е. сосредоточившими «душу на пупке», В философских

365

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА

трудах Варлаам предстает выдающимся знатоком

Аристотеля. В полемике с латинянами по вопросу об исхождении

Св. Духа (filioque) и о примате папы (сохранился 21

трактат на латинском языке) он отрицал силлогистический

метод как непригодный для богословия; полемизировал

с Фомой Аквинским. В Авиньоне Варлаам встречался с

Петраркой, которого позже побудил к занятиям

греческим языком. Сам он свободно владел латынью, писал

полемические сочинения. Большая часть его наследия,

за исключением писем и не изданных пока полемических

сочинений против Григория Акиндина, утрачена, и о его

взглядах мы можем судить лишь по «опровержениям» его

оппонентов. Сохранилась «Этика согласно учению

стоиков». Автор трактата о затмении солнца.

Соч.: MPG. 1.151.

Лит.: Лосев Л. Ф. Очерки античного символизма и мифологии.

М„ 1993, с. 865—904; Успенский Ф. И. Очерки по истории

византийской образованности (IX—XIV вв.). СПб., 1892; Schiro G.

‘О р<хр>лац ка\ f| cpuoGCxpia eic щ\ 9eaaa>.ovua]v ката tov OEKaiov

Teiapxov aicuva. Thessalonike, 1959; Polemis D. ‘H rcpoc tov Вар>лац

OieveCic tou Грг|уора. ‘H «’AvTUoyia». — «Hellenika», 1964, n. 18,

p. 44-72.

M. В. Бибиков

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА — см. Дхарма.

ВАРРОН, Марк Теренций Варрон Реатинский (Marcus

Terentius Varro Reatinus) (116 до н.э., Рим — 27 до н.э., Ре-

ате) — римский государственный деятель, писатель,

ученый-энциклопедист. Принадлежал к сословию всадников.

Получил строгое староримское образование, среди своих

учителей часто упоминает грамматика стоической школы

Люция Элия Стилона. Ок. 84—82 в Афинах слушал лекции

Антиоха Аскалонского. Варрон — образец универсального

ученого-филолога эллинистического типа, не

ограниченного рамками отдельной дисциплины, знатока-эрудита;

автор множества сочинений (из которых сохранились

полностью только «О сельском хозяйстве» и 6-я книга «О

латинском языке», остальные дошли во фрагментах или

известны по названиям). В гражданской войне 49

выступал против Цезаря; однако в 47 Цезарь, ценя ученость Вар-

рона, поручает ему организацию государственной

библиотеки в Риме. Варрон писал по истории римского народа

(«Старинные установления человеческие и божественные»

в 41 кн. — древнейший период становления Рима, законы,

религия и культы римлян, сводка в 9 кн. была популярна

от Вергилия до Макробия; «О жизни римского народа»,

«О происхождении римлян» и др.), по истории литературы

(«О поэтах», «О сценических представлениях», «О

комедиях Плавта» и др.), по языкознанию («О латинском языке»,

«О происхождении латинского языка», «О сходстве слов»

и др.). Для истории педагогики огромное значение имели

написанные ок. 33/34 сочинения «Науки» (Disciplinae), в

которых Варрон соединил достижения греческой

(Платон, Исократ) и римской (Катон) педагогической мысли и

определил крут дисциплин, необходимых для воспитания

свободного гражданина: грамматикариторика

диалектика; музыкаарифметикагеометрияастрономия;

медицинаархитектура. Первые три и следующие четыре

составили впоследствии как «тривиум», так и «квадри-

виум» — систему «семи свободных искусств» (в которую

не были включены медицина и архитектура).

Философская проблематика представлена в сочинениях

«О форме философии», «О началах чисел» (сочинение,

отразившее повышенный интерес к пифагореизму в Риме,

посвященное пифагорейской символике чисел и

повлиявшее на Авла Геллия. Макробия, Фавония Эвлогия, Мар-

циана Капеллу, Цензорина), а также в написанной под

влиянием Антиоха Аскалонского книге «О философии».

Варрон дает здесь обоснование этики и учение о благе

(рефераты у Августина, De civ. Dei XIX 1—3). Он признает

288 теоретически возможных этических позиции, четыре

основных естественных состояния (наслаждение-voiuptas,

отсутствие боли — quies, совмещение того и другого,

первичное природное состояние в целом — universaliter prima

naturae), стремление к которым может или соотноситься,

или соотноситься и не соотноситься, или не

соотноситься с добродетелью (3*4 = 12); число позиций

увеличивается вдвое (24) в силу того, что их можно проводить ради

себя самого и ради других (differentia ex vita sociali); еще

вдвое (48) в силу того, что цель может быть достоверной

и вероятной (differentia ex Academicis novis); еще вдвое

(96) при киническом и некиническом подходе (differentia

ex Cynicis); и втрое (288) при соотнесении либо с

созерцательной (vita otiosa), либо с деятельной жизнью (vita

negotiosa), либо с той и другой вместе. Однако, поскольку

отличительные особенности этических позиций не имеют

прямого отношения к высшему благу (fmis bonorum), их

число реально ограничивается 12. Варрон известен также

как автор «Менипповых сатир», одна из которых

посвящена различным философским направлениям (rcepiaipeaecov):

ее фрагмент показывает, что классификации Варрона им

самим могли восприниматься как игра ума. Вкус

Варрона к числовым спекуляциям отразился на структуре ряда

нефилософских сочинений, ср. 9х9 раздела трактата «О

сельском хозяйстве» или 2x7x7x7+14=700 разделов книги

«Образы» (Imagines), посвященной выдающимся грекам и

римлянам.

Варрону принадлежал цикл диалогов по отдельным

вопросам философии и педагогики (т. н. «Логисторики»):

«Курион о почитании богов», «Марий о судьбе», «Кат о

воспитании детей», «Аттик о числах» и др. Варрон чужд

академическому скепсису и считает необходимым

принимать certa dogmata; в духе Антиоха Аскалонского развивает

преимущественно практическую философию, цель

которой — высшее благо, достижимое путем объединения

естественных удовольствий и добродетелей, что приводит от

vita beata через vita beatior к vita beatissima — блаженнейшей

жизни, которая является не только созерцательной (otiosa),

но и деятельной.

Ряд сообщений о воззрениях Варрона можно найти у

Цицерона и Авла Геллия. Августин (De civ. Dei IV 27, VI 5,

VI 12) сообщает о трехчастном делении теологии у

Варрона на «мифическую», «природную» и «гражданскую» (ср.

аналогичное деление у Панэтия). Стоическое влияние

(Панэтия, через того же Антиоха) можно усмотреть в

воззрении Варрона на бога как на душу, которая своим

движением и мыслью правит миром, и в учении о душе как

пневме. О влиянии и значении Варрона можно судить по

тем эпитетам, которыми его награждали современники и

потомки: «муж выдающегося дарования и всевозможной

учености» (Цицерон); «ученейший из римлян» (Сенека);

«образованнейший» (Симмах); третий (наряду с

Вергилием и Цицероном) «великий светоч римлян» (Петрарка).

366

ВАСИЛИД

Соч.: Langenberg G. (Hg.). M. Terentii Varronis Liber de philosophia,

Ausgabe und Erklarung der Fragmente (Diss.). Koln, 1959.

Лит.: Delta Corte F. Varrone. Genova, 1954; Boyance P. Sur la theologie

de Varron. — «Revue des Etudes Anciennes», 1955, 57, p. 57—84;

переиздание: Etudes sur la religion romaine. Rom, 1972, p. 253—282;

Jdem. Les implications philosophiques des recherches de Varron sur

la religion romaine. — «Atti del Congresso internazionale di Studi

Varroniani», V. 1, Rieti. 1976, p. 80—103; Entretiens sur l’antiquite

classique (Fondation Hardt), t. IX (varron). Vandoeuvre—Gen.,

1963 (библиогр.); Skydsgaard J. E. Varron the Scholar. Cph., 1968;

Dahlmann H. Varroniana.-ANRW 1 3 (1973).

Ю. А. Шичалин

ВАРТЕНБУРГ(Wartenburg) Поль, граф Йорк (1 марта 1835,

Берлин—12 сентября 1897, Кляйн-Ольс) — представитель

немецкой традиции исторического мышления, друг и

идейный союзник Дилътея. С 1855 изучал юридические наухи

и философию. При жизни не было издано ни одно из его

собственно философских сочинений; широкий резонанс

вызвало появление его переписки с Дильтеем (1923).

«Тип сознания и история» (Bewusstseinsstellung und

Geschichte. Tub., 1956, 2 Aufl., 1991) — собрание рукописей

1890-х гг., наиболее полно представляющее философские

воззрения Вартенбурга. Считая, что современная ему

эпоха характеризуется утратой «исторического чувства», одну

из главных задач Вартенбург видел в создании «новой

теории познания». Типичными для господствующего «типа

сознания» он считал «механистичность» и

«конструктивизм», предполагающие атомарное видение реальности и

приводящие к нарушению живого отношения человека к

собственной жизни и государству. Вартенбург различает

три основных типа сознания: 1)

созерцательно-представляющее, «окулярное» (древнегреческая и древнеиндийская

культуры); 2) «волевое» (древнеримская культура); 3)

христианство, обретающее свою наиболее зрелую форму в

лютеранстве.

«Жизнь», понимаемая в первую очередь как «психическая

жизненность», является «органоном для постижения

исторической жизненности»: жизнь индивидуальная и

историческая едины (история выявляет себя как живое движение

«души» человека во времени). История как наука может

быть только психологией истории. В самоосмыслении

(Selbstbesinnung) человек познает себя в качестве

исторически обусловленного. Историческое познание должно

быть «регрессивным»: от собственной жизненности идти

к тому, что представляется прошедшим, но на самом деле

присутствует в современности. Соприкосновение с

«исторической жизнью», участие в традиции

осуществляется в религиозном культе. Там, где внутреннее отношение

к истории отсутствует, она превращается в «антикварный

интерес». Поскольку установление мотивов, живых

импульсов мысли возможно только как оживление прежде

пережитого, история философии и есть сама философия.

В основе психологической концепции Вартенбурга,

развивавшейся им в процессе обмена мнениями с Дильтеем,

лежит представление о том, что «целостная

психофизическая данность не дана, но живет»: самоосмысление познает

себя в «совместной игре его конститутивных факторов, т.е.

как живое».

Соч.: Die Katharsis des Aristoteles. В., 1866; Briefwechsel zwischen

Wilhelm Dilthey und dem Grafen Paul York von Wartenburg.

1877—1897. Halle/Saale, 1923; Italienisches Tagebuch. Darmstadt,

1927, 3Aufl.Lpz., 1941.

Лит.: Роди Ф. Интенсивность жизни. К вопросу о месте

графа Йорка между Дильтеем и Хайдеггером. — «Логос», 1999,

№ 10; Kaufmann F. Die Philosophie des Grafen York von

Wartenburg. Halle/Saale, 1928; Grunder К Zut Philosophie des

Grafen York von Wartenburg. Gott., 1970.

И. А. Михайлов

ВАРШАГАНЬЯ(санскр. Varsaganya, букв. «Свита Дождя»)

философ предклассической санкхьи, живший в 3—4

вв., глава одной или нескольких школ, с которым связаны

попытки унификации многих существенно важных

доктрин учения. Фрагменты работ Варшаганьи сохраниись

преимущественно в «Юктидипике», а также в других

сочинениях санкхьи, йоги и у буддистов. Различал два уровня

бытия трех гун\ феноменальный и ноуменальный, считая,

что «высшая форма гун не входит в сферу видимого».

Разрабатывал учение о предсуществовании следствия в

причине (см. Саткарья-вада). Полемизировал с атомизмом

вайшешиков. Создал аккумулятивную концепцию тан-

матр: в танматре звука содержится только «чистый звук»,

но в танматре формы — уже «чистый звук» плюс «чистая

форма», в танматре осязаемости — «чистый звук» плюс

«чистая форма» плюс «чистая осязаемость» и т. д. Варша-

ганье приписывается и схема «пятичленного незнания»,

включающая, кроме заблуждения, «яй-ность», «желание»,

«отвращение» и привязанность к жнзни, т.е. клеши

классической йоги.

A К. Шохин

ВАСИЛИД(ВаслМопс, BaaiXtoric) — гностический учитель

2 в. Согласно христианскому ересеологу 4 в. Епифанию

Кипрскому, учился в Антиохии у гностика Менандра вместе

с другим известным гностиком Саторнилом. В120— 140-е гг.

проповедовал свое учение в Александрии. Наиболее

известным последователем Василида был его сын Исидор. Секта

его последователей существовала еще в 4 в. Василид

написал собственное Евангелие и комментарий на этот труд в 24

книгах (Exegetica — сохранились незначительные

фрагменты). Писал также стихотворные произведения (оды,

псалмы), до нас не дошедшие. Реконструкция его учения

затрудняется крайней противоречивостью источников. Согласно

Иринею Лионскому, система Василида начинается с серии

эманации: от нерожденного Отца происходит Ум (Noue), от

Ума — Логос и далее по порядку — Мысль (Opovricic),

Мудрость (София), Сила (Auvapic). Затем —365 ангелов,

каждый из которых творит небо (365 небес соответствуют 365

дням года), а ангелы нижнего неба творят материальный

мир. Христос в этой системе был Умом, посетившим наш

мир, но его распятие не было реальным. Спасение

заключается в знании (гносис) Ума. Ипполит Римский, однако,

пересказывает более сложное и оригинальное учение,

одной из основных особенностей которого является

отсутствие представления об эманации: в основе всего сущего

Ничто, Несущее (отж ovra), содержащее в себе

«панспермию» — все

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн