Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

формы бытия. He-сущее (или не-сущий Бог)

порождает единосущное (ouoouaioc) себе трехчастное сы-

новство (шотпс xpi|i?pf|c) и ряд архонтов. Иисус в этом

варианте учения выступает как тот, кто противостоит Великому

Незнанию (ttjv ияуайщч ayvoiav) и разделяет смешанное.

367

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Различие двух доктрин может объясняться тем, что Ириней

изложил раннее учение Василида, а Ипполит — позднее.

Лит.: Сидоров А. И. Гностицизм и философия: учение Василида

по Ипполиту. — В кн.: Религии мира: история и современность.

Ежегодник. 1982. М., 1982; Лосев А Ф. История античной

эстетики: итоги тысячелетнего развития, кн. 1. М., 1992, с. 269 — 274.

И. В. Шабуров

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ(Baou?c о Meyac) (ок.329,

Кесария Каппадокская — 1 января 379, там же) — греческий

церковный деятель, писатель и богослов, глава каппадо-

кийского кружка, один из трех (наряду с Григорием

Богословом и Иоанном Златоустом) святителей православной

церкви. Родился в благочестивой христианской семье.

Учился сначала в Кесарии, в Константинополе, затем

изучал философию в Афинах. По возвращении (ок. 356) после

краткого периода занятий риторикой был крещен и решил

посвятить себя подвижничеству. С несколькими друзьями

основал монашескую общину недалеко от Неокесарии

на Понте. Для изучения монашеской жизни предпринял

поездку по Сирии, Палестине, Египту и Месопотамии.

По возвращении вместе с Григорием Богословом

составил «Филокалию» — антологию сочинений Оригена — и

монашеские «Правила». В 364 принял священнический

сан, а в 370 стал епископом Кесарии Каппадокийской, что

одновременно давало ему сан митрополита Каппадокии

и экзарха Понта. Отличался широтой своей пастырской

и благотворительной деятельности, но особенно важной

была его борьба против арианства, поддерживаемого

императором Валентом и официальными кругами

Константинополя. Его церковная и богословская стратегия — это

стремление объединить против арианства, с одной

стороны, полуариан, с другой — сторонников староникейской

партии с помощью примиряющего определения

Божественного триединства: «три ипостаси в одной сущности».

Первым разграничил термины «сущность» и «ипостась»,

прежде употреблявшиеся синонимически для

обозначения единства Бога: термин «ипостась» он использовал для

обозначения троичности лиц, а термин «сущность» — для

обозначения Божественного единства. Тем самым он

избежал двух крайностей: савеллианского слияния лиц и

арианского разделения их.

Богословская и литературная деятельность Василия

Великого определялась во многом его практическими

интересами как пастыря и церковного руководителя. В его

космологии прослеживается влияние платонической

традиции (комментария Посидония на платоновский «Ти-

мей»), в тринитарном богословии он использует средства

аристотелевской логики, наконец, его описание действий

Святого Духа тесно связано с представлениями Плотина о

мировой душе.

Полемический трактат «Против Евномия» направлен

против крайних ариан (аномеев) и защищает божественность и

единосущность Сына Отцу. Если Евномий считал, что

сущность Бога можно познать через понятие его нерожденное —

ти (в отличие от сотворенного им мира и рожденного Сына,

Бог не имеет начала и источника своего существования), то

Василий подчеркивает, что Бога мы можем познавать

только по его проявлениям, сущность же его остается

трансцендентной. Рожденность Сына означает не возникновение его

из небытия, а его вечное рождение Отцом.

Наряду с Афанасием Александрийским Василий Великий

положил начало богословию Святого Духа — до этого

богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями

о нем. В обширном догматическом послании «О Святом

Духе» он утверждает божественность Святого Духа, не

употребляя, однако, слов «единосущный Отцу» и «Бог», чтобы

избежать жесткой реакции со стороны ариан.

Монашеские «Правила», дошедшие до нас в двух редакциях

— краткой и пространной, и другие аскетические

сочинения Василия Великого аккумулируют опыт, приобретенный

им во время жизни в общине, в поездках по центрам

восточного монашества и во время наблюдения за

монастырями Каппадокии. Он предпочитает общежительную форму

монашества, поскольку только в киновии может быть

осуществлена заповедь братской любви. «Правила» оказали

решающее влияние на развитие и организацию

восточного монашества, а на Западе были восприняты через

Бенедикта Нурсийского, использовавшего их в своем «Уставе».

Сохранившиеся гомилии и речи Василия посвящены, гл. о.,

этическим и социальным вопросам. Выдающееся среди них

место занимают девять великопостных гомилий на Шес-

тоднев (рассказ о шести днях творения по книге Бытия), в

которых строго креационистское понимание космогонии

сочетается с популярными космологическими и

естественно-научными представлениями античности.

Особняком в его наследии стоит послание «К юношам» о

пользе чтения языческой литературы: хотя греческая

классическая литература и уступает Писанию, однако она

полезна в воспитании, и следует отбирать из нее все то, что этому

способствует; представление это значительно повлияло на

позицию Церкви по отношению к античному культурному

наследию.

Соч.: MPG, t. 29-32. Р., 1857-66; Traite du Saint-Esprit. P., 1947;

Homelies sur l’Hexameron. P., 1949; Aux jeunes gens sur la maniere de

tirer profit des lettres helleniques. P., 1952; Lettres, 3 vol. P.. 1957—66;

Contre Eunome, 2 vol. P., 1982 — 83; в рус. пер.: Творения.., т. 1—3.

СПб., 1911.

Лит.: Спасский А. История догматических движений в эпоху

вселенских соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906; Филарет (Гуми-

яевский). Историческое учение об отцах Церкви, т. 2. СПб., 1882;

Amand D. L’ascese monastuque de saint Basile. Maredsous, 1948;

Backus J. D. Lectures humanistes de Basile de Cesaree. P., 1990; GietS.

Les Idees et l’action sociale de saint Basile. P., 1941; GribomontJ. Saint

Basile. Evangile et Eglise, 2 vol, Abbaye de Bellefontaine, 1984; Treuker

B. Politische und sozialgeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen.

Munch., 1961; Dehnard #. Das Problem der Abhangigkeit des Basilius

von Plotin. В., 1964; AngeliA. Basilio di Cesarea. Mil., 1968.

А. В. Иванченко

ВАСИЛЬЕВНиколай Александрович (29 июня 1880.

Казань — 31 декабря 1940, Казань) — русский логик,

представитель университетской философии, психолог,

литературовед и поэт-символист. Сын А. В. Васильева, известного

математика и общественного деятеля, внук В. П. Васильева,

видного китаеведа, академика Петербургской АН, правнук

И. М. Симонова, крупного астронома,

члена-корреспондента Петербургской АН, ректора Казанского университета.

Окончил медицинский (1904) и историко-филологический

(1906) факультеты Казанского университета. Приват-доцент

(1910), профессор (1918) того же университета.

Создал «воображаемую» логику (1910), предвосхитив в ней

некоторые идеи и принципы неклассических логик. Впервые

368

ВАСУБАНДХУ

идея и способ построения новой логики были изложены

Васильевым 18 мая 1910 в лекции «О частных суждениях, о

треугольнике противоположностей, о законе исключенного

четвертого», изданной в том же году В своих

исследованиях он пришел к заключению о неуниверсальности основных

законов аристотелевской логики. Применяя, по словам

Васильева, «метод Лобачевского», он построил семейство

логик без законов исключенного третьего и (не)противоречия,

имеющих место в пределах некоторых «воображаемых»

миров. Васильев высказал мысль, что в аристотелевской логике

слиты воедино различные уровни знания (эмпирический —

«материальный», и теоретический — «формальный»), а

законы исключенного третьего и (не)противоречия являются

эмпирическими обобщениями, связанными с устройством

«нашего» мира и природой чувственного восприятия

человека. Реализуя своеобразный психологический подход к

логике, Васильев ввел понятие металогики, к которой он относил

минимум законов, необходимых для рассуждения в любом

«воображаемом» мире (законы тождества и несамопротиво-

речня — закон абсолютного различия истины и лжи).

В воображаемой логике Васильев ввел новые классы

суждений (и соответственно значения истинности, в том

числе отражающие противоречивые ситуации), новые виды

отрицания, специфические законы, необходимые для

логики «я-измерений». Васильев был первым, кто высказал

и реализовал путем построения полуформальных систем

идею множественности логических систем. Васильева

принято считать родоначальником паранепротиворечивой (Н.

Да Коста, А. Арруда), многозначной (А. И. Мальцев, Дж.

Клайн, Н. Решер), многомерной (В. А. Смирнов) логик, а

также идейным союзником интуиционистской логики (Н.

Н. Лузин).

Васильев оставил оригинальные труды по психологии,

этике, философии истории, литературоведению. Он

входил в группу поэтов-символистов, занимался переводами

поэзии Э. Верхарна, О. Суинберна. В области

литературоведения анализировал творчество этих поэтов, а также Н.

В. Гоголя.

Соч.: Воображаемая логика. Избр. труды. М., 1989 (имеется

подробный перечень работ Н. А. Васильева).

Лит.: Смирнов В. А. Логические взгляды Н. А. Васильева. — В кн.:

Очерки по истории логики в России. М., 1962; Бажанов В. А.

Николай Александрович Васильев (1880-1940). М., 1988; Bazhanov V.

A. The fate of foigotten idea: N. A. Vasiliev and his imaginary logic.

— «Studies in Soviet Thought», 1990, v. 39, N 4; Idem. Charles Peiree’s

influence logical ideas of N. A. Vasiliev. —«Modern Logic», 1992, v. 3,

N 1; ArrudaA. I. The survey of paraconsistent logic. —Mathematical

logic in Latin America. Amst.—N.Y.—Oxf., 1980; Smirnov V. A. The

logical ideas of N. A. Vasiliev and modern logic. — Logic, Methodology

and Philosophy of Science (Studies un Logic and Foundations of

Mathematics. Vol. 126). Amst., 1989, p. 625-640; Da Costa N. С. А.,

Beziau J.-Y., Bueno O. Paraconsistent logik in a historical perspectiv.—

«Logique et Analyse», 1995, v. 150,151,152, p. 111-125.

В. Бажанов

ВАСКОНСЕЛОСXoce (1881-1959) — мексиканский

философ и общественный деятель, создатель учения

«эстетического монизма», близкого экзистенциальной

философии. Осознание человеком своего существования («я

существую») Васконселос толкует не как акт мысли, а как

эмоцию, позволяющую преодолеть возникший в

классической философии разрыв между субъектом и объектом и

воссоединить человека с миром, понимаемым как космос.

Через «эстетическую эмоцию» человек связан с красотой

мира. Именно эмоция «достигает глубин экзистенции»

(Obras Completas. Mexico, 1959, p. 562), становясь

«экзистенциальной эмоцией». Основой познания является

«эмоциональная интуиция», родственная «иррациональной

интуиции» Бергсона, который, наряду с Шопенгауэром,

оказал большое влияние на Васконселоса.

Рассматривая философию как знание о всеобщем,

Васконселос считал, что понимание всеобщего определяется

конкретным мировидением каждой нации. «Эстетический монизм»

представлялся ему особым ибероамериканским видением

мира: на Латиноамериканском континенте произошло

слияние всех существующих рас, результатом чего явилось

создание «пятой («космической») расы», лишенной расовых

предрассудков, способной к пониманию других народов,

представители которой наделены высокой

эмоциональностью и чувством красоты. «Ибероамериканский

национализм» противополагается наднациональному характеру

европейской философии с ее техницистским позитивизмом

(связанным, в частности, с англосаксонским

экспансионизмом). Должна быть создана философия «космовидения» как

синтез научного и эстетического видения мира.

Соч.: La raza cosmica. Mexico, 1925; Indologia. Mexico, 1927; Tratdo

de metafisica. Mexico, 1929.

Лит.: Петякшева Я. И. Xoce Васконселос и философия «иберо-

американской расы».— В кн.: Из истории философии Латинской

Америки XX века. М., 1988.

А. Б. Зыкова

ВАССИАН КОСОЙ(в миру князь Василий Иванович

Патрикеев) (ок. 1470 —после 1531, Иосифо-Волоколамский

монастырь) — русский церковно-политический деятель,

видный представитель нестяжательства. Был насильно

пострижен в монахи Иваном III. Во время пребывания в

Кирилл о-Белозерском монастыре знакомится с Нилом

Сорским и становится его верным последователем. Автор

нескольких полемических сочинений против иосифлян,

в которых обличает монашеское корыстолюбие,

лицемерие, ханжество, пристрастие к внешней обрядности,

проповедует подлинно христианский образ жизни,

призывает к милосердию и прощению покаявшихся еретиков.

На основе сербского списка Кормчей составил (вместе с

Максимом Греком) новый свод церковных правил в духе

нестяжателей, в котором делал ссылки на Платона и

Аристотеля. В 1531 митрополитом Даниилом, поддерживавшим

иосифлян, предан соборному суду, обвинен, в частности,

в произвольном исправлении Кормчей книги и

еретическом учении о нетленности плоти Христа. Осужден на

заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Соч.: Полемические сочинения инока-князя Вассиана

Патрикеева. — «Православный собеседник», 1863. ч. 3, с. 93—112,180—210;

Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.—Л., I960.

Лит.: Казакова В. А. Очерки по истории русской общественной

мысли: Первая треть 16 в. Л., 1970.

Е. Н. Бутузкина

ВАСУБАНДХУ(санскр. Vasubandhu) (ок. 410-490 или ранее)

индийский мыслитель, теоретик буддизма хинаяны

(сочинение «Абхидхармакоша») и махаяны (трактаты «Вадавид-

хи», «Наставление о диспуте»; «Вадамарга», «Путь диспута»;

«Таркашастра», «Наука спора»; «Виджняптиматрашастра»,

369

ВАС ФЕРРЕЙРА

«Наставление по истолкованию священных текстов»; «Вим-

шатика», «Двадцать стихов» и «Тримшика», «Тридцать стихов

о толькосознавании». В его биографии, содержащейся в

китайском каталоге Трипитаки и переведенной с санскрита на

китайский ок. 557—569 Парамартхой, сказано, что он провел

много лет в Шакале, Каушамби и Айодхье, где умер в

возрасте 80 лет. Начал религиозно-философскую деятельность

как приверженец хинаянистичеекой школы вайбхашика

секты сарвастивада, затем под влиянием своего брата Асанги

перешел в школу йогачара, теоретические основы которой

разрабатывал (шесте с Асангой. В главном сочинении «Аб-

хидхармакоша» систематизировал буддийскую доктрину, ее

онтологию, сотериологию, этику, социальную философию

и эсхатологию. В «Вимшатике» и «Тримшике» разрабатывал

базовую для школы йогачара концепцию всего сущего как

сознавания (виджнаптиматра). В последнем ввел различение

знания (джняна) и сознания (виджняна), в котором

различаются два уровня: проявляющееся в обыденном познании

pravrtti-vijnaria и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн