Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Атхарваведа. Избранное,

пер,, комм., вступит, ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1976; Брихала-

раньяка-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М.,

1964; Чхандогья-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сырки-

на. M., 1965; Упанишады, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина.

М., 1967; СыркинА. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад.

М., 1971; Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М.,

1980; Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической

прозы. Ритуальный символизм. М., 1981.

В. К. Шохин

ВЕЙГЕЛЬ(Weigel) Валентин (1533, Наундорф, близ Грос-

сенхайма, Саксония — 10 июня 1588, Цшоппау, Рудные

горы) — немецкий мистик, лютеранский пастор (с 1567).

Пытался соединить богословие Лютера, Экхарта и Тауле-

ра с пантеизмом Парацельса, согласно которому природа

есть живое целое, проникнутое единой мировой душой.

Вселенную Вейгель представлял как единство, состоящее

из материи и силы; мир и наполняющие его существа

обладают материальным и астральным телами. Бог является

высшим Единым Совершенным Бытием, источником

всего сущего, хотя до сотворения мира он — ничто. Человек

орудие самопознания Бога, условие этого — внутреннее

спокойствие; надо дать Богу возможность проявить себя в

человеке. В человеке Бог становится познанием, мыслью и

волей. Вейгель говорит о трех модусах человеческого

познания: чувственном, рациональном и разумном. Модусам

«естественного познания» противостоит модус высшего

разумного познания (Verstandeserkenntnis), оно-то и есть

сверхъестественное, т.е. божественное. Эти представления

связаны с учением Парацельса о соответствии между

макромиром и микромиром: познать — значит быть

познаваемым объектом (подобное познается подобным). Почти все

произведения Вейгеля начали издаваться лишь с 1609, т.е.

после его смерти, поскольку он стремился избежать

открытых столкновений с церковью. Наиболее полное собрание

его сочинений хранится в немецких библиотеках (Галле,

Берлин), главные работы (в т. ч, труд «Познай самого себя,

что человек есть микрокосм», изданный в 1615) — в

Британском музее. Вейгель оказал заметное влияние на немецкую

мистику, его последователи (Е. Stiefel, Е. Neth и др.) даже

образовали религиозную секту «вейгелеанцев», проповедуя

пассивное сопротивление господствующей церкви; труды

Вейгеля активно изучал Я. Бёме.

Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. vonW. E. Peuckert, 1957.

Лит.: Койре А. Валентин Вейгель. — В сб.: Мистики,

спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994; Israel

А. М. Valentin Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888; Stockum

Th. C. van. Valentin Weigel, doper en paracelsist. Amst., 1948; Zeller

W. Die Schrftien Valentin Weigels. В., 1940.

3. Г. Матюшенко, О. В. Суворов

ВЕЙДЛЕВладимир Васильевич [1.(13) марта 1895, Санкт-

Петербург — 5 августа 1979, Париж] — русский

литературный критик, искусствовед, публицист, культуролог.

Окончил историко-филологический факультет Петербургского

университета (1916), в 1921—24 преподавал в Институте

теории искусств в Петрограде. Эмигрировал в 1924. С 1925

по 1952 преподавал (с 1932 — профессор христианского

искусства) в Богословском институте в Париже. Близкий

друг В. Ходасевича, автор первого значительного

исследования о нем (Поэзия Ходасевича, 1928). В 1930-е гг.

интересовался экуменизмом. Пришел к Церкви под влиянием

С. Н. Булгакова.

Вейдле — критик-эрудит, печатался на четырех европейских

языках, лично был знаком с П. Валери, П. Клоделем, Т. С.

Элиотом и другими видными деятелями западной культуры.

Для него русское начало связано с всемирно-историческим

смыслом петербургской России, в которой общий «важный»

корень Европы получил оригинальное развитие. Чем

больше Россия знакомилась с Западом, тем меньше она

европеизировалась, тем больше актуализовался заложенный еще

в ее византийско-киевско-московский фундамент смысл.

Октябрьская революция, прервав греко-христианскую

преемственность, заставила Россию обратиться к Западу

«своею азиатской рожей», отмечает Вейдле в книгах

«Задача России» (1956) и «Безымянная страна» (1968).

Историческая цель русского государства — заново осознать себя и

Россией, и Европой, что станет «возвращением на Родину».

Общая концепция литературы русской эмиграции изложена

им в книге «Традиционное и новое в русской литературе 20

века» (1972). Одна из главных тем Вейдле — судьбы

христианского искусства. Критика модернизма с духовной точки

зрения дана в его работе «Умирание искусства.

Размышления о судьбе литературного и художественного творчества»

(П., 1937; СПб., 1996).

Соч.: Вечерний день. Отклики и очерки на западные темы. Нью-Йорк,

1952; О поэтах и поэзии. Париж, 1975; Эмбриология поэзии. Париж,

1980; Россия. Революция. Религия. — «Русская литература», 1996,№ 1.

Лит.: Иваск Ю. В. В. Вейдле. — «Новый журнал» (Нью-Йорк), 1979,

№ 13; Толмачев A М, В. В. Вейдле. — В кн.; Литературная

энциклопедия русского зарубежья (1918—1940). М., 1997, т. 1; Доронченков

И. А. Поздний ропот Владимира Вейдле. — «Русская литература»,

1996, №1.

В. М. Толмачев

ВЕЙЛЬ(Weyl) Герман (9 ноября 1885, Эльмсхорн, Шлезвиг-

Гольштейн — 8 декабря 1955, Цюрих) — немецкий

математик и физик. Окончил Геттингенский университет (1908).

Профессор Цюрихского политехникума (1913—30), Гет-

тингенского университета (1930—33). В 1933 эмигрировал

в США, до 1951 работал в Принстонском институте

перспективных исследований. В 1951 вернулся в Цюрих.

Наиболее значительны работы Вейля по теории непрерывных

групп и их представлений с применениями к проблемам

геометрии и физики. Вейль сыграл также большую роль в

осознании важности идей симметрии как для математики,

так и для физики. Как ученый он сформировался под

сильным влиянием Ф. Клейна, Д. Гильберта, Г. Минковского и

воспринял такие их геттингенские традиции

математической физики, — особый интерес к математическим

структурам фундаментальной физики, проблемам аксиоматики

физических теорий, к построению единой теории поля. В

1918 в соч. «Пространство, время, материя» (Raum. Zeit.

Materie) Вейль разработал, вслед за Д. Гильбертом и Г. Ми,

свой вариант «единой теории поля» — фактически первую

подлинно геометризованную концепцию, основанную на

расширении Римановой геометрии и истолковании

электромагнитного поля как геометрического феномена (премия

Н. И. Лобачевского, 1927). Эта концепция стала моделью

для последующих исследований А. Эллингтона, Т. Калуцы,

А. Эйнштейна и др.

В том же году вышла другая основополагающая работа

Вейля — «Континуум» (Das Kontinuum), посвященная воп-

377

ВЕЛЛАНСКИЙ

росам перестройки математического анализа на

арифметической основе и на принципах близких к интуиционизму.

Эта работа Вейля оказала влияние и на развитие

конструктивного направления в России.

Эволюцию своих философских взглядов Вейль описал в

«Познании и осмыслении» (1954). Начальный интерес к

проблемам познания сформировался после знакомства Вейля с

философией И. Канта, прежде всего кантовскнм учением об

идеальности пространства и времени, основанном на

философском осмыслении геометрии Евклида. Знакомство Вейля

с идеями современной аксиоматики, особенно с

«Основаниями геометрии» Д. Гильберта, а также с работами А. Пуанкаре

и Э. Маха, привело его к отходу от кантианских

представлений. В 1910-е гг. Вейль испытал сильное влияние со стороны

феноменологической философии Э. Гуссерля и

интуиционизма Л. Брауэра, что нашло отражение в его работах по

философии математики. В 1920-е гг. он увлекся метафизическим

идеализмом Г. Фихте. Импульс религиозно-метафизическим

размышлениям Вейля был дан также учением Майстера Эк-

харта. Философские взгляды Вейль изложил в книге

«Философия математики и естествознания» (1926).

Соч.: О философии математики. ОНТИ, 1934; Симметрия. М.,

1968; Математическое мышление. М., 1989; Пространство,

время, материя. М., 1996 (библ.).

Лит.: Яглом И. М. Герман Вейль. М., 1967.

В. П. Визгин, К. А. Томилин

ВЕЛЛАНСКИЙ(Кавунник) Данило Михайлович (11(22)

декабря 1774, г. Борзна Черниговской губернии—15(27)

марта 1847, Санкт-Петербург] —русский философ, медик,

педагог, пропагандист учения Шеллинга в России, в

особенности его натурфилософии. С 15 лет, овладев латынью,

обучался в Киевской духовной академии, с 1796 — в

Петербургской медико-хирургической академии. В 1802

отправляется в Германию, где знакомится с Шеллингом,

становится его учеником и последователем. По возвращении в

Россию получает степень доктора медицины и хирургии,

совмещая работу в медицине (с 1819 руководит кафедрой

физиологии и обшей патологии) с философскими

изысканиями. С 1837 в отставке вследствие слепоты.

Натурфилософская концепция Велланского включает мысль о важной

роли в биологических науках интеллектуальной интуиции и

принципа подобия, он находил аналогии между

физико-химическими и органическими процессами. Мир (природа и

человек) трактуется им как произведение абсолютного

(идеального) начала и развивается в «динамическом процессе»

от простых материальных форм к более сложным.

Философия находит основания всеобщего единства природы путем

постижения параллелей и подобий, выявляя связи «всего со

всем» в форме триады и борьбы полярностей. Велланский

стремился обосновать фундаментальное значение

философии для различных наук, особенно для естествознания. Он

оставил значительное творческое наследие

натурфилософского и естественно-научного характера, оказал влияние на

так называемых любомудров и на общее развитие

философии в России. Натурфилософия Велланского

критиковалась Э. Ленцем, В. Раевским, М. Максимовичем.

Соч.: Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб.,

1805; Биологическое исследование Природы в творящем и

творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей

физиологии. СПб., 1812; Обозрение главных содержаний

философического естествознания, начертанное из сочинений Окена.

СПб., 1815; Опытная, наблюдательная и умозрительная физика.

СПб., 1831; Основное начертание общей и частной физиологии,

или физики органического мира. СПб., 1836.

Лит.: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма, т. I, ч. 1. М.,

1913; Каменский 3. А. Русская философия начала 19 века и

Шеллинг. М., 1980; Философия Шеллинга в России. СПб., 1998, с.

221-241.

Н. А. Куценко

ВЕЛТЕ(Weite) Бернхардт (1906, Мескирх — 1983, Фрейбург

в Бр.) — католический философ. Своими учителями считал

Фому Аквинского, Гегеля и Хайдеггера. Велте был одним из

вдохновителей диалога между католическими теологами и

философами. Самые крупные его сочинения:

«Философская вера Карла Ясперса и возможность ее интерпретации

с позиций томистской философии», «По следам вечного.

Философские работы по вопросам религии и философии»

и «Понимание блага. Философское исследование

некоторых предпосылок понимания христианства». Главная тема

работ — легитимность, значение и границы философии

для понимания веры,— тема, которую Велте разрабатывал

в форме диалога с крупнейшими философами и теологами

современности.

Велте определяет философию как понимание бытия,

стимулируемое верой и существующее в качестве ее

самостоятельной экспликации. Философия обслуживает теологию,

находясь в ее пределах, ее функция — рационализация

теологии. Но это служение является не навязанным извне, а

внутренне свободным. Философия предстает в качестве

религиозной философии тогда, когда она осознает, наконец,

свою истинную природу и задачи, т.е. когда она приходит

к пониманию религии как своего Другого. В таком случае

философия приходит к признанию Откровения религии как

своей предпосылки и одновременно — предмета

«критического вопрошания». Вера не может быть выведена из

философии, но философия открывает возможность

человеческого понимания «истины веры» с помощью герменевтики.

Осн. соч.: Auf der Spur des Ewigen. Philosophische Abhandlungen

uber verschiedene Gegenstande der Religion und der Theologie,

1965; Heilsverstandnis. Philosophische Untersuchung einiger

Voraussetzungen zum Verstandnis des Christentums, 1966; Zeit

und Geheimnis. Philosophische Abhandlungen zur Sache Gottes

in der Zeit der Welt, 1975; Religionsphilosophie, 1978.

Лит.: Casper В. (hrsg.). Die Angewiesenheit der Theologie auf das

philosophische Fragen, 1982.

В. И. Гараджа

ВЕНЕВИТИНОВДмитрий Владимирович [14(26)

сентября 1805, Москва—15 (27) марта 1827, Петербург, похоронен

в Москве] — русский поэт, философ, критик.

Потомственный дворянин. Получил разностороннее домашнее

образование, с 14 лет читал и переводил античных авторов,

увлекался Платоном. Занимался живописью и, музыкой. В

1822—23 вольнослушатель Московского университета, где

занимался историей, теорией словесности, математикой,

естествознанием, анатомией. Особый интерес вызвала у

него философия Шеллинга в изложении профессора М. Г.

Павлова. В 1823—25 возглавлял Общество любомудров. В

1826—27 участвовал в издании «Московского вестника». В

ноябре 1826 переехал в Петербург для службы в

Иностранной коллегии. Умер от воспаления легких 22 лет.

378

ВЕНЦЛЬ

Интерес Веневитинова сосредоточен на предмете

философии, ее месте в системе других наук, что отражено в

основном философском сочинении — письмах к княжне А.

И. Трубецкой (1826). Решающее влияние на его взгляды

оказали идеи «Системы трансцендентального идеализма»

Шеллинга. Трактовал философию как «науку познания»,

или как «познание самого познания». Задачу философии

видел в объяснении закономерностей реального

процесса познания, где «знание есть согласие природы с умом», а

природа — это «совокупность всех предметов». В

философских построениях Веневитинова отсутствует понятие Бога

результат его религиозного скептицизма. Процесс

познания и самопознания рассматривал в связи с историческим

развитием общества, которое проходит (достижение

синтеза через отрицание) три «степени»: дофилософское

первобытное состояние, «Золотой век», время единения

человека и природы, когда «все чувства были мысли». На второй

ступени «человек раззнакомился с природою», в результате

этого появились науки и «тогда родилась философия». На

третьем этапе развитие философии приходит к своей

вершине и растворяется во «всеведении», между человеком и

природой устанавливается утраченная гармония, которая,

по

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн