Атхарваведа. Избранное,
пер,, комм., вступит, ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1976; Брихала-
раньяка-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М.,
1964; Чхандогья-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сырки-
на. M., 1965; Упанишады, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина.
М., 1967; СыркинА. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад.
М., 1971; Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М.,
1980; Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической
прозы. Ритуальный символизм. М., 1981.
В. К. Шохин
ВЕЙГЕЛЬ(Weigel) Валентин (1533, Наундорф, близ Грос-
сенхайма, Саксония — 10 июня 1588, Цшоппау, Рудные
горы) — немецкий мистик, лютеранский пастор (с 1567).
Пытался соединить богословие Лютера, Экхарта и Тауле-
ра с пантеизмом Парацельса, согласно которому природа
есть живое целое, проникнутое единой мировой душой.
Вселенную Вейгель представлял как единство, состоящее
из материи и силы; мир и наполняющие его существа
обладают материальным и астральным телами. Бог является
высшим Единым Совершенным Бытием, источником
всего сущего, хотя до сотворения мира он — ничто. Человек
— орудие самопознания Бога, условие этого — внутреннее
спокойствие; надо дать Богу возможность проявить себя в
человеке. В человеке Бог становится познанием, мыслью и
волей. Вейгель говорит о трех модусах человеческого
познания: чувственном, рациональном и разумном. Модусам
«естественного познания» противостоит модус высшего
разумного познания (Verstandeserkenntnis), оно-то и есть
сверхъестественное, т.е. божественное. Эти представления
связаны с учением Парацельса о соответствии между
макромиром и микромиром: познать — значит быть
познаваемым объектом (подобное познается подобным). Почти все
произведения Вейгеля начали издаваться лишь с 1609, т.е.
после его смерти, поскольку он стремился избежать
открытых столкновений с церковью. Наиболее полное собрание
его сочинений хранится в немецких библиотеках (Галле,
Берлин), главные работы (в т. ч, труд «Познай самого себя,
что человек есть микрокосм», изданный в 1615) — в
Британском музее. Вейгель оказал заметное влияние на немецкую
мистику, его последователи (Е. Stiefel, Е. Neth и др.) даже
образовали религиозную секту «вейгелеанцев», проповедуя
пассивное сопротивление господствующей церкви; труды
Вейгеля активно изучал Я. Бёме.
Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. vonW. E. Peuckert, 1957.
Лит.: Койре А. Валентин Вейгель. — В сб.: Мистики,
спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994; Israel
А. М. Valentin Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888; Stockum
Th. C. van. Valentin Weigel, doper en paracelsist. Amst., 1948; Zeller
W. Die Schrftien Valentin Weigels. В., 1940.
3. Г. Матюшенко, О. В. Суворов
ВЕЙДЛЕВладимир Васильевич [1.(13) марта 1895, Санкт-
Петербург — 5 августа 1979, Париж] — русский
литературный критик, искусствовед, публицист, культуролог.
Окончил историко-филологический факультет Петербургского
университета (1916), в 1921—24 преподавал в Институте
теории искусств в Петрограде. Эмигрировал в 1924. С 1925
по 1952 преподавал (с 1932 — профессор христианского
искусства) в Богословском институте в Париже. Близкий
друг В. Ходасевича, автор первого значительного
исследования о нем (Поэзия Ходасевича, 1928). В 1930-е гг.
интересовался экуменизмом. Пришел к Церкви под влиянием
С. Н. Булгакова.
Вейдле — критик-эрудит, печатался на четырех европейских
языках, лично был знаком с П. Валери, П. Клоделем, Т. С.
Элиотом и другими видными деятелями западной культуры.
Для него русское начало связано с всемирно-историческим
смыслом петербургской России, в которой общий «важный»
корень Европы получил оригинальное развитие. Чем
больше Россия знакомилась с Западом, тем меньше она
европеизировалась, тем больше актуализовался заложенный еще
в ее византийско-киевско-московский фундамент смысл.
Октябрьская революция, прервав греко-христианскую
преемственность, заставила Россию обратиться к Западу
«своею азиатской рожей», отмечает Вейдле в книгах
«Задача России» (1956) и «Безымянная страна» (1968).
Историческая цель русского государства — заново осознать себя и
Россией, и Европой, что станет «возвращением на Родину».
Общая концепция литературы русской эмиграции изложена
им в книге «Традиционное и новое в русской литературе 20
века» (1972). Одна из главных тем Вейдле — судьбы
христианского искусства. Критика модернизма с духовной точки
зрения дана в его работе «Умирание искусства.
Размышления о судьбе литературного и художественного творчества»
(П., 1937; СПб., 1996).
Соч.: Вечерний день. Отклики и очерки на западные темы. Нью-Йорк,
1952; О поэтах и поэзии. Париж, 1975; Эмбриология поэзии. Париж,
1980; Россия. Революция. Религия. — «Русская литература», 1996,№ 1.
Лит.: Иваск Ю. В. В. Вейдле. — «Новый журнал» (Нью-Йорк), 1979,
№ 13; Толмачев A М, В. В. Вейдле. — В кн.; Литературная
энциклопедия русского зарубежья (1918—1940). М., 1997, т. 1; Доронченков
И. А. Поздний ропот Владимира Вейдле. — «Русская литература»,
1996, №1.
В. М. Толмачев
ВЕЙЛЬ(Weyl) Герман (9 ноября 1885, Эльмсхорн, Шлезвиг-
Гольштейн — 8 декабря 1955, Цюрих) — немецкий
математик и физик. Окончил Геттингенский университет (1908).
Профессор Цюрихского политехникума (1913—30), Гет-
тингенского университета (1930—33). В 1933 эмигрировал
в США, до 1951 работал в Принстонском институте
перспективных исследований. В 1951 вернулся в Цюрих.
Наиболее значительны работы Вейля по теории непрерывных
групп и их представлений с применениями к проблемам
геометрии и физики. Вейль сыграл также большую роль в
осознании важности идей симметрии как для математики,
так и для физики. Как ученый он сформировался под
сильным влиянием Ф. Клейна, Д. Гильберта, Г. Минковского и
воспринял такие их геттингенские традиции
математической физики, — особый интерес к математическим
структурам фундаментальной физики, проблемам аксиоматики
физических теорий, к построению единой теории поля. В
1918 в соч. «Пространство, время, материя» (Raum. Zeit.
Materie) Вейль разработал, вслед за Д. Гильбертом и Г. Ми,
свой вариант «единой теории поля» — фактически первую
подлинно геометризованную концепцию, основанную на
расширении Римановой геометрии и истолковании
электромагнитного поля как геометрического феномена (премия
Н. И. Лобачевского, 1927). Эта концепция стала моделью
для последующих исследований А. Эллингтона, Т. Калуцы,
А. Эйнштейна и др.
В том же году вышла другая основополагающая работа
Вейля — «Континуум» (Das Kontinuum), посвященная воп-
377
ВЕЛЛАНСКИЙ
росам перестройки математического анализа на
арифметической основе и на принципах близких к интуиционизму.
Эта работа Вейля оказала влияние и на развитие
конструктивного направления в России.
Эволюцию своих философских взглядов Вейль описал в
«Познании и осмыслении» (1954). Начальный интерес к
проблемам познания сформировался после знакомства Вейля с
философией И. Канта, прежде всего кантовскнм учением об
идеальности пространства и времени, основанном на
философском осмыслении геометрии Евклида. Знакомство Вейля
с идеями современной аксиоматики, особенно с
«Основаниями геометрии» Д. Гильберта, а также с работами А. Пуанкаре
и Э. Маха, привело его к отходу от кантианских
представлений. В 1910-е гг. Вейль испытал сильное влияние со стороны
феноменологической философии Э. Гуссерля и
интуиционизма Л. Брауэра, что нашло отражение в его работах по
философии математики. В 1920-е гг. он увлекся метафизическим
идеализмом Г. Фихте. Импульс религиозно-метафизическим
размышлениям Вейля был дан также учением Майстера Эк-
харта. Философские взгляды Вейль изложил в книге
«Философия математики и естествознания» (1926).
Соч.: О философии математики. ОНТИ, 1934; Симметрия. М.,
1968; Математическое мышление. М., 1989; Пространство,
время, материя. М., 1996 (библ.).
Лит.: Яглом И. М. Герман Вейль. М., 1967.
В. П. Визгин, К. А. Томилин
ВЕЛЛАНСКИЙ(Кавунник) Данило Михайлович (11(22)
декабря 1774, г. Борзна Черниговской губернии—15(27)
марта 1847, Санкт-Петербург] —русский философ, медик,
педагог, пропагандист учения Шеллинга в России, в
особенности его натурфилософии. С 15 лет, овладев латынью,
обучался в Киевской духовной академии, с 1796 — в
Петербургской медико-хирургической академии. В 1802
отправляется в Германию, где знакомится с Шеллингом,
становится его учеником и последователем. По возвращении в
Россию получает степень доктора медицины и хирургии,
совмещая работу в медицине (с 1819 руководит кафедрой
физиологии и обшей патологии) с философскими
изысканиями. С 1837 в отставке вследствие слепоты.
Натурфилософская концепция Велланского включает мысль о важной
роли в биологических науках интеллектуальной интуиции и
принципа подобия, он находил аналогии между
физико-химическими и органическими процессами. Мир (природа и
человек) трактуется им как произведение абсолютного
(идеального) начала и развивается в «динамическом процессе»
от простых материальных форм к более сложным.
Философия находит основания всеобщего единства природы путем
постижения параллелей и подобий, выявляя связи «всего со
всем» в форме триады и борьбы полярностей. Велланский
стремился обосновать фундаментальное значение
философии для различных наук, особенно для естествознания. Он
оставил значительное творческое наследие
натурфилософского и естественно-научного характера, оказал влияние на
так называемых любомудров и на общее развитие
философии в России. Натурфилософия Велланского
критиковалась Э. Ленцем, В. Раевским, М. Максимовичем.
Соч.: Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб.,
1805; Биологическое исследование Природы в творящем и
творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей
физиологии. СПб., 1812; Обозрение главных содержаний
философического естествознания, начертанное из сочинений Окена.
СПб., 1815; Опытная, наблюдательная и умозрительная физика.
СПб., 1831; Основное начертание общей и частной физиологии,
или физики органического мира. СПб., 1836.
Лит.: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма, т. I, ч. 1. М.,
1913; Каменский 3. А. Русская философия начала 19 века и
Шеллинг. М., 1980; Философия Шеллинга в России. СПб., 1998, с.
221-241.
Н. А. Куценко
ВЕЛТЕ(Weite) Бернхардт (1906, Мескирх — 1983, Фрейбург
в Бр.) — католический философ. Своими учителями считал
Фому Аквинского, Гегеля и Хайдеггера. Велте был одним из
вдохновителей диалога между католическими теологами и
философами. Самые крупные его сочинения:
«Философская вера Карла Ясперса и возможность ее интерпретации
с позиций томистской философии», «По следам вечного.
Философские работы по вопросам религии и философии»
и «Понимание блага. Философское исследование
некоторых предпосылок понимания христианства». Главная тема
работ — легитимность, значение и границы философии
для понимания веры,— тема, которую Велте разрабатывал
в форме диалога с крупнейшими философами и теологами
современности.
Велте определяет философию как понимание бытия,
стимулируемое верой и существующее в качестве ее
самостоятельной экспликации. Философия обслуживает теологию,
находясь в ее пределах, ее функция — рационализация
теологии. Но это служение является не навязанным извне, а
внутренне свободным. Философия предстает в качестве
религиозной философии тогда, когда она осознает, наконец,
свою истинную природу и задачи, т.е. когда она приходит
к пониманию религии как своего Другого. В таком случае
философия приходит к признанию Откровения религии как
своей предпосылки и одновременно — предмета
«критического вопрошания». Вера не может быть выведена из
философии, но философия открывает возможность
человеческого понимания «истины веры» с помощью герменевтики.
Осн. соч.: Auf der Spur des Ewigen. Philosophische Abhandlungen
uber verschiedene Gegenstande der Religion und der Theologie,
1965; Heilsverstandnis. Philosophische Untersuchung einiger
Voraussetzungen zum Verstandnis des Christentums, 1966; Zeit
und Geheimnis. Philosophische Abhandlungen zur Sache Gottes
in der Zeit der Welt, 1975; Religionsphilosophie, 1978.
Лит.: Casper В. (hrsg.). Die Angewiesenheit der Theologie auf das
philosophische Fragen, 1982.
В. И. Гараджа
ВЕНЕВИТИНОВДмитрий Владимирович [14(26)
сентября 1805, Москва—15 (27) марта 1827, Петербург, похоронен
в Москве] — русский поэт, философ, критик.
Потомственный дворянин. Получил разностороннее домашнее
образование, с 14 лет читал и переводил античных авторов,
увлекался Платоном. Занимался живописью и, музыкой. В
1822—23 вольнослушатель Московского университета, где
занимался историей, теорией словесности, математикой,
естествознанием, анатомией. Особый интерес вызвала у
него философия Шеллинга в изложении профессора М. Г.
Павлова. В 1823—25 возглавлял Общество любомудров. В
1826—27 участвовал в издании «Московского вестника». В
ноябре 1826 переехал в Петербург для службы в
Иностранной коллегии. Умер от воспаления легких 22 лет.
378
ВЕНЦЛЬ
Интерес Веневитинова сосредоточен на предмете
философии, ее месте в системе других наук, что отражено в
основном философском сочинении — письмах к княжне А.
И. Трубецкой (1826). Решающее влияние на его взгляды
оказали идеи «Системы трансцендентального идеализма»
Шеллинга. Трактовал философию как «науку познания»,
или как «познание самого познания». Задачу философии
видел в объяснении закономерностей реального
процесса познания, где «знание есть согласие природы с умом», а
природа — это «совокупность всех предметов». В
философских построениях Веневитинова отсутствует понятие Бога
— результат его религиозного скептицизма. Процесс
познания и самопознания рассматривал в связи с историческим
развитием общества, которое проходит (достижение
синтеза через отрицание) три «степени»: дофилософское
первобытное состояние, «Золотой век», время единения
человека и природы, когда «все чувства были мысли». На второй
ступени «человек раззнакомился с природою», в результате
этого появились науки и «тогда родилась философия». На
третьем этапе развитие философии приходит к своей
вершине и растворяется во «всеведении», между человеком и
природой устанавливается утраченная гармония, которая,
по