Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

создают целостную онтологическую структуру. Вещи-
объекты делятся на вещи-конкреты и вещи-абстракты, а
конкреты, в свою очередь, — на природные вещи
(предметы) и вещи — продукты труда.
Г. Д. Левин

ВЕЩЬ ВАРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
выражалась термином «шай’» и служила в средневековой
арабо-мусульманской философской и теоретической мысли
наиболее общим выражением чего-либо, о чем может идти
речь. Такое понимание вещи было высказано еще в каламе,
где вещь определялась как «иное» (гайр), т.е. нечто,
отличаемое от другого. Наиболее общей и универсально
признаваемой характеристикой вещи служила «утвержденность»
(субут). В зависимости оттого, отождествлялась ли утверж-
денностьс существованием (вуджуд) или нет (см. Утвержден-
ность, Существование), понимание вещи в разных
направлениях могло сужаться до «существующего» или расширяться
до «утвержденного». От шай’ было образовано абстрактное
шай’иййа (вещность). В большинстве философских
направлений (за исключением исмаилизма и некоторых мутакал-
лимов) и в исламском вероучении Бог, или Первоначало,
именуется вещью. Термин «вещь» употребим в отношении
сенсибельного, интеллигибельного, духовного.
Отрицанием вещи является ла-шай’ (ничто), а также (в исмаилизме)
лайс. Мутакаллимы называли Бога вещью, за
исключением Ибн Сафвана, отождествлявшего вещь с «сотворенным»
(махлук), отличительная черта которого — обладание
«подобием» (масал). В каламе было высказано мнение, что Бог —
вещь, отличная от всех прочих вещей, что трактовалось как
отличие божественных атрибутов от атрибутов иных вещей
при их номинальном совпадении. Что касается вещей мира,
то большинство мутакаллимов различали «сотворение»
вещи и саму вещь. Понятие «сотворенное» иногда
трактовалось как «вещь и творение (халк)». (‘Аббад бен Сулайман).
Некоторые мыслители (ан-Наззйм, ал-Джубба’й)
отождествляли вещь и творение, являющееся прямым «созданием»
(таквйн) вещи, а также волю Бога, являющуюся
«произведением» (йджад) вещи, и саму производимую вещь,
отличая их от воли, выраженной в приказании о какой-то вещи,
когда такое приказание обращено к людям в форме Закона
и создает вещь опосредованно, в зависимости от действий
людей (см. Воля), было высказано мнение, что творение
вещи — ее атрибут, который не является ни самой вещью,
ни иным, нежели она (Хишам бен ал-Хакам). В каламе
наметилось отождествление понятия вещи с понятием «лик»
(ваджх) и «он» (хува), что в дальнейшем получило развитие
как сближение вещи и «оности» (хувиййа; см. Сущность). Те
мутакаллимы, которые отождествляли вещь и
«существующее», считали, что вещь может познаваться как вещь до
своего существования, хотя в таком случае она получает
только те характеристики, которые зависят от нее самой или
уже существующих внешних причин (ал-Джубба’й).

393

ВЕЩЬ В СЕБЕ
В арабоязычном перипатетизме сохраняется понимание
отличия начала вещей от самих вещей. Согласно Ибн Сине,
Первое не имеет ничего общего с вещью, поскольку не
подпадает ни под какой род, не имеет видового отличия, но
отличается от всех вещей благодаря своей самости (зат). В
исмаилизме происходит разделение понятий «утвержден-
ности» (отличаемой от «существования») и «оности», с
одной стороны, и вещи — с другой: Бог, обладающий утверж-
денностью, не является вещью, божественная «оность»
благодаря самой себе отлична от всех вещей, первой вещью
(шай’) оказывается Первый Разум. Наряду с термином
«шай’» ал-Кирмйни использует близкое «’айс» (нечто). В
ишракизме вещь восстанавливает статус универсального
имени, и первым и наиболее общим делением вещей
является деление на свет и не-свет. Ас-Сухравардй считает
«вещность» (наряду с существованием, единством и т. п.) не
отличимой от самости. Положение об однозначном
отличии Бога от вещей мира снимается в суфизме, где каждая
вещь подобна любой другой, будучи способной
воплотиться как любая другая благодаря своей неинаковости в
отношении Бога.
А. В. Смирнов

ВЕЩЬ В СЕБЕ(нем. Ding an sich selbst) — философское
понятие, содержание которого составляет вся
совокупность предметов внешнего мира, независимого от
сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически
связано с развитием материализма. По утверждению Дж.
Локка, философия природы есть «познание начал, свойств
и действий вещей, каковы они сами по себе» («Мысли о
воспитании». — Соч., т. 3. М., 1982, с. 586). Этому
материалистическому основоположению Дж. Беркли
противопоставил отрицание «объектов в себе (objects in themselves)
или вне ума» (Трактат о принципах человеческого знания.
— Соч. М., 1978, с. 182). В отличие от Беркли Д. Юм
полагал, что существует «какое-то неизвестное, необходимое
нечто в качестве причины наших восприятий»
(Исследование о человеческом познании. — Соч., т. 2. М., 1965,
с. 158-159).
И. Кант, философия которого складывалась не без
влияния юмовского скептицизма, сочетает признание
объективной реальности вещи в себе (одна из основ его учения) с
категорическим отрицанием их познаваемости: «Нам даны
вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств,
но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а
знаем только их явления, т.е. представления, которые они
в нас производят, воздействуя на наши чувства»
(Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться
как наука. — Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 105). Вещи
в себе, в кантовском их понимании, вовсе не вещи,
поскольку они истолковываются как внепространственное
(значит, и непротяженное), вневременное,
трансцендентное нечто, существование которого, утверждает Кант, не
подлежит сомнению, так как явления предполагают то, что
является; этим только и могут быть вещи в себе.
Остается, однако, необъясненным, почему вещи в себе, раз они
являются, остаются абсолютно непознаваемыми: разрыв
между принципиально непознаваемой объективной
реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной
реальностью мира явлений — основная черта теории
познания Канта.
Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только
к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные
восприятия. Ведь если человек как познающий субъект
создает (правда, при посредстве независимых от него
вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только
явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому
человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе.
Это, в частности, относится к человеческой воле, которая
не свободна как эмпирическая воля, но свободна как вещь
в себе. Кант также разграничивает не свободный от
чувственных побуждений эмпирически обусловленный разум
и чистый разум, который «не есть явление и не подчинен
никаким условиям чувственности», т.е. также есть вещь в
себе (Критика чистого разума. — Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964,
с. 491). Фихте, Шеллинг и Гегель отвергли понятие вещи в
себе как недопустимую уступку материализму. Так же
поступили и неокантианцы, для которых вещь в себе не более
чем субъективное понятие границы познания. Между тем,
кантовская концепция «вещи в себе» имеет рациональный
смысл: принципиальное отрицание того, что выходит за
границы возможного опыта и, значит, отрицание
трансцендентного как предмета познания.
Т. И. Ойзерман

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ— философская категория,
отражающая процессы взаимодействия различных объектов друг
с другом, их взаимную обусловленность, изменение
состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом
другого. Взаимодействие представляет собой вид
непосредственного или опосредованного, внешнего или
внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут
проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими
объектами. Взаимодействие выступает как
интегрирующий фактор, посредством которого происходит
объединение частей в определенный тип целостности, организация
структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей
основе определенные типы взаимодействия структурных
элементов.
Взаимодействие определяет отношение причины и
следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как
причина другой и как следствие одновременного обратного
влияния противоположной стороны. Взаимодействие
противоположностей, противоречие являются самыми
глубокими источниками, основой и конечной причиной
возникновения, самодвижения и развития объектов.
Современное естествознание показало, что всякое
взаимодействие связано с материальными полями и
сопровождается переносом материи, движения и информации. Познание
вещей означает познание их взаимодействия и само
является результатом взаимодействия субъекта и объекта.
А. Г. Спиркин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ- тип
отношений между субъектами политики, при котором они
оказывают взаимное влияние друг на друга, происходит
определение и переопределение символических значений его
участниками. Политическое взаимодействие, выраженное
в таких терминах, как «актер», «маска», «сценарий»,
является условием реализации функций политической
системы, характера ее развития и прогресса. Акт политического
взаимодействия выражает соотнесенность интересов и
целей политических субъектов, включен в многоуровневую
систему социально-политических отношений и
распределения политических сил, а управление политическим

394

ВИВЕКАНАНДА
взаимодействием — в управление политической системой
в целом. Микропроцессы политического взаимодействия
позволяют осмыслить расстановку политических сил, их
позиции, мотивы, цели, идеологию, программы и сценарии
политического поведения. В совокупности акты
политического взаимодействия, формируя мир значимых
символических объектов, позволяют понять механизмы
функционирования и развития складывающегося политического
сообщества. Политическое взаимодействие представлено
как в симметричных отношениях (консенсус, соглашение,
союз, блок, сотрудничество), так и в несимметричных
отношениях между их участниками (гегемония, нейтрализация,
конфликт, конфронтация, борьба, господство,
управление). Основная цель актов политического взаимодействия
в демократическом обществе — достижение оптимального
соотношения между интересами различных политических
сил, консенсуса и сотрудничества между ними, адекватное
выражение потребностей всего общества, сохранение и
повышение социальной стабильности. Акты
социально-политического взаимодействия, его выражение в языке как
медиуме взаимодействия анализируются в т. н. символическом
интеракционизме (Дж. Г. Мид, Г. Шибутани, И. Гоффман),
который подчеркивает символическое содержание
социальных взаимодействий.
Лит.: Дойн К. Нервы управления. Модель политической
коммуникации. М., 1963; Cotteret. Gouvernats et Gouvemere. La
communication politique. P., 1973; Шварценберг P. Ж.
Политическая социология в 3 ч., ч. 3. Политические организации. М., 1992;
Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Семигин Г. Ю.
Политическая стабильность общества. М., 1997.
Г. Ю. Семигин

ВЗАИМОСВЯЗЬ- см. Связь.

ВИБХАДЖЬЯВАДА(санскр. vibhajyavada — учение о
различении) — одно из двух основных, а именно южное,
разветвлений стхавиравады (наряду с сарвастивадой). По
схеме А. Баро, вибхаджьявада идентифицировалась ок. 2 в.
до н. э.; ее основные ответвления — дхармагуптака, махи-
шасака, кашьяпия, и именно вибхаджьяваде были наиболее
близки позиции «ортодоксов» тхеравады. Основные
источники для изучения воззрений вибхаджьявады — тексты
сарвастивадинов, прежде всего «Махавибхаша» (1—2 вв.). В
противоположность сарвастиваде вибхаджьявада отрицает
возможность деградации для «совершенного» — архата. В
отличие от сарвастивадинов, считавших, что бодхисаттва
постепенно постигает четыре благородные истины,
вибхаджьявада настаивает на том, что он «реализует» их
мгновенно. Вибхаджьявада расходится с ними и в трактовке
реинкарнации: она отрицает признаваемое ими и ватси-
путриями наличие промежуточного состояния между
смертью и следующим рождением (antarabhava). Вибхаджьяваде
принадлежали

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн