Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

связано с выходом работы «История

искусства древности» (Geschichte der Kunst des Alterthums,

1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается

как целостное органическое явление в его возникновении,

расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства

Винкельман считает климат, государственное устройство и

наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы

в развитии греческого искусства: «древнейший стиль», где

еще не достигнуто совершенство; «высокий стиль»,

связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла;

«изящный стиль», в котором грация и утонченность

доминируют над силой и героикой; фаза «подражателей»,

ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит

греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое

совершенство, уравновешенность и гармония («благородная

простота» и «спокойное величие»). Работы Винкельмана

создали эпоху в изучении античного искусства и оказали

существенное влияние на эстетическую теорию и

художественную практику 18—19 вв.

Соч.: Briefe, hrsg. v. W. Rehm und H. Diepolder, Bd. 1-4. В., 1952-57;

Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1—10. Baden-Baden — Strasbourg,

1962—71; в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.

Лит.: Kafer M. Wmckelmanns hermeneutische Prinzipien, 1986.

M. A. Кузнецов

ВИНЦЕНТиз Бове (Vincent de Beauvais, Vincentius

Bellovacensis), (между 1184 и 1194 — ок. 1264) —

французский энциклопедист. Учился у доминиканцев в Париже,

стал лектором и проповедником в придворном цистер-

цианском монастыре и воспитателем детей короля; на

миниатюрах Винцент, сидя за кафедрой, читает перед

стоящим св. Людовиком IX с семьей. По заказу короля

составил крупнейший алфавитный свод цитат, сведений и

рекомендаций на все темы — от богословия до хозяйства и

спорта — «Большое зерцало историческое

(события-анекдоты от начала мира до 1244), естественное и вероучитель-

ное»; в нач. 14 в. к нему добавили «Зерцало нравственное».

Цель «Зерцал» помочь человеку стать зеркалом творения,

образом вселенной. Они призваны искоренить три

причины упадка (невежество, похоть, немощь), показать три

блага (мудрость, добродетель, техника), найденные на

трех путях (теория, практика, механика). Считая правом

христианина доступ ко всему человеческому знанию («все

испытывайте, хорошего держитесь», Фесе. 5, 12), Винцент

помимо Библии и богословов (вплоть до Альберта

Великого и Фомы Аквинского) привлекает «язычников»

(Овидий, Сенека, Цицерон, Аристотель, Квинтилиан,

Гораций, Катон), новых поэтов (Матвей Вандомский, Вальтер

Шатильонский), арабов (Аль-Фараби, чей трактат «О

происхождении наук» почти полностью вошел в «Speculum

doctrinale»), еврейских мыслителей (Ибн Гебироль, Исаак

Израэли) часто без упоминания имен. В тоне серьезного

благочестия и почитания «авторов» (особенно Аристотеля)

в жанре флорилегия (избранных цитат) выдержан

написанный для королевы Маргариты педагогический трактат

«О воспитании благородных детей» (1247—49), прообраз

гуманистических воспитательных проектов Ренессанса.

Соч.: Speculum quadruplex: naturale, doctrinale, historicale, morale,

Venetiis, 1484—1494; 1591; Diaci, 1624; De eruditione filiorum

nobilium, ed. by A. Steiner, Cambr., (Mass.), 1938.

Лит.: Gabriel A. L. The educational ideas of Vincent of Beauvais. Noire

Dame, 1956; McCarthy J. M. Humanistic emphases in the educational

thought of Vincent of Beauvais, 1976; Tobin Я В. Vincent of Beauvais

«De eraditione filiorum nobilium»: The education of women. N.Y.—

Bern-Fr./M., 1984.

В. В. Бибихин

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ- термин,

характеризующий особый тип взаимодействия между разнородными

объектами (располагающимися на разных иерархических

уровнях), а также специфические отношения между ними

— порожденное™ и интерактивности. Объекты

виртуального уровня порождаются объектами нижележащего

уровня, но, несмотря на свой статус порожденных,

взаимодействуют с объектами порождающей реальности как

онтологически равноправные. Совокупность

виртуальных объектов относительно порождающей реальности и

образует виртуальную реальность. Виртуальные объекты

существуют только актуально, только «здесь и теперь»,

пока в порождающей реальности происходят

генерирующие их процессы; с окончанием процесса порождения

соответствующие виртуальные объекты исчезают. О

виртуальной реальности как реальности имеет смысл говорить

еще и потому, что в виртуальной реальности существуют

свои «законы природы», свои характеристики времени

и пространства, несводимые к законам, времени и

пространству порождающей реальности. Примером такого

рода объектов являются виртуальные частицы в физике.

В виртуалистике, занимающейся виртуальными

реальностями, порождающая реальность называется констан-

403

ВИРТУАЛЬНОСТЬ

тной, поскольку относительно виртуальной реальности

она существует постоянно.

Виртуальность и константность образуют категориальную

оппозицию, не имеющую определенной субстанциальной

отнесенности: виртуальная реальность может породить

виртуальную реальность следующего уровня, став

относительно нее константной реальностью. Константная

реальность первого уровня может «свернуться», став

виртуальным объектом новой константной реальности. Количество

порождений виртуальных реальностей, сворачиваний

константных реальностей в виртуальные объекты и

последующего их разворачивания в принципе не ограничено.

Виртуальные реальности могут быть самой разной природы

— психологическими, физическими, социальными,

химическими, политическими и т. п.

Во 2-й пол. 20 в. идея виртуальности возникла

одновременно в нескольких сферах науки и техники. В квантовой

физике стали говорить о так называемых виртуальных

частицах, характеризующихся особым статусом существования

отличие от других элементарных частиц). В

авиационной технике была разработана виртуальная кабина

самолета, особым образом предоставляющая летчику

информацию о полете и окружающей обстановке. В эргономике

была создана модель виртуального полета самолета,

фиксирующая особый тип взаимодействия летчика и самолета

в отдельных режимах полета. В психологии были открыты

виртуальные состояния человека. И, наконец, был

предложен термин «виртуальная реальность» для обозначения

особых компьютеров, дающих пользователю

интерактивное стереоскопическое изображение. В результате в

массовом сознании термин «виртуальная реальность» стал

ассоциироваться именно с компьютерами.

Идея виртуальности в явном виде использовалась в

схоластике, где она вводилась через противопоставление, с одной

стороны, субстанциальности, а с другой

потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не

субстанционально, но реально, и в тоже время — не потенциально,

а актуально. С помощью понятия виртуальности в

схоластике решались такие проблемы, как возможность

сосуществования реальностей разного уровня, образования

сложных вещей из простых, энергетическое обеспечение

акта действия, соотношение потенциального и

актуального. Эти проблемы решались за счет полагания реальности

второго уровня (в пределе — божественной реальности), в

которой виртуально присутствует энергия (virtus), дающая

силу для разворачивания акта.

В научной картине мира, возникшей в Новое время,

признавалась лишь одна реальность — природная,

сохранялась идея силы (схоластического virtus) и различались

физические, психические и др. силы. Однако эта картина

мира была внутренне противоречива. Если в случае

простых событий (напр., притяжения двух предметов) еще

можно апеллировать к тому, что таков закон всего космоса

(всемирный закон тяготения), то для более сложных

событий (напр., отношения двух людей) требуется признание

каких-то промежуточных уровней реальности, которые

объясняли бы, почему в одном случае отношения

соответствуют одному типу законов, а в другом — другому.

Возрождение идеи виртуальности в 20 в. явилось реакцией

на затруднения новоевропейской науки. См. также статью

Виртуальность.

Лит.: Носов Н. А. Виртуальный человек. М., 1997; Труды

лаборатории виртуалистики, вып. 1—4. М., 1995—98; Helsen S. К.,

Roth /. Р. (eds). Virtual Reality: Theory, Practice, and Promise.

Wesport—L., 1991.

H. А. Носов

ВИРТУАЛЬНОСТЬ(от лат. virtualis — возможный) —

объект или состояние, которые реально не существуют, но

могут возникнуть при определенных условиях. Эти условия

по-разному эксплицируются в различных подходах к

виртуальности. При онтологической трактовке виртуальность

рассматривается как некоторое потенциальное состояние

бытия, наличие в нем определенного активного начала,

предрасположенность к появлению некоторых событий или

состояний, которые могут реализоваться при

соответствующих условиях. В физике виртуальными называются

частицы, имеющие такие же квантовые числа, как и реальные,

но для них не выполняется соотношение между энергией,

импульсом и массой. Эти частицы являются переносчиками

взаимодействия, способствующего превращению реальных

частиц. Т к. такой процесс происходит в промежуточных

короткоживуших состояниях, то виртуальные частицы не

удается регистрировать экспериментально. При частотной

интерпретации вероятности виртуальность выступает как

предрасположенность, или диспозиция, физических систем

к появлению частот наблюдаемых случайных событий. Все

это показывает, что виртуальные частицы, состояния и

диспозиции являются определенными аспектами становления

реального бытия. Другой подход к виртуальности

сформировался под влиянием развития компьютерных и

информационных технологий. С помощью современных

технических средств можно погрузиться в виртуальную реальность,

в которой субъект не будет различать вещи и события

действительного и виртуального мира: мир дан ему

непосредственно в его ощущениях, а они оказываются на этом уровне

неразличимыми. Однако поскольку виртуальная реальность

характеризует состояния сознания, то тем самым она

отличается от реальности объективной, в т. ч. от мира нашей

повседневной жизни. С аналогичной точки зрения следует

рассматривать виртуальные реальности, встречающиеся в

психологии, эстетике и в духовной культуре в целом.

Исследование различных типов виртуальных реальностей и

переходов между ними выдвигает новые проблемы перед

философией, относящиеся к установлению критериев различия

между разными типами реальности, их роли в

познавательной и практической деятельности, взаимосвязи

виртуальности с категорией возможности, объяснения природы

виртуальности свойствами универсума и бытия в целом. В связи

с этим особое значение приобретают проблемы внутренней

активности материи и роль телеологических принципов в

развитии мира.

Лит.: Носов Н. А. Психологические виртуальные реальности. М.,

1994; Виртуальные реальности, вып. 4. М., 1998.

Г. И. Рузавин

ВИССАРИОН(BrjaaapicDv) Никейский (имя при

крещении — Василий, или Иоанн (?) (1399/1400 или 2 января

1403, Трапезунд — 18 ноября 1472, Равенна) —

византийский церковно-политический деятель, философ. Учился

в Константинополе, в частности у Георгия Хрисококка. В

1423 становится монахом, затем диаконом, в 1431 — свя-

404

ВИ ТАЛИЗМ

щенником в г. Мистре (Пелопоннес) и в 1436 — игуменом

в Константинополе; в 1437 рукополагается митрополитом

Никеи. После перехода в католичество, в 1439—72 —

кардинал, с 1463 — титулярный латинский патриарх

Константинополя.

Виссарион провел несколько лет (1431—36) в Мистре,

чтобы заниматься с Георгием Гемистом Шифоном

неоплатонической философией. Был одним из главных инициаторов

Фераро-Флорентийского собора (1438—39),

завершившегося унией латинско-католической и греко-православной

церквей. Пришел к выводу («Догматическая речь об унии»)

об идентичности греческого и латинского толкования три-

нитарной формулы и необходимости упоминания в догмате

об исхождении Св. Духа имени Сына (filioque). Вскоре

после Ферраро-Флорентийского собора возвращается на Запад.

В 1450—55 — папский легат в Болонье; дважды (1455 и 1471)

был кандидатом на папский престол. Как гуманист

привлекал большое внимание современников, образовавших

вокруг него ученый кружок, названный «Виссарионовской

Академией» (Academia Bessarionis). Собрал огромную

библиотеку (482 кодекса), составившую после его смерти

основу коллекции рукописей Библиотеки св. Марка в Венеции

(«Марчианы»); сам занимался перепиской книг и

редактированием текстов.

Наследие Виссариона включает в себя богословские,

философские и риторические сочинения, а также переписку.

В разгоревшихся острых спорах приверженцев Платона и

Аристотеля Виссарион занимал умеренную позицию, хотя

критиковал сторонника радикального аристотелизма Георгия

Трапезундского (трактат «Против фальсификатора Платона»

в четырех книгах). Греко-латинской полемике по

догматическим вопросам об исхождении Св. Духа, правилах таинства

Евхаристии и др. посвящено «Окружное послание грекам»

(1463); риторические и полемические трактаты адресованы

членам императорской фамилии и направлены против турок.

Среди переводов Виссариона на латынь — «Воспоминание о

Сократе» (Апомнемоневмата) Ксенофонта, речи Демосфена и

особенно «Физика» Аристотеля, изложенная в шести книгах.

Соч.: MPG, t. 161; Mohler L. Kardinal Bessarion als Theologe,

Humanist und Staatsmann, Bd. 1—3. Paderborn, 1923—42;

Bernardinello S. Bessarione riassume la Fisica di Aristotele. — Scritti in

onore di C. Diano. Bologna, 1975, p. 25—42.

Лит.: Удальцова 3. В. Философские труды Виссариона Никейско-

го и его гуманистическая деятельность в Италии. —

«Византийский временник», 1973, т. 35, с. 75—88; Она же. Жизнь и

деятельность Виссариона Никейского. — Там же, 1976, т. 37, с. 74—97;

Di Napoli G. Il cardinale Bessarione nella controversia tra platonici ed

aristotelici. — «Miscellanea Francescana», 1973, vol.73, p. 327—350;

Mioni E. Vila del Cardinale Bessarione. — «Miscellanea Marciana»,

1991, vol. VI, p. 13-198.

M. В. Бибиков

ВИТАЛИЗМ(от лат. vitalis — жизненный) —

мировоззренческая позиция в биологии, согласно которой все живые

системы принципиально отличаются от косных тел тем,

что в основе их существования и проявлений

жизнедеятельности лежит внутренне присущая им

целесообразность, а их развитие является целенаправленным

(телеология). Виталистическое мировоззрение берет свое начало от

Аристотеля, считавшего главной биологической

проблемой развитие и неразрывно связанное с ним

формообразование, а также от его учения о четырех видах причин

самодвижения живых тел. Последовательными виталистами

были многие натуралисты (В. Гарвей, Г. Э. Шталь, К. Ф.

Вольф, К. Линней, Ж. Бюффон, Г. Р. Тревиранус, К. Бэр),

заложившие основы биологии как самостоятельной

науки, ставящей своей задачей раскрыть собственные

законы жизни, которые не сводимы к законам, определяющим

явления неорганического мира. Однако в работах ранних

виталистов попытки конкретизации принципа,

руководящего жизненными проявлениями, свелись к

постулированию существования сверхфизических, трансцендентных

«сил» типа «vis vitalis» (жизненная сила), «оживляющих»

материю. Такого рода постулаты не допускали опытной

проверки и не способствовали развитию биологической

науки.

С сер. 19 в. витализм

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн