др.) или
частичная причина (поздний Дуне Скот) волевого акта.
В философско-исторических построениях представители
августинианстца не отступали от провиденциалистских
установок Августина; в политических доктринах они
традиционно придерживались тезиса о превосходстве духовной
власти над светской.
Т. н. философское августинианство 2-й пол. 13 — нач. 14 в.
сменилось теологическим августинианством 14 в.,
представители которого (Брадвардин, Григорий из Римини и др.)
были особенно озабочены проблемой соотношения
свободы воли, предопределения и благодати и в своей
оппозиции к «новым пелагианам», главным образом оккамистам,
придерживались концепции божественного
предопределения. Они тяготели к теологическому детерминизму,
т.е. представлению, что свободное волеизъявление Бога,
являющееся причиной всех событий в тварном мире,
в т. ч. и случайных, находится в согласии с вечным
божественным знанием (Брадвардин) или божественным
совершенством (Григорий из Римини). Теологический
детерминизм оказал влияние на подходы к проблеме
предопределения предреформационных (Дж. Уиклиф) и ре-
формационных (Лютер, Кальвин, Карлштадт) мыслителей
(в их поисках «правильного» понимания Августина). И
протестантская концепция предопределения, и пелаги-
анство были осуждены на Тридентском соборе, где одним
из глашатаев ортодоксального августинианства выступил
генерал августинского ордена Дж. Серипандо. Однако
неразрешенные внутри самой католической традиции
противоречия, которые нашли отражение, в частности,
в позициях испанского иезуита Л. de Малины (не раз
обвинявшегося в скрытом пелагианстве) и его противника
К. Янсения (автора труда «Августин»), впоследствии
проявились в драматической полемике «защитников
Августина», янсенистов (в т. ч. А. Арно) и сочувствовавшего им
Б. Паскаля с иезуитами. Заметный вклад в компромиссную
кодификацию теологического августинианства,
соответствующего догматическим канонам католицизма, был
внесен кардиналом Норисом (ум. 1704), выступавшим против
«крайностей» молинизма и янсенизма, а вслед за ним —
Ф. Беллели (ум. 1742), Л. Берти (ум. 1766) и др.
Влияние Августина и августинианской традиции на
западноевропейскую философию нового времени, в
особенности французскую, было значительным (Арно, Паскаль,
Боссюэ и др.). Хотя филиация идей августинианства в
метафизике Декарта, знакомого с почитателями Августина
ораторианцами де Берюллем и Жибьё, носила главным
образом косвенный характер, дальнейшая эволюция
картезианства была сопряжена с его августинизацией,
достигшей апогея в философии Мальбранша. Рецепция идей
августинианства продолжалась ив 19 в. (Розмини-Сербати,
Джоберти и др.), и в 20 в. (Блондель, Лавель, Шакка и др.).
Лит.: Гарнцев М. А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту: к
характеристике августинианства второй половины XIII — начала XIV в. —
В кн.: Средние века, вып. 51. М., 1988, с. 94-115; Bonafede G.
IlpensierofrancescanonelsecoloXIII. Palermo, 1952; The Cambridge
History of Later Medieval Philosophy: From the Rediscovery of
Aristotle to the Disintegration of Scholasticism (1100—1600), ed.
N. Kretzmann, A. Kenny, J. Pinborg. Cambr., 1982; Gilson E. History
of Christian Philosophy in the Middle Ages. N. Y., 1955; Marrou H.-L
Saint Auguslin et l’augustinisme. P., 1956; Steenberghen F. van. La
philosophic au XlII-e siecle. Louvain — P., 1966.
M. А. Гарнцев
АВЕМПАС- см. Ибн Баджжа.
АВЕНАРИУС(Avenarius) Рихард (19 ноября 1843, Париж —
18 августа 1896, Цюрих) — швейцарский философ. С 1877 —
профессор университета в Цюрихе. С 1887 Авенариус
издавал журнал «Квартальник научной философии»
(Vierteljahiresschrift fur wissenschaftliche Philosophie).
Авенариус был основоположником эмпириокритицизма, суть
которого в «очищении опыта» от всего того, что
опытом не является, т.е. от «метафизических прибавлений».
В результате раскрывается «единство опыта», который
в основе своей есть «жизнь». Поэтому философия,
обращенная к человеку, должна исследовать его прежде
всего как живой организм. «Жизнь» Авенариус трактует
как «биологическую экономику», которая представляет
39
АВЕРРОИЗМ
собой взаимодействие противоборствующих процессов
накопления и расходования энергии. Если один из этих
процессов превалирует — наступает смерть. «Оптимум
жизни» — это равновесное динамическое состояние,
«жизненный максимум сохранения», а жизненную активность
(«работу») можно представить в виде шкалы, в которой
колебания «в сторону потребления» и «в сторону расходов»
должны быть уравновешены. Упражнения ведут к
сокращению потребностей в энергии, нужной для выполнения
работы. Критерием жизнеспособности организма
является «принцип наименьшей меры силы»: организм, который
более экономно расходует энергию, имеет больше шансов
выжить. Жизненный процесс при наличии внешних
условий есть «аппроксимация (постоянное приближение)
к сохранению» и потому обладает временной
размерностью. Если бы равновесие было обязательным условием
жизни — организм не мог бы пережить своего рождения,
когда он исторгается в чуждую ему сферу. Но жизнь
существует «вопреки рождению», это значит, что организм
способен сохраняться, стабилизируя свои отношения с
«окружением». Поэтому жизнь нельзя рассматривать как
то, что происходит «внутри» организма: она есть
«жизненный мир», т.е. целостность, в которой связаны
«внутреннее» и «внешнее». Упражнения (в процессе «работы»)
превращают «новое» в «привычное», тем самым чуждое в
освоенное, в результате мир стабилизируется, принимает
форму предметов, «вещей мира».
Начало жизни — акт рождения; это выход из защищенного
состояния в незащищенное, и потому переживается как
первая из жизненных катастроф. Следствие первой
жизненной катастрофы — «родовая травма» — накладывает
печать на все последующее бытие в мире, которое
оказывается стремлением достичь безопасного состояния, т.е.
вернуться в безопасное материнское лоно. Поскольку это
невозможно, происходит замещение в форме «привычки»:
то, что «бывает», становится понятным, т.е. «освоенным»,
«принятым в себя», превращенным из «чуждого» и
«внешнего» в «свое» и «родное». Поэтому родина — это
«внутренний мир» организма, это свое. Соответственно понимание
мира не «отражение», а целостное отношение к миру и
поведение в нем, когда самосохранение согласовано с
пониманием, а стремление к реализации жизненного
максимума сохранения тождественно стремлению так все устроить
в мире, чтобы он стал «родиной».
Любая попытка справиться с внешней помехой — акт
рождения в миниатюре, который начинается с проблематиза-
ции и заканчивается депроблематизацией. С
упражнениями депроблематизация достигается быстрее, и вместе с
тем происходит изменение понятия мира — оно становится
все более универсальным. Эту тенденцию выражают
философские попытки строить всеобъемлющие онтологии, в
которых «все» есть или «огонь», или «вода», или «дух», или
«материя». Если не видеть в этом превращенную форму
жизненных устремлений, то «понятие мира» приобретает
вид метафизической «мировой загадки»; «позитивная»
экзистенциальная характеристика бытия становится
«негативной», действительное бытие превращается в кажимость
и даже в небытие.
В соответствии со своей био-онтологической картиной
мира, в центре которой находится организм как активный
центр, Авенариус трактует восприятия как нечто большее,
нежели совокупность данных, которые имеют внешний
источник: они всегда суть апперцепции, т.е. такое
постижение мира, которое зависит от «предданного». Познани
как процесс оказывается по возможности экономным под
ведением очередных чувственных восприятий под обще
понятие.
Наиболее общее понятие системы — это «последнее
понятие», или «центральное представление». Предикат,
который стоит в центре системы понятия, — бытие; он «связан
со всем», сопровождает любую апперцепцию.
Единственное «свойство» бытия — простое наличие. По этой причине
этот предикат не обладает никаким особым смыслом, пуст
по содержанию. В процессе «очищения опыта» он
неустраним, и его невозможно определить. Метафизические
ошибки при исследовании мира возникают в результате
интроекции: в акте познающего сознания переживание
вещи неким другим человеком «вкладывается» в это
сознание, становясь его внутренним содержанием. В итоге
изначальная целостность мира опыта распадается на
«внешний» и «внутренний». Вместо целостного опыта
(непрерывного потока переживаний, в котором содержание
переживания слито с актом) появляются отделенные друг от
друга субъект, который переживает ощущения, и внешний
ему объект, который эти ощущения вызывает. Таковы
корни всякого идеализма — начиная с анимизма и кончая
психологизмом (который занят поисками души как
самостоятельной субстанции). Исключение интроекции приводит к
восстановлению «естественного.) понятия мира, и вопрос
о реальности «внешнего мира» в качестве «другой
реальности» снимается как мнимая философская проблема.
Концепция Авенариуса оказала влияние на становление
феноменологии.
Соч.: Человеческое понятие о мире. М, 1901; Философия как
мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил.
СПб., 1913; Критика чистого опыта, т. 1-2. М., 1907-1909.
Лит.: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — Полн.
собр. соч., т. 18; Raab F. Die Philosophie von R. Avenarius. Lpz., 1919.
А. Ф. Зотов
АВЕРРОИЗМ— направление в западноевропейской
средневековой философии, развивавшее аристотелизм в его
интерпретации арабоиспанским перипатетиком 12 в. Ибн
Рушдом (лат. Аверроэс). Сторонники аверроизма
отстаивали философию (воплощенную в энциклопедической
системе Аристотеля, которая с наибольшей точностью
была передана арабским комментатором) как наивысшую
мудрость, не заботясь о ее согласовании с христианским
вероучением. С этой целью они выдвинули концепцию
«двойственной истины», обосновывавшую независимость
истин разума от истин Откровения, философии от религии
(см. Двойственной истины теория). Но наиболее
характерным для аверроизма стал т. н. монопсихизм — учение об
общем для всех людей разуме, единственно вечном из всех
частей индивидуальной души. С аверроизмом связывали
также утверждение об извечности мира, ограничение
божественного знания (не охватывающего единичные
предметы и явления), представления о детерминированности
человеческой воли всеобщей космической
необходимостью и о возможности для человека достижения
блаженства на земле. Помимо этого церковь приписывала авер-
роистам и друтие крамольные тезисы, многие из которых
являлись тенденциозными выводами из соответствующих
40
АВИДЬЯ
аверроистских положений (отрицание первого человека —
Адама; пренебрежительное отношение к христианской
морали и культу; отвержение Судного дня и загробной жизни
и т. п.). Формированию образа аверроизма как злостной
ереси особенно способствовала легенда об Аверроэсе как
о воинствующем критике всех богооткровенных религий —
ислама, христианства, иудаизма (в частности, как об
авторе знаменитого учения «о трех обманщиках» — Моисее,
Иисусе и Мухаммеде).
Аверроизм как философская школа сложился во Франции
в 50-70-х гг. 13 в. благодаря деятельности магистров
факультета искусств Парижского университета, главным
образом Сигера Брабантского и Боэция Дакии с кого. В 1272—75
там существовал даже отдельный философский факультет,
образованный сторонниками аверроизма. Публичное его
осуждение церковью (декрет от 1270 парижского епископа
Тампье насчитывал 13 крамольных тезисов, а его декрет от
1277 — уже 219) хотя и нанесло сильный удар по парижскому
аверроизму, однако не помешало дальнейшему его
распространению в Европе. В 14 в. среди приверженцев его были
Жан из Жандена (Париж), Вальтер Бёрли (Оксфорд), Мей-
стер Теодорих (Эрфурт). Центр аверроизма перемещается в
Италию, сначала в Болонью, где его проповедниками
становятся профессора факультета искусств Болонского
университета Таддео Пармский и Анджело д’Ареццо, а затем в
Падую — средоточие интеллектуальной жизни всей
северовосточной Италии, где традиции