Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

сознании. Только

использование слов в определенном контексте (языковой игре)

и в соответствии с принятыми в «лингвистическом

сообществе» правилами придает им значение. Проблему значения

Витгенштейн тесно связывал с проблемой обучения языку;

при этом он критиковал теорию остенсивных определений,

подчеркивая их ограниченную применимость. В своем

главном произведении «позднего» периода его творчества

«Философские исследования» (Philosophische Untersuchungen)

Витгенштейн развивает этот круг идей. Работа над данным

текстом (как и над материалами по философии математики)

велась с сер. 30-х гг. вплоть до смерти философа в 1951. Книга

407

ВИТЕЛО

была опубликована в 1953 одновременно с ее английским

переводом. Авторское предисловие, в котором говорится

о необходимости издания этой книги вместе с ранним

«Логико-философским трактатом» для того, чтобы по

контрасту более ярко предстали особенности нового подхода,

было написано в 1945. Витгенштейн отказался в этой

работе от «пророческого» стиля «Трактата». Текст разделен

на две неравные части, из которых первая имеет более

завершенный и готовый к публикации характер, чем

вторая. С точки зрения содержания в структуре первой части

выделяют три основные группы фрагментов: 1) § 1—133 —

концепция языка и значения; 2) § 134—427 — анализ

эпистемологических (предложение, знание, понимание) и

психологических (ощущение, боль, переживание, мышление,

воображение, сознание и др.) понятий; 3) § 428— 693 —

анализ интенциональных аспектов этих понятий. Текст

«Исследований» начинается с критики «традиционного»

понимания значения как некоторого объекта,

соответствующего тому или иному слову (имени, знаку).

Одновременно опровергается связанная с этой концепцией ос-

тенсивная (указательная) теория обучения языку. Взамен

предлагается концепция «значения как употребления»,

для обоснования которой используется понятие

«языковых игр». Любое слово имеет значение лишь в контексте

употребляемого предложения. Он стремится

переориентировать мышление философов с поиска общего и

существенного на поиск и описание всевозможных различий.

В этом смысле текст этого произведения есть своеобразная

«тренировка» такой способности различения,

осуществляемая на большом количестве примеров. При этом особое

внимание придается правильной простановке вопросов.

Продолжая номиналистическую традицию,

Витгенштейн отвергает наличие реальной общности языковых

феноменов. Признается лишь специфическая

взаимосвязь, называемая «семейным сходством». «Кристальная

чистота» своей ранней логико-философской концепции

признается поздним Витгенштейном особенностью лишь

одной из частных «языковых игр». В то же время

сохраняется оценка философского исследования как

аналитической процедуры, которая, однако, уже ориентирована

на естественный язык, а не на «совершенный» язык

формальной логики. Философия, по замыслу автора, должна

возвращать словам их привычное употребление, вызывая

у нас «наглядные представления» такого употребления и

способность «видеть аспекты». Витгенштейн надеялся,

что если подобное исследование сделает языковые

связи открытыми (при этом скрытая бессмыслица станет

явной), то уже нечего будет объяснять, а все

философские проблемы (трактуемые как «заболевания») исчезнут

сами собой. В «Исследованиях» Витгенштейн развивает

также критику «ментализма», в особенности настойчиво

выступает против трактовки понимания как духовного

процесса. По его мнению, понимание, как и любая другая

форма лингвистической или нелингвистической

активности человека, правилосообразна. Но люди обычно не

рефлексируют по поводу «правил», а действуют

инстинктивно, «слепо». Он отмечает, что язык как средство

коммуникации не может даже в «мысленном эксперименте»

быть представлен как сугубо индивидуальный, приватный

язык. Появление «Философских исследований» оказалось

событием, на много лет вперед определившем характер и

тенденции развития западной философии, различных

направлений аналитической философии. Одной из причин

отмеченного изменения позиции Витгенштейна в кон.

1920-х гг. послужило его знакомство с математическим

интуиционизмом. В «Заметках по основаниям

математики» (Remarks on the Foundations of Mathematics. Oxf.,

1969) он разрабатывает своеобразный кодекс

«лингвистического поведения» математиков. В основе несогласия с

формалистскими и логицистскими путями обоснования

математического знания лежало его убеждение в

ошибочности использованных при этом «традиционных»

концепций значения математических выражений. В философии

математики Витгенштейна развиваются некоторые идеи

в духе математического конструктивизма. Он выступает

против неограниченного применения закона

исключенного третьего, терпимо относится к противоречиям в

математических системах.

В самом позднем тексте Витгенштейна, впоследствии

озаглавленном «О достоверности» (On Certainty. Oxf.,

1969), рассматриваются эпистемологические вопросы и

проблема скептицизма. Сами понятия «сомнения» и

«достоверности» возникают лишь в определенных системах

человеческой деятельности. Сомнение всегда с

необходимостью предполагает нечто достоверное, а именно

определенные парадигматические предложения, не

нуждающиеся в обосновании. Именно такие предложения, по его

мнению, формируют наше представление о «реальности».

В философии Витгенштейна были поставлены и

разработаны вопросы, во многом определившие характер всей

новейшей англо-американской аналитической философии.

Существуют также попытки сближения витгенштейни-

анства с феноменологией и герменевтикой, с

различными видами религиозной философии. В последние годы на

Западе опубликованы многие тексты из обширного

рукописного наследия.

Соч.: Логико-философский трактат М., 1958; Философские

работы, ч. 1—2. М., 1994; Лекция об этике. Заметки о «Золотой

ветви» Дж. Фрезера, — В кн.: Историко-философский ежегодник.

М., 1989; Werkausgabe, 8 Bd. Fr./M., 1984.

Лит.: Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993;

Грязное А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М.,

1985; Он же. Язык и деятельность: критический анализ витген-

штейнианства. М., 1991; Козлова М. С. Концепция философии в

трудах позднего Витгенштейна. — В кн.: Природа философского

знания. М, 1975; Сокулер 3. А. Людвиг Витгенштейн и его

место в философии XX в. Долгопрудный, 1994; Философские идеи

Л. Витгенштейна. М., 1996.

А. Ф. Грязное

ВИТЕЛО, польское имя Цёлек (Witelo, Witelo de Viconia;

Vitello Thuringopolonus; Cio(ek) (ок. 1225/30, Легница, Си-

лезия — после 1274, Витув, ок. Пётркува, Польша) —

польско-немецкий философ и естествоиспытатель, работавший

при папском дворе в Витербо (1268—74). В сочинении «О

первоначальной причине покаяния в людях и о природе

демонов» (De causa primaria poenitentiae in hominibus et de

natura daemonum), изложенном в виде «Послания к

Людвигу в Левенберг», Витело касается устройства мироздания,

места и роли в нем Люцифера и демонов (отходя при этом

от церковной догматики), а также вопросов психологии.

Главная его работа «Перспектива» (Perspective), оказавшая

влияние на Леонардо да Винчи и И. Кеплера, опирается на

«Перспективу, или О видимых явлениях» (Perspectiva, seu De

408

ВИШЕША

aspectibus) арабского ученого Альгазена (Ибн аль-Хайтама)

и рассматривает основные проблемы геометрической,

метеорологической и физиологической оптики своего времени

(в т. ч. законы эстетики и психологию зрительного

восприятия). В прологе к трактату изложены философские взгляды

Витело — вариант неоплатонической метафизики света.

Соч.: Opticae Thesaurus. Alchazeni arabis libri Septem nuncrimum

editi. Eiusdem liber de crepusculus et nubium ascensionibus. Item

Vitellonis Thuringopoloni libri X., ed. D. Lindberg. N.Y., 1972; De

causa primaria poenitentiae et de natura daemonum. — Birkenmajer A.

Etude d’histoire des sciences en Pologne. Wroclaw, 1972, p. 122—141; в

рус. пер.: Перспектива (IV, 148), пер. В. П. Зубова. — В кн.:

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. I, M,

1962, с. 302—306; О первоначальной причине покаяния в людях,

пер. и прим. В. Л. Задворного. — В кн.: Время, Истина,

Субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991.

Лит.: Задворный В. Л. Витело — первый польский физик,

математик, философ (ХШ в.). М., 1988 (библиогр.); Зубов В. П. Леонардо

да Винчи и работа Витело «Перспектива». — «Труды Института

истории естествознания и техники АН СССР», т. 1, М— Л., 1954,

с. 219—248; Baeumker С Wilelo, ein Philosoph und Naturforscher

des XIII Jahrhunderts (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des

Mittelalters, Bd. III, Heft 2). Munster i. W, 1908; BirkenmajerA. Etudes

sur Witelo, I—IV. «Bulletin international de l’Academie Polonaise des

sciences et des lettres, classe de philologie» (Cracovie), 1918,25.

A. M. Шишков

ВИТОРИА(Vitoria) Франсиско де (ок. 1480—86, Витория

— 12 августа 1546, Саламанка) — представитель испанской

схоластики. Вступил в доминиканский орден в

монастыре св. Павла в Бургосе, с 1504 продолжил обучение в

Парижском университете. С 1526 преподавал в университете

г. Саламанка. Сочинение «Relecciones teologicas», (1557),

представляющее собой запись его лекций, опубликовано

посмертно в Лионе. Виториа сыграл видную роль в

осмыслении этических и юридических вопросов, возникших в связи

с колонизацией Америки. Настаивая в духе схоластической

традиции, на различении естественного и

сверхъестественного порядка вещей, Виториа утверждал, что человек,

будучи сотворенным существом, душой и телом принадлежит

природному порядку и обладает совокупностью

фундаментальных прав, неотделимых от личности. Ввиду того, что

божественный порядок не нарушает порядка естественного,

он не может ни нарушить, ни уничтожить законов и прав,

присущих человеческой природе: права на жизнь,

собственность, религиозную свободу. Свободное право человека на

то, чтобы мыслить и верить, делает, по мнению Виториа,

бессмысленными и несправедливыми религиозные войны.

Нельзя заставить человека поверить силой, а грех неверия

не дает права церковным властям воевать против

неверующих и лишать их владений. Эти идеи заложили основы для

создания современного международного права.

Соч.; Relecciones teologicas. Madrid, 1960 («Biblioteca de Autores

Cristianos»).

Лит.: Garcia Trelles C. Francisco Vitoria, fundador de derecho

Internacional modemo. Valladolid, 1928; Getino L. O. P. El maestro.

Francisco Vitoria, su vida, su doctrina, su influencia. Madrid,

1930; Castillo Urbano F. El pensamiento de Francisco de Vitoria:

filosofia, politica e indio americano. Barcelona, 1992; Abellan J. L.

El descubrimiento de America.—Historia cfitica del pensamiento

espanol. Madrid, 1992, t. 2, p. 492—542; Ocana Gareia M. El nombre

y sus derechos en Francisco de Vitoria. Madrid, 1996.

M. A. Бургете

ВИТЧ(Veatch) Робет M. (род. 22 января 1939, Утика, штат

Нью-Йорк, США) — американский специалист по

биоэтике. Получил высшее образование в области фармации в

университете Парду (1961) и фармакологии в Калифорнийском

университете (Сан-Франциско) в 1962. С момента

основания (в 1970) и до 1979 — сотрудник Гастингского центра; с

1979 — профессор, а в 1989—96 — директор Института этики

им. Кеннеди Джорджтаунского университета. Основные

области исследования — медицинская этика и философия

медицины. Витч представляет либеральное крыло

американской философии, придавая особое значение правам человека

(применительно к медицине — пациента), демократическим

процедурам принятия политических решений и идеям

демократического социализма. Наибольшее влияние на Витча

оказали работы Канта, Дж. Роулза, Т. Куна и Д. Юма.

В области философии медицины исследовал роль

ценностных суждений в выработке медицинских решений,

показал несостоятельность претензий медиков на монопольную

роль экспертов в выработке моральных оценок в данной

области. Он выступил как радикальный критик гиппокра-

товской патерналистской традиции в медицинской этике,

опираясь на позиции теории общественного договора и

деонтологической этики Канта. Витч разработал

контрактную теорию медицинской этики, согласно которой пациент

трактуется как равноправный партнер врачей при принятии

наиболее важных решений, касающихся своего здоровья.

Создатель либеральной антипатерналистской этической

теории медицинского ухода за умирающими,

обосновывающей их право на отказ от продолжения лечения. Ему

принадлежит теоретическое обоснование дефиниции смерти на

основании факта гибели коры головного мозга. Разработал

также эгалитарную теорию справедливости, настаивающую

на праве каждого человека иметь доступ к определенному

минимуму медицинских услуг.

Соч.: Death, Dying, and the Biological Revolution. New Haven, 1976;

Value-Freedom in Science and Technology. Missoula, 1976; A Theory

of Medical Ethics. N.Y., 1981; The Foundations of Justice. N.Y., 1986;

The Patient as Partner: A Theory of Human Experimentation Ethics.

Bloomington, 1987; The Patient-Physician Relation: The Patient as

Partner, Part 2. Bloomington, 1991.

П. Тищенко

ВИШЕША(санскр. vieesa — особенное, специфическое,

индивидуальное) — понятие индийской философии,

объединяющее дифференцирующие характеристики объектов,

одна из категорий (падартха) школы вайшешика, давшая

название школе. В вайшешике первичным значением ви-

шеши является «дифференциация», «отличение», что

соответствует операции «исключения» (vyavrtti), с помощью

которой можно установить, что отличает данную вещь от

других вещей. Почти каждая из субстанций (дравъя) вай-

шешики обладает своим специфическим качеством (ви-

шеша-гуна), напр., земля — запахом, вода — вкусом, огонь

— жаром и блестящим белым цветом, воздух — тактильнос-

тью, акаша — звуком. Все наблюдаемые различия между

вещами и процессами восходят к конечным различителям

(антья-вишеша), особым сущностям, которые вайшеши-

ки приписывают вечным первосубстанциям — атомам

четырех стихий (см. Бхуты), акаше, месту-направлению,

времени, Атману и манасу. Прашастапада утверждает, что

у йогов, даже когда они созерцают одинаковые по форме,

409

ВИШИШТА-АДВАЙТА

качествам и движениям атомы, освобожденные души и ма-

насы, возникает мысль: «Это отличается от того», которая

обязана только «конечным различителям».

В. Г. Лысенко

ВИШИШТА-АДВАЙТА (санскр. visista-advaita — не-двойс-

твенность, определяемая различиями, недвойственность

многоразличного) — религиозно-философская школа в

рамках веданты, входящая в ее вишнуитское направление.

Помимо идей бхеда-абхеды, значительное воздействие на

становление вишишта-адвайты оказала доктрина бхакти,

наиболее ярко выраженная в вишнуитских текстах «Пан-

чаратры» и в мистико-эротических гимнах альваров,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн