Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

в природе, и в человеческом разуме. Ш. Батте

рассматривал вкус как естественную склонность и природное чувство,

позволяющее судить о том, хорошо или плохо осуществлено

подражание природе в изящных искусствах. Английская

художественная мысль 18-19 вв. исходила из психологической

трактовки вкуса, понимая его как чувство, эмоцию, страсть и

подчеркивая вслед за Д. Локком роль принципа ассоциации

в осмыслении восприятия и в оценке художественных

произведений. Прекрасное понималось прежде всего как

реакция субъекта, а у некоторых мыслителей (напр., у Э. Берка)

психологизм в трактовке вкуса приобрел физиологический

характер. Соединение вкуса с удовольствием как его целью,

влекущее за собой тяготение к физиологии, было присуще

ассоцианизму Д. Гартли и особенно стало заметным в конце

19 в. в эстетике А. Бенна (1818—1903) и Г. Аллена (1848—99).

Превращение вкуса в решающий эстетический принцип

предполагало существенное расширение его сферы, которая

стала охватывать не только моральные оценки, но и

практическую жизнь, моду, повседневный обиход, воспитание,

правила приличия и пр. Вкус стал тем феноменом, который

позволил объединить этику и эстетику, поскольку включал

в себя и моральное чувство, на котором зиждились

этические оценки. Исследование критериев оценки

художественных произведений, стиля и норм поведения и обоснование

неприятия иных норм английской мысли носило название

«критика» (criticism) и преследовало цель дать критику

«дурного вкуса» (термин «эстетика» в английской мысли не

употреблялся до середины 19 в.). Поворот английской

мысли к психологическому и феноменалистскому анализу вкуса

в его широкой трактовке привел к тому, что прекрасное,

которое было в эстетике классицизма центральным понятием,

заместилось возвышенным, а вкус был отождествлен с

восприимчивостью к возвышенному. Эта линия представлена

не только у Д. Бейли в «Опыте о возвышенном» (1747), но и

у Э. Берка, Д. Аддисона, А. Алисона и др.

В противовес нормативной эстетике классицизма и ие-

рархизму барокко Шефтсбери пытается возродить культ

самодостаточной, самодвижущейся природы, понятой как

гармоничное целое. Подлинный вкус соразмерен природе,

умопостигаемой красоте; существо безошибочного вкуса

заключается в обращении к предписаниям, побуждениям

и чувству природы. Идеал Шефтсбери — идеал

утонченного английского джентльмена-аристократа (fine gentleman),

для которого личный вкус — не просто закон, но и способ

утверждения естественности своего достоинства и

проверки всего человеческим умом, его эмоциональными интуи-

циями. Д. Беркли в диалоге «Алкифрон» (Alciphron, 1732)

отмечал врожденность чувства вкуса, которое свойственно

всякому созданию, наделенному разумом, и предполагал

существование определенного жизненного принципа

красоты, порядка и гармонии, имеющего и эстетическое, и

этическое значение. В статье «Удовольствия подлинные и

воображаемые» (1713) он противопоставлял естественный

вкус воображаемым удовольствиям, отступающим от

установленной природой меры и не делающим нас полезными

человечеству. Испорченный естественный вкус представлен

в таких аффектах, как страсть к деньгам, стремление к

высшим почестям и отличиям, нелепая и утомительная погоня

за пустяками. Естественный вкус совпадает с

естественными и невинными удовольствиями, коренящимися в

инстинктах. Чувственность и разум трактуются как необходимый

элемент человеческой природы, а чувственные

удовольствия естественны постольку, поскольку они подчинены

законам разума. Трактовка воображения, начатая Д. Беркли,

была продолжена Д. Аддисоном, который в своих 274 эссе

в журнале «Спектейтор» (1711 — 12) провел различие между

первичными удовольствиями воображения (чувствами

прекрасного, величественного и нового, или непривычного)

и вторичными чувствами (любопытством, беспокойством,

влечением) и соответственно выделил два вида красоты.

Вкус превращается у Аддисона в определяющую

характеристику искусства: эстетические законы и правила должны

выводиться «не из принципов самих искусств, а из общего

мнения и вкуса людей; или другими словами, не вкус

должен подчиняться искусству, а искусство — вкусу» (цит. по:

Из истории английской эстетической мысли XVIII века.

М., 1982, с. 82). Он ставит перед собой задачу сформиро-

412

ВКУС

вать вкус нации, совпадающий с обыкновенным здравым

смыслом и доставляющий удовольствия людям всех

состояний и положений в противовес ошибочному,

искусственному вкусу. Он выделяет интеллектуальный и чувственный

вю/сы, которые в свою очередь подразделяются по

степени утонченности и различаются по способам развития и

совершенствования. Настоящий вкус Аддисон отличает

от правильного суждения; последнее основано на умении

распознать, какие выражения наиболее подходящи для

воплощения образов, создаваемых воображением (там же,

с. 206). Аддисон подчеркивает, что красота предполагает

следование природе и канонам естественности, простоты

и меры: «Только природа может произвести такое

впечатление и доставить удовольствие всем вкусам, как самым

непосредственным, так и самым утонченным» (там же,

с. 124). Природа соединяет в себе простоту и разнообразие,

и в этом искусство должно следовать ей.

ф. Хатчесон в «Исследовании о происхождении наших идей

красоты и добродетели» (1725) также проводит линию,

объединяющую художественный и моральный вкусы, и говорит

о врожденном чувстве прекрасного и многообразии вкусов.

Абсолютную красоту он связывает с гармонической

целостностью, а относительную — с полезностью и

целесообразностью предмета. Вкус заключается в умении постичь меру

гармонии и раскрыть единство в многообразии. Подобно

разделению первичных и вторичных качеств, вкус

подразделяется Хатчесоном на первичное восприятие и вторичные

(последующие или отраженные) чувства, возникающие на

базе первичных восприятий. Хотя в английской эстетике

сохраняется идея мимезиса, Хатчесон, Г. Хоум, А. Смит и

Т. Рид обращают внимание на критерий полезности

произведений искусства и на подчинение вкуса моде. Связь

вкуса с чувствительностью и миром человеческих страстей и

эмоций фиксируется Д. Купером («Письмо о вкусе», 1755),

Э. Берком («Философское исследование о происхождении

наших идей возвышенного и прекрасного», 1757), Д. Юмом

(«О норме вкуса», 1757). Э. Берк проводил

сенсуалистическую линию в трактовке вкуса: «Правильность суждения в

сфере искусств — что и может быть названо хорошим

вкусом — в огромной степени зависит от чувствительности,

потому что, если дух не имеет склонности к удовольствиям

воображения, он никогда не будет занимать себя трудами

такого рода, чтобы получить компетентные знания в этой

сфере» (Берк Э. Философское исследование о

происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979,

с. 60). Основываясь на ассоцианистской теории познания

и на мысли Д. Локка о единообразии органов чувств всех

людей, Берк утверждает, что существуют общие

принципы вкуса. Иную, более скептическую позицию занял Юм,

который отметил величайшую непоследовательность и

противоречивость в вопросах вкуса («О норме вкуса», Of

the standart of Taste, 1757). Он определял норму вкуса как

способ примирения различных чувств и нахождения

решения, позволяющее одобрить одно и осудить другое чувство.

Утонченный вкус может быть сформирован, если

обратиться «к тем образцам и принципам, которые были

установлены единодушным согласием и вековым опытом народов»

(Соч., т. 2. М., 1965, с. 732), к художественной практике

и исследованиям над отдельными видами прекрасного.

Вместе с тем Юм отмечает, что разум «если не составляет

существенной части вкуса, то по крайней мере необходим

для проявления последнего» (там же, с. 735) и что

недостаток здравого смысла и ясности ума приводит к господству

предрассудков и испорченности вкуса. Юм подчеркивает

трудность вычленения нормы вкуса, но все же исходная его

установка заключается в утверждении единообразия вкуса

и в провозглашении общеобязательности нормы,

достигаемой благодаря анализу эмпирического многообразия

вкусов. В концепции Юма сенсуализм в трактовке вкуса

начинает сменяться эмотивизмом: вкус отождествляется

с чувством (feeling), аффектом (passion) и

чувствительностью (sensibility). Эмотивистская трактовка была продолжена

А. Джерардом в «Опыте о вкусе» (1759). Он подчеркивает

значение единообразия и разнообразия,

пропорциональности и правильности в чувстве красоты. Среди

разнообразных чувств он анализирует и чувство, или вкус,

добродетели, соединяя тем самым этику и эстетику, рассматривает

взаимодействие различных «внутренних чувств» в процессе

формирования вкуса и место эстетического вкуса в

способностях духа. В противовес Хатчесону, отвергавшему

«перспективу выгоды или вреда» в анализе вкуса, Джерард

обращает внимание на критерии полезности и пригодности в

исследовании прекрасного.

В шотландской школе здравого смысла принципы ассоциа-

низма Д. Локка в трактовке вкуса были подвергнуты

критике и акцент делался на интроспекционистском анализе

очевидных и врожденных истин. Чувство вкуса у Т. Рида

понималось как врожденная интуиция и проводилось

различие между первичными и вторичными переживаниями.

К первичным переживаниям Рид относил три удовольствия

хорошего вкуса — новизны, величия и красоты, а ко

вторичным — восприятие совершенства произведений искусства.

В «Лекциях об изящных искусствах» (Lectures on the Fine

Arts, 1774) Рид выступал с критикой феноменалистской и

эмотивистской трактовок вкуса, основанных на субъекти-

визации вторичных качеств, и, подчеркивая объективность

вторичных качеств, в т. ч. вкуса, усматривал объективность

прекрасного в подлинном совершенстве, о котором нельзя

сформировать отчетливого понятия, но которое основано

на ощущении удовольствия. Не приемля сведение вкуса к

чувству, он допускал существование умственного вкуса и

того, что «в каждом проявлении вкуса присутствует акт

суждения» (цит. по: Из истории английской эстетической

мысли XVIII века, с. 292). Вкус — это «не просто ощущение, а

действие духа, в котором имеется суждение и убежденность

в том, что в предмете есть нечто рассчитанное на то, чтобы

произвести это ощущение» (там же, с. 305). Поэтому он

говорит о красоте геометрических фигур, теорем, машин и пр.

Эта линия анализа нашла продолжение у А. Алисона в

«Опытах о природе и принципах вкуса» (Essays on the Nature and

Principles of Taste, 1790), у В. Хогарта в «Анализе красоты»,

у Г. Хоума в «Основаниях критики», хотя феноменалистская

линия также продолжалась, в частности у Р. Пейн-Нейта

(«Аналитическое исследование о принципах вкуса», 1805),

который пытался соединить интроспекционизм с

романтическим культом гения как творца, формирующего вкус.

Для эстетики Просвещения в трактовке вкуса характерен

антиэлитаризм, абсолютизация роли воспитания и

здравого смысла. Просветительская линия представлена уже у

испанца Б. X. Фейхо-и-Монтенегра, который в ст.

«Основание вкуса» (1733) провозглашает отказ от противопоставле-

413

ВКУС

ния «хорошего» и «дурного» вкуса. Идеал «просвещенного

вкуса» рассматривается как общезначимый и

предполагает проведение дистанции не между старой и новой

аристократией, а между «просвещенным сословием» и толпой.

Вкус здесь связывается с чувством и наслаждением, а

причинами его появления и разнообразия объявляются

темперамент и настроение. Эта сенсуалистическая линия

получает развитие у Вовенарга, для которого «хороший вкус

есть способность верно судить о предметах, связанных с

областью чувства» и «состоит в умении чувствовать

прекрасную природу» («Введение в познание человеческого

разума», 1747. См.: Вовенарг L Размышления и максимы.

М., 1988, с. 20—21); в конечном счете для Вовенарга вкус

остается постоянным, а изменениям подвержены лишь

суждения человека.

Во французской эстетике эпохи Просвещения

сенсуалистическая линия в трактовке вкуса дополняется и даже

замещается рационалистической линией, подчеркивающей

существование определенных правил и норм вкуса,

усматривающей его основные признаки в ясности,

правдоподобии и разумности. Гельвеций считает, что универсального

вкуса не существует, но его познание возможно, поскольку

он основывается «на глубоком знании человечества и духа

времени» (Соч., т. 1. М., 1973, с. 520—21). Ст. «Вкус»,

помещенная в 7-м т. «Энциклопедии» (1757), написана

Вольтером, Монтескье и д’Аламбером. В ней вкус определяется

как чувство различения прекрасного и недостатков во всех

видах искусства, связывается с различными видами

удовольствий, с естественными и утонченными

наслаждениями «светских людей», которые движимы

любознательностью, стремлением к порядку, разнообразию, и удивлением.

Различая естественный и приобретенный вкус и отмечая их

взаимодействие, Монтескье все же рассматривает вкус как

разновидность ума, который обращен не только на

материальные, но и на духовные вещи. При этом Монтескье

обращает внимание на то, что при всех рационалистических

попытках «разъять гармонию» в произведениях искусства

остается нечто необъяснимое, вызывающее удивление и не

поддающееся анализу согласно правилам. «Не знаю, что»

таков иррациональный остаток рационалистического

анализа произведений искусства, который описывается

как неуловимое обаяние, природная фация, безыскусное

изящество; их невозможно определить, и они указывают

определенные пределы воспитанию вкуса. Д’Аламбер

проводил мысль о том, что привлечение философии к анализу

вкуса позволит избежать групповых пристрастий,

осмыслить различные объекты вкуса и мотивы его

предпочтений. Вкус не произволен, «он основан на незыблемых

принципах, а, следовательно, не должно быть ни одного

произведения искусства, о котором нельзя было бы судить

в соответствии с этими принципами» (цит. по: Философия

в «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера. М., 1994, с. 146).

Рационалистическая трактовка вкуса приведет, согласно

д’Аламберу, к небольшому числу бесспорных наблюдений

над манерой чувствовать и затем к выявлению принципов

наслаждений в области вкуса. Дидро подчеркивал, что

художник должен руководствоваться вкусом в выборе

предметов изображения: «Искусство воспроизводит природу;

вкус определяет выбор воспроизводимого» (Дидро. Об

искусстве, т. I. JI.-M., 1936, с. 133). Парадокс

просвещенного вкуса, по Дидро, состоит в

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн