Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

конституируется благодаря разделяемым

членами данной социальной общности смыслам.

Убеждения являются центральным ингредиентом властных

отношений и соображения рациональности обязательно

участвуют в общественной жизни. Интерес герменевтики

направлен прежде всего на символические и

нормативные конструкты, которые и формируют практическую

рациональность данных социальных агентов. Такой

подход включает также веру в то, что люди по природе своей

существа лингвистические и язык во многом

предопределяет характер общества, и формы существующей власти

в том числе. Напр., Арендт Ханна в работе «О насилии»

проводит мысль, что власть означает способность

человека действовать, но действовать совместно. Власть, по ее

мнению, никогда не является собственностью индивида,

а принадлежит группе и существует только до тех пор,

пока группа сохраняет свое единство. Люди — уникально

коммуникативные существа, и именно благодаря их

способности разделять с другими мысли и отношения

поддерживается их способность властвовать и подчиняться.

Для сторонников этой модели власть входит в систему

ценностей, которые конституируют идентичность,

равно как и возможности деятельности социальных агентов.

418

ВОЗВЫШЕННОЕ

«Материальные» аспекты властных отношений остались

по существу вне их интереса.

Структуралистская модель власти связана с именами

К. Маркса и Э. Дюркгейма. В ней отвергается

методологический индивидуализм, не принимается и чисто

нормативный подход. Власть в соответствии с этой моделью

обладает структурной объективностью, не признаваемой ни в

волюнтаристской, ни в герменевтической модели.

Структура власти делает возможным человеческое поведение и

одновременно ограничивает его. Она может иметь

нормативный характер, но она не сводится только к взглядам и

убеждениям людей.

Структурный подход определяет власть как способность

действовать. Социальные агенты обладают властью в силу

устойчивости отношений, в которых они участвуют. Она

обладает некоей «материальностью», поскольку следует

определенным структурным правилам, имеет собственные

ресурсы и отношения. В этом и заключается дуальный

характер структур: социальные структуры не существуют

независимо от деятельности и представлений людей о ней и

вместе с тем они выступают в роли материальных условий

деятельности. Это свойство структур возникает не просто

из отношений, напр., между капиталистом и рабочими, не

сводится к взглядам капиталиста на рабочих, а присуще

капитализму в целом. На него опираются участники

взаимодействий, реализуя определенные цели, в том числе и

властного характера.

Постмодернистская модель власти имеет множество

вариантов, начиная от М. Фуко и кончая современным

феминизмом. Отвергая индивидуализм и волюнтаризм,

теоретики-постмодернисты считают, что язык и символы являются

центральными элементами власти. С их точки зрения,

научный дискурс не обладает достаточной познавательной

достоверностью. Так, Фуко видит необходимость в том, чтобы

«подтолкнуть восстание порабощенного знания», которое

затемнено, если не дисквалифицировано, знанием

общепризнанным. В генеалогическом анализе власти он исходит

из того, что власть концентрируется не только в

политической сфере. Властные отношения встречаются повсюду:

в личных отношениях, в семье, в университете, в офисе, в

больнице, в культуре в целом. Асимметрия влияний,

заключающаяся в том, что А сильнее влияет на Б, чем Б на А,

говорит о том, что власть — это универсальное общественное

отношение. Поэтому задача политика — срывать маску с

власти, в особенности в тех областях жизни, где отношения

господства и подчинения не бросаются в глаза. Власть, по

Фуко, — это образование определенных структур или

дискурсов, имеющих как позитивное, так и негативное

измерение. Социальные агенты создаются благодаря тем властным

отношениям, в которых они участвуют, и какое бы

«сопротивление» этому ни оказывала власть, социальные агенты

всегда ограничиваются теми структурами, в которых они

появились.

Постмодернистские теоретики делают акцент на

локальном анализе «микро-власти». Любая глобальность или

тотальность в подходе к исследованию социальной власти

всегда предполагает тоталитарный дискурс. Кроме того,

именно локальное знание является

антиэпистемологическим. Опираясь на идеи Ф. Ницше, Фуко пытается он-

тологизировать господство в той или иной форме. Право

должно рассматриваться не с точки зрения легитимности

его установления, а с точки зрения порабощения, которое

оно провоцирует.

Ни одна из существующих моделей власти не дает о ней

целостного представления. Это и делает исследование власти

крайне сложным и противоречивым.

Лит.: ?ассел Б. Власть. — В кн.: Антология мировой

политической мысли, в 5 т., т. 2. М., 1997; Халипов В. Власть. Основы крато-

логии. М., 1995; Технология власти (Философско-политический

анализ). М., 1995; Иванов В. И., Матвиенко В. Я. и др. Технологии

политической власти. Зарубежный опыт. Киев, 1994.

Т. А. Алексеева

ВОЗВЫШЕННОЕ— одна из главных категорий

классической эстетики, характеризующая комплекс

неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило,

созерцательного характера, в результате которых субъект

испытывает сложное чувство восхищения, восторга,

благоговения и одновременно страха, ужаса, священного

трепета перед объектом, превосходящим возможности его

восприятия и понимания. При этом субъект переживает свою

глубинную онтологическую и энергетическую

сопричастность или самому «высокому» объекту, свое родство с ним,

или трансцендентному архетипу, духовным силам,

стоящим за ним; ощущает отсутствие угрозы реальной

опасности для себя, т. е. свою внутреннюю свободу и духовное

равноправие в системе взаимодействия несоизмеримых

величин, где он предстает бесконечно малой величиной.

В имплицитной эстетике (см. Эстетика) понятие

возвышенного появилось в греческой античности в связи с

понятием энтузиазма (божественного воодушевления, которое

приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или

восхождения к божественной идее прекрасного — у

платоников), а также в риториках, где оно означало один из стилей

речи — высокий, величественный, строгий. Эти идеи

подытожил в сер. 1 в. анонимный автор, вошедший в науку под

именем Псевдо-Лонгина, в трактате «О возвышенном».

Псевдо-Лонгин, характеризуя возвышенное (то u\j/oc) как

один из главных приемов художественно организованной

речи, делает акцент на его внесознательно-эмоциональ-

ном воздействии на слушателя, когда речь приводит его в

состояние восторга, изумления и «подобно удару грома,

ниспровергает все прочие доводы». Оратор для достижения

возвышенного должен не только искусно владеть всеми

техническими правилами составления фигур и оборотов речи,

но и субъективно быть предрасположенным к

возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям,

патетическому настрою.

В христианской средневековой эстетике проблема

возвышенного не ставилась на теоретическом уровне, но дух

возвышенного имплицитно пронизывал основные

составляющие культуры, достигая апогея в византийском и

древнерусском столичном искусстве (в живописи, архитектуре,

церковном пении), в храмовом богослужении, в

мистической практике монахов — в «эстетике аскетизма». В текстах

отцов Церкви, в церковной поэзии, агиографии, в

византийской и древнерусской иконописи трансцендентно-им-

манентный Бог предстает в качестве антиномического,

непостигаемо-постигаемого, неописуемо-описуемого

(«сверхсветлой тьмы» — Псевдо-Ареопагит) объекта

духовного созерцания, вызывающего у верующего переживание

возвышенного (ужаса и восторга, трепета и неописуемой

радости, «экстаза безмыслия» и т. п. состояний). Эстети-

419

ВОЗВЫШЕННОЕ

ческое сознание в византийско-православном ареале было

как бы промодулировано феноменом возвышенного,

поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие

категории, как образ, икона, символ, знак, выполняющие прежде

всего анагогическую (возводительную), т.е.

духовно-возвышающую функцию, а прекрасное было осмыслено как

символ божественной Красоты и путь к Богу. Искусство

и эстетическая сфера в Византии и средневековых

православных странах фактически функционировали в модусе

возвышенного. Восходящая к «Ареопагитикам» анаго-

гическая функция искусства была близка и многим

мыслителям западного средневековья. Так, аббат Сен-Дени

Суггерий (12 в.) прямо писал о том, что церковное

искусство способствовало его восхождению к Богу. Под знаком

возвышенного, сопряженного с причудливым, находилась

художественная культура и эстетика барокко, высоко

ценившая в художнике «божественное вдохновение» (furor

divinus). Во Франции нач. 18 в. возвышенное (le sublime)

понималось как высшая ступень красоты и означало

величие и изысканность.

В эксплицитной эстетике систематическое осмысление

возвышенного начинается с трактата Э. Бёрка

«Философское исследование о происхождении наших идей

возвышенного и прекрасного» (1757), в котором проводится

сравнительный анализ двух главных категорий эстетики на

основе изучения эмоционально-аффективного

воздействия соответствующих эстетических объектов. Бёрк

утверждал, что прекрасное и возвышенное имеют

противоположные природы. Если прекрасное основывается на

чувстве удовольствия, то возвышенное — на чувстве

неудовольствия. Объекты, их вызывающие, также во всем

противоположны. Возвышенные предметы «огромны по

своим размерам», шероховаты и небрежно отделаны,

угловаты, темны, мрачны и массивны, могут быть даже

зловонными. Поэтому возвышенное близко стоит к категории

безобразного («безобразие вполне совместимо с идеей

возвышенного», особенно если оно вызывает сильный страх).

Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Бёрку, быть

источником возвышенного.

Идеи английского мыслителя были активно восприняты

немецкими философами. М. Мендельсон в трактате «О

возвышенном и наивном в изящных искусствах» (1761) в

контексте своей теории восприятия определяет

возвышенное как нечто, вызывающее в созерцающем восторг,

восхищение, «сладкий трепет» и тем самым приводящее его к

постижению внезапно открывшегося совершенства. В

искусстве он различал два вида возвышенного: восхищение

изображенным предметом и восхищение самим

изображением предмета, даже достаточно заурядного, не

вызывающего удивления. С возвышенным первого вида он

связывал понятие наивного в искусстве, которое определял как

безыскусное выражение идеи или изображение предметов,

достойных восхищения. Непосредственность и наивность

изображения только усиливают, по мнению Мендельсона,

величие изображенного предмета.

На трактат Бёрка активно опирался и Кант в раннем

сочинении «Наблюдения над чувством прекрасного и

возвышенного» (1766) и в «Критике способности суждения»

(1790). Если в первом трактате он во многом следует за

Бёрком, то в «Критике» идет значительно дальше его.

Рассуждения о возвышенном Кант строит, постоянно

отталкиваясь от своей концепции прекрасного. Если понятие

прекрасного в природе связано прежде всего с формой

предмета, его упорядоченной ограниченностью, т.е.

касается его качества, то чувство возвышенного возбуждают,

как правило, предметы бесформенные, безграничные,

несоизмеримые с человеком, т.е. главный акцент

переносится на количество. Прекрасное «берется для изображения

неопределенного понятия рассудка, а возвышенное — для

изображения неопределенного понятия разума»

(Критика способности суждения, § 23). И то и другое доставляет

удовольствие субъекту, хотя и различное по характеру;

удовольствие от возвышенного — это особое антиномическое

удовольствие-неудовольствие, «негативное удовольствие».

Возвышенное нравится «в силу своего противодействия

интересу (внешних) чувств», в то время как прекрасное

нравится «без всякого интереса». Возвышенное «есть

предмет (природы), представление о котором побуждает душу

мыслить недосягаемость природы в качестве изображения

идей» (там же, § 29). Чувство возвышенного основывается,

т. о., на некой негативности, принципиальной

неадекватности и невозможности, т.е. приводит к ощущению транс-

цендентальности идей, стоящих за объектом

эстетического восприятия. Возвышенное возникает как моментальное

схватывание или шок от непосредственного узрения

невозможности чувственного представления этих идей при

максимальной иррациональной приближенности к ним в

самом акте восприятия; и оно есть то, «одна возможность

мысли о чем уже доказывает способность души,

превышающую всякий масштаб [внешних] чувств» (там же, § 25).

Одно из главных отличий основных категорий эстетики

Кант видит в том, что красота природы «заключает в своей

форме целесообразность», т.е. имеет онтологический

характер и «сама по себе составляет предмет удовольствия»;

объект же, вызывающий в нас чувство возвышенного, по

форме «может казаться нашей способности суждения

нецелесообразным, несоразмерным с нашей способностью

изображения», как бы насильственно навязанным

воображению (там же, § 23). Он не может быть назван в отличие от

прекрасного возвышенным в собственном смысле слова;

возвышенное «касается только идей разума», т.е. его центр

тяжести находится в субъекте, а не в объекте, как в случае

с прекрасным. «Основание для прекрасного в природе мы

должны искать вне нас, для возвышенного же — только

в нас и в образе мыслей, который вносит возвышенное в

представление о природе» (там же). Возвышенное

возникает при конфронтации опыта природы с опытом

свободы; это не эмпирически-индивидуальное, но субъективно-

всеобщее чувство. Кант различал два вида возвышенного:

математически возвышенное и динамически

возвышенное. Первый вид связан с идеей величины объекта,

увлекающей человеческое воображение в бесконечность. Второй

— с угрожающими силами природы (бушующий океан,

гроза с громом и молниями, действующий вулкан и т. п.),

когда человек созерцает их из безопасного места, ощущает

увеличение своей душевной силы в процессе созерцания

и получает удовольствие от осознания в себе

«способности сопротивления» им. Душа воспринимающего начинает

«ощущать возвышенность своего назначения по

сравнению с природой» (там же, § 28).

Идеи Канта конкретизировал, сместив некоторые

акценты, Шиллер в двух статьях «О возвышенном» (1793; 1801).

Возвышенное трактуется им как объект, «при

представлении которого наша чувственная природа ощущает свою

420

ВОЗВЫШЕННОЕ

ограниченность, разумная же природа — свое

превосходство, свою свободу от всяких ограничений; объект, перед

лицом которого мы, т. о., оказываемся в невыгодном

физическом положении, но морально, т.е. через посредство идей,

над ним возвышаемся» (цит. по: Шиллер Ф. Статьи по

эстетике. М—Л., 1935, с. 138). Чувство возвышенного

«сочетает в себе страдание, достигающее иногда степени ужаса, и

радость, восходящую до восторга; не будучи в собственном

смысле наслаждением, оно чуткими душами

предпочитается простому наслаждению

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн