Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

предсказательной же силе они равноценны.

Такими предсказаниями занимается специальная наука

теория вероятностей.

Категории «возможность», «действительность» и

«необходимость» играют фундаментальную роль не только в

философии, но и в логике, являясь основанием для

различения суждений возможности (проблематических),

действительности (ассерторических) и необходимости

(аподиктических). Для их определения используют

введенное Лейбницем понятие возможного мира. При этом

необходимость приравнивается к истинности в каждом

возможном мире, а возможность — к истинности в одном

из возможных миров.

Г.Д.Левин

ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ СЕМАНТИКА- метод

логического анализа модальных и интенсиональных понятий,

основу которого составляет рассмотрение мыслимых

положений дел (идеальных альтернатив, описаний

состояний, точек соотнесения). Дуне Скот (1265-1308) первым

предложил уточнять смысл модальных понятий в процессе

анализа альтернативных состояний дел. В его теории

«возможное» понимается как области концептуальной

непротиворечивости. Среди логических возможностей (possibile

logicum) выделяются классы эквивалентных областей на

основе отношения их совозможности (compossibilitas). Из

них выделяется один класс — «действительный мир». При

этом некоторые логические возможности понимаются как

реальные альтернативы действительному миру (possibile

real). Идею возможных миров использовал Лейбниц для

толкования «необходимо истинного» как того, что имеет

место во всех возможных мирах, а случайно истинного как

того, что имеет место в некоторых из них. Р. Карнап (1946),

исходя из идей Лейбница, строит первую содержательную

семантику для модального языка, уточняя понятие

возможного мира в понятии «описание состояния». Его система

содержит исчерпывающее определение полных и

непротиворечивых описаний состояний атомарных фактов. Точные

методы семантики возможных миров были созданы к сер.

50-х гг. благодаря независимым работам С. Кангера

классы структур», «свойства модальных операторов»), Р.

Монтегю (отношения между «идеальными моделями», «точки

соотнесения», «окрестностные семантики»), Б. Джонсона,

А. Тарского (связь алгебраических характеристик со

свойствами бинарных отношений), Я. Хинтикки («модельные

множества», отношение «со-разрешения», отношение

альтернативности), К. Мередита, И. Томаса, А. Прайора

(«мировые скачки», «world-jumping») и — в особенности —

работам С. Крипке (1959) по реляционным семантикам,

в которых вводится отношение достижимости (relation of

accesibility) между мирами.

Метод семантики возможных миров используется для

определения значения выражений, семантический статус

которых зависит не от единственного положения дел, а от

многих возможных положений дел, как, напр., в языках

модальной логики. Модальный язык содержит следующие

символы: р, q, г — пропозициональные переменные; &,

V, з, -л — логические связки (конъюнкция, дизъюнкция,

импликация, отрицание, соответственно); d — оператор

необходимости, а также скобки, d А читается:

«необходимо Л», где А — любая правильно построенная формула

модального языка. Под модельной структурой понимают пару

, где W — множество (непустое) возможных миров,

a R — бинарное отношение на W. Отношение R называют

отношением достижимости; w]Rw2 читается: мир и>2

достижим из мира w, способом, зафиксированным в свойствах

отношения R. Модель рассматриваемого модального

языка строится как упорядоченная тройка , где W

и R — как и прежде, а ф есть функция, приписывающая

значения переменным: ф(/>)сЖ Неформально, функция

Ф выделяет множество миров, где имеет место событие,

описанное высказыванием р. Следующий шаг построения

модели состоит в том, что функция приписывания

переменным расширяется до функции означивания (сложных)

формул. Символ |= используется для обозначения понятий

логического следования и общезначимости. Для M = ФИЛОСОФИЯ R, ф>, если А, В есть формулы модального языка, то М, н>,

Ф |= А читается: в модели М., в возможном мире w при

приписывании ф истинно А. Понятие истины в модели при

данном приписывании определяется следующим образом:

1. M., w, ф(/?), если и только если (сокращенно е.т.е.)

w e ф |= р (мир w принадлежит множеству миров, где имеет

место факт, описываемый/?);

2. M, w, ф \=А & В, е.т.е. M., w, ф |= А и Л/., w, ф |=Z?;

3. M, w, ф |=/4 v В, е.т.е. M, w, ф |= А или M, w, ф \=В;

4. Л/., w, ф |=Л з В, е.т.е. если M, w, ф |= Д то M, w, ф |=Д

5. M, w, ф |= Л , е.т.е. неверно, что M, и\ ф |=А

6. M, w, ф |=CDv4, е.т.е. для всех w’ таких, что wRw’ имеет

место M., w, ф|=/1.

Понятие истины в модели и общезначимости

определяются следующим образом. Формула А истинна в модели М.,

если А истинна в любом мире w при любом приписывании

ф. Формула А общезначима в модельной структуре ,

если А истинна во всех моделях данной структуры. В данной

модели возможный мир рассматривается как совокупность

фактов, совместимых друг с другом. Именно при

определении модального оператора необходимости G A в

рассмотрение включаются возможные миры. (Формула DA истинна в

модели М., в мире w, при приписывании ф, если DA истинна

во всех мирах, достижимых из данного по отношению R).

Данного типа семантики называют реляционными по той

причине, что в них отношение между мирами понимается

как достижимость определенным способом. Каждой

модальной аксиоме (аксиомной схеме), синтаксически

заданной, в семантике соответствует отношение достижимости

R с определенным набором свойств. Напр., в нормальных

системах модальной логики принятие аксиомной схемы

ПАэА («Если А необходимо, то А») влечет принятие такого

свойства отношение R как рефлексивность. При принятии

аксиомных схем D(A z> В) zd (ПА z> DB), DA z) А и правила

вывода: если \=А, то \=ПА, отношение У?становится

отношением эквивалентности {R — рефлексивно, симметрично и

транзитивно).

В современных неклассических логиках понятие

возможного мира обогащается новыми смыслами. Возможные

миры по количеству и качеству подразделяются на полные

(неполные) и непротиворечивые (противоречивые).

Понятие полного возможного мира предполагает построение

моделей, в которых все константы (индивидные и

предикатные) всюду определены. Этот факт означает, что можно

вычислить значение любой правильно построенной

формулы. Семантически различаются «твердые десигнаторы»

(rigid designator — в терминологии Крипке) и «нетвердые

десигнаторы». В каждом возможном мире w индивидная

константа как «твердый десигнатор», скажем т, именует

индивид, причем константа m указывает на единственный

индивид с, какой бы возможный мир ни рассматривали.

Примером нетвердого десигнатора может служить имя

«Мисс Европа», которое в зависимости от возможного

мира (времени и ситуации) указывает на разные

индивиды. Возможно положение дел, в котором индивидная

константа не указывает ни на один индивид (провал в

значении). Скажем, если значение т не определено в мире w’,

тогда и истинностное значение формулы Р(т) не

определено (истинностно-значный провал). Мир w’

представляет собой неполное описание состояния. Противоречивые

миры (описания состояния) включают в себя логически

противоречивые формулы. Неполные и противоречивые

миры могут служить примером неклассических миров или

«невозможных возможных миров». Во многих моделях

вводятся специальные функции, отождествляющие

индивиды в разных возможных мирах («трансмировые линии» в

терминологии Хинтикки).

В неклассических логиках смыслы понятия «возможный

мир» варьируются от области и задач исследования.

Можно различать логическую и физическую необходимость,

полагая в последнем случае, что Zy означает, что «ф есть

следствие законов физики». При таком прочтении

отношение wRv имеет место, если v есть научная альтернатива w

т.е. мир, в котором выполняются все научные законы мира

и>. В эпистемической логике ~ф трактуется как

«познающий знает, что ф», wRv означает, что v есть эпистемическая

альтернатива к миру w, v должно быть совместимо со всем

тем, что известно познающему в мире w. В деонтической

логике ~ф понимается как «должно быть так, что ф

истинно», a wRv означает, что v есть идеальная нравственная

альтернатива и>, т.е. v — мир, в котором сохраняются все

нравственные законы мира w.

Современные исследования по неклассическим логикам

идут по пути структуризации истинностного значения.

Конструируются комплексные модели, сочетающие

понятия возможного мира, момента времени, субъекта

произнесения (миры наблюдателя), субъектов пропозициональных

установок (миры познающих). Иногда различают

возможные миры как глобальные описания состояний,

включающие все рассматриваемые точки соотнесения, и как

локальные описания (возможные миры в узком смысле).

Структуризация значения предполагает конструирование

многоуровневых семантик возможных миров.

Лит.: Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959; Хинтикка Я.

Логико-эпистемологические исследования. М., 1980; Семантика

модальных и интенсиональных логик. М., 1981; Логические

исследования, вып. 4. М, 1997; вып. 5. М., 1998; вып. 6. М., 1999.

См. также лит. к ст. Логическая семантика. Неклассические

логики. Философская логика. Модальная логика. Релевантная

логика.

И. А. Герасимова

ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯсовокупность

философских направлений и учений 14—16 вв., сложившихся

первоначально в Италии, а затем и в других странах Европы

(гл. о. Западной).

Родоначальником гуманистического движения считается

поэт и философ 14 в. Петрарка, проявивший огромную

активность в поисках (преимущественно в монастырских

библиотеках) неизвестных его современникам

произведений античной литературы и философии.

Итальянские гуманисты кон. 14 —первой пол. 15 в. —

Л. С. Салютати, Л. Бруни, П. Браччолини и др. осознают

принципиальное отличие их эпохи от периода

Средневековья, (medium aevum — сам этот термин введен ими).

Переход от средневекового теоцентризма на позиции

антропоцентризма происходил в течение всего 15 в. Он связан, в

частности, с произведением Манетти, резко заостренным

против средневекового церковного аскетизма, с

антиклерикализмом и эпикуреизмом Л. Валлы.

Активным и влиятельным антисхоластическим

направлением 15 в. стал платонизм, в значительной мере обязанный

своим возникновением в Италии деятельности

византийского платоника Шифона. В 1459 во Флоренции появля-

424

ВОЙНА

ется Платоновская Академиякружок гуманистов,

филологов и философов, крупнейшими из которых стали

М. Фичино и Пико делла Мирандола. Огромное влияние

платонизма в 15—16 вв. объясняется принципиальной

неприязнью гуманистов к схоластизированному аристотелизму

Фомы Аквинского, ставшему официальной доктриной

Католической церкви. Флорентийские платоники

выдвинули идею универсальной религии (наиболее близкой ей

все же признавалось христианство) и провозгласили

принцип веротерпимости. В произведениях Николая

Кубанского преломились многие идеи античной и средневековой

философии — апофатической теологии, неоплатонизма,

пифагореизма, номинализма.

К кон. 15 — нач. 16 в. гуманистическое движение

становится общеевропейским. Однако центр философии

Возрождения по-прежнему находится в Италии. Идеи аристотелиз-

ма в сочетании с теорией двойственной истины отстаивал

Я. Помпонацци. Крупнейшим представителем социальной

философии Возрождения в нач. 16 в. был К Макиавелли,

сформулировавший свою индивидуалистическую

концепцию человеческой природы.

В Лондоне в кон. 15 — нач. 16 в. вокруг теолога Дж. Колета

(1467—1519) сложился оксфордский кружок христианских

гуманистов. Активнейшими членами этого кружка были

Эразм Роттердамский, критик схоластики (сатирическая

«Похвала глупости»), и его близкий друг L Мор, автор

знаменитой «Утопии».

Кризисная ситуация в Католической церкви и воздействие

идей Эразма и других гуманистов стимулировали движение

Реформации в Германии, Швейцарии и др. странах,

приведшее к появлению лютеранства, кальвинизма и других

течений, получивших общее название протестантизма. Среди

различных проявлений внеконфессионального

христианства наиболее влиятельным стало т. н. антитринитарное

движение, отвергавшее догмат триединства христианского Бога.

В Польше, а затем в Нидерландах и других странах антитри-

нитарии-унитарии именовались социанианами,

применительно к которым был употреблен (1564) термин «деист».

Философское осмысление деизма как естественной религии

было осуществлено французским социальным мыслителем

Ж Боденом; оно стало одним из главных направлений

религиозного вольнодумства.

Успехи реформационных движений привели к

перестройке католицизма, принявшей форму Контрреформации;

важнейшим ее философским результатом стало появление

т. н. второй схоластики — видоизмененного томизма,

осуществленного гл. о. Ф. Суаресом.

Антисхоластическая и антидогматическая направленность

гуманистической мысли усилилась к кон. 16 в. и нашла

яркое выражение в «Опытах» М. Монтеня. Усиление идей

скептицизма сочеталось в этом произведении с

натуралистическим истолкованием природы человека, что отличает

антропологию Монтеня от антропоцентристских воззрений

итальянских гуманистов 15 в.

Первостепенным фактом стала гелиоцентрическая

концепция Коперника, противостоящая прежнему

геоцентрическому пониманию Вселенной.

Важнейшей составной частью философии Возрождения в

16 в. стала натурфилософия — {Параиельс, Б. Телезио, Дж.

Кардано, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т. Кампанелла), в

контексте которой возникло понятие естественной магии,

сыгравшее большую эвристическую роль в становлении

естественно-научного подхода. Органическая трактовка

бытия сочеталась здесь уже с механистическим его

истолкованием (отчасти у Николая Кузанского и особенно

у Дж. Бруно), развитие естественно-научной мысли шло

параллельно натурфилософии Возрождения и в тесном

переплетении с ней (открытие Кеплером законов

движения планет вокруг Солнца, эпохальные открытия Галилея

в астрономии и механике и др.).

Аналитическая методология и идеи механицизма

фиксировали уже новый этап развития научно-философского

знания 17 в.

Лит.: Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978; ГорфункельА. X.

Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Гарэн Э. Проблемы

итальянского Возрождения. М., 1986; Культура эпохи

Возрождения, под ред. Л. М. Брагиной, А. X. Горфункеля, А. Н. Неми-

лова и др. М., 1986; Петров М. Т. Проблема

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн