Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Возрождения в

советской науке. М., 1989; Рутенбург В. Я. Титаны Возрождения.

СПб., 1991; Соколов В. В. Европейская философия XV—XVII

вв. М., 1996; The Cambridge History of Renaissance philosophy, ed.

G. Skinner and E. Kessler. Cambr., 1988.

В. В. Соколов

ВОЙНА— 1) состояние вражды, борьбы с кем-либо; по

словам Дж. Локка, тот, кто пытается полностью подчинить

другого человека своей власти, тем самым вовлекает себя

в состояние войны с ним; 2) организованная

вооруженная борьба между государствами, нациями, социальными

группами, осуществляемая специальным социальным

институтом (армией) с привлечением экономических,

политических, идеологических, дипломатических средств. По

выражению К. фон Клаузевица, война есть продолжение

государственной политики иными средствами. В этом

смысле войны могут быть гражданскими и внешними,

справедливыми и несправедливыми, освободительными и

захватническими. В истории общественной мысли,

начиная с глубокой древности, имеются различные воззрения

на природу, причины и последствия войны, отмечено

противостояние двух представлений о войне как о социальном

зле и как о необходимой для общества функции.

Философское значение понятию «воина» было придано

Гераклитом. В войнах, распрях и вражде

феноменологически проявляется универсальный закон единства и

борьбы противоположностей: «Должно знать, что война

общепринята, что враждаобычный порядок вещей и

что все возникает через вражду и заимообразно» (цит. по:

Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1. М., 1992,

с. 46). «Война (Полемос) — отец всех, царь всех», есть

парадоксальное условие целостности мира, природного

и человеческого. К возникновению космоса как

организованной структуры ведут, по Гераклиту, именно война и

распря, согласие же и мир, напротив, — к его сгоранию.

Идея войны как всеобщей вражды находит свое

выражение в концепции Т. Гоббса «войны всех против всех».

Пока люди живут без общей власти, они находятся в

состоянии войны, каковое заключается не только в

происходящих боевых действиях, но и в устремленности к ним.

По Дж. Локку, естественное состояние, в котором

находятся люди в силу отсутствия общего судьи, обладающего

властью, может в принципе быть состоянием мира и

безопасности и потому не тождественно состоянию войны.

Стремление избежать состояния войны — главная

причина объединения индивидов в общество и отказа от естес-

425

ВОЙТЫЛА

твенного состояния. По мнению И. Канта, естественное

состояние есть состояние не мира, но войны (в смысле не

только беспрерывных враждебных действий, но и в

смысле постоянной их угрозы). В отличие от Локка и других

сторонников теории общественного договора (см.

Договор общественный) Д. Юм выводил институт правления из

войны как вооруженной борьбы между различными

сообществами, во время которой происходит возвышение

одного из соплеменников, тогда как другие приучаются

к подчинению.

Война оказывает противоречивое влияние на жизнь

общества, ведет к становлению новых социальных институтов.

А. Э. К. Шефтсбери считал, что на войне (при том, что это

самое дикое явление в обществе) упрочиваются узы

человеческой солидарности. Юм полагал, что гражданские

войны, в особенности опирающиеся на принципы свободы,

не только не препятствуют искусству красноречия и

литературного творчества, но и, предоставляя им новые темы,

с лихвой восполняют беспокойство, причиненное музам.

Г. В. Ф. Гегель сделал еще более сильное утверждение. По

его мнению, нации обретают внутреннее спокойствие

благодаря внешним войнам.

Изменения в социальных институтах в свою очередь

влияют на характер войн. Английский историк 18 в. Э. Гиббон

считал, что само развитие военного дела требует улучшений

в мирных занятиях и делах гражданского правления;

поэтому Европа может не опасаться нового варварского

нашествия, ибо, чтобы победить, варварам пришлось бы перестать

быть таковыми. С усилением начал цивилизованности,

укреплением экономических связей между государствами,

установлением внутреннего порядка в республиках и

принципов если не свободы, то умеренности в монархиях в 18 в.

связывались, по Гиббону, надежды на утверждение более

продолжительного и прочного мира. Русский просветитель

18 в. С. Е. Десницкий убежден, что в Европе никто не может

овладеть целым государством или разорить его, ибо прочие

державы, скрепленные купечеством более, чем каким-либо

другим средством, восстают против зачинщика, поэтому же

в Прусскую войну (1756—62) «многие державы

переведались оружием без всякого почти завоевания знатного и без

всякой корысти».

В 19—20 вв. надежды на «вечный мир» сменяются

представлениями о неизбежности все более разрушительных и

кровопролитных войн. Марксизм связывал феномен войны

с социальным антагонизмом и борьбой классов;

искоренение войн возможно лишь после революционного

переустройства мира. В 20 в. обострение межгосударственных,

политических, идеологических и др. противоречий, борьба

за передел мира и сфер влияния, развитие военной техники

нашли свое выражение в двух мировых войнах и множестве

региональных войн и локальных вооруженных

конфликтов. В настоящее время военно-технический потенциал сил

сдерживания достиг такого уровня, что в сочетании с

должной политической ответственностью государств позволяет

надеяться на недопущение крупномасштабной войны,

которая стала бы катастрофой глобального масштаба.

В. М. Быченков

ВОЙТЫЛА(Wojtyla) Кароль (18 мая 1920, Вадовице,

Польша), с 16 октября 1978 —Римский папа Иоанн Павел II.

С 1938 изучал философию и польскую филологию в Ягел-

лонском университете (Краков). До 1945 работал на

химическом предприятии «Солвей» близ Кракова, затем

в каменоломне, одновременно учился (с 1942) в духовной

семинарии, нелегально действовавшей во время немецкой

оккупации. В 1946 принял сан священника, в 1948 окончил

университет «Ангеликум» в Риме. До сер. 1950-х гг.

преподавал в семинариях и на теологическом факультете Ягеллон-

ского университета; с 1954 — доцент, заведующий кафедрой

этики Католического университета в Люблине (Польша).

В 1958 защитил докторскую диссертацию «Оценка

возможности создания христианской этики на основе

системы Макса Шелера». С 1958 — епископ, затем архиепископ

(1964), кардинал (1967), митрополит Краковский. Автор

книг «Любовь и ответственность» (1960), «Личность и

поступок» (1969), «Личность и любовь» (1991), «Проблема

субъекта морали» (1991) и около 800 философско-теологи-

ческих статей.

В области философии Войтыла с нач. 1950-х гг. выступает

против односторонней ориентации католицизма на

неотомизм, поскольку тот ограничивается изучением человека

лишь «извне». Для познания человека «изнутри» Войтыла

стремится дополнить неотомистскую «философию бытия»

феноменологическим описанием, экзистенциалистским

опытом, отдельными положениями неопозитивизма и

лингвистической философии. В 1950—60-х гг. Войтыла

подвергался критике со стороны ортодоксальных неотомистов за

симпатии к «философии сознания» (Э. Гуссерля, Р. Ингар-

дена, М. Шелера и др.). В разработке теории личности

Войтыла исходил из анализа суждения «Я действую»: с его

помощью человек познает самого себя и через это — «другого»;

только личный опыт в состоянии зафиксировать не только

действительность самого субъекта, но и действительность,

существующую вне его. Приступая к изучению личности и

мира, необходимо вначале исследовать субъективный мир

человека, а затем воспринимаемый им окружающий мир.

Отправной точкой при этом должно служить исследование

активности личности, которое всегда начинается с изучения

самопроизвольного акта действия. «Я — причина, я

вызываю существование указанной действительности, движения,

а также вызываю тот или иной результат. Я являюсь

причиной того, что мой динамизм обусловливает какое-то

существование, которого до их пор не было» (Osoba i czyn, s. 69).

Войтыла выступает за умеренное восприятие католицизмом

протестантского теологического эвристического метода»,

при котором священные, религиозные ценности

«отыскивались» бы в самой действительности — трансцендентного

и одновременно имманентного Бога необходимо искать и

в мире, и в самом человеке.

В своих философско-теологических работах, а с 1978 —

в социальных эниикликах Иоанн Павел II анализирует

многочисленные проблемы, порожденные современной

цивилизацией. Общественное развитие понтифик

истолковывает преимущественно как развитие регрессивное.

Основными «знамениями нашего времени» он объявляет

ситуацию, при которой современный человек, создавший

совершенные орудия труда, овладевший сложным

производством, в итоге оказывается беспомощным перед ними,

подчиненным им. Причина, утверждает он, кроется прежде

всего в нарушении равновесия в семье, в конфликтах между

поколениями, в новом укладе отношений между мужчиной

и женщиной и лишь затем — в сфере социально-полити-

426

ВОЛЬТЕР

ческих и экономических отношений. Церковь в энцикли-

ках Иоанна Павла II предстает как институт, не связанный

ни с каким общественным строем; она должна выполнить

миссию освобождения мира от социальных, политических

и экономических конфликтов несоциальными,

неполитическими и неэкономическими методами. Согласно

понтифику, политика церкви заключается в ее аполитичности,

политика церкви есть форма духовного пастырства в мире,

служение людям с помощью Евангелия. Наибольшей

ревизии Иоанн Павел II подверг католическую концепцию

войны и мира. Вместо учения Фомы Аквинского о

«священной» войне как средстве восстановления справедливости

и положений пастырской конституции «О церкви в

современном мире» II Ватиканского собора (1962—65) о

праве народов на самозащиту с сер. 1980-х гг. Иоанн Павел II

фактически отстаивает идеи абсолютного пацифизма. Он

отмечает неправомерность деления войн на справедливые

и несправедливые, объявляя всякую войну греховной. В

предлагаемой им концепции оздоровления мира

центральной выступает идея создания «цивилизации любви» —

общемирового сообщества, функционирующего на основе

принципов христианской любви и всеобщей солидарности

индивидов и народов.

Соч.: Войтыла К. Основания этики. — «ВФ», 1991, № 1, с 29—

59; Иоанн Павел II Единство в многообразии: Размышления о

Востоке и Западе. Милан — М., 1993; Mitose i odpowiedzianosc.

— «Studium etyszne». Krakow, 1962; Osoba i szyn. Krakow, 1969;

Wyklady lubelskie. Lublin, 1986; Osoba a mitose. Lublin, 1991;

Zagadnienie podmiotu moralnosci. Lublin, 1991.

Лит.: Филиппов Б. А. Иоанн Павел II. — «Вопросы истории»,

1993, №3.

Ф. Г. Овсиенко

ВОЛЬНЕЙ, Вольне (Volney) Константин Франсуа,

подлинная фамилия — Буажире (3 февраля 1757, Краон — 25

апреля 1820, Париж) — французский просветитель,

философ, ученый-ориенталист, политический деятель. Научные

интересы Вольнея включали вопросы истории философии,

этики, религиоведения. Источником его миропонимания

был деизм, а также сенсуализм Дж. Локка и Э. Кондильяка.

Сознание человека он сравнивал с зеркалом, отражающим

вещи; отражение может быть правильным и искаженным;

критерий истинности лежит в ощущениях. Во всех тех

случаях, когда предметы могут быть восприняты органами чувств

человека, устраняются разногласия между людьми и

обретается объективное знание. Данное положение Вольней

положил в основу анализа религии и своей теории общественной

морали. Происхождение религии он, подобно другим

просветителям, объяснял чувством страха, невежеством и

«теорией обмана». В своих работах он прослеживает различные

этапы развития религии, начиная с олицетворения сил

природы до образа христианского Бога, мыслимого им как

отвлеченное существо, как некая метафизическая субстанция.

Вместе с Ш. Дюпюи (1742—1802) Вольней выдвинул т. н.

астральную теорию происхождения религии, отводя

решающую роль мистификации звездного неба и считая, что

мысль о существовании многих богов возникла у людей на

основе наблюдений за движением небесных светил. Образ

богочеловека, согласно Вольнею, своими корнями уходит

в предшествовавшие восточные культы умирающих и

воскресающих богов. Вольней отвергал теорию божественного

происхождения государственной власти и идею

божественного промысла в человеческой истории. В основе всех

действий людей он усматривал стремление к

удовлетворению личного интереса, себялюбие, отвращение к

страданию. Правильно понятый личный интерес может

превратиться в интерес общественный; в будущем народы поймут

значение общественного счастья: бедняки обретут свою

силу в идее равенства, богачи же склонятся к умеренности

и подчинят свои частные интересы общественным

интересам. Эти идеи легли в основу его программы объединения

народов в «Генеральные штаты Европы», которые должны

были функционировать на базе принципов «Декларации

прав человека и гражданина» 1789. Вольней принимал

активное участие в революционных преобразованиях

Франции 1789-94.

Соч.: Quevres completes, t. 1—8. P., 1821; Discours sur l’etude

philosophiques de langues, 4 ed. P., 1821; Руины, или размышления

о расцвете и упадке империй. М., 1928; Избр. атеистические

произв. М., 1962.

Ф. Г. Овсиенко

ВОЛЬТЕР(Voltaire), наст фамилия — Аруэ (Arouet)

Франсуа Мари (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, там же)

французский философ, писатель, публицист. Родился в

семье парижского нотариуса. С 1713 обучался в иезуитской

коллегии Людовика Великого в Париже. Уже в 12-летнем

возрасте он был введен аббатом де Шатонефом в «Тампль»,

кружок парижских вольнодумцев. По окончании коллегии

в 1717 на 11 месяцев был заключен в Бастилию за сатиру

на герцога Филиппа Орлеанского. После скандальной

ссоры с кавалером де Роганом и краткосрочного заключения

в Бастилию в 1726 был выслан из Парижа. В 1726—29 жил

в Англии, где изучал философию, прежде всего

английскую, и ньютоновское естествознание. К этому времени

относятся его первые исторические работы («Генриада»,

«Опыт о гражданских войнах во Франции»). Вернувшись

в Париж, публикует в 1734 «Философские письма» (Lettres

philosophiques sur les Anglais), принесшие ему огромную

известность и осужденные парижским парламентом на

сожжение, как «противные религии, добрым нравам и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн