Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

уважению к

власти». В 1734—49 (с перерывами) живет в замке Сире на

границе с Лотарингией. Здесь он пишет «Метафизический

трактат» (Traite de metaphysique, 1734), «Основы

философии Ньютона» (Elements de k philosophie de Newton, 1738).

Будучи вызван в Париж благодаря усилиям м-м де

Помпадур, назначается на должность придворного историографа

Людовика XV, избирается во французскую Академию наук.

В 1750—53 в Пруссии при дворе Фридриха II. В 1758

покупает на границе Швейцарии и Франции имение Ферне, где и

живет последующие 20 лет. Сотрудничает в «Энциклопедии»

Дидро и д’Аламбера, пишет «Опыт о всеобщей истории и о

нравах и духе законов» (Essai sur l’histoire generate et sur tes

moeurs et l’esprit des nations, 1755—69), «Философию

истории» (La philosophie de l’histoire, 1765). Приезд его в 1778 в

Париж стал триумфом «фернейского патриарха».

В философии Вольтер осуществил синтез основных

положений деизма, исходя из существования непознаваемого

Бога как первопричины материального и идеального миров.

Утверждая объективную реальность божественной

субстанции, Вольтер считал ее принципиально отличной от

потенциальной бесконечности природы. Опираясь на открытый

427

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО

И. Ньютоном 1-й закон движения, Вольтер рассматривал

природу наподобие часового механизма, где все формы

неорганической и органической материи движутся

благодаря внешней силе, давшей миру 1-й механический

толчок.

В «Метафизическом трактате» Вольтер подверг критике

идею движения как атрибута материи, утверждая

существование нематериального принципа действия. В сочинении

«Dieu et les Hommes, oeuvre theologique, mais raisonnable»

(1769, рус. пер.: «Бог и люди», т. 1—2, 1961) Вольтер

совершает логическую формализацию деизма, приближая его

к строгой ньютонианской схеме, согласно которой Бог

действует по всеобщим законам механического движения.

Отрицая развиваемую Малъбраншем концепцию

причинности в духе окказионализма, Вольтер признает

существование в природе единого разумного мирового начала — Бога

как первопричины материального мира и происходящего в

мире движения. Целесообразность и совершенная

гармония мира есть результат целеполагания разумного существа.

В области теории познания Вольтер был одним из первых

во Франции сторонников материалистического

сексуализма Дж. Локка. Критически относясь к

рационалистическим построениям Декарта, Спинозы, Лейбница, он считал

опытное исследование природы наиболее адекватным

методом ее познания. Излагая историю христианства, Вольтер

развивал идеи представителей французской исторической

школы, создавших образ исторического Христа в качестве

основателя нового социального и морального учения.

Христианство Вольтер истолковывал как учение, охраняющее

институт частной собственности и моральные устои

европейской цивилизации 18 в.

С именем Вольтера связана одна из первых попыток

создания философии истории. В «Философии истории», в «Опыте

о всеобщей истории и о нравах и духе народов», рассматривая

человеческую историю как последовательное движение от

первобытного варварства к позднейшей цивилизации,

Вольтер подчеркивал важную роль в этом движении

просвещения, науки, трудовой и творческой деятельности

человечества. Дав острую критику феодальных порядков, основанных

на деспотической форме правления, Вольтер

противопоставил им идею просвещенной конституционной монархии как

наилучшей формы государственного устройства. Он

отрицательно относился не только к коммунистическим идеалам

Мелье, но и к умеренному эгалитаризму Руссо,

предполагающему возможность установления народовластия.

Вольтер проявлял огромный интерес к истории и культуре

России. Полемизируя с Руссо, он высоко оценивал

преобразовательную деятельность Петра I. Идеи Вольтера вызвали

к жизни широкое просветительское движение 18 в.—

вольтерьянство.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1—52, P., 1877—82; в рус. пер.:

Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1—2.

М.— Л., 1931; Избр. произв. М., 1947; Философские повести.

М., 1978.

Лит.: Державин К. Н. Вольтер. М., 1946; Кузнецов В. Я. Вольтер

и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965; Он

же. Франсуа Мари Вольтер. М, 1978; Сиволап И. И. Социальные

идеи Вольтера. М., 1978; Ям К. Е. Вольтер и генезис

французского деизма XVIII в. — «Вопросы научного атеизма», вып. 23. М.,

1978; Brumfitt F. Я. Voltaire historian. L., 1958; Naves R. Voltaire. P.,

1962; Waid J. The intellectual development of Voltaire. N.Y., 1969.

КЕ.Ям

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО— ведущее направление

общественной мысли 2-й половины 18 — 1-й половины 19

в., вызванное к жизни зачинателем французского

Просвещения Вольтером. В стремлении избавить людей от

суеверий и указать им дорогу к счастью вольтерьянство

имело ярко выраженную антиклерикальную

направленность, ставя задачей разрушить теологическое

мировоззрение и заложить основы свободомыслия. Развиваясь в

непримиримой борьбе с ортодоксальным христианством,

вольтерьянство принимало формы деизма, пантеизма или

атеизма. Социально-политический идеал вольтерьянства

— «царство разума», т.е. справедливое общественное

устройство, предоставляющее равные возможности для всех

людей и гарантирующее их неотъемлемые права —

свободу, равенство перед законом, право собственности на

продукты своего труда. К французским вольтерьянцам можно

отнести Дидро, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Кондорсе,

Бомарше, Марата, Робеспьера и многих других.

О. В. Суворов

С Вольтером в России начали знакомиться рано. Первым

его имя упомянул в 1735 В. К. Тредиаковский в «Эпистоле

от российския поэзии к Аполлону», а первыми

переводчиками стихотворений Вольтера стали Кантемир и

Ломоносов (оба, правда, относились к Вольтеру без

излишнего пиетета). Впоследствии Вольтера переводили много и

часто (А. Л. Дубровский, С. С. Башилов, Ф. А. Полунин,

Н. Е. Левицкий, И. Г. Рахманинов). В низших слоях

общества идеи Вольтера порой преломлялись своеобразно.

Так, в донесении И. П. Сенявина от 28 февраля 1848

говорится о сектантах-федосеевцах, использовавших в

целях пропаганды своей ереси отдельные места из

сочинений Вольтера. Идеи Вольтера оказали заметное влияние

на декабристов и им сочувствовавших (П. И. Пестеля,

А. Ф. Бестужева и М. П. Бестужева-Рюмина, А. П. Ермолова),

а также на русских радикалов сер. 19 в. — А. В. Ханыкова,

М. В. Буташевича-Петрашевского, Н. Г. Чернышевского,

Н. А. Момбелли. Последних больше интересовал

антиклерикализм философа, чем его политические воззрения,

отличавшиеся консерватизмом и конформизмом.

Творчество Вольтера в России никогда не воспринималось

однозначно. Критика его взглядов давалась в различных

формах: активно переводились труды французских

противников Вольтера, с ним полемизировали в примечаниях

к его сочинениям и, наконец, выступали против него и с

оригинальными произведениями. Среди идейных

противников Вольтера заслуживают упоминания: Д. И. Фонвизин,

Д. И. ВосленскийПоэма против просветителей», 1819),

П. Н. Дамогацкий («Записки о якобинцах, открывающие

противохристианские злоумышления и таинства

масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы»,

ч. 1-6, 1805—09), А. Е. Баталии, С. Н. Глинка, И. М. Кан-

дорский, М. Т. Каченовский, В. А. Левшин, А. Н. Нахимов,

М. И. Невзоров, митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов),

под редакцией которого в 1792 вышел труд аббата Ноннота

«Волътербвы заблуждения». Много сочинений подобного

рода выходили в свет анонимно.

Лит.: Терновский Ф. Русское вольнодумство при императрице

Екатерине и эпоха реакции. — В сб.: Труды Киевской духовной

академии. Киев, 1868, № 1,3,7; Каренин И. М. Вольтер, его жизнь

и литературая деятельность. СПб., 1893; Сиповский В. В. Из ис-

428

ВОЛЬФ

тории русской мысли XVIII—XIX веков. Русское

вольтерьянство.— «Голос минувшего», 1914, кн. 1; Люблинский Б. С Наследие

Вольтера в СССР. — В кн.: Литературное наследство. М., 1937,

т. 29—30; Державин К. Н. Вольтер. М, 1946; Алексеев М. Л.

Вольтер и русская культура XVIII в. — В сб.: Вольтер. Статьи и

материалы. Л., 1947; Ненкина М. В. Вольтер и русское общество. —

В сб.: Вольтер. Статьи и материалы. М.—Л., 1948; Наборов П. Р.

Русская литература и Вольтер: XVIH —первая треть XIX в. Л.,

1978; Haumant Е. La culture francaise en Russie (1700—1900). P.,

1910; Вольтер и Россия, под ред. А. Д. Михайлова, А. Ф.

Строева. М, 1999; Вольтер в России: Библиографический указатель:

1735—1995. М., 1995; Spear F. A. Bibliographie analytique des ecrits

relatifs a Voltaire. 1966-1990. Oxf., 1992.

A. В. Панибратцев

ВОЛЬФ(WolfT) Христиан (24 января 1679, Бреслау, ныне

Вроштав — 9 апреля 17 54, Галле) — немецкий философ,

представитель раннего Просвещения, последователь и

популяризатор Лейбница. Сам он выступал против

определения своей метафизики как «лейбнице-вольфовской». В

многочисленных трудах, изданных на немецком и

латинском языках, Вольф пытался создать систематизированный

компендиум философских и научных знаний, или

«разумных мыслей о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах

вообще», т.е. построить завершенную систему метафизики,

основанную на ясных понятиях и строгих правилах

логически доказательного мышления. Считая высшей задачей

философии достижение пользы и блага людей, их умственного

и нравственного совершенства, он вел активную научную и

педагогическую деятельность, внеся заметный вклад в

распространение в Германии просветительских идей,

естественно-научных и философских знаний, в развитие светской

национальной системы образования, немецкой

философской терминологии и т. д. Пользовался широкой

популярностью в Европе, был членом пяти крупнейших академий, в

т. ч. и в России, где его идеи благодаря деятельности М.

Ломоносова, Ф. Прокоповича и других учеников Вольфа сыграли

важную роль в развитии российской культуры, становлении

академической науки и университетского образования.

Философия, или метафизика, определяется Вольфом как

рациональная наука о возможном, т.е. обо всем, что

мыслится согласно логическому закону противоречия. Поэтому

в качестве пропедевтики ей должна предшествовать логика

наука о формах и законах правильного мышления. В

состав метафизики входят четыре науки: первая— философия,

или онтология (наука о первых основаниях сущего вообще

и человеческого познания); психология, или пневматология

(эмпирическая и рациональная наука о душе);

рациональная космология (учение о мире в целом); естественная

теология (рациональное учение о Боге, его бытии, сущности

и т. д.).

За метафизикой в качестве ее прикладных частей следуют

теоретические науки об общих свойствах и законах

пространственно-временного мира, о связях и движении его

тел, их действующих и целевых причинах (физика,

механика, телеология) и эмпирические науки об их более

конкретных свойствах, формах движения и т. д. (астрономия,

геология, ботаника, биология, физиология и др.). К

прикладной части метафизики Вольф относит также

практическую философию, где рассматривается способность

желания, проблема свободы воли, общие основания

морали и права, принципы и законы общественной и

гражданской жизни людей. Чистую часть практической философии

образуют этика, политика и экономика, которые

объединяются понятием естественного права, а в ее

эмпирическую, или экспериментальную, часть входят частные науки

о конкретных формах и способах хозяйственной и

трудовой, гражданской и политической деятельности и т. д.

Изложение последних в форме систематических «разумных

мыслей» зачастую имело у Вольфа характер скучного и

педантичного пересказа плоских истин, банальных правил

обыденной жизни и здравого смысла, назидательных

примеров и поучений и т. п., что, впрочем, в условиях отсталой

Германии с ее полуфеодальными порядками, господством

сословных и религиозных предрассудков имело

определенное просветительское значение. Государственно-правовые и

политические воззрения Вольфа носили осторожный и

умеренно-консервативный характер: он выступал сторонником

естественного права и просвещенной монархии, целью

которой должны быть порядок, спокойствие в государстве,

благополучие и счастье всех граждан и т. д.

В онтологии — исходной и важнейшей части системы

метафизики — рассматриваются первые основания

бытия и познания, каковыми служат законы противоречия

и достаточного основания. Первый выступает не только

логическим законом мышления, но наделяется

онтологическим статусом основания всего сущего, или «нечто

вообще», которое существует независимо от того, является

ли оно действительным или только возможным. Второй

закон призван служить познанию оснований и причин

действительного существования вещей и условий

перехода от возможного к действительному миру, на деле же он

выступает в роли способа содержательной конкретизации

абстрактных определений сущего или средства придания

«разумным мыслям» видимости эмпирически значимых

положений. И хотя Вольф пытается свести последние

также к форме необходимых истин, якобы аналитически

вытекающих из первых оснований бытия и познания, тем

не менее соответствие «истин разума» и «истин факта»

достигается у него посредством неправомерной

апелляции к конкретным примерам или понятиям обыденного

и научного опыта, которые остаются лишь эмпирической

иллюстрацией к «разумным мыслям». Соответственно и

единство между законом противоречия и достаточного

основания, равно как и связь возможного и действительного

миров, осуществляется им сугубо внешним

и-искусственным, механическим и эклектическим образом, по

существу сохраняя между ними дуалистическую

противоположность. Единственным основанием их связи и соответствия

друг другу выступает в конечном счете догматический

постулат бытия Бога, который не только мыслит, выбирает и

творит действительный мир как «лучший» из возможных,

но и оказывается единственным и подлинным «первым

основанием» системы метафизики.

Указанный дуализм и догматизм пронизывают и все

последующие части системы, где общие определения сущего

получают лишь более конкретные характеристики в

зависимости от их принадлежности к учению о мире или душе.

В космологии Вольф конструирует искусственную логичес-

ки-идеализованную модель пространственно-временного

мира, подчиненного законам механического движения и

образующего неизменную и внешним образом

упорядоченную структуру мира в

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн