Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

целом. Отказываясь от понятия

429

ВОЛЬФИАНСТВО

монады как живой и саморазвивающейся субстанции, а

также принципа универсальной взаимосвязи, Вольф не может

обосновать возможность перехода от простых и

необходимых элементов к составным и случайным вещам

действительного мира и сталкивается с угрозой абсолютного

детерминизма и фатализма.

Аналогичная угроза возникает перед ним и в психологии, где

он не может совместить рациональное понимание души как

простой, бестелесной и внутренне деятельной сущности с

ее эмпирическим рассмотрением, связывающим ее

деятельность с телесными органами человека и воздействием на

них вещей внешнего мира. Для преодоления этой трудности

Вольф прибегает к понятию предустановленной гармонии,

однако трактуя ее в духе теории психофизического

параллелизма, он фактически приходит к отрицанию роли

чувственного познания, а главное — возможности свободы воли

и нравственной ответственности человека. Случайность

и свобода оказываются всего лишь следствием недостатка

знания и исключительно субъективной иллюзией

ограниченного человеческого рассудка.

Эти и другие неизбежные импликации рационалистических

построений Вольфа послужили для ортодоксальных

пиетистов основанием для его обвинения в фатализме и безбожии,

в оправдании безнравственных поступков и т. п. и повлекли

за собой его изгнание из Галле в 1723. И хотя Вольф затратил

немало усилий, доказывая, что его рациональная теология

и телеология вполне соответствуют истинам Откровения, а

его философия далека от фатализма и атеизма и служит

прославлению Божественной мудрости, тем не менее ее

подчеркнутый рационализм и понимание Бога как разумного

«изобретателя» всего сущего явно противоречили

принципам традиционной религии, вере в чудеса и т. д. Этим, а также

общим рационалистическим и оптимистическим пафосом

вольфовской философии, ее уверенностью в возможности

познания и усовершенствования общества и человека и т. д.

объясняется то огромное, хотя и противоречивое влияние,

какое она оказала на ход просветительского движения в

Германии и историю философской мысли. Причем для

развития последней несомненное эвристическое значение имела

сама внутренняя противоречивость философии Вольфа, ее

непреодолимый теоретический и методологический

дуализм, догматическая необоснованность исходных установок

и принципов и т. п. Все это привело не только к разложению

вольфовской школы, но и вызвало острейшую полемику по

поводу традиционной рационалистической метафизики

вообще, важнейшим результатом которой и стало

возникновение критической философии Канта.

Соч.: Gesammelte Werke, Abt. I. Deutsche Schriften, Abt. II,

Lateinische Schriften, hreg. von H. W. Arndt u. a. Hildesheim —

N.-Y, 1962—73; Vernunftige Gedanken von Gott, der Welt und der

Seele des Menschen, auch allen Dingen uberhaupt, 3 Aufl. Halle, 1725;

Philosophia prima sive Ontologia, 2. Aufl. Lipsiae, 1736; Ausfuhrliche

Nachricht von seinen eigenen Schriften… 2. Aufl. Fr./M., 1733; Eigene

Lebensbeschreibung. Lpz., 1841; Briefwechsel zwischen Leibniz und

Chr. Wolff. Halle, 1860; в рус. пер. — Логика, или Разумные

мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в

познании правды. СПб., 1765.

Лит.: ШпетГ. История какпроблемалогики. М., 1916; Жучков В. Л.

Немецкая философия эпохи раннего просвещения. М., 1989,

гл. 3, с. 127—196; Христиан Вольф и русское вольфианство.—

В кн.: Философский век. Альманах 3. СПб., 1998; PichlerH. Uber

Chr. Wolffs Ontologie. Lpz., 1910; Utitz E. Chr. Wolff. Halle, 1929;

Joeslen К Chr. Wolffs Grundlegung der praktischen Philosophie. Lpz.,

1931; Bissinger A. Die Struktur der Gotteserkenntnis. Studien zur

Philosophie Chr. Wolffs. Bonn, 1970; Kirsten G. Die Kategorienkhre

von Chr. Wolffund Hegel. Tub, 1973; Chr. Wolff als Philosoph der

Aufklarung in Deutschland. Wissenschaftliche Beitrage. Halle-

Wittenberg, 1980; Chr. Wolff 1679—1754. Interpretationen zu seiner

Philosophie und deren Wirkung, mit einer Bibliographie der Wolff-

Literatur. Hamb., 1983; Freising W. Metaphysik und Vernunft.

Das Weltbild von Leibniz und Wolff. Luneburg, 1986; Carbonici S.

Transzendentale Wahrheit und Traum. Chr. Wolffs Antwort auf die

Herausforderung durch den cartesianischen Zweifel. Stuttg., 1990.

В. А. Жучков

ВОЛЬФИАНСТВО— школа в истории русской

философии, влияние которой в академическом и

университетском преподавании приходится на период с 20-х гг. 18 в. до

40-х гг. 19 в.

Русское вольфианство своей основной задачей видело

пропаганду идей немецкого просветителя Христиана Вольфа

( 1679— 1754) и его последователей: Людвига Филиппа Тюм-

мига, Георга Бернгарда Бильфингера, Александра Готтлиба

Баумгартена, Георга Фридриха Мейера. Вольф намеревался

построить строгую систему философии, которая

основывалась бы на строгих доказательствах. Он имел склонность к

дидактике, благодаря чему вольфианство прижилось в

высших школах Европы и России. Хотя сам Вольф считался

философом свободомыслящим и даже был изгнан из

Галле по обвинению в атеизме, его последователи,

напуганные, вероятно, чрезмерным радикализмом французских

просветителей, проводили линию на примирение науки

и религии, что, разумеется, не могло не встретить теплый

прием со стороны российских властей. М. В. Ломоносов,

слушавший в 1736—39 лекции Вольфа в Марбургском

университете, испытал влияние этого мыслителя.

Исследование имманентного природе телеологизма, по мнению

Ломоносова, должно устранить те противоречия, которые

возникают между знанием и верой. В дальнейшем сходные

идеи активно развивал А. Т. Болотов. Вольфианские курсы

в Славяно-греко-латинской академии, последнем

бастионе схоластики, вводятся в качестве обязательных в 50-х гг.

18 в., после кратковременного господства картезианства.

В русском переводе тем не менее было издано только одно

философское сочинение Вольфа — «Разумные мысли о

силах человеческого разума» (М., 1751). Сложившееся

положение закрепил синодальный указ 1798, по которому

обязательными семинарскими учебниками были названы

книги Баумейстера. Вольфианство было принято в

качестве образца и во вновь образовавшемся Московском

университете, первые курсы читались в нем вольфианцами

И. Фроманном и И. Шаденом, продолжателями коих

выступили Д. С. Аничков, Д. Н. Синьковский, Е. Б. Сырей-

щиков. Последний по времени университетский профес-

сор-вольфианец А. М. Брянцев занимал здесь кафедру до

1821. Русские вольфианцы, хотя и не создали

оригинальных философских систем, сделали немало для того, чтобы

строгая школа профессиональной философии стала

влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского

образованного общества, т.е. проделало ту работу, которую

выполняла Славяно-греко-латинская академия

относительно православного духовенства.

Лит.: Баумейстер Хр. Фр. Логика. М., 1760; Он же. Метафизика. М.,

1764; Он же. Нравоучительная философия. СПб., 1783; Вольф Хр.

430

ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА

Логика, или Разумные мысли о силах человеческого разума и их

исправном употреблении в познании правды. СПб., 1765; Воль-

фианская экспериментальная физика. СПб., 1760; Артемьева Т.

В. История метафизики в России XVIII в. СПб., 1996; Жучков В.

А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989;

Он же. Из истории немецкой философии XVIII века (предклас-

сический период). М, 1996.

А. В. Панибратцев

ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛАгруппа немецких философов

сер. 18 в., последователей и сторонников

рационалистической метафизики Хр. Вольфа. Наиболее значительные

представители: Г. Б. Бильфингер (1693—1750), введший в оборот

понятие «Лейбнице-вольфовская философия», вызвавшее

возражение самого Вольфа; Л. Ф. Тюммиг (1697—1728),

впервые выделивший онтологию в самостоятельную и

основную часть системы метафизики; И. Хр. Готтшед (1700—

76), крупнейший поэт и теоретик классицизма, первый

историк вольфовской школы; Ф. Хр. Баумейстер (1707—62),

автор наиболее популярных учебников по метафизике и

логике, которыми пользовался Кант для чтения лекций;

М. Кнутиен (1713—51), университетский учитель Канта;

А. Г, Баумгартен (1714—62), основоположник эстетики как

особой философской дисциплины; Г. Ф. Мейер (1718—77);

И. А. Эберхард (1738-1809) и др. Влияние вольфианства в

той или иной степени сказалось на творчестве многих

крупнейших деятелей немецкого Просвещения, философов,

ученых, публицистов, педагогов и т. д.

В 1736 в Берлине был создан «Клуб вольфовской

философии», насчитывавший более 100 членов; к этому времени

сторонники Вольфа уже возглавляли кафедры большинства

немецких университетов, сделав его философию основой

национальной системы образования. Вольфианцам

принадлежит важная роль в деле пропаганды достижений

западноевропейской философии и науки, распространения

просветительских идей в различных областях общественной,

политической и культурной жизни Германии, в развитии

немецкого философского и литературного языка, борьбе со

схоластической ученостью, ханжеской и ригористической

моралью пиетизма и т. д.

Менее значимы заслуги волъфианцев в плане выработки

новых идей или развития собственно философского

наследия своего учителя. Разрабатывая отдельные разделы

философии Вольфа (прежде всего онтологии,

эмпирической психологии, учения о предустановленной гармонии),

вольфианцы вносили в нее незначительные дополнения и

уточнения, улучшая форму изложения и язык, чтобы

сделать ее более доступной и популярной. Выдвижение на

первый план образовательных, просветительских и

нравственно-воспитательных задач вело к тому, что метафизика

Вольфа приобретала все более поверхностный, рассудочно-

назидательный и эклектический характер, становясь

набором плоских истин и поучений. Своего апогея этот процесс

достиг в т. н. «популярной философии» поздних немецких

просветителей, сплотившихся вокруг X. В. Николаи (1733—

1811), известного берлинского издателя многотомной

«Всеобщей немецкой библиотеки» и многочисленных журналов

и научно-популярных ежегодников.

Значительным достижением вольфовской школы было

развитие эстетической теории как особой логики

чувственности, которая рассматривалась не как «низшая» ступень

познания, а как самостоятельная и особая способность души.

Ее деятельность связана со специфическим чувством (Gefuhl)

удовольствия или неудовольствия, возникающего при

восприятии вещи, со способностью субъекта оценивать ее с

учетом испытываемого при этом ощущения приятного или

нравящегося, гармоничного, красивого и т. д. Анализ

чувства удовольствия позволил Баумгартену Мейеру К L Зуль-

церу и другим представителям вольфианства разработать

принципы эстетики как учения о способности к

эстетической оценке или суждениям вкуса (Geschmacksurteil), науки о

прекрасном и возвышенном, о правилах красоты как

«явившегося совершенства», о формах художественной

деятельности и поэтического воображения, о гении как субъекте

эстетического творчества, создать основы теории поэтики и

искусства, классификации жанров и т. п.

Важное историко-философское значение имели дискуссии

как внутри вольфовской школы, так и с ее

многочисленными оппонентами и противниками по поводу традиционных

проблем рационалистической метафизики, выявившие ее

внутреннюю противоречивость, особенно в поздних

латинских работах самого Вольфа и ряда его учеников, которые

довели панлогические и онтотеологические тенденции его

системы до абсурдных попыток выведения всех свойств

действительного мира, его случайных вещей и событий из их

логической мыслимости и возможности и т. п. Все это

превращало вольфианство в бессодержательную схоластику, в

систему абсолютного детерминизма и фатализма,

основанную на принципе совпадения или «гармонии» логического

и реального, мыслимого и существующего, что в конечном

счете привело к острому кризису метафизики, но вместе с

тем стимулировало поиски путей и методов его

преодоления у немецких мыслителей сер. 18 столетия: Хр. А. Крузия,

Я. Г. Ламберта, И. Н. Тетенса и др. Будучи

непосредственными предшественниками и современниками Канта, они

своей полемикой с вольфианцами во многом подготовили

почву для возникновения кантовского критицизма.

Соч.: Gottsched J. Chr. Erste Grunde der gesammtten Weltweisheit. Lpz.,

1734; LudoviciK. G Ausfuhrlicher Entwurf einer vollstandigen Historie

der Wolffschen Philosophie, 3 Bd. Lpz., 1736 — 37; Thummig L. Ph.

Institutionis Philosophiae. Wolfiianae. Francoforti et Lipsiae, 1725—26;

Eberhard J.A. Allgemeine Theorie des Denkens und Empfindens. В.,

1776; рус. пер.: Баумейстер Ф. Хр. Логика. М, 1760 (1787, 1807,

1823); Он же. Метафизика. М., 1764 (1789,1808); Он же.

Наставление любомудрия… Львов, 1790; Он же. Нравоучительная

философия… СПб., 1783 (1788); Он же. Физика… М., 1785.

Лит.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962; Жучков

В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предкласси-

ческий период (От вольфовской школы до раннего Канта.). М.,

1996; Он же. Философия немецкого просвещения. — В кн.:

История философии: Запад—Россия—Восток, кн. 2: Философия XV—

XIX вв. М., 1996; Шпет Г. История как проблема логики. М, 1916;

Он же. Рационализм восемнадцатого века. Фрагменты второй

главы книги «История как проблема логики». — В кн.:

Философский век. Альманах 3. Христиан Вольф и русское вольфианство.

СПб., 1998; Albrecht W. Deatsche Spataufklarung. Halle-Wittenberg,

1987; Autklarung—Gesellschaft—Kritik. Studien zur Philosophie der

Aufldarung(l).B., №5;BeckL. W. Early German Philosophie. Kant and

His Predecessors. Cambr. (Maas.), 1969; Brockdorf Cay von. Die deutsche

Aufklaningsphilosophie. Munch., 1926; Bruggemann F. Das Weltbild

der deutschen Aufklarung. Lpz., 1930; Cassirer E. Die Philosophie der

Aufklarung. Tub., 1932; Christian Wollf als Philosoph der Aufklarung

in Deutschland. Wissenschaftliche Beilrage. Halle — Wittenberg, t. 37,

431

воля

Haale/Saale, 1982; Die Philosophie der deutschen Aufklarung. Texte

und Darstellungen, hrsg. von R. Ciafardone. Stuttg., 1990; Moller H.

Aufklamng in Preussen. Der Verleger, Publizist und Geschichtsschreiber

Friedrich Nicolai. В., 1985; PutzP. Die deutsche Aurklarung. Darmstadt,

1978; Schneiders W. Die wahre Aufklarung. Zum Selbstverstandnis der

deutschen Aufklarung. Freiburg—Munch., 1974; Uber den Prozess der

Aufklarung in Deutschland in 18. Jahrhudert. Personen, Institutionen

und Medien. Gott., 1987; Wundt M. Die deutsche Schulmetaphysik

des

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн