Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

открытыми. Закрытые вопросы требуют

определенного числа ответов.

Среди истинных ответов различают правильные и

неправильные. Правильными являются ответы, полностью или

частично устраняющие познавательную неопределенность.

Ответ, полностью устраняющий познавательную

неопределенность, называется сильным, не полностью — слабым. Из

двух слабых ответов один может быть более сильным, чем

ДРУГОЙ.

Правильные ответы могут быть также полными и

неполными. Последние иногда даются на сложные вопросы, т.е.

на вопросы, в которых можно выделить правильную часть,

в свою очередь являющуюся вопросом. Ответ на сложный

вопрос является полным, если в нем содержатся ответы на

все подвопросы этого сложного вопроса.

Неправильными являются ответы, не снижающие

познавательной неопределенности. Это тавтологичные и

нерелевантные ответы. Тавтологичные ответы могут быть

истинными в силу логической формы (логически

тавтологичные). Тогда они не несут фактической информации и в

силу этого не могут снижать познавательную

неопределенность. Фактически тавтологичные ответы истинны в силу

того, что выражают информацию, содержащуюся в вопросе

(полностью или частично повторяют предпосылку

вопроса), или общеизвестную информацию. Нерелевантными

являются ответы на незаданные вопросы.

Лит.: Белнап Н., Сшил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981;

Петров Ю. А. Азбука логического мышления. М., 1991.

Ю. В. Мелев

ВОСПИТАНИЕ— целесообразное, произвольно

направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-

практическом) пространстве человеческого общения. В

более широком смысле воспитание понимается как любое

сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и

440

ВОСПИТАНИЕ

нравственное влияние на индивида или группу людей

любого возраста.

В историческом процессе предметного и социального

обособления деятельностей слово «воспитание»

приобрело кроме обыденного и особенные смыслы. В

профессионально-педагогическом смысле воспитание — это

деятельность специально подготовленных взрослых

(воспитателей), по особой программе руководящих

формированием (в идеале) у своих подопечных нравственного

чувства, культурных потребностей и им соответствующих

творческих способностей. Этот смысл слова «воспитание»

возник и закрепился не сразу, претерпевая различные

толкования при далеко не однозначном их обосновании.

Следует заметить, начальное формирование и развитие

культурных потребностей и способностей детей всегда

— в разные времена и у разных народов —

целенаправленно контролировалось либо той или иной малой группой

общности (группой женщин, напр.), либо кем-то из

традиционно выделяемых его членов (у некоторых

скотоводческих племен — даже особо доверенным рабом).

Собственно педагогический смысл (теперь уже) термина

«воспитание» оформился и закрепился лишь внутри

обособившейся и социально структурировавшейся

педагогической деятельности — деятельности особо подготовленных к

ней профессионалов. При этом его ориентация на целевое

образование частных видов деятельности,

обслуживающих групповые потребности и интересы, приводила, как

правило, к радикальным преобразованиям этого смысла.

Описание, классификация и рассудочно-эмпирическое

обоснование профессиональных особенностей отдельных

форм и методов воспитания выхолащивали изначальный

смысл слова как всеобщей особенности человеческого типа

жизни. Ведь только в продуктивном, произвольном и

целесообразном предметно-содержательном взаимодействии

разных поколений воспроизводится, хранится и

омолаживается культура народа, вне которой индивиды не могут

существовать даже физически. Формально общее в

представлениях о разных осуществлениях воспитания не может

образовать понятия об его основании и социокультурном

генезисе. В вербальном (словарном) определении

абстрактно-общего смысла воспитания на поверхность сознания

всплывает лишь профессионально заданное отношение

воспитателя к воспитуемым. В нем единая суть

формирующегося понятия о воспитании оказалась как бы заранее

расщепленной, скрытой за многообразием ее частных

смыслов, ее приложений к отдельным образовательным и

иным социальным практикам: семейное воспитание,

воспитание как органичная часть общего образования,

воспитание детей в дошкольных учреждениях, эстетическое

и нравственное, патриотическое, религиозное воспитание

и т. п. При этом деятельность воспитателя определяется

обычно как особый вид работы: воспитательная работа с…

(напр., с детьми и подростками в летних лагерях, с

живущими в общежитиях, с правонарушителями в местах их

заключения и т. п.). К сожалению, во многих педагогических

текстах тем и исчерпывается смысл этого педагогического

термина. Восстановить всеобщность понятия

«воспитание» можно лишь через теоретическую реконструкцию

истории разных форм и способов продуктивного

общения поколений. Тогда содержанием этого понятия будет

единство всех способов, форм и средств взаимодействия (и

их модификаций) разных возрастных когорт и поколений,

которое обеспечивает воспроизводство культуры и самой

жизни любой исторической общности людей. Так, напр.,

в античности обучение молодых свободных граждан делам

гражданским, хозяйственным, правовым и культовым,

военным и т. п. осуществлялось включением их в живое

предметно-содержательное общение разных поколений, хотя

цели и соответствующие им формы, способы и средства

такого включения осознанно определялись как развитие

способностей молодых людей к продуктивному диалогу,

к мусическим искусствам: риторике, музыке,

стихосложению, ваянию и т. п. Тем самым осуществлялось

воспитание. Общей мировоззренческой и первой теоретической

основой античного воспитания было полагание человека

как микрокосма — органичной части (и меры)

целостности Космоса, гармонично согласующего в себе все

противоречия составляющих его стихий. Поэтому воспитание

было не чем иным, как восстановлением и гармонизацией

единства тела и души, страстей и мудрого созерцания,

общего блага и частного расчета. Несвободные от рождения

— молодые неграждане античных сообществ, дети рабов

или «варваров», служивших греческому античному

полису и империи Рима, разделяли участь, а вместе с ней и

образ жизни родителей и др. им подобных взрослых. Но и

их спонтанно осуществлявшееся воспитание представляло

собой продуктивное взаимодействие разных возрастных

когорт и поколений, воспроизводившее субкультуру

данного общественного слоя, а вместе с формами

элитарного воспитания детей свободных граждан — и динамичную

культуру античного общества в целом, его осознаваемое

бытие, его общественную мифологию.

Дальнейшее развитие и закрепление в социальных формах

общественного и профессионального разделения труда в

Средние века еше более резко разделило формы, способы и

средства воспитания в отдельных слоях разных общностей

людей. Земледельческие общины, а затем и общность

подневольных крестьян на земле феодала, знали только один

вид и способ воспитания — включение ребенка с самого

рождения в традицию и ритуал семейной жизни, в

кругооборот воспроизводства крестьянского хозяйства, в

формы и предметные средства осознания мифов социальной

иерархии, а через нее — и мира в целом. Дети и подростки в

замках феодала также воспитывались приобщением к

традициям и ритуалам рыцарства, к практическим

осуществлениям его традиционных мифов — идеалов веры, чести

и безоглядной жестокости ко всем иноверцам, ко всем, кто

посягает на основу их чести, т.е. на право владения землей

и людьми. Но в сословии служителей церкви приобщение

молодых к таинствам служения содержало в себе, как в

зародыше, будущее разделение обучения и воспитания, а

также сохранение главного достоинства античной культуры —

приоритета в общем процессе воспитания теоретической

формы осознания мира над предметно-практическим. С

одной стороны, в церковном образовании впервые

сложилась стойкая система передачи знаний в форме продукта

тем, кто такими знаниями еще не обладает (впервые дети

стали получать множество готовых ответов на множество

вопросов, у них самих не возникавших). Воспитание

приобрело форму обучения (учения), рассчитанную скорее на

память, чем на сообразительность и самостоятельность

мышления. Требования к учащимся — субъектам

подневольного учебного труда, осознававшиеся как требования

дисциплины, поддерживаемой целой системой наказаний

441

ВОСПИТАНИЕ

за ослушание, невнимательность, плохую память и т. д.,

— образовали единый и особый комплекс мер воспитания

как такового. С другой стороны, и обучение, и воспитание

были подчинены целям, способам и средствам

овладения всеобщими постулатами богословия, объясняющими

мир божественного творения. Священное писание, труды

отцов церкви, их логика и риторика, их содержательная

диалектика не в меньшей степени, чем наука для наших

современников, были поистине всеобщей формой

осознания целостности и единства Бытия. Здесь воспитание

оказалось полностью подчиненным аффективно-смысловому,

интенционально-логаческому воспроизводству духовной и

духовно-практической культуры, хотя и в предметных

рамках веры и богословия. В эпоху Ренессанса был сохранен и

обогащен приоритет духовной целостности мышления при

обосновании целей и задач воспитания. Причем опять-таки

во всеобщей форме — в форме теории аффективных

смыслов Бытия и их воплощении в шедеврах живописи,

скульптуры и словесного творчества. В начале Нового времени

полагаемые цели, средства и задачи воспитания были

осознаны философски и рефлексивно теоретически — Ф. Бэкон,

Т, Гоббс, чуть позже Дж. Локк, в культуре Просвещения —

французские энциклопедисты (Д. Дидро, К. А. Гельвеций, а

непосредственно и как особую проблему — Ж.-Ж. Руссо),

позже в Германии — А. Дистервег. Однако ориентация

философской рефлексии (берущей начало с Нового времени)

на эмпирико-рационалистическую логику бурно

развивающегося естествознания и в самой философии воспроизвела

роковое противопоставление эффективности образного,

чувственного мышления эвристичным приемам

рационального расчета как единственно возможной логики

объектного знания. Это не могло не углубить и различение целей и

задач обучения и воспитания. Заложенная еще в Средние

века университетская традиция обучения знаемому сводила

деятельность обучения к передаче учащимся неоспоримых

сведений об инвариантах механики естественных

процессов, господствующих в неживой природе. И в то же время

целью и задачей воспитания как особой деятельности стали

формирование и развитие духовно-практических сил души —

нравственного и эстетического чувства, питающего все

формы искусства, интуитивные прозрения самой сути

духовности человеческого бытия. Последнее наиболее явно

проявилось в культуре романтизма. Отголоски мифа

Нового времени о чуть ли не исходном разведении по разным

полюсам души ее рационального и эмоционального

самоопределения не случайно дошли и до наших дней. Напр.,

они отчетливо видны в обосновании их различия

асимметрией больших полушарий головного мозга, в обосновании

различий индивидуальных способностей

запрограммированной наследственностью: у одних — к эмоционально-

образной форме постижения бытия, у других — к чисто

рациональной.

То же различение лежит и в основе также сохранившегося

до наших дней другого мифа Нового времени — о

противоречии двух сил, предопределяющих развитие

человеческих культурных потребностей и соответствующих им

способностей: наследственности и воспитания.

Натуралистская гносеологическая робинзонада — обсуждение

всех жизненных способностей человека, исходя из

модели изолированного индивида homo sapiens, и

механический детерминизм как основа логики того же натурализма

постоянно, хотя и в разных формах, возрождали идею т. н.

двойной детерминации человека: его индивидуальность

дана ему от природы (в наши дни — определена

генетически), но в этих пределах он испытывает и влияние

внешней среды.

Этот типичный пример постоянно воспроизводимой и

сегодня рассудочной антиномии, где тезис содержательно

несет в себе антитезис, а тот в свою очередь включает

тезис, наиболее наглядно представлен знаменитым спором

Дидро с Гельвецием о роли воспитания в формировании

человеческих способностей и индивидуальности человека.

По мнению Дидро, за все, что представляет собой

индивид, отвечает природа, воспитание в лучшем случае лишь

шлифует и совершенствует природные дары. Гельвеции

отстаивал противоположную мысль: природа создает всех

равными; разное развитие способностей у каждого, тем

самым его индивидуализация происходит в ходе

воспитания, а следовательно, в значительной мере является делом

случая. В процессе спора Дидро признал правоту своего

оппонента в той же степени, в какой тот признал его

правоту. И в том, и в другом случае сам человек оказывается

марионеткой, а его жизнь — игрой, в которую играют

наследственность, обстоятельства и другие люди. Сегодня

этот спор продолжается на основе той же антиномии с

использованием каждой стороной буквально тех же

односторонних аргументов, лишь «усиленных» современными

средствами. Среди таковых и «близнецовый метод»

психофизических исследований относительно степени влияния

наследственности, среды и воспитания, и апелляция к «де-

ятельностному подходу» в рамках историко-культурного

понимания человеческой сущности, т. н. социализация

ребенка и др. Но он остается спором двух глухих: в самой

его основе — логика внешней причиносообразности

бытия, логика механического детерминизма, допускающего

любые формы самодостаточных каузальных связей. Тогда

как человек живет, сам строя свою жизнь по закону

целесообразности, всегда вызревающей внутренне и

действующей изнутри.

Поэтому возможность снятия условий и содержания ан-

тиномичности суждений о наследственности, «среде» и

воспитании находится в ином подходе к природе человека:

мотивация целесообразного и произвольного поведения

человека предопределена не чем иным, как внутренней

необходимостью постоянного обращения к субъективности

других людей (и к своей собственной) за их (и своим

собственным) сомыслием, сочувствием и содействием.

Человек — «система» не механическая, а органическая, сама в

себе достраивающая свои органы, недостающие ей до

полноты целостности. Поэтому и воспитание — это прежде

всего самовоспитание: процесс саморазвития индивидов

и их малых групп в едином пространстве общего смысло-

чувствования. В пространстве настолько же внешнем для

каждого индивида homo sapiens (интерсубъективном),

насколько и всегда внутреннем (интрасубъективном).

Поэтому воспитание есть не что иное, как реализуемая в

общении возрастных когорт и поколений

целенаправленная активность тех субъектов, осознанное бытие которых

формирует данное пространство. Направленная на детей,

на взрослых и их малые общности, она — одно из

необходимых условий пробуждения и развития культурных

потребностей и соответствующих им творческих

способностей, необходимых для самоформирования и саморазвития

их индивидуальности.

Ф. Т. Михайлов

442

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн