Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

ВОСПРИЯТИЕ

В современной этико-педагогической литературе,

рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном

две полярные позиции: 1) авторитарное, акцентированно

патерналистское понимание воспитания как воздействия

извне; 2) гуманистический подход, рассматривающий

воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят

внутри сознания личности.

В первой модели воспитание понимается прежде всего как

система строгих требований к поведению, опирающаяся

на высший авторитет (отца, лидера, учителя,

руководителя и т. д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в

ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому,

как наиболее полно воздействовать на воспитуемого. В этой

парадигме воспитания объект воспитательного воздействия

личность — унифицируется, обедняется, усредняется,

обезличивается. Личность подгоняется под готовые клише,

образцы, модели, стандарты. В словаре такого понимания

воспитания поведение характеризуется через позиции типа:

нормальное — девиантное, адаптированное —

неадаптированное, лояльное — нелояльное, приличное —

неприличное, конфликтное — неконфликтное. Независимо от того,

в каком конкретном социальном пространстве — семье,

церкви, школьной среде, государстве и т. д. — данная

модель воспитания осуществляется, ее главным недостатком

является забвение интересов личности, что приводит к

конфликтам, отчуждению, замкнутости, бунту,

возникновению несчастного сознания. Методы такого воспитания

наказание (вплоть до физического), бойкот, остракизм,

отлучение, дрессура и т. д. Результатом является человек,

представляющий собой роботизированного индивида,

конформиста, ориентированного на социальное одобрение,

престиж, рабски копирующий принятые в обществе нормы

и правила поведения и этикета.

Переход от авторитарно-репрессивного к

гуманистическому видению воспитания означает, что главным звеном

воспитательного процесса становится сам воспитуемый, что

необходим учет индивидуально-личностных способностей

и задатков, неповторимых особенностей личности, что

задача процесса воспитания — развить все лучшее, что

заложено в индивиде от природы, обеспечить его расцвет,

всестороннее и гармоничное развитие. Гуманистическая модель

воспитания ориентирована в первую очередь на изучение и

обогащение внутреннего мира воспитанника, учитывает его

индивидуальные особенности и опирается на его

самостоятельные духовные усилия. Мир детства, возрастной период

юности и молодости приобретают при этом высокий

ценностный статус как лучшее время в жизни человека. Если в

первой модели воспитания ребенок обесценивается как

неполноценный взрослый, то в гуманистической модели

воспитания детство ценится как сокровищница особых

положительных качеств — чистоты, наивности, светлой любви,

привязанности (евангельский призыв «будьте как дети»).

Мир детства становится предметом заботы государства и

общества, возникает индустрия игрушек, детской моды,

развлечений, искусства. В семье соответственно интересы

смещаются с хозяйственно-экономических на

воспитательные цели.

Авторитарный подход как внешнее принуждение и

гуманистический подход как свободное развертывание

внутренних возможностей индивида могут быть

синтезированы в единой концепции стадиального развития личности.

Вопрос о стадиях (ступенях, уровнях)

духовно-нравственного развитая ребенка наряду с содержательным анализом

нравственных целей воспитания занимает центральное

место в современных этико-педагогкческих и этико-пси-

хологических теориях. Воспитание проходит через ряд

качественных стадий; оно начинается с внешнего воздействия

на ребенка и ориентировано на формирование автономной

личности, способной к кооперации и сотрудничеству с

другими. Одним из методов воспитания автономной личности

считается развитие морального мышления (с детских лет

до поздней юности) путем использования историй о

моральных противоречиях — дилеммах, в процессе решения

которых пробуждается естественная способность ребенка

к постижению добра и зла. Зрелый интеллект автономной

личности, что одновременно является и признаком такой

зрелости, необходимо сопровождается высшим уровнем

морального развития — антиэгоистической ориентацией на

взаимопомощь, сотрудничество и справедливость.

Л. В. Коновалова

Лит.: Августин Блаженный. Исповедь. — В кн.: Августин Блаженный.

Исповедь. Абеляр. История моих бедствий, М., 1992; Гегель Г. В. Ф.

Феноменология духа. СПб., 1913; Дидро Д. Письма. — Соч. в 10 т.,

т. 9. М.—Л., 1935—47; Дистерверг Ф. А. В. Руководство для

немецких учителей. М., 1913; ДьюиДж. Введение в философию

воспитания. М., 1921; Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968;

Кант И. Критика чистого разума. — Соч. в 8 т., т. 3. М., 1994;

Коновалова Л. В., Крутова О. Н., Шварцман К. А. Философия и

этика воспитания. М., 1993; ЛоккДж. Мысли о воспитании. М.,

1913; Он же. Педагогические соч. М., 1939; Макаренко А. С.

Книга для родителей. Лекции о воспитании. —Соч., т. 1—7. М., 1950;

К Маркс, Ф. Энгельс. О воспитании и образовании, в 2 т. М., 1978;

Платон. Государство. Пир и др. — Соч. в 3 т. М., 1968—72; Руссо Ж.-Ж.

Эмиль, или О воспитании. М., 1896; Сухомлинский В. А.

О воспитании. М., 1975; Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1974;

Он же. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее

проблемы. М., 1914.

ВОСПРИЯТИЕ— чувственное познание (субъективно

представляющееся непосредственным) предметов

(физических вещей, живых существ, людей) и объективных

ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий).

Для восприятия характерно специфическое переживание

прямого контакта с реальным миром (чувство реальности

воспринимаемого). Исторически восприятие отличалось от

ощущения, которое характеризует не целостный предмет, а

лишь отдельные качества, свойства, а также от мышления

как сознательного размышления, анализа, как

интерпретации, поскольку мышление выступает как

опосредованная деятельность, а его результаты (абстракции, понятия,

идеализации, теоретические объекты, идеи, теории и т. д.)

могут и не восприниматься. Восприятие отличается также

от наглядных образов представлений, которые, будучи

субъективно непосредственно данными, вместе с тем не

сопровождаются чувством прямого контакта с реальным миром.

Восприятие было предметом изучения в философии как

вид знания, занимающий определенное место среди других

его видов. Для рационалистов (Декарт, Спиноза и др.)

восприятие, которое они четко не отделяли от ощущения, либо

вообще не относится к знанию, либо рассматривается как

«смутное знание», которое не может лежать в основе

познания. Контакт с реальностью, переживаемый в восприятии,

является с этой точки зрения мнимым. Для представителей

эмпиризма именно в восприятии следует искать обоснова-

443

ВОСПРИЯТИЕ

ние всей системы знания в целом. Но поскольку, как

показывает опыт, восприятие может вести к заблуждению,

порождать иллюзии, необходимо было в составе самого

восприятия выделить такие его компоненты, которые

являются несомненными и непосредственными. Так, в

философии эмпиризма были выделены элементарные

«атомы» чувственного познания — ощущения. Согласно

этой концепции, восприятие строится из ощущений на

основе законов ассоциации, которые были

сформулированы сначала Д. Юмом и Д. Гартли, а затем изучались

в экспериментальной психологии 19 — нач. 20 в. С этой

точки зрения восприятие в отличие от ощущения

предполагает некоторую деятельность ума, но степень

активности ума в данном случае минимальна, т. к. ассоциации

между ощущениями не столько обнаруживаются, сколько

навязываются самим опытом.

Когда в нач. 20 в. были обнаружены (в частности, геш-

тальтпсихологией) факты, ставящие под сомнение

возможность понимания восприятия как результата простой

ассоциации «атомарных» ощущений, в философии

эмпиризма была сделана попытка в какой-то степени учесть

эти факты и в то же время спасти основную идею

эмпиризма: существование несомненного и непосредственно

данного .чувственного содержания, лежащего в основе

восприятия и всей системы знания в целом. Напр., были

постулированы т. н. чувственные данные (Д. Мур, Б.

Рассел и др.), из которых якобы возникает восприятие.

Согласно этой точке зрения, если я, напр., воспринимаю

помидор, то можно усомниться в том, действительно ли

существует предмет моего восприятия (может быть, это

лишь подделка под помидор, или его отражение в зеркале,

или же просто моя галлюцинация). Но нельзя усомниться

в том, что непосредственно моему сознанию дано

некоторое красное пятно круглой и отчасти выпуклой формы,

выступающее на фоне других цветовых пятен и имеющее

некоторую видимую глубину (см. Price H. H. Perception.

L., 1932, p. 3). Это и есть т. н. чувственное данное,

имеющее довольно парадоксальный характер. Во-первых, с

одной стороны, оно существует вне моего сознания

(поэтому отличается от его непосредственного схватывания

в акте сознания). С другой стороны, оно не является

физической вещью. Во-вторых, с одной стороны, оно

носит сугубо личный характер, с другой — именно из

чувственных данных возникает восприятие, имеющее дело с

предметами, чувственно доступными всем другим людям.

В-третьих, чувственное данное считается существующим

вне моего сознания, вместе с тем оно зависит от

состояния и актов сознания. Так, если мы даже сможем

выделить некоторое чувственное данное, то его внимательное

рассмотрение поможет нам обнаружить такие детали,

которых мы не замечали ранее (напр., какие-то новые

оттенки в цвете, какие-то особенности формы). Но это

значит, что содержание чувственно данного не является

чем-то несомненным и непосредственным, ибо оно

может меняться в зависимости от актов сознания субъекта.

В философском эмпиризме 1-й пол. 20 в. (неореализм,

критический реализм, ранний логический позитивизм)

велись дискуссии относительно природы чувственных

данных и логики построения из них восприятия. При

этом использовался аппарат символической логики для

демонстрации того, как объект восприятия может быть

понят в качестве определенной совокупности, класса или

семьи чувственных данных (как актуально

присутствующих в чувственном поле сознания, так и возможных).

Попытки понимания восприятия на основе чувственных

данных не дали никакого результата, ибо в итоге все же

пришлось признать, что само выделение чувственных

данных и их идентификация возможны только на базе уже

существующего восприятия и что построение восприятия

из чувственных данных логически невозможно, ибо

предполагает использование бесконечного множества

последних. Философская критика тезиса о возможности

построения восприятия из ощущений или чувственных данных

была особенно четко дана с позиций поздней философии

Л. Витгенштейна Дж. Райлом и с позиций

феноменологии М. Мерло-Понти.

В психологии 20 в. были пересмотрены многие

философские предпосылки, лежавшие в основе классического

понимания восприятия. Этот пересмотр шел по следующим

линиям.

1. Прежде всего произошел отказ от понимания

восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний

— ощущений, который породил интерпретацию

восприятия как целостного и структурного. Впервые этот подход

был сформулирован гештальтпсихологами, а впоследствии

был принят (с теми или иными модификациями) и

другими направлениями в психологии. В этой связи восприятие

понимается не как результат более или менее активной

деятельности ума, а как нечто непосредственно данное.

Характеристика данности, приписывавшаяся ранее

ощущению, считается в рамках данной концепции чертой

восприятия. Однако если с классической точки зрения ощущение

не только непосредственно, но и несомненно и

безошибочно, то с точки зрения гештальтпсихологии восприятие,

будучи непосредственным, в то же время может приводить к

ошибкам, иллюзиям.

2. Другие направления в исследовании восприятия в

противовес гештальтпсихологии подчеркивали как раз его

активный, конструктивный характер. Но эта активность

была понята по-новому в сравнении с ее классическим

пониманием. Активность субъекта в построении восприятия

состоит не просто в констатации ассоциаций (как

считала классическая философия и психология), а в решении

интеллектуальных задач. При этом интеллект имеет дело

не с ощущениями или чувственными данными, а с

сенсорной нформацией, которая им не просто перерабатывается,

организуется в определенные структуры, в частности те,

с которыми имели дело гештальтпсихологи. Ж. Пиаже

исходит из того, что различие между восприятием и развитым

мышлением непринципиально, а характеризует лишь разные

стадии развития интеллекта. С его точки зрения, восприятие

возможно лишь на базе существования определенного типа

интеллектуальных операторных структур.

Дж. Брунер, Р. Грегори, а вслед за ними другие

представители современной когнитивной психологии исходят из того,

что процесс восприятия — процесс категоризации,

осмысления воспринятого, процесс принятия интеллектуального

решения, вне которого восприятия не существует. Это

решение, которое не осознается (и поэтому субъекту восприятия

предстает как что-то непосредственно данное), возможно

лишь на основе отнесения воспринимаемых предметов к

тому или иному классу объектов, к той или иной категории,

начиная с таких, как «стол», «стул», «дерево», и кончая

категориями предмета, движения, причинности и т. д. Неко-

444

ВОСПРИЯТИЕ

торые из этих категорий (выступающих в роли

перцептивных гипотез, перцептивных эталонов) являются продуктом

опыта, другие имеют врожденный, доопытный характер.

Дж. Брунер относит к последним «время», «пространство»,

«движение», «тождество», «причинность»,

«эквивалентность» и др. Вот почему восприятие и выделенные на его

основе отдельные чувственные качества предмета имеют

не только индивидуальный, но и «родовой», обобщенный

характер, т.е. выступают как представители определенной

чувственной универсалии.

Т. о., в современной когнитивной психологии происходит

в какой-то форме возвращение к тому пониманию опыта,

которое формулировал И. Кант, выступавший как

критик эмпиризма. Согласно Канту, опыт предполагает

организацию чувственных впечатлений в априорных формах

пространства и времени, а также применение априорных

категорий рассудка. Правда, современная когнитивная

психология еще дальше Канта отстоит в этом пункте от

эмпиризма. Кант все же считал, что, во-первых, априорные формы

пространства и времени применяются к ощущениям (т. е.

допускал существование последних, от чего отказалось

большинство представителей современной психологии),

во-вторых, различал восприятие и опыт, считая, что первое

в отличие от второго обязательно

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн