и общества.
Европеец 1930-х гг. ощущал в себе жизненное могущество.
Именно поэтому Ортега не считал возможным говорить о
закате Европы. Он ожидал, что, преодолев национальные
барьеры, европейские государства образуют Соединенные
Штаты Европы.
Лит.: Гийденко Л. П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание
масс». — «ВФ», 1989, № 4.
А. Б. Зыкова
«ВОСТОК, РОССИЯ И СЛАВЯНСТВО» — сборник статей
К. Н. Леонтьева в двух томах, в который вошли наиболее
значительные его философские, публицистические и
духовные произведения. Впервые был издан в Москве в 1885—86.
Последнее издание: М., 1996.
Наиболее значительная работа сборника — «Византизм и
славянство», состоящая из 12 глав. В 1-й и 2-й главах
рассматривается византизм как особый культурный тип, его
история, а также развитие принципа византизма на
русской почве. Главы 3—4 посвящены рассмотрению
славянской идеи («славизму») и анализу культурно-исторических
особенностей славянских народов. В 6-й главе Леонтьев
формулирует свой знаменитый триединый закон
развития (первоначальной простоты; цветущей сложности и
вторичного смесительного упрощения), который
свойствен не только органическому миру, но, возможно, всему
существующему во времени и пространстве. В 7-й главе
анализируются особенности трансформации государства
(государственной формы) в контексте триединого закона
исторического движения. 8-я глава тесно связана с
предыдущей и посвящена проблеме долговечности государств.
Главы 9 и 10 продолжают цикл глав о государственной
форме и посвящены анализу возраста европейских государств.
В 11-й главе Леонтьев путем сопоставления Европы с
древними государствами выявляет специфические особенности
новоевропейской культуры. В заключительной, 12-й главе
уточняются исторические задачи России, а также значение
болгарского вопроса (церковной независимости болгар от
греков) для России. Противопоставляя «славянской идее»
принцип византизма, Леонтьев ведет скрытую полемику с
воззрениями Я. Я. Данилевского на славяно-русский
культурно-исторический тип, изложенными в книге «Россия и
Европа».
В других статьях философско-исторического и культур-
философского содержания сборника Леонтьев развивает
и уточняет идеи и положения, впервые отчетливо
сформулированные или намеченные в работе «Византизм и
славянство». Жанр политической публицистики (с
неизменным для автора философско-историческим и культур-
философским подтекстом) представлен в первую очередь
подборкой передовых статей из газеты «Варшавский
дневник» за 1880, в которых ярко и полно отражены
консервативно-охранительные политические и мировоззренческие
предпочтения мыслителя. Особое место занимают статьи
духовного и религиозно-философского содержания,
посвященные преимущественно полемике с представителями
«розового» христианства (Ф. М. Достоевским, Л. Н.
Толстым и др.) с позиций «истинного» византийского
православия.
С. И. Бажов
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К
КОНКРЕТНОМУ— в диалектической традиции анализа мышления
(начиная с Гегеля) способ движения теоретической мысли
ко все более полному, всестороннему и целостному
развертыванию ее предмета. В историко-философской
традиции абстрактное обычно противопоставлялось
конкретному — как мысль, содержание которой отвлечено,
абстрагировано от конкретной действительности,
выступающей в чувственном созерцании в полноте и целостности
ее существования. Это традиционное противопоставление
абстрактного как мысли конкретности как
действительности имеет свои основания, поскольку любая мысль, в
том числе и теоретическое знание, сколь бы совершенным
и развитым оно ни было, не может до конца исчерпать
реальную действительность во всей ее полноте и глубине.
Т. о., любое «конкретное» в контексте понятия
восхождения от абстрактного к конкретному не теряет своей
известной абстрактности. Однако эмпирико-сенсуалистическая
гносеология, в рамках которой развивалось это
традиционное противопоставление, сводила функции мышления
только к абстрагированию общих признаков ряда
эмпирически данных предметов и явлений, к выделению
«абстрактно-всеобщего» (в терминологии Гегеля), тем самым
принижая возможности концептуально-теоретического
познания и рассматривая постижение конкретности как
исключительную прерогативу чувственного восприятия
и представления. Диалектическая традиция отвергает
свойственное эмпиризму сведение возможностей мысли
447
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
к выделению абстрактно-всеобщего, полагая, что
мышление в принципе способно к познанию предмета в его
конкретности своими специфическими средствами, которые и
рассматриваются этой традицией в понятии «восхождение
от абстрактного к конкретному». Т. о., в диалектической
традиции абстрактное перестает быть синонимом только
мышления, а конкретное — действительности, данной в
многообразии чувственного созерцания. Абстрактность
интерпретируется тогда как «бедность», неразвитость,
односторонность знания, а конкретность — как его полнота,
содержательность, развитость. Следует при этом различать
конкретность существования самого реального предмета,
конкретность чувственного восприятия и представления
этого предмета и, наконец, конкретность воспроизведения
его в теоретическом мышлении посредством
восхождения от абстрактного к конкретному. Т. о., представление о
восхождении от абстрактного к конкретному в
диалектической традиции характеризует общую принципиальную
направленность познавательного процесса от менее
богатого, менее содержательного знания к более богатому,
более содержательному мысленному знанию. Рамки этого
процесса могут пониматься по-разному: о восхождении
от абстрактного к конкретному можно говорить
применительно к развитию научно-теоретического мышления в
целом, можно говорить и о восхождении от абстрактного к
конкретному в пределах отдельных теорий,
исследовательских программ и т. д.
Впервые концепция восхождения от абстрактного к
конкретному как способа развития теоретического мышления
была сформулирована Гегелем на основе его учения о
конкретности понятия. Это учение органически связано со
всем контекстом его представлений о мышлении, которое
на стадии разума понимается как спонтанная способность
саморазвития духа. Мышление в функции разума, по
Гегелю, не заимствует свои результаты из внешнего
источника, из «опыта» или «созерцания», как это полагала эм-
пирико-сенсуалистическая гносеология, а развивает свое
собственное идеальное содержание. Представление об
ограничении мышления внешним материалом обусловлено
пониманием мышления как рассудка, направленного на
ассимиляцию, систематизацию этого внешнего материала
и поэтому, естественно, осознающего этот материал в
качестве некоего заданного извне предела. Разум же в
функции мышления, направленного на критико-рефлексив-
ный анализ собственных форм («определений мысли»),
по самой природе своей деятельности не имеет подобных
пределов, способен к неограниченному развитию на своей
собственной основе. Порождающим же механизмом
осуществляемого мышлением в качестве разума восхождения
от абстрактного к конкретному является для Гегеля
внутренняя диалектика познания, заключающаяся в выявлении
абстрактности, односторонности, «конечности» преднай-
денных определений мысли, каковые обнаруживаются во
внутренней противоречивости подвергаемых критико-
рефлексивному анализу этих определений мысли, и
предполагающая «снятие» противоречий посредством
выработки более богатого и более полного и совершенного и в этом
смысле более конкретного мысленного содержания.
Гегелевская идея восхождения от абстрактного к
конкретному задавала новое «измерение» конструктивных
возможностей теоретического мышления, связанных с
выходом за рамки нормативно-ассимилируюшей
функции мышления как рассудка и рассмотрением развития
исходных понятийно-теоретических установок в
результате выявления их узости и односторонности. Вместе с
тем концепция восхождения от абстрактного к
конкретному Гегеля содержит ряд пороков и изъянов,
обусловливаемых отправными посылками его философии и
методологии. Восхождение от абстрактного к
конкретному выступало у Гегеля не как способ решения реальных
научно-теоретических задач, а как форма схематизации
его спекулятивной системы, приводящей к абсолютному
знанию. Развитие теоретического знания
рассматривается не как результат познавательной деятельности людей,
в частности разрешения ими различных противоречий
познания, а как квазиестественный процесс предзадан-
ного, однонаправленного саморазвития некоего
надчеловеческого понятия, тогда как реальная познавательная
деятельность предполагает обращение к эмпирии,
столкновение различных приемов действия, связанных с
альтернативностью движения в различных ситуациях.
Понятие восхождения от абстрактного к конкретному
использовал Маркс в интерпретации своего метода
исследования в «Капитале». Двигаясь не в сфере спекулятивной
мысли, а изучая реальный предмет, Маркс подчеркивал,
что для него восхождение от абстрактного к
конкретному «есть лишь способ, при помощи которого мышление
усваивает себе конкретное, воспроизводит его в духовно-
конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс
возникновения самого конкретного» (Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т. 46,ч. 1,с. 37-38).
Конструктивный потенциал идеи восхождения от
абстрактного к конкретному связан, т. о., с преодолением
эмпиризма в трактовке возможностей теоретического
мышления, с обращением к процессам развития сложных
теоретических систем на их собственной основе,
стимулируемым в значительной степени возникающими в
процессе познания противоречиями. Этот потенциал
ассимилирован в современных методологических представлениях о
способах развития теоретического знания. См. также ст.
Диалектика и Теория и лит. к ним.
В. С. Швырев
ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ(санскр. astarigikamarga) —
доктрина буддизма, составляющая содержание четвертой из
четырех благородных истин. Восьмеричный путь — это
правильные взгляды, правильные намерения, правильная
речь, правильные действия, правильный образ жизни,
правильные усилия, правильное осознавание и правильное
сосредоточение. Т. о., восьмеричный путь включает три
основные составляющие: «культуру поведения» (правильные
мысль, слово, действие), «культуру медитации»
(правильные осознавание и концентрация) и «культуру мудрости»
(правильные взгляды). «Культура поведения» — это пять
(или десять) основных заповедей (панчашила): не убей,
не бери чужого, не лги, не опьяняй себя, не
прелюбодействуй, а также добродетели щедрости, благонравия,
смирения, очищения и т. п. «Культура медитации» — система
упражнений, ведущая к достижению внутреннего
умиротворения, отстраненности от мира и обузданию
страстей. «Культура мудрости» — знание четырех благородных
истин. Следование лишь культуре поведения приведет,
согласно Будде, только к временному облегчению участи.
Лишь осуществление восьмеричного пути в полном объеме
448
ВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА
способно обеспечить выход из круговорота перерождений
(сансары) и достижение освобождения (нирваны). Из всех
четырех благородных истин в восьмеричном пути Будда не
просто констатирует возможность освобождения, а
указывает практический способ, как самому, без посторонней
помощи, стать буддой.
В. Г. Лысенко
ВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА— раздел современных
неклассических логик, в котором изучаются высказывания с
истинностными значениями, изменяющимися во времени.
Технически последнее оформляется посредством
временных операторов, которые, будучи присоединенными к
выражениям, обозначающим высказывания (напр., к
пропозициональным переменным), образуют выражения того
же рода. Возникновение временной логики относится к нач.
1950-х гг., к работам А. Н. Прайора. Философско-методо-
логическим основанием временной логики является
принцип конкретности истины. В связи с этим следует
признать и заслугу Гегеля в формировании парадигмы этой
логики. Австралийский философ Дж. Н. Финдлей
подчеркивал гегелевское требование анализировать конкретные
ситуации и учитывать «текучесть реальности», а Прайор
говорил о близости временной логики к диалектической.
Конкретные научные предпосылки временной логики
сложились под влиянием лингвистических исследований
грамматических времен глагола (особенно значима
система «семи времен» датского ученого О. Есперсена с ее
различением «времен» высказывания, действия и
ссылки) и научных и философских исследований проблемы
времени (экспликация временных понятий, уточнение
интуитивных предположений в рассуждениях о времени
и в определении временных обстоятельств аргументации).
Из исторических ее предпосылок следует назвать прежде
всего достижения античной и средневековой логики в
исследовании временной квалификации суждений. В трактате
Аристотеля «Об истолковании» говорится, что простое
высказывание есть звукосочетание, обозначающее
присущность или неприсущность чего-то с различением во
времени, а при рассмотрении фаталистического аргумента
«завтрашнего морского сражения» (см. Логический
фатализм) допускается непостоянство во времени истинности
и ложности суждений. (Именно в связи с анализом этого
аргумента Я. Лукасевич изучал возможности создания
исчислений, учитывающих временную квалификацию
суждений.) В стоическо-мегарской школе идея суждений с
временной квалификацией была почти общепринятой.
Для Диодора Крона обычны примеры суждений вроде
«сейчас имеет место день», которые являются истинными в
одно время и ложными в другое. Импликация «если р, то
q» понималась им так: «никогда не было такого времени,
когда р было истинным при одновременной ложности g».
Он сформулировал «главенствующий аргумент» (kyrieyon),
в котором комбинируются временная и модальная
квалификация суждений; согласно ему, три суждения являются
несовместными: (1) каждое истинное суждение о прошлом
является необходимым; (2) невозможное не следует из
возможного; (3) нечто, чего нет и не будет, все-таки является
возможным. Этот «образцовый пример» использования
временной и модальной логики в философском анализе
исследуется и сейчас. В частности, анализ и логическая
реконструкция этого аргумента привели Прайора (1955) к
построению первых аксиоматических систем временной
логики. А реконструкция им (1957, 1967) некоторых идей
У. Оккама и Ч. С. Пирса — к удивительной модели
«ветвящегося времени», оказавшейся в центре современных
разборок временной логики и ее применений в методологии
научного познания и технического творчества. В
средневековой логике разрабатывалась и концепция временных
суждений и были сформулированы их условия
истинности (Жан Буридан): суждение, выражаемое
высказыванием прошедшего времени, является истинным, если веши
были такими, как о них в нем говорится, а будущего — если
будут такими, как о них говорится. Модальное суждение с
оборотом «возможно, что» является истинным, если веши
могут быть такими, как о них говорится. Аналогичные
правила Буридан дал и для суждений с временной и модальной
квалификациями. В этот же период складывалась
концепция возможных миров (Вальтер Бурлей, Дуне Скот, Уильям
Оккам) и были «открыты» некоторые аксиомы временной
логики, налр. «закон Оккама»: если суждение «эта вещь
есть» было истинно, то всегда после этого будет истинным
суждение «эта вещь была». Новое время отличается
охлаждением интереса к временной квалификации логической
формы. Затем он возобновляется (Дж. Буль, Ч. С. Пирс) и
более уже не исчезает.
К источникам временной логики относятся достижения
и затруднения в развитии модальной логики. Ее
значение для появления временной логики в том, что она, по
сравнению с