Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

L. A. Towards
a chronology of Aulus Gellius. -«Latomus», 36, 1977, p. 93-109;
Goulet R. Aulu-Gelle, Dictionaire des philosophes antiques, ed. R.
Goulet, vol. 1. R, 1989, p. 675-687.
Ю. А. Шиналин

АВРЕЛИЙАНТОНИН, МАРК — см. Марк Аврелий Антонин.

АВТАРКИЯ(от греч.ашаркекх) — как новоевропейский
термин означает самодостаточность, самодовление,
однако в текстах античных авторов слово аитаркаа
многозначно (переводится как «исполнение», «произвольность»,
«воздержность», «благосостояние», «самодовольство» и
т. д.) И только в отдельных случаях отвечает семантике
новоевропейского термина. Между тем новоевропейское
понятие автаркии как экономической самодостаточности
(= независимости) было спроецировано на древность, и
автаркия стала характеризовать для европейских
мыслителей реальный экономический уклад и гомеровской
Греции, и военной демократии Спарты, и торговых Афин, и
императорского Рима, а вместе с тем ему был придан статус
экономической категории, якобы выработанной самими
эллинами для описания общего для всех социальных слоев
и периодов греческой и римской истории идеала. Хотя до
Аристотеля экономической автаркии нет ни как термина,
ни как идеала натурального хозяйства (ср. Хеп., Оес. XI
10), у Аристотеля ее наличие весьма проблематично, а
после Аристотеля об экономически автаркийном полисе
или домохозяйстве упоминают только его комментаторы
или эпигоны (см. [Arist.]Oec. 1343al 1; Stob. II, 7,26.48—62;
[Archyt.] apud Stob. 4.1.138.45—60), в научной и
энциклопедической литературе 20 в. рисуется стройная схема:
автаркия — первоначально экономический принцип
примитивного (натурального) домохозяйства, затем
политический принцип независимости самообеспечивающегося
государства, затем этический принцип жизни ни в чем не
нуждающихся древних мудрецов и, наконец, у
неоплатоников и отцов Церкви — теологический принцип бытия
Бога.
Как философский термин автаркия была создана,
по-видимому, Демокритом в рамках характерной для философа
полемики с обыденным языком и воплощенными в нем
расхожими представлениями о благе и счастье. До
Демокрита существовало только прилагательное ш)таркт|с,
причем шЗто в греческом значит не только «само-», но может
обозначать и естественность, чистоту состава,
идентичность, совместность, точность, возвратность,
совпадение, личную причастность, усиление, изобилие (позднее
использовалось для образования группы «философских
слов», обозначающих платоновские идеи соответствующих
предметов: щ)тоа\Юра>тгос, аитоура|1цг| etc.). Корень арк-

также обладает не абстрактным значением «быть

достаточным», а более конкретным: «удерживать и отклонять все

плохое от живого, защищать от гибели живое и

защищаться»; аркюс — надежный, или обеспеченный, причем тоже

с точки зрения сохранения жизни. В слове «автаркия»

шЗто- обозначает усиление выраженной в корне

способности жить и сопротивляться гибели, поэтому автаркий-

ным греки называли не любые веши, но живые существа

в их полноте и неущербности, их тела, органы, функции

и беспрепятственные отправления тела или, например,

недра земли как живую, родящую силу (см., напр., Aesch.

Cho. 757; поэт 6 в. до н. э. цит. у Платона: Epist. 310a4—10;

ср. 7tavTapKf|c — всесильный: Aesch. Pers. 855). Позднее

прилагательное «автаркийный» становится синонимом

для «достаточный», сохраняя, однако, связь с

медицинским контекстом (несколько сот раз встречается у Галена),

а существительное (атЗтаркеих и то атЗтаркес) используется

только в философском языке. У Демокрита и

прилагательное, и существительное засвидетельствованы по два раза

в диетико-гигиенических рекомендациях, из которых

вырастает особое этическое отношение к внешним благам:

«При автаркии пищи ночь никогда не бывает слишком

длинной» (fr. 209, 1 DK); «Пребывание на чужбине учит

автаркии образа жизни: ячменная лепешка и

соломенная подстилка — вот самые сладкие лекарства от голода и

усталости» (246, 1). Автаркийными у Демокрита бывают

также естество (природа), противопоставленное случаю, и

трапеза как дар умеренности, а не роскоши (fr. 176,2; 210,

2). Поздние источники приписывают полагание автаркии

целью жизни также софисту Гиппию (Suda) и Гекатею Аб-

дерскому (Clem. Strom. II 184, 10 St.), но терминология в

обоих случаях едва ли аутентична. Авторство Демокрита

для термина косвенно подтверждается появлением этого

редкого слова в знаменитом 17-м письме Гиппократова

корпуса, те воспроизводится якобы слышанная

Гиппократом речь самого философа. Демокрит противопоставляет

безграничному рвению вожделения «созерцание

благодаря автаркии изобильной природы — всеобщей

кормилицы». Демокритавтор нескольких полемических

терминов этики: если толпа именует счастье «благо-демония»

(«благодолие») (euOai^ovia) или «благо-случай» (Eirruxia),

то Демокрит придумывает термины, которые помещают

источник счастья внутрь человека — благо-душие (еиОицих)

и благо-состояние (души, ешотсо). Автаркия также была

неологизмом и морфологическим (существительное, а не

прилагательное), и — главное — семантическим. АтЗто- в

термине Демокрита дает не усиление, а точность,

отсутствие выхода за строго ограниченные пределы, тем самым

автаркия у него обеспечивает минимальные жизненные

потребности и имеет коннотации естественности.

«Природное богатство» тождественно «автаркии образа жизни»,

богатство равно аскезе, в чем и заключен вызов

общепринятым представлениям. Мерцающий смысл, с

амплитудой значений от «абсолютной полноты» до

«аскетического минимума», делает проблемой понимание термина

в каждом данном контексте.

Платон только однажды обратился к «Демокритову»

термину, завершая рассмотрение удовольствия и

разумности (Phileb. 67a7): благо есть нечто совершенное и

достаточное, удовольствие же и разумность не блага, ибо

«лишены автаркии, то есть силы (ouva^ic) совершенного и

достаточного». Т. о. Платон задал противоположную по

сравнению с Демокритом семантическую перспективу

43

АВТАРКИЯ

автаркии с опорой на традиционное обшеязыковое

значение, согласно которому в термин вкладывается идея

максимума, а не минимума. В «Тиме» автаркийно «тело

космоса» — живого бога: оно устроено так, чтобы получать

пищу от себя самого и не нуждаться ни в чем; космос

автаркией и духовно, его душа простирается из центра и все

объемлет, так что он может пребывать в общении с самим

собою и познании себя (Tim. 33e, 68d). В позднейшей

метафизической им теологической традиции — от Хрисиппа

(fr. 604,7) и Тимея Локрского до неоплатоников и

христианских богословов продолжена эта платоновская линия:

автаркия как синоним абсолютного бытия, абсолютной

божественной полноты и прежде всего как атрибут Бога

перешла впоследствии в апофатическую теологию.

Всякое сознательное использование слова в философских

контекстах после Демокрита и Платона будет иметь дело

с выбором между заданными ими альтернативами или их

примирением и согласованием.

Проповедь Демокрита, повидимому, имела своего

сторонника в Сократе; и хотя аутентичность его дикции не может

быть доказана, у Ксенофонта из пяти прилагательных

«автаркийный» четыре связаны с Сократом: Сократ

считал порочным нуждающегося в других, не автаркийного,

человека, полагая, что мудрец тем ближе в божеству, чем

меньше у него потребностей, а божество автаркийно,

потому что таковых не имеет; сам Сократ был «в высшей

степени автаркиен», причем это его свойство

распространялось не только на материальную, то и на духовную сферу

и в материальной означало умеренность, скромность, а

в интеллектуальной и духовной ровно наоборот —

обеспеченность богатством мудрости, знаниями, интуицией

добра и зла (Mem. L2.14.5; 2.6.2.2; 4.7.1.3; 4.8.11.11). И

у Платона и существительное «автаркия», и три из пяти

прилагательных «автаркийный» вложены в уста Сократа,

который применяет это прилагательное только к человеку,

тогда как в устах иных персонажей оно отнесено к космосу

и богу (демону).

Мысль о том, что мудрец ни в ком и ни в чем не нуждается

и тем подобен богу, стала общим местом послесократов-

ской философии (особенно кинической и стоической).

Возможно, Сократ передал ученикам и термин Демокри-

товой чеканки. Автаркия непременно характеризует Ан-

тисфена и Диогена. Автаркия добродетели для счастья —

излюбленная максима стоика Хрисиппа и т. д. Внешние

«блага», здоровье, богатство — это и не блага, с этической

точки зрения они «безразличное» (адиафора) и могут

использоваться и хорошо, и дурно. Вся кинико-стоическая

традиция сосредоточена на индивидуальной автаркии чел-

века, прежде всего мудреца-философа, как на его духовно-

практической гигиене, хотя у поздних стоиков (напр.,

Посидоний, Diog. L. VII, 103; 128) и перипатетиков

внешние блага признаются в какой-то мере необходимыми

условиями счастья. Формулировки этой идеи в школьной

философии без контекста (как в псевдо-Платоновых

«Определениях») легко могут быть приняты за формулировки

экономического принципа, главным образом из-за

многозначности термина eCic (букв, владение, обладание).

«Автаркия — это совершенство в приобретении благ;

владение (еСц), благодаря которому те, у кого оно есть, сами

над собой начальствуют» («Определения» 412 В 6 ел.).

Однако определение автаркии как «eCic с широтою

свободного довольствования чем угодно, находясь меж нищетой

и роскошью» (Stob. 2.7.25.47) ясно обнаруживает контекст

не экономики, а нравственной философии (ср. у ап. Павла:

«Я научился быть автаркиен в тех обстоятельствах, в каких

нахожусь; знаю, как жить в нищете, знаю, как в изобилии»,

Phil. 4.11-12). Есть немалая доля иронии в том, что

принципы индивидуальной свободы безземельных и

бессемейных бродяг-интеллектуалов эпохи эллинизма и

империи были приняты в современной науке за хозяйственные

принципы крестьянства патриархальной поры.

Для формирования в европейской науке представлений об

античной экономической и политической автаркии

важнейшую роль сыграли 1) «Политика» Аристотеля, в начале

которой заявлено, что «автаркияцель и наилучшее для

полиса» и что «совершенный полис обладает пределом

всякой автаркии благ», 2) пассаж из «Государства» Платона, где

говорится о происхождении полиса из потребности друг в

друге самих по себе неавтаркийных людей, 3) речь Перикла

у Фукидида, где Афины названы автаркийнейшим

полисом для мира и для войны (Thuc, II, 36, 3). Но уже Перикл

не сводит автаркию полиса к сумме ресурсов граждан, а

трактует ее как совершенство социальной структуры,

сообщающей это качество своим членам. Полис делает «тело»

гражданина автаркийным, дополняя каждого физического

индивидуума до состояния полной проявленности его

возможностей: несамодостаточный по природе человек

становится самодостаточным в качестве гражданина. Утопия

Перикла у Фукидида противостоит пессимизму Геродотова

Солона, у которого «Не автаркийное тело человека» (Hdt.,

I, 32, 8), т.е. сам человек предстает не как часть

защищающего его социума, а один на один с природой, судьбой и

завистливыми богами. У Платона в «Государстве» Сократ

также сначала высказывает предположение, что «полис

возникает, когда каждый из нас оказывается не

автаркийным, а во многом нуждающимся» (Resp. 369b5-7; Arist. Eth.

Nie. 1178Ь34), но в ходе всего рассуждения в целом

выясняется, что автаркия полиса не сводится к суммированию

ресурсов неавтаркийных по одиночке людей (ср. у Полибия:

автаркийные (=воздержанные) спартанцы в сумме

образуют не автаркийный, но агрессивный полис: 6.48.7.4) и что

устрояет полис действительно другое начало — а именно

справедливость.

Аристотель использует слова «автаркия» и

«автаркийный» едва ли не больше, чем его предшественники, вместе

взятые. Как систематизатор предшествующего знания в

биологических сочинениях он использует

медико-физиологическую автаркию, в логических автаркия

означает логическую достаточность, в космологических термин

характеризует зримые божества, небесные тела, которые

ведут блаженную и самую автаркийную жизнь; в этических

сочинениях автаркия определяет конечное, совершенное

благо и счастье. Аристотель применяет автаркию для

обозначения и изобилия, и идеала скромности. Но главным

созданием Аристотеля была автаркия как цель полиса,

представляющая собою совмещение всех автаркии:

биологической, этической и космической, а также особой

«философской», или «идеальной».

Понятие экономической автаркии у Аристотеля не вполне

оформлено. Квазиэкономическая автаркия на глазах

вырастает из биологической «диетической» автаркии и тотчас

приобретает этическую окраску. Перечисляя в начале

«Политики» различные образы жизни, Аристотель называет

кочевников, земледельцев, охотников и разбойников. Эти

44

АВТАРКИЯ

образы жизни продолжают ряд травоядных и плотоядных.

Номады и земледельцы —это аналоги разных пород

животных, образ жизни определяется способом добывания пищи.

Чем больше способов добывания пиши человек умеет

соединить, тем он автаркийнее. И как насыщение —

естественный предел потребления пиши, так и для хорошей в

этическом смысле жизни автаркийная собственность — это

собственность, имеющая «естественный» предел.

Полисная же автаркия предполагает удовлетворение нужды не

только и не столько в необходимом, сколько в

прекрасном — духовное единствосогласие») граждан, моральная

потребность в справедливости (1252Ь30). Автаркия полиса

основана, по Аристотелю, на сложной уравновешенности

общественной структуры, обеспечивающей, однако,

функции «души», а не «тела» государства: автаркийное бытие

он приписывает только тем, кто участвует в

совещательной и судебной власти. Автаркия в полисе аналогична

способности организма к поддержанию своей жизни

замкнутого, отдельного существа; услуги рабов,

ремесленников, наемных воинов и других неполноправных

категорий населения аналогичны пище, воде и воздуху — всему,

что,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн