L. A. Towards
a chronology of Aulus Gellius. -«Latomus», 36, 1977, p. 93-109;
Goulet R. Aulu-Gelle, Dictionaire des philosophes antiques, ed. R.
Goulet, vol. 1. R, 1989, p. 675-687.
Ю. А. Шиналин
АВРЕЛИЙАНТОНИН, МАРК — см. Марк Аврелий Антонин.
АВТАРКИЯ(от греч.ашаркекх) — как новоевропейский
термин означает самодостаточность, самодовление,
однако в текстах античных авторов слово аитаркаа
многозначно (переводится как «исполнение», «произвольность»,
«воздержность», «благосостояние», «самодовольство» и
т. д.) И только в отдельных случаях отвечает семантике
новоевропейского термина. Между тем новоевропейское
понятие автаркии как экономической самодостаточности
(= независимости) было спроецировано на древность, и
автаркия стала характеризовать для европейских
мыслителей реальный экономический уклад и гомеровской
Греции, и военной демократии Спарты, и торговых Афин, и
императорского Рима, а вместе с тем ему был придан статус
экономической категории, якобы выработанной самими
эллинами для описания общего для всех социальных слоев
и периодов греческой и римской истории идеала. Хотя до
Аристотеля экономической автаркии нет ни как термина,
ни как идеала натурального хозяйства (ср. Хеп., Оес. XI
10), у Аристотеля ее наличие весьма проблематично, а
после Аристотеля об экономически автаркийном полисе
или домохозяйстве упоминают только его комментаторы
или эпигоны (см. [Arist.]Oec. 1343al 1; Stob. II, 7,26.48—62;
[Archyt.] apud Stob. 4.1.138.45—60), в научной и
энциклопедической литературе 20 в. рисуется стройная схема:
автаркия — первоначально экономический принцип
примитивного (натурального) домохозяйства, затем
политический принцип независимости самообеспечивающегося
государства, затем этический принцип жизни ни в чем не
нуждающихся древних мудрецов и, наконец, у
неоплатоников и отцов Церкви — теологический принцип бытия
Бога.
Как философский термин автаркия была создана,
по-видимому, Демокритом в рамках характерной для философа
полемики с обыденным языком и воплощенными в нем
расхожими представлениями о благе и счастье. До
Демокрита существовало только прилагательное ш)таркт|с,
причем шЗто в греческом значит не только «само-», но может
обозначать и естественность, чистоту состава,
идентичность, совместность, точность, возвратность,
совпадение, личную причастность, усиление, изобилие (позднее
использовалось для образования группы «философских
слов», обозначающих платоновские идеи соответствующих
предметов: щ)тоа\Юра>тгос, аитоура|1цг| etc.). Корень арк-
также обладает не абстрактным значением «быть
достаточным», а более конкретным: «удерживать и отклонять все
плохое от живого, защищать от гибели живое и
защищаться»; аркюс — надежный, или обеспеченный, причем тоже
с точки зрения сохранения жизни. В слове «автаркия»
шЗто- обозначает усиление выраженной в корне
способности жить и сопротивляться гибели, поэтому автаркий-
ным греки называли не любые веши, но живые существа
в их полноте и неущербности, их тела, органы, функции
и беспрепятственные отправления тела или, например,
недра земли как живую, родящую силу (см., напр., Aesch.
Cho. 757; поэт 6 в. до н. э. цит. у Платона: Epist. 310a4—10;
ср. 7tavTapKf|c — всесильный: Aesch. Pers. 855). Позднее
прилагательное «автаркийный» становится синонимом
для «достаточный», сохраняя, однако, связь с
медицинским контекстом (несколько сот раз встречается у Галена),
а существительное (атЗтаркеих и то атЗтаркес) используется
только в философском языке. У Демокрита и
прилагательное, и существительное засвидетельствованы по два раза
в диетико-гигиенических рекомендациях, из которых
вырастает особое этическое отношение к внешним благам:
«При автаркии пищи ночь никогда не бывает слишком
длинной» (fr. 209, 1 DK); «Пребывание на чужбине учит
автаркии образа жизни: ячменная лепешка и
соломенная подстилка — вот самые сладкие лекарства от голода и
усталости» (246, 1). Автаркийными у Демокрита бывают
также естество (природа), противопоставленное случаю, и
трапеза как дар умеренности, а не роскоши (fr. 176,2; 210,
2). Поздние источники приписывают полагание автаркии
целью жизни также софисту Гиппию (Suda) и Гекатею Аб-
дерскому (Clem. Strom. II 184, 10 St.), но терминология в
обоих случаях едва ли аутентична. Авторство Демокрита
для термина косвенно подтверждается появлением этого
редкого слова в знаменитом 17-м письме Гиппократова
корпуса, те воспроизводится якобы слышанная
Гиппократом речь самого философа. Демокрит противопоставляет
безграничному рвению вожделения «созерцание
благодаря автаркии изобильной природы — всеобщей
кормилицы». Демокрит — автор нескольких полемических
терминов этики: если толпа именует счастье «благо-демония»
(«благодолие») (euOai^ovia) или «благо-случай» (Eirruxia),
то Демокрит придумывает термины, которые помещают
источник счастья внутрь человека — благо-душие (еиОицих)
и благо-состояние (души, ешотсо). Автаркия также была
неологизмом и морфологическим (существительное, а не
прилагательное), и — главное — семантическим. АтЗто- в
термине Демокрита дает не усиление, а точность,
отсутствие выхода за строго ограниченные пределы, тем самым
автаркия у него обеспечивает минимальные жизненные
потребности и имеет коннотации естественности.
«Природное богатство» тождественно «автаркии образа жизни»,
богатство равно аскезе, в чем и заключен вызов
общепринятым представлениям. Мерцающий смысл, с
амплитудой значений от «абсолютной полноты» до
«аскетического минимума», делает проблемой понимание термина
в каждом данном контексте.
Платон только однажды обратился к «Демокритову»
термину, завершая рассмотрение удовольствия и
разумности (Phileb. 67a7): благо есть нечто совершенное и
достаточное, удовольствие же и разумность не блага, ибо
«лишены автаркии, то есть силы (ouva^ic) совершенного и
достаточного». Т. о. Платон задал противоположную по
сравнению с Демокритом семантическую перспективу
43
автаркии с опорой на традиционное обшеязыковое
значение, согласно которому в термин вкладывается идея
максимума, а не минимума. В «Тиме» автаркийно «тело
космоса» — живого бога: оно устроено так, чтобы получать
пищу от себя самого и не нуждаться ни в чем; космос
автаркией и духовно, его душа простирается из центра и все
объемлет, так что он может пребывать в общении с самим
собою и познании себя (Tim. 33e, 68d). В позднейшей
метафизической им теологической традиции — от Хрисиппа
(fr. 604,7) и Тимея Локрского до неоплатоников и
христианских богословов продолжена эта платоновская линия:
автаркия как синоним абсолютного бытия, абсолютной
божественной полноты и прежде всего как атрибут Бога
перешла впоследствии в апофатическую теологию.
Всякое сознательное использование слова в философских
контекстах после Демокрита и Платона будет иметь дело
с выбором между заданными ими альтернативами или их
примирением и согласованием.
Проповедь Демокрита, повидимому, имела своего
сторонника в Сократе; и хотя аутентичность его дикции не может
быть доказана, у Ксенофонта из пяти прилагательных
«автаркийный» четыре связаны с Сократом: Сократ
считал порочным нуждающегося в других, не автаркийного,
человека, полагая, что мудрец тем ближе в божеству, чем
меньше у него потребностей, а божество автаркийно,
потому что таковых не имеет; сам Сократ был «в высшей
степени автаркиен», причем это его свойство
распространялось не только на материальную, то и на духовную сферу
и в материальной означало умеренность, скромность, а
в интеллектуальной и духовной ровно наоборот —
обеспеченность богатством мудрости, знаниями, интуицией
добра и зла (Mem. L2.14.5; 2.6.2.2; 4.7.1.3; 4.8.11.11). И
у Платона и существительное «автаркия», и три из пяти
прилагательных «автаркийный» вложены в уста Сократа,
который применяет это прилагательное только к человеку,
тогда как в устах иных персонажей оно отнесено к космосу
и богу (демону).
Мысль о том, что мудрец ни в ком и ни в чем не нуждается
и тем подобен богу, стала общим местом послесократов-
ской философии (особенно кинической и стоической).
Возможно, Сократ передал ученикам и термин Демокри-
товой чеканки. Автаркия непременно характеризует Ан-
тисфена и Диогена. Автаркия добродетели для счастья —
излюбленная максима стоика Хрисиппа и т. д. Внешние
«блага», здоровье, богатство — это и не блага, с этической
точки зрения они «безразличное» (адиафора) и могут
использоваться и хорошо, и дурно. Вся кинико-стоическая
традиция сосредоточена на индивидуальной автаркии чел-
века, прежде всего мудреца-философа, как на его духовно-
практической гигиене, хотя у поздних стоиков (напр.,
Посидоний, Diog. L. VII, 103; 128) и перипатетиков
внешние блага признаются в какой-то мере необходимыми
условиями счастья. Формулировки этой идеи в школьной
философии без контекста (как в псевдо-Платоновых
«Определениях») легко могут быть приняты за формулировки
экономического принципа, главным образом из-за
многозначности термина eCic (букв, владение, обладание).
«Автаркия — это совершенство в приобретении благ;
владение (еСц), благодаря которому те, у кого оно есть, сами
над собой начальствуют» («Определения» 412 В 6 ел.).
Однако определение автаркии как «eCic с широтою
свободного довольствования чем угодно, находясь меж нищетой
и роскошью» (Stob. 2.7.25.47) ясно обнаруживает контекст
не экономики, а нравственной философии (ср. у ап. Павла:
«Я научился быть автаркиен в тех обстоятельствах, в каких
нахожусь; знаю, как жить в нищете, знаю, как в изобилии»,
Phil. 4.11-12). Есть немалая доля иронии в том, что
принципы индивидуальной свободы безземельных и
бессемейных бродяг-интеллектуалов эпохи эллинизма и
империи были приняты в современной науке за хозяйственные
принципы крестьянства патриархальной поры.
Для формирования в европейской науке представлений об
античной экономической и политической автаркии
важнейшую роль сыграли 1) «Политика» Аристотеля, в начале
которой заявлено, что «автаркия — цель и наилучшее для
полиса» и что «совершенный полис обладает пределом
всякой автаркии благ», 2) пассаж из «Государства» Платона, где
говорится о происхождении полиса из потребности друг в
друге самих по себе неавтаркийных людей, 3) речь Перикла
у Фукидида, где Афины названы автаркийнейшим
полисом для мира и для войны (Thuc, II, 36, 3). Но уже Перикл
не сводит автаркию полиса к сумме ресурсов граждан, а
трактует ее как совершенство социальной структуры,
сообщающей это качество своим членам. Полис делает «тело»
гражданина автаркийным, дополняя каждого физического
индивидуума до состояния полной проявленности его
возможностей: несамодостаточный по природе человек
становится самодостаточным в качестве гражданина. Утопия
Перикла у Фукидида противостоит пессимизму Геродотова
Солона, у которого «Не автаркийное тело человека» (Hdt.,
I, 32, 8), т.е. сам человек предстает не как часть
защищающего его социума, а один на один с природой, судьбой и
завистливыми богами. У Платона в «Государстве» Сократ
также сначала высказывает предположение, что «полис
возникает, когда каждый из нас оказывается не
автаркийным, а во многом нуждающимся» (Resp. 369b5-7; Arist. Eth.
Nie. 1178Ь34), но в ходе всего рассуждения в целом
выясняется, что автаркия полиса не сводится к суммированию
ресурсов неавтаркийных по одиночке людей (ср. у Полибия:
автаркийные (=воздержанные) спартанцы в сумме
образуют не автаркийный, но агрессивный полис: 6.48.7.4) и что
устрояет полис действительно другое начало — а именно
Аристотель использует слова «автаркия» и
«автаркийный» едва ли не больше, чем его предшественники, вместе
взятые. Как систематизатор предшествующего знания в
биологических сочинениях он использует
медико-физиологическую автаркию, в логических автаркия
означает логическую достаточность, в космологических термин
характеризует зримые божества, небесные тела, которые
ведут блаженную и самую автаркийную жизнь; в этических
сочинениях автаркия определяет конечное, совершенное
благо и счастье. Аристотель применяет автаркию для
обозначения и изобилия, и идеала скромности. Но главным
созданием Аристотеля была автаркия как цель полиса,
представляющая собою совмещение всех автаркии:
биологической, этической и космической, а также особой
«философской», или «идеальной».
Понятие экономической автаркии у Аристотеля не вполне
оформлено. Квазиэкономическая автаркия на глазах
вырастает из биологической «диетической» автаркии и тотчас
приобретает этическую окраску. Перечисляя в начале
«Политики» различные образы жизни, Аристотель называет
кочевников, земледельцев, охотников и разбойников. Эти
44
образы жизни продолжают ряд травоядных и плотоядных.
Номады и земледельцы —это аналоги разных пород
животных, образ жизни определяется способом добывания пищи.
Чем больше способов добывания пиши человек умеет
соединить, тем он автаркийнее. И как насыщение —
естественный предел потребления пиши, так и для хорошей в
этическом смысле жизни автаркийная собственность — это
собственность, имеющая «естественный» предел.
Полисная же автаркия предполагает удовлетворение нужды не
только и не столько в необходимом, сколько в
прекрасном — духовное единство («согласие») граждан, моральная
потребность в справедливости (1252Ь30). Автаркия полиса
основана, по Аристотелю, на сложной уравновешенности
общественной структуры, обеспечивающей, однако,
функции «души», а не «тела» государства: автаркийное бытие
он приписывает только тем, кто участвует в
совещательной и судебной власти. Автаркия в полисе аналогична
способности организма к поддержанию своей жизни
замкнутого, отдельного существа; услуги рабов,
ремесленников, наемных воинов и других неполноправных
категорий населения аналогичны пище, воде и воздуху — всему,
что,