Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

система

Вселенная издана в одном экземпляре» — А.

Пуанкаре); материальный мир, рассматриваемый с

физико-астрономической точки зрения (А. Л. Зельманов). Разные

теории и модели Вселенной рассматриваются с этой

точки зрения как неэквивалентные друг другу одного и того

же оригинала. Такое понимание Вселенной как целого

обосновывалось по-разному: 1) ссылкой на «презумпцию

экстраполируемости»: космология претендует именно на

репрезентацию в системе знания своими

концептуальными средствами всеобъемлющего мирового целого, и, пока

не доказано обратное, эти претензии должны приниматься

в полном объеме; 2) логически — Вселенная определяется

как всеобъемлющее мировое целое, и других Вселенных не

может существовать по определению и т. д.

Классическая, Ньютонова космология создала образ

Вселенной, бесконечной в пространстве и времени, причем

бесконечность считалась атрибутивным свойством

Вселенной. Общепринято, что бесконечная гомогенная

Вселенная Ньютона «разрушила» античный космос. Однако

научные и философские образы Вселенной продолжают

сосуществовать в культуре, взаимообогащая друг друга.

Ньютоновская Вселенная разрушила образ античного

космоса лишь в том смысле, что отделяла человека от

Вселенной и даже противопоставляла их.

В неклассической, релятивистской космологии была

впервые построена теория Вселенной. Ее свойства оказались

совершенно отличными от ньютоновских. Согласно

теории расширяющейся Вселенной, развитой Фридманом,

Вселенная как целое может быть и конечной, и

бесконечной в пространстве, а во времени она во всяком

случае конечна, т.е. имела начало. А. А. Фридман считал, что

мир, или Вселенная как объект космологии, «бесконечно

уже и меньше мира-вселенной философа». Напротив,

подавляющее большинство космологов на основе

принципа единообразия отождествляло модели расширяющейся

Вселенной с нашей Метагалактикой. Начальный момент

расширения Метагалактики рассматривался как

абсолютное «начало всего», с креационистской точки зрения — как

«сотворение мира». Некоторые космологи-релятивисты,

считая принцип единообразия недостаточно

обоснованным упрощением, рассматривали Вселенную как

всеобъемлющую физическую систему большего масштаба, чем

Метагалактика, а Метагалактику — лишь как

ограниченную часть Вселенной.

Релятивистская космология коренным образом изменила

образ Вселенной в научной картине мира. В

мировоззренческом плане она вернулась к образу античного космоса в

том смысле, что снова связала человека и

(эволюционирующую) Вселенную. Дальнейшим шагом в этом

направлении явился антропный принцип в космологии.

Современный подход к интерпретации Вселенной как

целого основывается, во-первых, на разграничении

философской идеи мира и Вселенной как объекта космологии;

во-вторых, это понятие релятивизируется, т.е. его объем

соотносится с определенной ступенью познания, космоло-

460

ВТОРОЙ МИР

гической теорией или моделью — в чисто лингвистическом

(безотносительно к их объектному статусу) или же в

объектном смысле. Вселенная интерпретировалась, напр., как

«наибольшее множество событий, к которому могут быть

применены наши физические законы,

экстраполированные тем или иным образом» или «могли бы считаться

физически связанными с нами» (Г. Бонди).

Развитием этого подхода явилась концепция, согласно

которой Вселенная в космологии — это «все существующее»

не в каком-то абсолютном смысле, а лишь с точки зрения

данной космологической теории, т.е. физическая система

наибольшего масштаба и порядка, существование которой

вытекает из определенной системы физического знания.

Это относительная и преходящая граница познанного

мегамира, определяемая возможностями экстраполяции

системы физического знания. Под Вселенной как целым

не во всех случаях подразумевается один и тот же

«оригинал». Напротив, разные теории могут иметь в качестве

своего объекта неодинаковые оригиналы, т.е. физические

системы разного порядка и масштаба структурной

иерархии. Но все претензии на репрезентацию всеобъемлющего

мирового целого в абсолютном смысле остаются

бездоказательными. При интерпретации Вселенной в космологии

следует проводить различие между потенциально и

актуально существующим. То, что сегодня считается

несуществующим, завтра может вступить в сферу научного

исследования, окажется существующим (с точки зрения физики) и

будет включено в наше понимание Вселенной.

Так, если теория расширяющейся Вселенной описывала по

сути нашу Метагалактику, то наиболее популярная в

современной космологии теория инфляционной

(«раздувающейся») Вселенной вводит понятие о множестве «других

вселенных» (или, в терминах эмпирического языка, вне-

метагалактических объектов) с качественно различными

свойствами. Инфляционная теория признает, т. о.,

мегаскопическое нарушение принципа единообразия Вселенной и

вводит дополнительный ему по смыслу принцип

бесконечного многообразия Вселенной. Тотальность этих вселенных

И. С. Шкловский предложил назвать «Метавселенной».

Инфляционная космология в специфической форме

возрождает, т. о., идею бесконечности Вселенной (Метавселенной)

как ее бесконечного многообразия. Объекты, подобные

Метагалактике, в инфляционной космологии часто

называют «минивселенными». Минивселенные возникают

путем спонтанных флуктуации физического вакуума. Из этой

точки зрения вытекает, что начальный момент расширения

нашей Вселенной, Метагалактики не обязательно должен

считаться абсолютным началом всего. Это лишь начальный

момент эволюции и самоорганизации одной из

космических систем. В некоторых вариантах квантовой космологии

понятие Вселенной тесно увязывается с существованием

наблюдателя («принцип соучастия»). «Порождая на

некотором ограниченном этапе своего существования

наблюдателей-участников, не приобретает ли, в свою очередь,

Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую

мы называем реальностью? Не есть ли это механизм

существования?» (Дж. Уилер). Смысл понятия Вселенной и в этом

случае определяется теорией, основанной на различении

потенциального и актуального существования Вселенной

как целого в свете квантового принципа.

3. Вселенная в астрономии (наблюдаемая, или

астрономическая Вселенная) — область мира, охваченная наблюдениями, а

сейчас отчасти и космическими экспериментами, т.е. «все

существующее» с точки зрения имеющихся в астрономии

наблюдательных средств и методов исследования.

Астрономическая Вселенная представляет собой

иерархию космических систем возрастающего масштаба и

порядка сложности, которые последовательно открывались

и исследовались наукой. Это — Солнечная система, наша

звездная система, Галактика (существование которой было

доказано В. Гершелем в 18 в.), Метагалактика, открытая

Э. Хабблом в 1920-х гг. В настоящее время наблюдению

доступны объекты Вселенной, удаленные от нас на

расстоянии ок. 9— 12 млрд световых лет.

На протяжении всей истории астрономии вплоть до 2-й

пол. 20 в. в астрономической Вселенной были известны

одни и те же типы небесных тел: планеты, звезды,

газопылевое вещество. Современная астрономия открыла

принципиально новые, ранее не известные типы небесных тел,

в т. ч. сверхплотные объекты в ядрах галактик (возможно,

представляющие собой черные дыры). Многие состояния

небесных тел в астрономической Вселенной оказались

резко нестационарными, неустойчивыми, т.е. находящимися

в точках бифуркации. Предполагается, что подавляющая

часть (до 90—95%) вещества астрономической Вселенной

сосредоточена в невидимых, пока ненаблюдаемых формах

(«скрытая масса»).

Лит.: Фридман Л. А. Избр. труды. М., 1965; Бесконечность и

Вселенная. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М., 1988;

Астрономия и современная картина мира. М., 1996; Bondy H.

Cosmology. Cambr., 1952; MunilzM. Space, Time and Creation. N.Y.,

1965.

В. В. Казютинский

ВСЕОБЩЕЕ- см. Единичное и общее.

ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА- направление в философии 2-й

пол. 16 в., гл. о. в Италии и Испании (Л. Молина, Ф. Суарес

и др.). В качестве философского течения вторая

схоластика сформировалась как реакция Римско-католической

церкви на идеологию Реформации в лице М. Лютера,

Ж. Кальвина, Ф. Меланхтона и др. Большинство ее

представителей принадлежали к ордену иезуитов, основанному в

1540 Я. Лойолой. Основные проблемы второй схоластики:

соотношение свободы воли человека и божественного

провидения, знание Богом будущих условных событий,

пребывание Иисуса Христа в Евхаристии, связь между

божественной благодатью и предопределением к

спасению и др.

И. В. Лупандин

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА- см. Первичные и вторичные

качества.

ВТОРОЙ МИР— один из терминов (наряду с первым,

третьим, четвертым мирами) политологии, описывающий

деление всех стран мира на определенные категории в

зависимости от стадии их развития. Термином «второй мир»

обозначали либо всю совокупность стран

социалистического содружества, либо СССР и его восточно-европейских

союзников по Варшавскому Договору В теориях

модернизации, индустриального общества и конвергенции

утверждалось, что завершение индустриализации в любой стране

неизбежно ведет к определенным следствиям. В ходе нее

461

ВУЛГАРИС

происходит социальная трансформация всего общества,

которая выражается не только в становлении массового

производства товаров и услуг, возникновении и усилении

позиций новых общественных групп — интеллектуальной

элиты, слоя кадровых высокопрофессиональных

управленцев, но и в своеобразной унификации процедур

управления производством и обществом, в доминировании

инструментальной рациональности при принятии решений

над всеми иными, в том числе идеологическими, мотивами

и т. д. Ряд стран, завершивших подобную трансформацию

к нач. 1-й мировой войны, как правило, включался в

состав т. н. первого мира. Страны социалистического лагеря,

значительная часть которых в 50-е гг. все еще не

выходила по основным параметрам социально-экономического

развития за рамки аграрно-индустриальных государств,

но имела предпочтительные шансы для развития и

завершения процесса индустриализации, были отнесены кт. н.

второму миру. (Это прежде всего СССР и страны

Восточной Европы — ГДР, ЧССР, Венгрия, Польша, Румыния и

Болгария, а также Китай.) Предполагалась возможность

постепенной конвергенции социально-экономических

(но не политических) систем стран этой группы с

системами стран первого мира прежде всего за счет усвоения

рационально-бюрократических механизмов управления

производством и социальной сферой, а также утверждения

ценностей общества потребления. Третий мир в данной

схеме составляли аутсайдеры модернизационной гонки

— независимые государства Латинской Америки, Азии,

освобождающиеся от колониальной зависимости страны

Азии и Африки. В дальнейшем (70—80-е гг.) термин

«второй мир» приобрел несколько иной смысловой оттенок,

стал, как правило, употребляться советологами и

политологами (3. Бжезинским и др.) в отношении стран —

участниц Варшавского Договора с целью четко отграничить

их как от первого мира, вступившего в новую фазу своего

развития — в «постиндустриальное», «информационное»,

«технотронное» и т. п. общество (см. Постиндустриальное

общество), базирующееся на стремительном

развертывании НТР и адаптации к ее результатам, так и от третьего

мира, постепенно расслаивающегося на страны, успешно

осуществившие социально-экономическую

модернизацию и преодолевшие порог бедности (новые

индустриальные страны), на собственно третий мир и на ряд наиболее

бедных государств Азии, Африки, Океании, практически

не имеющих шансов для самостоятельного долгосрочного

и поступательного развития (т. н. четвертый мир). Термин

«второй мир» фактически вышел из употребления в кон.

80-х гг. в связи с крушением т. н. социалистического

содружества.

Э. Г. Соловьев

ВУЛГАРИС(ВооАуарц) Евгениос (11 июня 1716, Корфу —

10 июня 1806, Петербург) — новогреческий философ,

математик, богослов, педагог и переводчик-полиглот

болгарского происхождения. Учился в Арте и Янине у Мефодия

Антракита, познакомившего его с натурфилософией Гра-

везанла, с 1737 в Падуе. Вернувшись на родину,

преподавал философию, филологию, математику в Янине и в

Козани (1742—50), в новооткрытой Афонской школе в

Фессалониках, которой руководил в 1758—61, в

константинопольской Патриаршей школе. Вытесненный из

Греции интригами, с 1763 по 1771 вел ученую, издательскую,

переводческую деятельность в Лейпциге и при дворе

Фридриха II. Представленный Федором Орловым Екатерине II

как переводчик «Наказа» на греческий язык, принял в 1771

русское подданство, был назначен книгохранителем при

императорском дворце. С 1 октября 1776 — архиепископ

Славянский и Херсонский.

Автор десятков компиляций, переложений, переводов с

разных языков на греческий по большинству отраслей

знания. Главное философское сочинение — «Логика,

собранная из древних и новых сочинителей» (AoyiKf|, 1766),

изложение философских систем от Зенона, других досократиков

и древнегреческих классических философов до Декарта,

Лейбница, Вольфа, Вольтера. Новоевропейские системы

эклектически переплетаются с античными. Вулгарис

проповедует средний путь между скептицизмом и

догматизмом в опоре на «внутренний логос», делающий

возможным критическое обоснование и разграничение познаний.

Своим просветительством Вулгарис способствовал

«нравственному возрождению греческого мира» (А. Кораис) и

распространению философско-научных знаний в Греции

и Балканских странах (через греческие школы Болгарии,

Румынии, Сербии).

Соч.: Ixoixsia цета(ршисг|с (Элементы метафизики). Венеция,

1805; Ta apeoKOvxa xoic (puoaocpoic (Философские системы). Вена,

1805; Eiaayoyf) sic Tqv (puoaocptav rpa?eCavSou (Введение в

философию Гравезанда). М., 1805; Пер\ тог) стислтщатос тои rcavroc (О

строении вселенной). Вена, 1805.

Лит.: Стурдза А. С. Евгений Булгарис. — «Москвитянин»,

1844. №2; Knos В. L’histoire de la litterature neogrecque. Stockh.—

Goteborg-Uppsala, 1965, p. 504-516.

В. В. Бибихин

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ(от лат. vulgaris —

обыкновенный, простой) — течение в философии сер. 19 в.

Теоретическим предшественником был французский

материалист Кабанис, его главные представители —

философы К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхер. Квалификация их

взглядов как вульгарного материализма была предложена

Ф. Энгельсом, поскольку они упрощали положения

старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на

позициях метафизики и механицизма в эпоху, когда уже

сложились исторические условия для преодоления

ограниченности предшествующего материализма.

Представители вульгарного материализма популяризовали

достижения естествознания (закон сохранения материи, закон

превращения энергии, дарвинизм, данные физиологии),

указывали на атеистические выводы, вытекающие из них,

однако отрицали специфику сознания, которое

непосредственно сводилось к веществу (см.: Бюхнер Л. Сила и

материя, 1855, рус. пер. 1860). Бюхнер пытался объяснить

классовые различия, господство одного класса над другим

«природой» наследственности, примыкая к «социальному

дарвинизму». В ряде положений вульгарный материализм

сближался с идеализмом позитивистского толка, нега-

тивистским отношением к философии. Он не понимал

необходимости философии как особого рода науки со

специфическим предметом исследования. Особенно

упрощенными были

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн