Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

1905.

Лит.: Druck D. Yehuda Halevy: His life and works. N. Y, 1941; Ber-

tola E. II pensiero ebraicol. Padova, 1972.

В. В. Бибихин

ГАЛЕН(ratarvoc) из Пергама (129 — ок. 210) —

греческий ученый, врач и философ, в своих сочинениях

давший синтетическое изложение всей античной медицины.

С 169 жил и работал в Риме при дворе императоров Марка

Аврелия и Луция Вера. Сохранился значительный корпус

текстов Галена, включающий работы по практической

медицине (диагностике, диететике, анатомии и др.),

подробные комментарии на книги Гиппократовского корпуса

и труды по прикладной философии («О мнениях

Гиппократа и Платона», комментарий на «Тимея», «О том, что

лучший врач в то же времяфилософ», «О наилучшем

учении»). Комментарии Галена на Гиппократа

завершают богатую экзегетическую традицию, у истоков которой

стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н. э). Т. к.

тексты этой традиции практически полностью утрачены

(кроме одного небольшого комментария Аполлона из

Китая и толкового словаря Эроциана), Гален оказывается

главным источником сведений о медицинских

комментариях своих предшественников. Из трактата «О своих

собственных сочинениях» известно, что всего им было

составлено 17 комментариев на Гиппократа (сохранилось 11).

Гален получил хорошее гуманитарное образование,

изучал грамматику, диалектику, философию, а также

геометрию и арифметику. В Смирне слушал платоника Альбина,

а ранее в Пергаме — некоего «ученика Гая», учился

также у философа-перипатетика «ученика Аспасия», — так

сформировался платонико-перипатетический каркас его

философских взглядов. Философией он интересовался

постольку, поскольку эти знания могли быть ему полезны

как врачу — и в центре его внимания оказывается логика и

психология. Дискуссии между различными

медицинскими эллинистическими школами (эмпириками,

методистами, рационалистами) во многом были философскими

по содержанию и касались таких вопросов, как природа

знания и способы его достижения, соотношение теории и

врачебной практики, структура причинно-следственного

объяснения. В трактате «О том, что лучший врач в то же

времяфилософ» Гален говорит, что знание родов и

видов болезней связано с изучением логики, которой врачи

обычно пренебрегают (vol. I, p. 54.6—10 Kuhn). Мысль о

пользе философии для врача высказана и в «Протрепти-

ке». О серьезности логических занятий Галена говорит

сохранившееся «Введение в диалектику» (лат. Institutio

logica) (аутентичность его оспаривалась Прантлем), а

также названия утерянных сочинений по логике, в т. ч.

трактаты по теории силлогизма (De libris propriis, vol. 19,

p. 43.9-45.10 Kuhn); 4-я фигура силлогизма, названная

именем Галена, восходит к Теофрасту и Евдему. В целом в

логике Гален следовал Аристотелю и Теофрасту, что было

характерно для современных ему философов-платоников

(ср. Алкиной, Апулей); стоическую логику он

критиковал, хотя и принимал учение Посидония об

аналогическом силлогизме.

«О мнениях Гиппократа и Платона» (лат. сокр. De placitis),

в 9 кн. — основное философское сочинение Галена, над

которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Гален

попытался показать согласие во взглядах Платона и

Гиппократа по ряду проблем, касающихся «физики» живого

организма. В кн. 1—IV рассматриваются взгляды на

природу сил, управляющих человеком и живыми существами,

и обосновывается истинность взглядов Платона и

Гиппократа, кн. V—IX посвящены проблемам чувственного

восприятия и методологии исследования. Трактат носит

подчеркнуто полемический характер. Гален принимает

платоновское деление души на вожделеющую, аффективную

477

ГАЛИЛЕЙ

и разумную, и в этой связи постоянно критикует

монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной

души и понимание «страстей» (патосов) как ошибок

суждения. Стоики критикуются также за локализацию

«ведущей способности» души, равно как и речевой и

двигательной, в сердце, — по Галену, этот тезис не выдерживает

критики, основанной на «анатомической очевидности»,

которая указывает на мозг. В качестве главного

оппонента выступает Хрисипп, чей трактат «О душе» Гален часто

цитирует, что является для нас важным источником

знания о стоической философской психологии; имя стоика

Посидония Гален приводит с симпатией, ибо тот принял

платоническую трехчастную модель души.

Для Галена характерно сочетание монотеистических идей

(отождествление бога с умом-нусом, в духе среднего

платонизма) с телеологическим принципом (особенно в «О

назначении частей человеческого тела»): на основании

изучения строения организма Гален приходит к выводу,

что «ум-нус все распределяет и упорядочивает» (vol. 3, р.

469.11 Kuhn), «творец-демиург ведет все возникающее к

наилучшему виду» (470, 11 — 12), «во всем наш творец

имеет в виду единую цель совершенства всех частей,

выбор наилучшего» (476.8—10); принимая за образец

платоновского демиурга, Гален принимает также

аристотелевский принцип «природа ничего не делает напрасно». Он

использует аристотелевское учение о причинах и вслед за

средними платониками добавляет к четырем причинам

пятую — инструментальную (Oi’ou).

В физиологии Гален вслед за Гиппократом был

сторонником гуморальной теории, согласно которой основными

составляющими организма человека являются кровь,

слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых

ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей

(по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным.

Болезнь определяется как «повреждение естественных

функций», она проистекает от избытка или недостатка

четырех основных качеств — самих по себе или в

сочетании.

С именем Галена связано становление экспериментального

метода в медицине (что в целом не было характерно для

античного естествознания); эксперименты, в т. ч. по вивисекции

живых животных, проводились им с целью опровержения

стоических и аристотелевских представлений о физиологии

организма, в частности, в ходе таких опытов была

опровергнута традиционная точка зрения, полагавшая наличие

крови исключительно в венах, а в артериях — пневмы (ибо при

вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Однако

для объяснения процесса дыхания Гален полагал наличие

некоей пневмы, которая может смешиваться с кровью и

соответственно трем частям души разделяется на три вида.

Ряд опытов Гален провел для доказательства того, что центр

ощущений и источник двигательных импульсов

сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Наряду с

воздухо- и водолечением Гален придавал большое значение

лекарственным препаратам (рецептам их посвящен

отдельный трактат), составил также несколько описаний

лечебных растений (травников), неоднократно переводившихся

на латынь, арабский, сирийский и персидский языки.

Понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих

пор и означает препараты, полученные из растительного

сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.).

О многих утраченных сочинениях Галена известно только

по арабским, сирийским и латинским переводам. В

Средние века, как на Востоке, так и на Западе, Гален

оставался непререкаемым авторитетом в медицине, «королем

анатомии», и представлял тот идеал, о котором говорил

Гиппократ: «врач-философ подобен богу».

Соч.: Galeni Opera Omnia, ed. С. G. Kuhn, Lpz., 1821-33; Galeni Per-

gameni Opera Minora, eds. J. Marquardt, I. v. Muller, G. Helmreich.

3 vols. Lpz., 1884—93; Galenus: De usu Partium, 2 vols., ed.

G. Heimreich. Lpz., 1907—09; Galeni De Placitis Hippocratis et Piatonis, ed.

and comm. P. H. De Lacy, 3 vols. В., 1978—83; Galens Kommentar zu

PlatonsTimaios, hrsg. von С J. Lanain. Stuttg., 1992; Galen’s Institutio

logica, transi., introd., comm. by J. S. Kieffer. Baltimore, 1964; в рус.

пер.: О назначении частей человеческого тела, пер. С. П.

Кондратьева, ред. и вступит, ст. В. Н. Терновского и Б. Д. Петрова. М., 1971.

Лит.: Ковнер С. История медицины, ч. 3. Киев, 1888; Domini P. L.

Galeo ela fllosofia, ANRW II, 36, 5, 992, p. 3484-3504; Husler К. Galen

und die Logik.—Ibid, p. 3523—3554; Hankinson R. J. Galens philosophical

eclecticism. — Ibid, p. 3505—3522; Idem. Actions and Passions: Galen’s

Anatomy of the Soul. — Brunschwig J., Nussbaum M. С. (eds.) Passions

and Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Cambr., 1993,

p. 184—222; Tieleman T. Galen and Chrysippus on the Soul: Argument

and Refutation in the De Placitis Books II—III. Leiden, 1996; Moraux P.

Gaben de Pergame. P., 1985; Frede M. (ed.) Galen: Three Treatises on the

Nature of Science. Indianapolis, 1985; Nutton V. (ed.) Galen: Problems

and Prospects. L., 1981; Todd R. B. Galenic medical ideas in the Greek

Aristotelian commentators. — «Symbolae Osloensis», 1977, v. LIT p. 117—

134; De Lacy Ph. Galens Platonism. —«American Journal of Philology»,

1972,93, p. 27-32; Sarton G. Galen of Pergamon. Kansas, 1954; Kollech /.,

Nickel D. Bibliographia Galemiana. Die Beitrage des 20. Jahrunderts zur

Galenforchung, ANRW II, 37,2,1994, p. 1351-1420; 2063-2070.

M. Л. Солопова

ГАЛИЛЕЙ(Galilei) Галилео (15 февраля 1564, Пиза — 8

января 1642, Арчетри, близ Флоренции) — итальянский

ученый и мыслитель, один из создателей науки Нового

времени, чьи исследования в области физики, механики и

астрономии характеризуются кардинально новым подходом и

результатами, положившими начало современному взгляду

на природу. Его методологические установки оказали

решающее воздействие на последующих ученых и в первую

очередь на И. Ньютона.

Юношей он привел в ужас своего отца, когда отданный в

иезуитскую школу монастыря Валломброзо (неподалеку от

Флоренции, куда переехала его семья в 1574), внезапно объявил

(1578), что собирается стать монахом. Впоследствии Галилей

достаточно нейтрально относился к религии, и церковь

производила на него впечатление только как институт

пропаганды. Но в те ранние годы отцу пришлось немедленно забрать

его из монастыря и до поступления в Пизанский университет

в 1581 Галилей обучался дома. Один из учителей Галилея,

Остилио Риччи, поддержал юношу в увлечении математикой

и физикой, что сказалось на дальнейшей судьбе ученого.

В 1585, формально не закончив университета, Галилей

возвращается во Флоренцию, продолжая увлеченно

заниматься наукой, и спустя некоторое время приобретает

известность в кругу любителей естествознания. В 1586 он

заканчивает трактат «Маленькие весы», в котором (следуя

Архимеду) описывает изобретенный им прибор для

гидростатического взвешивания, а в следующей работе, так же

носящей следы влияния Архимеда, дает ряд теорем

относительно центра тяжести параболоидов вращения.

Реакция научной среды на эти работы — Флорентийская

академия избирает его арбитром в споре о том, как с

математической точки зрения должна интерпретироваться топогра-

478

ГАЛИЛЕЙ

бия Дантова ада (1588). В это же время он получает

(благодаря содействию своего друга маркиза Гвидобальдо дель Монте)

почетную, но скудно оплачиваемую должность профессора

математики Пизанского университета. В Пизе ученого

занимают гл. о. проблемы механики, он пишет трактат о

движении (1590), характеризующийся явной антиаристотелевской

направленностью, — Галилей считает, что тела различного

веса должны падать с одинаковой скоростью, но вместе с тем

его подход к задачам остается во многом в рамках позднесхо-

ластической физики.

Смерть отца в 1591 и крайняя стесненность материального

положения заставляет Галилея искать новое место работы. В

1592 он получает кафедру математики в Падуе (во владениях

Венецианской республики). Восемнадцать лет, проведенных

им в Падуе, оказались временем творческого подъема и

счастливой порой в его личной жизни. Открытие квадратичной

зависимости пути падения от времени, установление

параболической траектории движения снаряда, астрономические

наблюдения с помощью телескопа и множество других

достижений — все это было сделано в период его жизни в

Венецианской республике. Галилей отложил публикацию главных

своих открытий в науке (то, что сегодня историки называют

«падуанской механикой») на 20 лет, но именно Падуя и

Венеция дали главные импульсы его творчеству.

Как стало известно в последнее время (С. Дрейк, 1973—75),

Галилей в 1608—09 провел серию экспериментов по

падению тел, скатывающихся с наклонной плоскости, с

помощью которых доказал справедливость квадратичного закона

падения, принципа инерции, а также то, что тело,

брошенное горизонтально, падает по параболе. Многочисленные

упоминания в литературе о производстве Галилеем опыта по

падению шаров с Пизанской башни не имеют

документального подтверждения.

В 1609 Галилей, будучи в Венеции, узнал об открытии

телескопа и сразу же попытался изготовить такой

инструмент. Ему удалось поначалу получить лишь

трехкратное приближение, но вскоре он сконструировал телескоп

с тридцатикратным приближением, увеличивающий в

1000 раз. Галилей стал первым человеком, направившим

телескоп на небо; увиденное там означало подлинную

революцию в представлении о космосе: Луна оказалась

покрытой горами и впадинами (ранее поверхность Луны

считалась гладкой), Млечный Путь — состоящим из звезд

(по Аристотелю — это огненное испарение наподобие

хвоста комет), Юпитер — окруженным четырьмя

спутниками (их вращение вокруг Юпитера было очевидной

аналогией вращению планет вокруг Солнца). Позднее

Галилей добавил к этим наблюдениям открытие фаз Венеры

и пятен на Солнце. Результаты он опубликовал в книге,

которая вышла в 1610 под названием «Звездный вестник».

Книга принесла Галилею европейскую славу. На нее

восторженно откликнулся

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн