Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

И. Кеплер и др. представители

высокопоставленной аудитории: монархи и высшее

духовенство проявили большой интерес к открытиям Галилея. С

их помощью он получил новую, более почетную и

обеспеченную должностьпост придворного математика

великого герцога Тосканского (поэтому он и назвал

открытые им спутники Медицейскими звездами — по имени

Козимо II Медичи, правителя Тосканы).

В 1613 он публикует сочинение о солнечных пятнах, в

котором впервые вполне определенно высказывается

в пользу теории Коперника. Утверждения, содержащиеся

в этой книге, его предыдущие астрономические открытия,

а также критическое отношение к освященной церковью

аристотелевской традиции вызывают сильную оппозицию

в церковных и университетских кругах, которая грозит

обернуться тяжелыми для него последствиями.

Центральным пунктом возникшей полемики стал вопрос о том, как

сочетать факты, доказанные наукой, с

противоречащими им местами из Священного Писания. Галилей считал,

что в таких случаях библейский рассказ надо понимать

аллегорически.

Церковь обрушивается на теорию Коперника, великая

книга которого «О вращении небесных сфер» спустя

более чем полвека после выхода в свет оказывается в

списке запрещенных изданий. Декрет об этом появляется

в марте 1616, а месяцем раньше главный теолог Ватикана

кардинал Беллармин предлагает Галилею в дальнейшем

не выступать в защиту коперниканства. Через некоторое

время происходят события, которые дают Галилею

надежду. В 1623 Римским папой под именем Урбана VIII

становится друг юности и покровитель Галилея Маффео Бар-

берини. Тогда же ученый публикует свою новую работу —

«Пробирных дел мастер», где рассматривается природа

физической реальности и методы ее изучения. Именно

здесь появляется знаменитое изречение: «Книга Природы

написана языком математики». Галилей посвящает книгу

новому папе, и тот с благодарностью принимает

посвящение. Галилей пытается смягчить враждебность церкви

по отношению к учению Коперника. В результате папа

соглашается лишь на то, чтобы Галилей написал книгу, в

которой будут беспристрастно рассмотрены две системы

мира — птолемеева и коперникова.

Над своей главной книгой — «Диалог о двух системах

мира, Птолемеевой и Коперниковой» — Галилей работал

около 6 лет и закончил ее в начале 1630. Два года прошли

в ожидании всевозможных одобрений и разрешений со

стороны властей. Наконец, в 1632 она была опубликована

во Флоренции. Для космологического трактата это была

довольно необычная книга. Во-первых, она была

написана на утонченном итальянском (а не по-латыни) и уже

этим подчеркивалось, что она предназначена для

широкой аудитории, а не только для астрономов. Во-вторых,

в ней рассматривались не столько кинематические

конструкции Птолемея, сколько основные положения физики

Аристотеля. Знаменитая двойственность аристотелевской

физики подвергалась сокрушительной критике и

устанавливалось единство физических законов для всего

мироздания (будь то Земля или надлунные сферы). В

процессе обсуждения различных точек зрения на возможность

суточного и годового вращения Земли Галилей вводит в

научный оборот ряд фундаментальных физических

законов, большая часть которых были им уже давно открыта:

закон инерции, принцип независимости движений,

принцип относительности движения, изохронизм маятника,

квадратичная зависимость пути падения от времени.

Галилеевский «Диалог» был восторженно принят

интеллектуальной Европой, но он же послужил поводом для

трагических событий, закончившихся процессом и

осуждением ученого. В 1633 суд инквизиции приговорил

Галилея к пожизненному заключению (которое было

заменено домашним арестом), последние годы жизни он

провел безвыездно в своем имении Арчетри близ Флоренции.

479

ГАЛИЧ

Обстоятельства дела до сих пор остаются неясными.

Галилей был обвинен не просто в защите теории Коперника

(такое обвинение юридически несостоятельно, поскольку

книга прошла папскую цензуру), а в том, что нарушил

ранее данный ему запрет «ни в каком виде не обсуждать» эту

теорию.

Существует легенда, что Галилей, прочитав на суде

предписанную форму отречения и встав с колен, произнес

знаменитую фразу: «А все-таки она вертится!», хотя в

действительности он этого не говорил. Вся последующая

деятельность Галилея указывает на то, что он ни в коей мере не

изменил своим прежним взглядам. В 1638 он опубликовал

в Голландии, в издательстве Эльзевиров, свою новую книгу

«Беседы и математические доказательства», где в более

математизированной и академической форме изложил свои

мысли относительно законов механики, причем диапазон

рассматриваемых проблем очень широк — от статики и

сопротивления материалов до законов движения маятника

и законов падения. По сути книга — не менее

революционна, чем «Диалог», но теологи ее не осудили, потому что

не поняли. До самой смерти Галилей не прекращал

активной творческой деятельности: пытался использовать

маятник в качестве основного элемента механизма часов (вслед

за ним, это вскоре осуществил X. Гюйгенс), за несколько

месяцев до того, как полностью ослеп, открыл вибрацию

Луны, и уже совершенно слепой, диктовал последние

мысли относительно теории удара своим ученикам — Винчен —

ш Вивиани и Эванджелиста Торричелли.

Помимо своих великих открытий в астрономии и физике,

Галилей вошел в историю как создатель современного

метода экспериментирования. Его идея состояла в том, что

для изучения конкретного явления мы должны создать

некий идеальный мир (он называл его «al mondo di carta» —

«мир на бумаге»), в котором это явление было бы

предельно освобождено от посторонних влияний. Этот идеальный

мир и является в дальнейшем объектом математического

описания, а его выводы сверяются с результатами

эксперимента, в котором условия максимально приближены к

идеальным.

Часто указывают на платонизм Галилея, который, в

частности, находит свое выражение в его «одержимости

окружностями» (выражение Э. Панофского). Действительно,

Галилей не принимал законов Кеплера и продолжал

считать, что планеты движутся вокруг Солнца по круговым

орбитам. Это его заблуждение связано со своеобразным

способом освобождения от двойственности законов

аристотелевской физики: Галилей полагал, что всякое движение

по инерции является круговым, а прямая есть всего лишь

дуга большого радиуса; так он пытался объяснить

движение планет вокруг Солнца, считая действие на расстоянии

«оккультным качеством» и отказываясь его рассматривать

в качестве основы для динамического объяснения. С

другой стороны, в отличие от Платона, для Галилея мир

ощущений — это и есть подлинная реальность (который тем не

менее допускает идеализацию): «наши рассуждения

должны быть направлены на мир ощущений (al mondo sensibile),

а не на мир на бумаге», — говорил он в «Диалоге».

Соч.: Le Opera di Galileo Galilei, т. 1-20, 1890-1909 (переизд

1929-1939, 1964-66; 1968); Избр. труды в 2 т., М., 1964 (в

приложении к этому изд. приводится содержание Le Opera по томам,

а также сводка литературы о Галилее на рус. языке; 1779—1964;

Пробирных дел мастер. М., 1987; Комментированное издание

документов о процессе: Pagano S. M., LucianiA. С. (ed.) I documenti del

prec’esso di Galileo Galilei, 1984; на рус. языке эти документы

частично опубликованы в кн.: Цейтлин 3. Галилей. М, 1935.

Лит.: Кузнецов Б. Г. Галилей. М., 1964; АхутинА. В. История

принципов физического эксперимента. М., 1976; Библер В. С. Галилей

и логика мышления Нового времени. — В кн.: Механика и

цивилизация. М., 1979; Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.,

1987; Favaro A. Galileo Galilei e lo studio di Padova, t. 1 — 2, (1883,

репринт 1966); Wohlwill E. Galilei and sein Kampf fur die Kopemi-

kanische Lehre, t. 1-2, 1909-1926 (переизд.: 1969); Koyre A. Etudes

Galileenes, 1939; Drake S. Galileo Studies: Personality. Tradition and

Revolution, 1970; Idem. Galileo at Work: His Scientific Biography, 1978

(переизд. 1981); Sharrat M M. Galileo: Decisive Innovator, 1994; Mc-

Mullin E. (ed.) Galileo, Man of Science, 1968 (переизд.: 1988; в кн.

включена библиография исследований творчества Галилея в 1940—

64 гг.); Clavelin M. The Natural Philosophy of Galileo, 1974; Shapere D.

Galileo: A Pilosophical Studies, 1974; Shea W. R. Galileo’s Intellectual

Revolution, 1977; Finocchiaro M. A. Galileo and the Art of Reasoning:

Rhetorical Foundations of Logic and Scientific Method, 1980; Novita

celesti e crisi del sapere. Firenze, 1983; Wallace W. A. Galileo’s Logic

of Discovery and Proof: The Background, Content, and Use of His

Appropriated Treatises on Aristotle’s Posterior Analytics, 1992.

Библиография: Bibliographia Galileana (1576—1895), CarliA., Favaro

A. 1896 (репринт 1972); Bofitto G. Bibliographia Galileana (1896-1940),

1943; Gentili E. Bibliographia Galileana: Fra i due centenari (1942-64),

1966.

В. С. Кирсанов

ГАЛИЧ(наст. фам. Говоров, в семинарии Никифоров)

Александр Иванович [4 (15) июля 1783, Трубчевск

Орловской губ. — 9 (21) сентября 1848, Царское Село] —

русский философ, психолог, эстетик. Сын дьячка. Окончив

Севскую духовную семинарию (1803), направлен в

Петербургскую учительскую семинарию (с 1804 Педагогический

институт). В 1808 отправлен для учебы в Германию, где

увлекся философией Шеллинга. В 1813 защитил

диссертацию на кафедре философии Педагогического института

(тема неизвестна); в 1813—21 читал курс философии в

Педагогическом институте и основанном на его базе

Петербургском университете. С 1817 экстраординарный

профессор. Одновременно (1814—15) преподавал русскую и

латинскую словесность в Царскосельском лицее. В 1818—19

издал «Историю философских систем» в 2 т., составленную

на основании немецких руководств и включавшую

рассмотрение философии Шеллинга. Ко 2-й книге приложен

«Опыт философского словаря» — один из первых русских

философских справочников. Изложению философии

Шеллинга посвящена также изданная в 1829 книга «Черты

умозрительной философии…» В 1821 отставлен от

преподавания во время ревизии университета Д. П. Руничем,

обвинен в «безбожии» и «революционных замыслах» за то,

что в своей книге излагал учения философов, но не

опровергал их. В 1825 отставлен от профессуры и в 1837

окончательно уволен. Служил переводчиком (с 1838) и

начальником архива Провиантского ведомства (с 1839). Подготовил

две книги — «Философия истории человечества» и «Наука

общих прав», рукописи которых сгорели во время пожара.

Начал составлять «Лексикон философских предметов», но

успел довести его только до буквы «В» (в. 1, 1845).

Эстетику разрабатывал в русле романтизма, понимая ее как

науку изящного («Опыт науки изящного», 1825). Прекрасное

(«изящное») рассматривал как единство истинного,

доброго и приятного. Оно суть воплощение божественного

начала и имеет цель в самом себе. Дал классификацию видов ис-

480

ГАНГЕША

кусств и литературных жанров. В книге «Картина человека.

Опыт наставительного чтения о предметах самопознания

для всех образованных сословий» (1834) предложил

самостоятельную антропологическую концепцию, в центре

которой идея единства духовного и телесного, мышления

и чувств.

Лит.: Никитенко А. И. Александр Иванович Галич. СПб., 1869;

Каменский 3. А. Московское общество любомудров. М., 1980.

С. И. Бажов

ГАМАН(Hamann) Иоганн Георг (27 августа 1730, Кенинс-

5ерг — 21 июня 1788, Мюнстер) — немецкий филолог,

философ, мистик. Зарабатывал на жизнь, служа в акцизном

управлении таможни. Называл себя «северным магом»,

резко выступал против рационализма и идеалов

Просвещения. Главный труд — «Крестовые походы филолога»

(Kreuzzuge des Philologen, 1762). Борясь с рассудочным

методом мышления, Гаман противопоставлял ему учение о

«непосредственном знании», получаемом с помощью

мистической интуиции. Отсюда культ гения и поэзии —

«родного языка человечества», а также утверждение о том, что

подлинное художественное творчество является процессом

подсознательным. Критиковал Канта в работе «Метакри-

тика пуризма разума» (Metakritik liber den Purismum der

\ernunft, 1784, изд. 1830). В автобиографии «Мысли о ходе

моей жизни» ( 1758) содержатся мистические размышления

о Библии, в частности о книге Екклезиаста. Развивал идеи

интуитивистской диалектики (учение о совпадении

противоположностей — coincidentia oppositorum). Оказал

влияние на представителей движения «Буря и натиск», а также

на Гердера, Гете, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Кьеркегора.

Соч.: Schriften und Briefe, Bd 1—4. Hannover, 1872—74; Samtliche

\№rke, Bd 1-8. Wien, 1949-57; Briefwechsel, hrsg. v. W. Ziesemen

und A. Henkel, Bd 1-7. Wiesbaden-Fr./M., 1955-79.

Лет.: Кожевников A А Философия чувства и веры… ч. 1. М.,

1987; Jorgensen S.A. J. G. Hamann. Stuttg., 1976; UngerR Hamann

und die Autklarung. 2 Aufl., Bd 1-2. Halle, 1925.

0. В. Суворов

ГАМИЛЬТОН(Hamilton) Уильям (8 марта 1788, Глазго

— 6 мая 1856, Эдинбург) — шотландский философ.

Профессор гражданской истории Эдинбургского

университета (с 1821); в 1836 занял кафедру логики и метафизики.

Гамильтон сочетал принципы философии здравого смысла

Шотландской школы с кантианством. Обосновывал веру

в «непознаваемого Бога» как внутреннее требование

морали. Автор обширных комментариев к собранию сочинений

Т. Рида. Им написаны журнальные статьи,

опубликованные затем в сборнике «Дискуссии о философии,

литературе, образовании и университетской реформе»

(Discussions on Philosophy and Literature, Education and University

Reform, 1852). Свою философскую концепцию называл

«естественным реализмом». В статье «Философия

восприятия» отстаивал идею непосредственности восприятия

внешних

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн