Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

объектов (не-Я) и непосредственной данности

души (Я) в самосознании. В то же время Гамильтон

доказывал, что любое познание имеет относительный характер,

т. к. нам даны лишь феномены, а также потому, что в

процессе познания устанавливается отношение познающего

и познаваемого, и мышление накладывает на объект

априорные концептуальные ограничения. К традиционному

для британского эмпиризма делению на первичные и

вторичные качества он добавил т. н. вторично-первичные

(субъективно-объективные) качества, возникающие в

результате отношения одних тел к другим. В статье

«Философия безусловного» подверг критике взгляды В, Кузена,

отстаивавшего возможность рационального постижения

бесконечного и абсолютного. Согласно Гамильтону,

мышление носит исключительно обусловленный характер. Этот

подход получил развитие в богословских работах его

ученика Г. Л. Мэнселя. В своей логической концепции

Гамильтон первым выдвинул идею квантификации предиката

суждения, однако не понял значения этого открытия для

коренного преобразования логики. Философия Гамильтона

потеряла влияние после критики ее с позитивистских

позиций Дж. С. Миллем.

Лет.: Кант и кантианцы. М., 1978, с. 136—44; Veitch J. Sir W.

Hamilton: The Man and his Philosophy. 1883; Rasmussen S. V. The

Philosophy of Sir William Hamilton. Kobenhavn, 1925; Soriey W, R.

A History of British Philosophy to 1900. Cambr., 1965, p. 240—49.

А. Ф. Грязное

ГАНГЕША(санскр. Gangesa) (ок. последней четверти

12—13 в.) —основатель индийской логической школы

навъя-нъяя. Известен также, как Гангешвара Упадхьяя

(родовое имя). Родился в брахманской семье в деревне Кари-

он недалеко от Дарбханги — столицы провинции Тиртхут

в Митхиле. В его полулегендарной биографии

сообщается, что в юности он был неграмотным, но богиня Кали

наделила его глубокими познаниями в области логики.

Его сын Вардхаманопадьяя также стал выдающимся

логиком, а Митхила в течение 250 лет после смерти Гангеши

оставалась центром навья-ньяи. Главное сочинение

«Таттва-чинтамани» («Исполняющий желания

драгоценный камень категорий»), некоторые исследователи

приписывают ему также сочинение «Лакшана-манджари»

Бутон цветка определений»), но вполне вероятно, что

оно является частью первой работы.

В «Таттва-чинтамани» представлены эпистемология и

логика школы навья-ньяи. Работа состоит из четырех

частей, каждая из которых посвящена рассмотрению одного

из признаваемых в школах ньяи источников

достоверного знания; 1) восприятия, 2) вывода, 3) сравнения и 4)

словесного свидетельства авторитета. В первой части даются

определения достоверного и недостоверного знания,

рассматриваются два вида чувственного знания (обычное,

получаемое посредством органов чувств — шестивидное,

и необычное, получаемое сверхчувственным образом —

трехвидное: восприятие общего, опосредованное

восприятие и восприятие через медитацию). Здесь же разъясняется

механизм получения различных видов чувственного

знания и учение об атомарном строении сознания,

участвующего в производстве знания. Во второй части речь идет

о различиях чувственного и выводного знания и

критически анализируются пять определений неразрывной связи

между средним и большим терминами силлогизма, а также

«тигровое» и «львиное», а затем еще двенадцать

определений той же связи, которые давались предшественниками

навья-ньяи. Гангеша показывает ошибочность их всех и

взамен предлагает свое, соответствующее разработанной

им новаторской концепции вывода. Кроме того, в этой

части рассматривается структура вывода, его

разновидности и логические ошибки. Логическую часть «Таттва-

481

ГАНДИ

чинтамани» отличают более строгие, чем у

предшественников, определения логических терминов и убежденность

в том, что логику можно использовать для доказательства

бытия Бога. В третьей части доказывается, что сравнение

не похоже на выведение; в четвертой — рассматривается

язык как носитель достоверной информации, роль

определений в процессе познания, различные способы

представления информации через структуру слов и обосновывается

отличие словесного свидетельства от сравнения и вывода.

Соч.: Tattvacintamani, ed. with Paksadhara’s Aloka on parts of the

Pratyaksakhanda, on Isvaranumana and on Ucchannapracchanna

to end of Sabdakhanda; Raghunatha’s Dulhiti on Anumanakhanda;

Mathuranatha’s Mathuri on part Pratyaksakhanda on Anumanakhanda

up to the Badha section and on Sabdakhanda; Krcnakanta

Siddhlntavig’Sa’s Dipani on Upamanakhanda; Raghunatha airomani’s

Akhyatavada and Nanvada. — «Bibliotheca Indica». Calcutta, 1884—

1901, 98, repr., with S. С. Vidyabhusana’s English summary Delhi,

1974.

Лит.: Gangopadhyay M. GarigeSa on the Means for the Ascertainment

of Invariable Concomitance. — «Journal of Indian Philosophy».

Dordrecht, 1975, 3.

H. А, Ханаева

ГАНДИ(Gandhi) Мохандас Карамчанд (прозвище

Махатма, букв. —«Великая душа») (2 октября 1869, Порбандр,

штат Гуджарат, Индия — 30 января 1948, Дели) —

индийский мыслитель, выдающийся общественно-политический

деятель 20 в.

Родился в семье из торговой касты банья. Отец занимал

высокие государственные посты. За решение учиться за

границей (в Англии) Ганди был осужден общиной и

объявлен вне касты. После получения диплома адвоката в 1893

занялся юридической практикой в Южной Африке и

здесь же впервые организовал сатьяграху (букв. —

упорство в истине) — кампанию гражданского неповиновения

в знак протеста против британского расизма. Сатьяграха

1908—14 оказалась весьма успешной и привлекла

внимание мировой общественности. Ганди поддержали Л.

Толстой, Б. Шоу, А. Эйнштейн, Б. Рассел, Р. Роллан. По

возвращении в Индию в 1915 широко развернул кампанию

гражданского неповиновения, которая в 1920 получила

признание в качестве общенационального метода

индийского национально-освободительного движения.

Принцип ненасилия последовательно отстаивался Ганди

на протяжении всей его жизни как на практике, так и в

теоретических построениях, касающихся будущего

независимой Индии и мировой цивилизации в целом.

Решающую роль в формировании мировоззрения Ганди (по

его собственному признанию) сыграла религиозная

философия индуизма (более всего «Бхагавадгита») и

джайнизма (в особенности принцип ахимсы), а также взгляды Г

Торо, Л. Толстого и Дж. Раскина. Ганди реформаторски

переосмыслил ряд фундаментальных положений

индийской духовной традиции: понимание Бога как Истины,

мокши (освобождение от цепи перерождений) как

свараджа (ненасильственной демократии), тапаса (букв. — жар,

аскетическая истовость) как эксперимента с

коллективными формами аскезы на специальных фермах-колониях,

ашрама как места коллективного совершенствования во

имя преобразования земной жизни и т. д.

В освобождении от колониального гнета Ганди видел

первый шаг к построению «ненасильственной цивилизации».

Он считал современную западную цивилизацию

воплощением зла: ненавидел машинное производство,

разрушающее традиционные промыслы и органически

присущую человеку связь с природой. Ненасильственная

цивилизация мыслилась им на принципах сознательного и

добровольного самоограничения. В области экономики

она должна была опираться на деревню и кустарные

промыслы, на децентрализованное и преимущественно

кооперативное производство, на уничтожение эксплуатации

посредством введения института «опеки». Политическая

организация общества предполагала в качестве идеала

«конфедерацию свободных и добровольно

взаимодействующих деревень», самоуправляемых посредством пан-

чаятов — своеобразных сельских советов,

«непосредственную демократию», признающую в качестве

единственного избирательного ценза, помимо возрастного, трудовой;

исключение кастовой и религиозной дискриминации.

Ганди решительно выступал против империализма и

военной агрессии.

Хотя Ганди своим внешним обличьем, использованием

терминов, понятий, символов постоянно демонстрировал

связь с индийской культурой, он не уставал настаивать на

единстве человечества в объединяющем его поиске

Истины-Бога. Несмотря на утопичность и даже

консервативность ряда положений гандистского учения, оно оказало

огромное позитивное влияние на мировое

общественное сознание, особенно в движениях против расизма и

милитаризма.

Соч.: The Collected Works of Mahatma Gandhi, v. 1-10. Delhi.

1958—63; в рус. пер.: Моя жизнь. M., 1969.

Лит.: Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса

Карамчанда Ганди. М., 1969; Степанянц М. Т. Философия

ненасилия; уроки гандизма. М., 1992.

М. Т. Степанянц

ГАНС(Gans) Эдуард (22 марта 1798, Берлин — 5 мая 1839,

Берлин) — немецкий философ, юрист, ученик и

последователь Гегеля. Профессор Берлинского университета

(с 1825), один из издателей первого собрания

сочинений Гегеля (посмертного). Исследовал историю

государства и права. Ранее других гегельянцев истолковал

философско-исторические взгляды Гегеля в сторону

большего радикализма, привнес в немецкую философскую

атмосферу некоторые идеи французской исторической

школы (Гизо, Мишле) и утопического социализма

(сенсимонизм, «принцип ассоциации» Ш. Фурье).

Соч.: Philosophische Schriften. В., 1971.

Лит.: ReissnerH. G. Eduard Gans. Ein Leben in Vormarz Tub., 1965.

A. 2>. Баллаев

ГАОС(Gaos) Xoce (26 декабря 1900, Тихон — 1969,

Мехико) — испанский философ, последователь идей X, Ортеги-

и-Гассета. Ректор Мадридского университета (1936—39).

В 1939 эмигрировал в Мексику, ставшую для него второй

родиной. Основные работы: «Философия философии и

история философии», «Две идеи философии», «Испаноаме-

риканская мысль», «Мексиканская философия наших дней».

Главный предмет исследования — природа философского

знания, соотношение универсализма философии как вида

умственной деятельности и порождение ее определенными

обстоятельствами. Опираясь на идеи «перспективизма»

Ортеги, утверждал, что природа мировой реальности

такова, что всегда предстает перед человеком в определенной

482

ГАРНАК

«перспективе», зависящей от его точки видения мира.

Рассматривая реальность мира как совокупность множества ре

альностей-«перспектив», признавал правомерность

каждого мировидения и, следовательно, правомерность стольких

философских истин, сколько существует философствующих

субъектов. Философская истина понимается им как личная

истина философа, размышляющего о мире в определенных

обстоятельствах. Каждая философия для Гаоса есть

автобиография ее создателя, его «личная исповедь». Так

утверждалось многоголосие философии, но терялся смысл понятия

объективной истины. Эти идеи Гаоса воспринимались в

Мексике как утверждение права на самостоятельное

осмысление проблем национального бытия и способствовали

усилению интереса мексиканских философов к

оригинальности своей философии как самостоятельного способа

освоения латиноамериканского исторического опыта,

подчеркивалось избирательное отношение мексиканских мыслителей

к идеям европейской философии и адаптация последних к

особенностям местной культуры.

Соч.: Filosofia de la filosofia e historia de la filosofia. Mexico, 1947;

La filosofia mexicana de nuestros dias. Mexico, 1954; Del hombre.

Mexico, 1970.

A. Б. Зыкова

ГАРМОНИЯСФЕР, музыка сфер — античное учение о

музыкальном звучании планет (в т. ч. Солнца и Луны и

планетных «сфер») в рамках геоцентрических

представлений Евдокса, Птолемея и др. (астрономия до Евдокса не

знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристотель

просто о звучании «светил») и — шире — о

музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для

пифагорейской и платонической традиции. В латинских, в т. ч.

средневековых, текстах употребляется также термин har-

monia (musica) caeli (mundi) — «гармония (музыка) неба

(или мира)».

В древнегреческую философию учение о гармонии сфер

было введено Пифагором, но впервые

засвидетельствовано для «пифагорейцев» (5 в. до н. э.) Аристотелем («О

небе» II 9, 290 b 12 слл.), где оно подвергнуто критике,

косвенно направленной против Платона (ср. также

«Метафизика» 982 b 32: пифагорейцы считали всю Вселенную

«гармонией и числом»). В изложении Аристотеля

«скорости (светил), измеренные по расстояниям, относятся

между собой так же, как тоны консонирующих

интервалов», и поэтому «звучание, издаваемое светилами при

движении по кругу, образует гармонию» (т. е. звукоряд в

одну октаву: в пифагорейском употреблении сам термин

dpfiov/a означал октаву). Согласно Александру Афроди-

сийскому, высота тона пропорциональна скорости

светила; по Цицерону (De re publica 6, 18), самый высокий

тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных

звезд, самый низкий — Луне. Адаптация гармонии сфер в

эсхатологическом мифе об Эре в 10-й книге «Государства»

Платона (617 Ь, ср. также 530 d и «Кратил» 405с)

предопределила долгую жизнь идеи гармонии сфер и ее

необычайный успех на исходе античности и в Средние века.

Согласно гипотезе Д. Бернета — В. Кранца, в

древнейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла только о трех

сферах — звезд (включая планеты), Луны и Солнца,

соотносившихся с тремя интервалами: квартой (3: 4), квинтой

(2: 3) и октавой (1:2), тем самым вся

музыкально-математическая сущность космоса сполна выражалась тетрак-

тидой. В древнем пифагореизме гармония сфер служила

«доказательством» сокровенной числовой природы мира

и имела глубокий этический, эстетический и

эсхатологический смысл, поскольку «душа» тоже мыслилась как

«гармония», изоморфная гармонии космоса, земная лира была

точным «отображением» небесной, игра на ней —

приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к

возвращению на астральную прародину; музыка производила

в душе катарсис и являлась медициной духа (согласно

пифагорейскому преданию, непосредственно слышать

гармонию сфер мог только Пифагор, остальные не различают

ее «за неимением контрастирующей с ней тишины»).

Гармония сфер входила в более широкий круг

концепций «космической музыки», не обязательно связанной с

астрономией. От нее следует отличать корреляцию

четырех тонов тетрахорда (четырехструнной лиры) и четырех

элементов (Боэций, «О музыке» 1, 20) или

«пифагорейскую» теорию музыки времен года в изложении Аристида

Квинтилиана (III19 р. 119, 15 W.-I): весна образует кварту

по отношению к осени, квинту по отношению к зиме,

октаву по отношению к лету и т. д. Сходные концепции

засвидетельствованы для древневосточных традиций, в

частности «халдейской» (Plut., De an. procr. 31),

египетской (Diod. 1, 16, 1) и особенно китайской (ср., напр.,

соответствие пяти нот китайской гаммы «пяти элементам»

и временам года). Благодаря оживлению идеи гармонии

сфер в неопифагореизме и неоплатонизме и гл. о. через

посредство Августина, Макробия и Боэция пифагорейско

-платоновское космологическое понимание музыки

подчинило себе

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн