Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

всю средневековую и западноевропейскую

музыкальную эстетику. Параллельно — благодаря

включению гармонии сфер в систему Птолемея — идея музыки

сфер продолжала жить в астрономии и астрологической

традиции вплоть до Нового времени («Гармония мира»

Кеплера, 1619, и др.). Представление о гармонии сфер

имели успех у поэтов всех веков — от Скифина Теосского

до Шекспира («Венецианский купец» V, 1), Гете (Пролог

к «Фаусту»), романтиков и «звездного хора» А. А. Блока.

Лит.: Granet M. La pensee chinoise. P., 1934, p. 209 sq.; Tatarkiemcz

Wl. History of aesthetics, v. 1-2. The Hague-P.-Warsz., 1970;

Guthrie JV. К. С A history of Greek philosophy, v. 1. Cambr., 1971; Burk-

ert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.),

1972, p. 350 sq.

А. В. Лебедев

ГАРНАК(Hamack) Адольф (7 мая 1851, Дерпт — 10 июня

1930, Гейдельберг) — немецкий протестантский теолог,

главный представитель либеральной теологии, историк.

Изучал теологию в Дерпте и Лейпциге, ученик А. Ричля.

В 1874 — доктор теологии, с 1876 — профессор церковной

истории в Лейпциге, в 1879 — в Гессене, в 1886 — в Мар-

бурге, в 1886 — 1921 — профессор в Берлинском

университете. С 1890 член Прусской академии наук. В 1903—11

президент Евангелического социального конгресса.

Основной труд «Учебник по истории догматов» (Lehrbuch

der Dogmengeschichte, 3 Bd, 1886—89), охватывающий

историю христианства до Лютера, должен был по

замыслу Гарнака способствовать установлению связей

между христианской теологией и культурными ценностями

современной эпохи. Теологию он понимал как науку по

преимуществу историческую, которая должна соответс-

483

ГАРПОКРАТИОН

твовать культурному уровню своей эпохи и отвечать

принципу единства познания и жизни, науки и практической

деятельности. Религию Гарнак рассматривал как главную,

«основную часть культуры»; ведущая тема его теологии

(и либеральной теологии в целом) — неразрывная связь

христианства и культуры, религии и образования: теология

призвана способствовать усилению влияния христианства

на общественную жизнь. Эту цель преследовали его

знаменитые лекции «О сущности христианства» (Das Vfesen des

Christentums, 1899—1900), ставшие сразу же

теологическим бестселлером и переведенные на многие языки, в т. ч.

на русский.

Гарнак исходил из того, что главные проблемы церковной

истории могут быть поняты и объяснены из анализа

первоначального христианства: сущность христианства познается

в обращении к личности и учению Иисуса Христа. Главные

темы «евангелического христианства», как его понимает

Гарнак, составляют — Царство Божие и его пришествие; Бог

Отец и ценность человеческой личности; высшая

праведность и заповедь любви. Эллинизация Евангелия привела к

тому, что Новый Завет был связан с чуждой его духу

греческой философией и в результате «простая религия Иисуса»

была искажена и трансформирована в догмат о

Воплощении Сына Божьего. Лишь Реформация очистила Евангелие

от этого искажения и восстановила первоначальное учение

Иисуса Христа. Поэтому в своих работах по истории

христианской догматики Гарнак особое внимание уделял

исследованию связи теологии с философией, рассматривая

догмат как «произведение греческого духа на почве Евангелия».

Утраченное в эпоху Просвещения единство культуры и

религии может быть восстановлено в наше время, как

полагает Гарнак, с помощью свободного от спекулятивных

наслоений подлинного Евангелия Иисуса, а это значит — «знания

и признания Бога Отцом», признания ценности личности и

этического идеала Царства Божьего. Таков, согласно

либеральной теологии, единственно приемлемый и имеющий

смысл для современного человека образ христианства,

соответствующий сознанию и культуре нашего времени и не

входящий в противоречие с ними.

Преодоление конфликта между современным обществом и

христианской религией — основной мотив и пафос не

только теологии Гарнака, но и его практической деятельности в

Евангелическом социальном конгрессе, которая отражена в

работе Гарнака «Евангелическо-социальные задачи в свете

истории церкви» (1894). Проблематика, разрабатывавшаяся

Гарнаком, актуальна и в наши дни. Несмотря на сильную

оппозицию основным идеям либерал ьной теологии со

стороны диалектической теологии (начало развитию которой

положил К. Бартученик Гарнака), либеральная теология

сохраняет определенное значение и в кон. 20 в., поскольку

поставленная ею проблема взаимоотношения религии и

культуры обретает все большую злободневность.

Соч.: Общая история европейской культуры, т. 5: Сущность

христианства. СПб,, 1911; Там же, т. 6: История догматов; Ler-

buch der Dogmengeschichte, 3 Bd. Tub., 1886-89; Geschichte der

altchristlichen Lueralur bis Eusebius, 3 Bd. Tub., 1893-1904; Das

Wesen des Christentums. Tub., 1900; Marcion. Tub., 1921; Reden

und Aufsatze, 7 Bd. Tub., 1903-30.

Лит.: Гараджа В. И. Либеральная теология. — В кн.:

Протестантизм. М, 1971, разд. 2; Aland К., Elliger W„ Dibelius О. Adolf von

Harnackin Memoriam. Reden zum 100. Geburtstag, 1951.

В. Я. Гараджа

ГАРПОКРАТИОН(‘Aproxpari?v) из Аргоса (2-я пол. 2

в.) — греческий философ, представитель Афинской

школы среднего платонизма, ученик Аттика (Prod. In Tim. 1

305, 6), находившийся также под влиянием

неопифагорейцев (школы Нумения и Крония). Согласно «Суде»,

Гарпократиону принадлежали «Комментарий к

Платону» (‘Уяоцупца sic nXAxcova) в 24 книгах и «Платоновский

лексикон» (AeCeic Шятсоуос). Фрагменты его

комментариев к «Алкивиаду I», «Федону», «Государству», «Федру» и

«Тимею» собраны Дж. Диллоном. Вслед за Аттиком Гар-

пократион понимал демиургический акт в «Тимее» как

творение мира во времени (fr. 13). В духе Нумения учил о

трех ступенях универсума (ср. триаду ум—душакосмос),

истолковываемых как иерархия богов: 1-й бог — Уран

или Крон, 2-й — Зевс или Зен, 3-й — небо или космос;

при этом 1 -й и 2-й боги замещают собой платоновского

демиурга (fr. 14 == Prodi In Tim. I 304 sq. Diehl). Гарпокра-

тион признавал бессмертие всех душ — «даже у муравьев

и мух» (fr. 10). Телесность — источник зла, поэтому для

души оказывается злом всякое воплощение (fr. 11, 12).

«Комментарий» Гарпократиона, вероятно, содержал

общие положения среднеплатонической доктрины и

частные мнения самого Гарпократиона; он был использован

неоплатониками, в первую очередь — Порфирием.

Фрагм.: Dillon J. Harpocration’s Commentary on Plato: Fragments

of a Middle Platonic Commentary. —«California Studies in Classical

Antiquity», 1981,4, p. 125-146.

Ю. А. Шичалин

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30 августа 1705, Арм-

ли, Йоркшир — 28 августа 1757, Бат, Сомерсет) —

английский мыслитель, один из признанных основоположников

психологической теории, известной под названием ассо-

циационизма. Родился в семье священника и

первоначально готовился к духовной карьере. Позднее не захотел

целиком принять одобренный в 1571 религиозный кодекс

«Тридцать девять статей» и стал заниматься медицинской

практикой в различных городах Англии. Отдавая дань

механистическим представлениям о жизненных процессах,

господствовавшим в Европе под влиянием работ Ньютона

и Локка, Гартли в своем основном труде «Размышления о

человеке, его строении, его долге и упованиях»

(Observations on man, his frame, his duty and his expectations, v. 1—2,

1749; рус. пер. в кн.: «Английские материалисты 18 века»,

т. 2. М., 1967) попытался создать собственную «физику

разума» и основанную на ней этику: «Главная цель,

которую я преследую, состоит в том, чтобы объяснить,

установить и применить учение о вибрациях, а также учение

об ассоциации [идей]. Первое из этих учений выведено из

соображений относительно того, как совершаются

ощущения и движения, которые высказаны сэром Исааком

Ньютоном в конце его «Начал», а также в вопросах,

приложенных к его «Оптике»; второе — из того, что г-н Локк и

другие изобретательные люди разработали относительно

влияния ассоциации на наши мнения и привязанности».

Идея о том, что тело и душа действуют в строгом

соответствии друг с другом, изложенная в «Размышлениях»,

оказала большое влияние на развитие психологической

теории. Синтезируя локковское учение об ассоциации

идей со своим собственным представлением о работе

нервной системы, Гартли объяснял сложные мыслительные

процессы — воображение, память — последовательно-

484

ГАРТМАН

стью элементарных чувственных впечатлений, а все

психологические акты, согласно Гартли, в конечном

счете могут объясняться на основе единого закона

ассоциации. Во второй части «Размышлений» рассматриваются

преимущественно богословские проблемы: бытие Бога,

Его атрибуты, благость, милосердие и всемогущество.

Лит.: Кузнецов В. И., Мееровский Б. В., Грязное А. Ф.

Западноевропейская философия IX в. М., 1986; Пристли Д. Избр. соч. М.,

1934; Виноградов И. Д. Д. Гартли и его «Наблюдения над

человеком». _ В сб.: Л. М. Лопатину. М, 1912; Schonlank В. Hartley und

Priestley, die Begrunder des Associationismus in England. Halle, 1882.

В. Ф. Коровин

ГАРТМАН(Hartmann) Николай фон (20 февраля 1882,

Рига — 9 октября 1950, Геттинген) — немецкий философ.

Учился в Петербургском университете, после 1905 жил в

Германии, с 1909 преподавал философию в Марбурге, с

1925 — профессор Кельнского, а затем Берлинского

университетов, в 1945—50 работал в Геттингене. В процессе

имманентной критики неокантианского гносеологизма

Гартман утвердился на позиции примата онтологии в

структуре философских исследований. Эту позицию он

впервые сформулировал и обосновал в книге «Метафизика

познания» (Metaphysik der Erkenntnis, 1921). Метафизика

познания предполагает рассмотрение субъект-объектного

отношения в более широкой, онтологической

перспективе с точки зрения его укорененности в бытии. Эту задачу

Гартман решает с помощью феноменологического

понятия интенциональности. Согласно этой позиции, предмет

познания лежит за пределами самого познавательного акта

и, т. о., представляет собой реальное бытие. В этом его

концепция отличается от взглядов Гуссерля, понимавшего под

реальным бытием трансцендентальную субъективность и

тем самым оставлявшего различие между имманентным

и трансцендентным в сфере трансцендентального

сознания. Гартман, подчеркивая реальность бытия, опирается

непосредственно на Шел ера, не разделяя, однако, его

спиритуалистической интерпретации реальности.

О принципиальном расхождении Гартмана со

спиритуализмом свидетельствует его труд «Возможность и

действительность» (Moglichkeit und Wirklichkeit, 1938), в котором

он проводит анализ модальностей. Вывод философа

возможность, в сущности, есть необходимость, а

необходимость, в свою очередь, есть не что иное, как

действительность. Возможным является лишь то, что было или

будет реальным, а реальная возможность неотличима от

действительности. Действительность им понимается как

бытие, единственный атрибут которого — действенность.

Признать действенной еще и возможность означает

отождествить идеальное бытие с реальным, которое

всегда необходимо и только необходимо, но это

необходимость факта, а не понятия. Так он обосновывает отличие

своей «новой онтологии» от всей традиционной

метафизики с ее тенденцией к панлогизму. Редуцируя реальную

возможность к необходимости, Гартман лишает себя

концептуальных средств выражения процессуальное™,

ибо становление, процесс, развитие предполагают

превращение возможности в действительность, что, по Гарт-

ману, несовместимо с «законами модальности».

Гартман подчеркивает несводимость бытия к мышлению.

Это заметно в его учении об

эмоционально-трансцендентных актах, развернутом в работе «К основанию онтологии»

(Zur Grundlegung der Ontologie, 1935). Согласно этому

учению, если познание превращает реальность в объективную

предметность, за которой только угадывается независимое

от сознания бытие, то в эмоционально-трансцендентных

актах сама реальность выступает непосредственно. В

воспринимающих актах, представляющих собой прежде всего

переживания субъекта, вызванные разнообразными

жизненными обстоятельствами, реальность как бы

навязывает себя субъекту, неожиданно вторгаясь в его внутренний

мир. В проспективных актах реальность выступает в анти-

ципациях (предвосхищениях) субъекта, из которых самые

главные — надежда, страх и беспокойство. И наконец, в

спонтанных актах инициатива соприкосновения с

реальностью целиком принадлежит субъекту. Это такие акты,

как вожделение, желание и воля. В своей совокупности

эмоционально-трансцендентные акты служат, по Гартма-

ну, лучшим опровержением сомнений относительно

существования реального мира и обличают

несостоятельность солипсизма. Хотя реальность обнаруживает себя как

иррациональная данность, она вполне доступна познанию

в своих общих чертах. В целом позиция Гартмана —

статический стратификационизм, признающий существование

материи и духа как различных слоев бытия, не сводимых

друг к другу.

В книге «Строение реального мира» (Der Aufbau der realen

Welt, 1940) Гартман утверждает иерархичность мироздания.

Соотношение между ступенями иерархии, т.е. между

неорганической природой, жизнью, психическим и духовным

бытием, с его точки зрения, определяется специфическими

«законами расслоения». Так, «закон возвращения»

фиксирует присутствие закономерностей низших слоев в высших,

«закон нового» отмечает специфику высшего по сравнению

с низшим, «закон дистанции» подчеркивает своеобразие

внутренней детерминации в каждом новом слое бытия.

Принцип детерминизма проявляется повсюду — его

всеобщность вытекает из отождествления действительности с

необходимостью, — но способ детерминации меняется от

слоя к слою (напр., процессы воли предполагают

«экстракаузальные» детерминанты). В системе Гартмана нет места

идее развития, проблемы генезиса выносятся за пределы

«критической онтологии», а основная последовательность

слоев бытия дана как факт, допускающий лишь анализ, но

не генетическое объяснение.

В анализе духовного бытия он придает решающее

значение исследованию взаимодействия личного и объективного

духа. Гартман утверждает, что объективный дух реально не

существует помимо человеческих

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн