Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

теоретик и практик

антипсихиатрии, соучредитель журнала Recherches. Испытал влияние

Фрейда, Лакана, Фуко, марксизма. Хотя по роду

профессиональных занятий Гваттари считается психоаналитиком,

его теоретические усилия были сосредоточены как раз на

противостоянии психоанализу как идеологии.

Полемизируя с психоанализом как с частью репрессивной машины

современной власти, Гваттари организовал

альтернативную психиатрическую клинику La Borde, целью которой

была разработка особой «революционной»

психиатрической практики. Центральное понятие мышления Гваттари

— «желание». В противовес Фрейду и его последователям

Гваттари настаивает на несводимости желания к некоему

набору побуждений и инстинктоподобных импульсов;

желание представляет собой скорее изначальную реальность,

лежащую в основе как телесного, так и психического мира.

Отсюда механистическая, восходящая к Спинозе,

терминология Гваттарипонятие «машина желания», а также

«технических», «органических», «экологических» и пр.

«машин». Наиболее известные публикации Гваттари написаны

совместно с Делезом. В соавторстве с последним Гваттари

выпустил такие работы, как «Анти-Эдип» (1972),

«Тысяча поверхностей» (1980), «Что такое философия?» (1990),

а также книгу о Кафке (1975). Из монографий мыслителя

наиболее значительны «Психоанализ и трансверсальность»

(1972), «Молекулярная революция» (1977), «Машинное

бессознательное» (1978), «Шизоаналитические

картографии» (1989). Эпатирующий и «безответственный» стиль

произведений Гваттари отражал сознательно избранную им

стратегию ускользания от бюрократических конвенций.

Соч.: (совместно с Ж. Делезом) Капитализм и шизофрения:

Анти-Эдип. М., 1990; Капитализм и шизофрения: беседа К. Клеман

с Ж. Делезом и Ф. Гваттари. — В кн.: Ad Maiginem’93. Ежегодник.

M., 1994.

Лит.: Гараджа А. Вавилонское столпотворение. Памяти Ф.

Гваттари. — В кн.: Ad Marginem’93. Ежегодник. M., 1994; Рыклин M.

Памяти Феликса Гваттари. — Там же.

В. С. Малахов

ГВИЧЧАРДИНИ(Guicciardmi) Франческо (6 марта 1483,

Флоренция — 22 мая 1540, вилла Арчетри, ок. Флоренции) —

итальянский социальный мыслитель, историк, политик. С

1498 изучал право во Флоренции, Ферраре и Падуе, с 1505 —

доктор и профессор гражданского права. Занимался

адвокатской практикой во Флоренции, составил «Историю

Флоренции» с 1378 по 1509 (Stone Florentine, 1508—09). В 1512-13 —

посол при дворе Фердинанда Католика в Испании, затем на

службе у папы Льва X, который назначает его правителем

Модены (с 1516) и Реджо (с 1517); в 1522 возглавил оборону

осажденной французами Пармы. В 1521—25 написал

диалог «О государственном устройстве Флоренции» (Del reg-

gimento di Firenze). В 1523 —28 — правитель всей Романьи,

военный министр у папы Климента VII. После sacco di Roma

(разграбление Рима) в 1527 и в годы второй флорентийской

республики (1527—30), отойдя от дел, упорядочивает

«Политические и гражданские записки» (Ricordi policici e civili,

1512—30), пишет Соображения о Беседах Макиавелли»

(Considerazioni sui Discorsi del Machiavelli, 1530). В 1531—34

управитель и вице-легат Климента VII в Болонье, в 1534—37

советник герцога Алессандро Медичи во Флоренции.

Пользуясь семейным и личным архивами и доступом к

государственным документам, создает многотомную «Историю

Италии» (Storia d’ltalia, 1537—40) с элементами критики

источников, в которой, следуя за изменениями сил в

европейской политике, поместил события в Италии в международную

перспективу.

Пуританская суровость, с юности трезвое отношение к

миру при энергичной деятельности, неприязнь

(внушенная отцом, гуманистом из круга М. Фичино) к лицемерию

и распущенности духовенства сблизили Гвиччардини с

культурным типом Северного Ренессанса и Реформации.

Он завершает начатый его другом Макиавелли поворот

флорентийской историко-политической мысли от

антично-идеальных образцов к анализу реального явления.

Подобно Леонардо да Винчи, Гвиччардини не ценит

книжное знание, обобщения, правила и ищет опоры для

практики в учете неповторимых обстоятельств, в неослабном

усилии аналитического ума, в опыте. Абсурдно полагаться

на идеальные нормы, раз «мир уже не такой, какой

должен быть, а такой, какой есть». Природные добро и воля

искажены глупостью, страстями и эгоизмом,

превращающими человеческую массу в бешеное животное и

провоцирующими в ответ государственное насилие. Мудрый

правитель, одинаково далекий от деспотии и охлократии,

восстанавливает мир, «дивное согласие», когда только и

возможны благополучие, культурно-историческое

творчество и сама жизнь людей. Всевластный случай правит

историей, но ему равномощна целеустремленная чуткая

воля. Сосредоточенность на поступках делает

Гвиччардини историком отдельных личностей, в отличие от

Макиавелли, ощущающего в социальном теле реальность

особого рода, но Гвиччардини превзошел Макиавелли

широтой и точностью описания. Ж. Воден назвал Гвиччардини

«отцом исторической науки». Идущая от Гвиччардини

традиция философского осмысления факта продолжена

Монтескье, Вольтером, Гиббоном, Гегелем.

Соч.: Ореге. Mil.—Napoli, 1953; Storia d’ltalia, v. 1—3. Torino.

1971; Caneggi, v. 1-17. Bologna—Roma, 1938-72; в рус. пер.: Соч.

M., 1934.

Лит.: Житомирская С. В. Политические воззрения Франческо

Гвиччардини. М., 1945; Бибихин В. В. Гвиччардини. — В кн.: Он же.

Новый Ренессанс. М., 1998; Caprariis V. de. Francesco Guicciardini:

Delia politica alia storia. Bari, 1950; Gilbert F. Machiavelli and

Guicciardini: Politics and History in Sixteenth-Century Florence. Princeton,

1965; Bondanella P. E. Francesco Guicciardini. Boston, 1976.

В. В. Бибихин

ГЕГЕЛЬ(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27 августа

1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий

философ, создатель учения, построенного на принципах

«абсолютного идеализма», диалектики, системности,

историзма.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

СОЧИНЕНИЯ. Родился в семье чиновника финансового

ведомства учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском

теологическом институте (1788—93), где его соучениками

и друзьями были Шеллинг и Гёльдерлин. Был домашним

учителем в Берне (1793—96), во Франкфурте-на-Майне

(1797—1800). Тогда же испытал наибольшее увлечение

488

ГЕГЕЛЬ

философией Канта, Платона, Спинозы. К этому

времени относятся первые (неоконченные) сочинения Гегеля,

опубликованные Г. Нолем в 1907: «Народная религия и

христианство» (Volksreligion und Christentum, 1792—95);

«Позитивность христианской религии» (Die Positivitat der

christlichen Religion, писалось в 1795—96, дорабатывалось,

вероятно, до 1800). Гегель резко критикует здесь «систему»

институтов и догматических религиозных установлений,

навязываемых индивиду извне, подавляющих его свободу,

мысли, устремления и означающих «непризнание любой

способности человеческого духа, особенно же первейшей

среди них — разума» (Работы разных лет. М., 1970, т. 1,

с. 174). В центре исследования — поиски «позитивной»,

«народной» религии, религии сердца, целью которой является

не власть в обществе, а нравственное, духовное обновление

личности. До сих пор спорят, кто именно (Гегель, Шеллинг,

Гельдерлин) был автором наброска «Первая программа

системы немецкого идеализма» (1796), но участие Гегеля в

работе несомненно. Во Франкфурте в 1798 написано

сочинение «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга,

в особенности об устройстве магистрата» с острой

критикой отживших политических порядков тогдашней

Германии (работа по совету друзей не была опубликована).

Незавершенной осталась и другая работа философа —

«Конституция Германии» (опубликована посмертно). В 1799 Гегель

закончил трактат «Дух христианства и его судьба» (Der Geist

des Christentums und sein Schicksal). В это время он

занимается политической экономией (конспект и комментарий

к книге английского экономиста Стюарта «Исследование

основ политической экономии»). Социально-критическая

направленность произведений молодого Гегеля

неразрывно связана с происходившими в его эпоху глубинными

преобразованиями отживших социальных порядков,

всего мира ценностей, идеалов, институтов, наиболее ярко

проявившихся во Французской революции 1789—93. Под

влиянием этого главной ценностью, на которой Гегель стал

основывать свою философию, стал идеал свободы.

Йенский период жизни и творчества Гегеля (1801—06)

отмечен:

преподаванием в Йенском университете, сначала под

руководством Шеллинга; чтением курсов по логике,

метафизике, натурфилософии, естественному праву, истории

философии, а потом по «чистой математике», арифметике,

геометрии;

исследованиями философских систем непосредственных

предшественников и современников («Различие между

философскими системами Фихте и Шеллинга» —

Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der

Philosophie, 1801 — вместе с разбором идей К. Рейнгольда);

попытками разработать собственную философскую

систему и прежде всего поисками ее основания.

Эти поиски нашли отражение в следующих работах: «Вера

и знание, или Рефлективная философия, взятая в полноте

ее форм —в качестве философии Канта, Якоби и Фихте»

(Glauben und Wissen, Oder die Reflexionsphilosophie der

Subjektivitat, in der Vollstandigkeit ihrer Formen, als Kantische,

Jacobische und Fichtesche Philosophie, опубликована в 1802

в «Критическом журнале философии», который Гегель

издавал совместно с Шеллингом); «Система

нравственности» (System der Sittlichkeit, 1803) — вместе с

опубликованной статьей о естественном праве; «Йенская реальная

философия» (Jenaer Realphilosophie, 1805—06). Основные

идеи этих сочинений: 1) философия строится как

система, причем философия государства и права вписана в

структуры «объективного духа»; 2) первые системные

разработки Гегеля ориентированы на тематику философских

проблем политики, права, государства, собственности,

договора, преступления и наказания и т. д.; 3) движение

этих категорий «реальной философии» тесно связано с

диалектикой таких понятий, как дух, сознание,

нравственность и т. п.; 4) наибольший интерес раннего Гегеля

вызывают процессы, которые происходят в сознании

взаимодействующих индивидов и имеют своим результатом

не только их «овнешнение» в материальных продуктах

труда, но и объективирование в виде идеальных,

духовных форм (напр., признание индивидами друг друга как

процесс, происходящий «между» самосознаниями, имеет

своим результатом институционализацию собственности,

моральные и юридические установления); 5) в «Системе

нравственности» системообразующим началом является

«подведение» (Subsumtion) под понятие.

В Йене Гегель занимается также логико-философскими

(логико-метафизическими) исследованиями (фрагмент

наброска к задуманной им в 1801—02 книге «Логика и

метафизика» опубликован в Гамбургском собр. соч., т. 5,

вместе с другими рукописями Гегеля, найденными в 1975;

логические аспекты в рукописях, известных под

названием «Логика, метафизика, натурфилософия» и датируемых

по X. Киммерле, 1804—05). Логика трактовалась Гегелем

в 1801—05 то как отделенное от метафизики введение в

спекулятивное знание, то как составная часть

метафизики, то как осмысление антиномии рефлексивных

определений, приводимых в единство через созерцание (влияние

Шеллинга). Т, о. Гегель испытывал и реальную

философию, и логику в качестве возможного основания искомой

философской системы. Видимо, не удовлетворенный

этими попытками, он пришел затем к выводу —

основополагающей частью системы должна стать новая философская

дисциплина, феноменология, разработке которой

посвящено итоговое сочинение йенского периода —

«Феноменология духа» (1807); Гегель дописывал его уже находясь в

Бамберге, куда он последовал, спасаясь от

наполеоновского нашествия и где он ненадолго стал редактором «Бам-

бергской газеты» (март 1807 — ноябрь 1808).

Нюрнбергский период ( 1808— 16) — один из самых

продуктивных этапов творчества Гегеля. В Нюрнберге он —

директор гимназии (известны его «Гимназические речи»,

учебное пособие по философии — «Философская

пропедевтика»). Самое значительное произведение этого

периода — «Наука логики» (ч. 1—3, соответственно 1812, 1813,

1816), которой Гегель теперь прочно отводит роль первой,

основополагающей части системы. Логика при этом

понималась и разрабатывалась не как формальная, а как

содержательная, одновременно онтологическая и

гносеологическая дисциплина, выполняющая также теологическую

функцию «изображения Бога в его вечной сущности»; в

орбиту логических исследований была широко вовлечена

история философии. В 1816—18 Гегельпрофессор в Гей-

дельберге, где в 1817 опубликовал «Энциклопедию

философских наук», содержащую абрис всей его философской

системы, которая включала логику как ее основание, а также

философию природы и философию духа. С 1818 до конца

жизни Гегель был профессором Берлинского

университета. Главные сочинения берлинского периода: «Философия

489

ГЕГЕЛЬ

права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, 1821;

публикация в 1833 — с дополнениями, под редакцией Э.

Ганса); 2-е и 3-е, расширенные издания «Энциклопедии»

(1827; 1830). Последнее опубликованное им сочинение

— «Английский билль о реформе 1831».

СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ФИЛОСОФИИГЕГЕЛЯ. Зрелая философская система Гегеля — это

«многоэтажное» здание, выстроенное нафундаменте«

Науки логики» (сохраняющее при этом пропедевтическое

значение «Феноменологии духа»). Наука логики

представлена в двух вариантах: т. н. «Большая логика», 1812— 16 и 1 -я

часть «Энциклопедии философских наук», т. н. «Малая

логика». Т. н. «реальная философия» делится на

«философию природы» и «философию духа». Разделы философии

природы — механика, физика, органическая физика.

Философия духа — разветвленный системный отдел

философии — делится на субъективный дух (с подразделами:

антропология, феноменология, психология), объективный

дух (разделяемый на право, моральность, нравственность)

и абсолютный дух (разделы: искусство, религия,

философия). Обе эти части реальной философии представлены

прежде всего в «Энциклопедии», а относящееся к

объективному духу учение о праве также в «Философии права».

Система Гегеля в целом неотделима и от вторичных

источников, каковыми являются его многочисленные Лекции,

составленные преимущественно на основе записей его

учеников и слушателей. При этом если лекции по логике,

метафизике, философии духа, философии права как бы

дополняют его основные сочинения, то в отношении

эстетики, философии религии, философии истории, истории

философии Гегеля именно Лекции приходится

использовать как основной материал.

Главное в гегелевских Лекциях:

по философии истории — «одухотворение»

исторического процесса, превращение его в «отголосок» «шествия»

абсолютного духа, а индивидов, действующих на арене

истории, в орудие мирового духа; акцентирование внимания

на деятельности «всемирно-исторических индивидов»,

через личные цели и деяния которых проявляется

историческая необходимость; критика субъективистских,

романтических

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн