Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

и т. п. представлений об истории; деление мировой

истории на четыре периода — восточный мир (Китай,

Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский

мир; понимание истории как прогресса в осознании и

достижении индивидами все большей свободы;

по эстетике: выявление соотношения между формой

искусства (она основывается на чувственных образах) и его

содержанием (каковым является идея, которая, в отличие

от логической идеи, претворена в действительность);

осмысление эстетического идеала; дифференциация форм

искусства (ступеней реализации идеала) соответственно

отношению формы и содержания: 1) символическое

искусство (на примере искусства Востока) с весьма слабым

участием идеи; из видов искусства сюда больше всего

тяготеет архитектура; 2) классическое искусство

(античность) с гармоническим единством формы и содержания;

наиболее полное его воплощениескульптура; 3)

романтическое искусство (Средневековье и Новое время) с

растущим перевесом идеи над внешней формой; наилучшее

его выражение — в живописи, музыке, поэзии;

по философии религии (ее началоанализ «верующего

сознания» и его связей с «абсолютным знанием» в

«Феноменологии духа» и «Философии духа», но наиболее

полное воплощение — в Лекциях по философии религии):

разделение на естественную, определенную и религию

Откровения, или абсолютную религию;

по истории философии: изображение истории

философии как закономерного процесса движения мысли от

абстрактного к конкретному, каждой ступени — как

«момента» в историческом приближении к абсолютной

истине; понимание исторического развития философии как

строго соответствующего логическому строю философии

и ее системному развертыванию; попытка дать широкую

панораму истории философии древности,

Средневековья, Нового времени — вплоть до новейших для

гегелевской эпохи идей и учений.

Главные принципы, или основополагающие идеи

философии Гегеля: абсолютный идеализм в форме логицизма;

системность; научность; историзм; диалектика:

теологический характер. Более специфические принципы:

тождество бытия и мышления; восхождение от

абстрактного к конкретному; «двойной принцип» (разумность

действительного и действительность разумного). Первый

принцип всего полнее реализуется в построении

целостной системы, подчиненной единому «ритму» понятия;

категориальный каркас подробно обрисован в логике —

первой части системы. Превращение логики в основание

системы, а также — в качестве всеобщей логики понятий,

переходов от одной стадии логического мышления к

другой — в систематизирующую модель (в метафизическом

плане закрепляется как первенство логической идеи

перед «идеей природы» и «реального духа») есть воплошение

логицизма, в рамках которого Гегель утверждает исходное

первенство мышления, прежде всего мышления в

понятиях. Путь понятия мыслится как многоступенчатое

восхождение от первых, еще абстрактных его определений ко

все большей конкретности (бытиесущностьпонятие

в собственном смысле).

Вторая часть системы Гегеля — философия природы,

которая строится на следующих основных принципах (по

А. П. Огурцову): 1) «единство теоретического и

практического отношения к природе, реализующееся в единстве

объективного и субъективного, физических стихий и

чувств человека»; 2) требование рассматривать природу в

ее целостности; 3) синтетический (а не чисто

аналитический, как в естествознании) подход; 4) качественный

характер сфер, или ступеней природы; 5)

антиредукционизм (критика механистического, количественного,

химического редукционизма); 6) подход к органической

целостности как развивающейся; 7) рассмотрение

природы под углом зрения ее индивидуализации; 8) трактовка

природы как одного из способов самопроявления

(«отражения») духа» (Огурцов А. П. «Философия природы»

Гегеля и ее место в истории философии науки. — В кн.:

Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия

природы. М., 1975, с. 601, 602, 603).

Третья часть системы Гегеля — философия духа —имеет в

своей основе понятие абсолютного духа как

«окончательной истины» и завершения всех других понятий и

разделов духа — «природы» (трактуемой как инобытие духа),

«конечного духа», логической идеи. Здесь проявляется

абсолютный идеализм Гегеля.

В философии духа имеет место богатая дифференциация

духовных форм и структур, учитывающая то, где и как дух

490

ГЕГЕЛЬ

обретает реальное существование: субъективный дух — в

человеческом индивидууме, объективный дух — в

«объективных формах» права и морали, (здесь дана разветвленная

социальная философия Гегеля), абсолютный дух — в

формах культуры: искусства, религии, философии (в

частности, здесь в едином системном комплексе даются эстетика,

философия религии, философское осмысление самой

философии и ее истории). Такие аспекты духа, как сознание,

самосознание, чувственное познание, рассудок, разум,

мышление, понятие, идея, приобретают в изображении Гегеля

богатую разветвленность и диалектическую взаимосвязь.

Разум, мышление, толкуются: 1) согласно принципам

идеалистического субстанциализма, или логицистского,

сверхрационалистического идеализма; 2) как способные к

саморазвитию и самоосуществлению; мир в целом считается

«осуществлением божественного разума» (Соч., т. III. M.,

1956, с. 95); 3) как такие стороны воплощения духа, которые

способны достигать апогея своего развития, — это «знающий

себя разум, абсолютно всеобщее» (там же, с. 365). С этим

связана и знаменитая формула Гегеля (ее называют также

«двойным принципом»): «Что разумно, то действительно;

и что действительно, то разумно» (Соч., т. VII. Философия

права. М.—Л., 1934, с. 15). В недавно найденном

варианте записей лекций Гегеля по философии права 1819/20 эта

формула звучит так: «Что разумно, станет действительным,

и что действительно, станет разумным» — Hegel G. W. F.

Philosophie des Rechts. Die Vorlesung von 1819/20 in einer

Nachschrift, hrsg. von D. Henrich. Fr./M., 1983, S. 15). Двойной

принцип, высказанный Гегелем в контексте социальной

философии, означает следующее: познавая законы

правовой и нравственной сфер, можно быть уверенным в том,

что они претворяются и в наличной действительности: «Вся

задача состоит в том, чтобы в видимости временного и

преходящего познать имманентное, субстанцию,

присутствующее в ней вечное» (Соч., т. VII, с. 15).

Принцип системности в свою очередь связан с принципом

историзма, проходящего через все звенья и ступени

системы. Так, наука логики, выстраивающая систему

диалектических категорий, в сокращенном виде воспроизводит

последовательное историческое движение человеческого духа

через ступени бытия — сущности — понятия.

Соответственно, в истории философии, во множестве ее учений следует

видеть одну философию: «мастером» работы тысячелетий

является «единый живой дух» (Соч., т. I. М—Л., 1929, с.

31). Исходный принцип абсолютного идеализма

расшифровывается как единство научности, системности,

историчности, восхождения от абстрактного к конкретному. «То же

самое развитие мышления, которое изображается в истории

философии, изображается также и в самой философии, но

здесь оно освобождено от исторических внешних

обстоятельств, здесь оно дается в стихии чистого мышления.

Свободная и истинная мысль конкретна внутри себя и, таким

образом, она есть идея, а во всей своей всеобщности она

есть именно идея, идея как таковая, или абсолютное. Наука

о ней по существу самому система, потому что истинное,

как конкретное, есть развертывающееся внутри себя

единство, остающееся во всем процессе этого развертывания

таковым, т.е. целостность, и лишь посредством различения и

определения ее различий может существовать и

необходимость, и свобода целого» (там же, с. 32).

Диалектика является в философии Гегеля главным

теоретико-методологическим принципом; она предстает: 1) как

«подлинная, собственная природа» определений рассудка,

вещей и конечного вообще, или: диалектическое

«является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и

всякой деятельности в действительности» (там же, с. 135);

все, что нас окружает, может рассматриваться как

«образец диалектики» (там же, с. 137), в т. ч., напр., и движение

небесных светил (там же, с. 138); 2) как общезначимый

способ научного и философского познания, суть которого

— преодоление изолированности различных определений,

приведение их в отношение друг с другом. «Диалектика

есть, следовательно, движущая душа всякого научного

развертывания мысли и представляет собою принцип,

который один вносит в содержание науки имманентную

связь и необходимость, равно как в нем же заключается

подлинное, а не внешнее возвышение над конечным» (там

же). Диалектика Гегеля вбирает в себя достижения

диалектики в истории философии (начиная с «изобретателя

диалектики» Платона до диалектики Канта, воплощенной в

антиномиях разума) и представляет их в виде

разветвленного учения о диалектических категориях; 3) как одна из

специфических сторон логики: если рассудок схватывает

наличные предметы «в их определенных различиях (и

фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности)…

то диалектический момент есть снятие такими

конечными определениями самих себя и их переход в свою

противоположность» (там же, с. 135). Диалектика как момент

логики подразумевает как отрицание, так и переход от

рассудка и «отрицающего» разума к «положительному»,

спекулятивному разуму. «Это разумное, хотя оно есть

нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и

нечто конкретное, потому что оно есть не простое,

формальное единство, а единство различенных определений»

(там же, с. 139—140). Разумное мышление «содержит

внутри себя противоположности как идеализованные

моменты» (там же, с. 142) и в этом смысле Гегель называет

разумное «мистическим», т.е. выводящим за пределы

доступного рассудочному мышлению.

Теологический принцип философии Гегеля выражается

в его убеждении, что если религия может существовать

без философии, то «философия не может существовать

без религии, а содержит ее внутри себя» (там же, с. 354).

Говоря о религиозном чувстве, религии сердца, о

религиозности, упорствующей «в своей узкой и потому

бездуховной напряженности», о «религии рассудка», в плену

которой находится «современная религиозность», Гегель

противопоставляет им «религию духа», тесно связанную

с философией и в нее перетекающую. При этом

«абсолютный идеализм», являющийся основоположением

философии Гегеля, «по существу не представляет собой

особенности философии, а является, наоборот, основой

всякого религиозного сознания, поскольку именно

последнее также рассматривает совокупность всего того, что

есть, вообще весь существующий мир, как сотворенный и

управляемый Богом» (там же, с. 93).

Философия Гегеля оказала громадное влияние на

последующее развитие философии в 19—20 вв. (правое

и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство,

неомарксизм) и др.

Собр. соч.: Werke. Vollstandige Ausgabe durch einen Verein von

Freunden des Verewigten, Bd 1—19. В., 1832-45; Samtliche Werke,

hrsg. von G. Lasson, Bd 1-15, 18-21, 27-29. Lpz.-Hamb., 1905-

1954; Samtliche Weike. Jubilaumsausgabe, hrsg. von H. Glockner,

491

ГЕГЕЛЬЯНСТВО

Bd 1-26. Stuttg., 1927-40; 3 Aufl., Bd 9,10,20. Stuttg., 1958;

Gesammelte Werke, hrsg. im Auftrag der Rheinisch — Westfallischen

Akademie der Wissenscnaften, Bd 1. Hamb., 1968 ff.; Vorlesungen.

Ausgewahlte Nachschriften und Manuskripte. Bd 1—13. Hamb., 1983 ff.; в

рус. пер.: Собр. соч., т. 1-14. М.-Л., 1929-1958.

Отд. изд., переписка, док., ист.: Hegels theologische Jugendschriften,

hrsg. von H. Nohl. Tub., 1907; Briefe von und an Hegel, Bd 1—4, hrsg.

v. J. Hoffmeister. Hamb., 1952—60; Dokumente zu Hegels Entwicklung,

hrsg. von J. Hoffmeister. Stuttg., 1934; Dokumente zu Hegels Jenaer

Dozententatigkeit (1801— 807). Hegels erster Entwurf einer Philosophie des

subjektiven Geistes, hrsg. und eingeleitet von J. Hoffmeister.— «Logos»,

1931, 20, S. 141-168; Der junge Hegel in Stuttgart. Aufsatze und

Tagebuchaufzeichnungen 1785-1788. hrsg. von F. Nicolin. Stuttg., 1970.

Лит.: Гайм P Гегель и его время. СПб., 1861; Фишер К Гегель, его

жизнь, сочинения и учение, полутом I, 2 изд. М—Л., 1933; полутом

2. СПб., 1903; Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о

конкретности Бога и человека, т. 1—2. М., 1918; Бакрадзе К. С. Система и

метод философии Гегеля. Тб., 1958; Овсянников М. Ф. Философия

Гегеля. М., 1959; Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики».

М., 1984; Быкова М. Ф. Мистерии логики и тайна субъективности.

М.. 1996; AvineriSh. Hegels Theorie des modernen Staates. Fr./M., 1976;

Baum M. Die Entstehung der Hegeischen Dialektik. Bonn, 1986; Bubner R.

Zur Sache der Diaiekiik. Stuttg., 1980; Dilthey W. Die Jugendgeschichte

Hegels. — Idem. Gesammelte Schriften, Bd. 3, 4. Stuttg.-Gott., 1963;

Dosing К Das Problem der Subjektivitat in Hegels Logik. Bonn, 1976

(Hegel-Studien, Beiheft 15); FindlayJ. N. Hegel. L.-N. Y, 1958; Gada-

mer H-G. Hegels Dialektik. Funf hermeneutische Studien. Tub., 1971;

Glockner H Hegel, Bd 1. Schwierigkeiten und Voraussetzungen der He-

gelschen Philosophie. Stuttg.—Bad Cannstadt, 1965; Haering Th. Hegel.

Sein Wollen und sein Werk, 2 Bde. Lpz.-B., 1929-38; Harris H. S. Hegel’s

development. — Idem. Toward the sunlight 1770-1801. Oxf., 1972; Haym R.

Hegel und seine Zeit. В., 1857; Henrich D. Hegel im Kontext. Fr./M.,

1971; Hyppolite J. Etudes sur Marx et Hegel. P., 1955; Kimmerle H. Zur

Chronologie von Hegels Jenaer Schriften. — «Hegel-Studien», 1967,4, S.

125—176; Idem. Das Problem der Abgeschlossenheit des Denkens. Hegels

«System der Philosophie» in den Jahren 1800-1804, Bonn, 1970 («Hegel-

Studien», Beiheft 8); KojeveA. Introduction a la lecture de Hegel. P., 1947;

Kroner R. Von Kant bis Hegel, 2 Bde, 2 Aufl. Tub., 1961; Lasson G.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн