и т. п. представлений об истории; деление мировой
истории на четыре периода — восточный мир (Китай,
Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский
мир; понимание истории как прогресса в осознании и
достижении индивидами все большей свободы;
по эстетике: выявление соотношения между формой
искусства (она основывается на чувственных образах) и его
содержанием (каковым является идея, которая, в отличие
от логической идеи, претворена в действительность);
осмысление эстетического идеала; дифференциация форм
искусства (ступеней реализации идеала) соответственно
отношению формы и содержания: 1) символическое
искусство (на примере искусства Востока) с весьма слабым
участием идеи; из видов искусства сюда больше всего
тяготеет архитектура; 2) классическое искусство
(античность) с гармоническим единством формы и содержания;
наиболее полное его воплощение — скульптура; 3)
романтическое искусство (Средневековье и Новое время) с
растущим перевесом идеи над внешней формой; наилучшее
его выражение — в живописи, музыке, поэзии;
по философии религии (ее начало — анализ «верующего
сознания» и его связей с «абсолютным знанием» в
«Феноменологии духа» и «Философии духа», но наиболее
полное воплощение — в Лекциях по философии религии):
разделение на естественную, определенную и религию
Откровения, или абсолютную религию;
по истории философии: изображение истории
философии как закономерного процесса движения мысли от
абстрактного к конкретному, каждой ступени — как
«момента» в историческом приближении к абсолютной
истине; понимание исторического развития философии как
строго соответствующего логическому строю философии
и ее системному развертыванию; попытка дать широкую
панораму истории философии древности,
Средневековья, Нового времени — вплоть до новейших для
гегелевской эпохи идей и учений.
Главные принципы, или основополагающие идеи
философии Гегеля: абсолютный идеализм в форме логицизма;
системность; научность; историзм; диалектика:
теологический характер. Более специфические принципы:
тождество бытия и мышления; восхождение от
абстрактного к конкретному; «двойной принцип» (разумность
действительного и действительность разумного). Первый
принцип всего полнее реализуется в построении
целостной системы, подчиненной единому «ритму» понятия;
категориальный каркас подробно обрисован в логике —
первой части системы. Превращение логики в основание
системы, а также — в качестве всеобщей логики понятий,
переходов от одной стадии логического мышления к
другой — в систематизирующую модель (в метафизическом
плане закрепляется как первенство логической идеи
перед «идеей природы» и «реального духа») есть воплошение
логицизма, в рамках которого Гегель утверждает исходное
первенство мышления, прежде всего мышления в
понятиях. Путь понятия мыслится как многоступенчатое
восхождение от первых, еще абстрактных его определений ко
все большей конкретности (бытие — сущность — понятие
в собственном смысле).
Вторая часть системы Гегеля — философия природы,
которая строится на следующих основных принципах (по
А. П. Огурцову): 1) «единство теоретического и
практического отношения к природе, реализующееся в единстве
объективного и субъективного, физических стихий и
чувств человека»; 2) требование рассматривать природу в
ее целостности; 3) синтетический (а не чисто
аналитический, как в естествознании) подход; 4) качественный
характер сфер, или ступеней природы; 5)
антиредукционизм (критика механистического, количественного,
химического редукционизма); 6) подход к органической
целостности как развивающейся; 7) рассмотрение
природы под углом зрения ее индивидуализации; 8) трактовка
природы как одного из способов самопроявления
(«отражения») духа» (Огурцов А. П. «Философия природы»
Гегеля и ее место в истории философии науки. — В кн.:
Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия
природы. М., 1975, с. 601, 602, 603).
Третья часть системы Гегеля — философия духа —имеет в
своей основе понятие абсолютного духа как
«окончательной истины» и завершения всех других понятий и
разделов духа — «природы» (трактуемой как инобытие духа),
«конечного духа», логической идеи. Здесь проявляется
абсолютный идеализм Гегеля.
В философии духа имеет место богатая дифференциация
духовных форм и структур, учитывающая то, где и как дух
490
обретает реальное существование: субъективный дух — в
человеческом индивидууме, объективный дух — в
«объективных формах» права и морали, (здесь дана разветвленная
социальная философия Гегеля), абсолютный дух — в
формах культуры: искусства, религии, философии (в
частности, здесь в едином системном комплексе даются эстетика,
философия религии, философское осмысление самой
философии и ее истории). Такие аспекты духа, как сознание,
самосознание, чувственное познание, рассудок, разум,
мышление, понятие, идея, приобретают в изображении Гегеля
богатую разветвленность и диалектическую взаимосвязь.
Разум, мышление, толкуются: 1) согласно принципам
идеалистического субстанциализма, или логицистского,
сверхрационалистического идеализма; 2) как способные к
саморазвитию и самоосуществлению; мир в целом считается
«осуществлением божественного разума» (Соч., т. III. M.,
1956, с. 95); 3) как такие стороны воплощения духа, которые
способны достигать апогея своего развития, — это «знающий
себя разум, абсолютно всеобщее» (там же, с. 365). С этим
связана и знаменитая формула Гегеля (ее называют также
«двойным принципом»): «Что разумно, то действительно;
и что действительно, то разумно» (Соч., т. VII. Философия
права. М.—Л., 1934, с. 15). В недавно найденном
варианте записей лекций Гегеля по философии права 1819/20 эта
формула звучит так: «Что разумно, станет действительным,
и что действительно, станет разумным» — Hegel G. W. F.
Philosophie des Rechts. Die Vorlesung von 1819/20 in einer
Nachschrift, hrsg. von D. Henrich. Fr./M., 1983, S. 15). Двойной
принцип, высказанный Гегелем в контексте социальной
философии, означает следующее: познавая законы
правовой и нравственной сфер, можно быть уверенным в том,
что они претворяются и в наличной действительности: «Вся
задача состоит в том, чтобы в видимости временного и
преходящего познать имманентное, субстанцию,
присутствующее в ней вечное» (Соч., т. VII, с. 15).
Принцип системности в свою очередь связан с принципом
историзма, проходящего через все звенья и ступени
системы. Так, наука логики, выстраивающая систему
диалектических категорий, в сокращенном виде воспроизводит
последовательное историческое движение человеческого духа
через ступени бытия — сущности — понятия.
Соответственно, в истории философии, во множестве ее учений следует
видеть одну философию: «мастером» работы тысячелетий
является «единый живой дух» (Соч., т. I. М—Л., 1929, с.
31). Исходный принцип абсолютного идеализма
расшифровывается как единство научности, системности,
историчности, восхождения от абстрактного к конкретному. «То же
самое развитие мышления, которое изображается в истории
философии, изображается также и в самой философии, но
здесь оно освобождено от исторических внешних
обстоятельств, здесь оно дается в стихии чистого мышления.
Свободная и истинная мысль конкретна внутри себя и, таким
образом, она есть идея, а во всей своей всеобщности она
есть именно идея, идея как таковая, или абсолютное. Наука
о ней по существу самому система, потому что истинное,
как конкретное, есть развертывающееся внутри себя
единство, остающееся во всем процессе этого развертывания
таковым, т.е. целостность, и лишь посредством различения и
определения ее различий может существовать и
необходимость, и свобода целого» (там же, с. 32).
Диалектика является в философии Гегеля главным
теоретико-методологическим принципом; она предстает: 1) как
«подлинная, собственная природа» определений рассудка,
вещей и конечного вообще, или: диалектическое
«является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и
всякой деятельности в действительности» (там же, с. 135);
все, что нас окружает, может рассматриваться как
«образец диалектики» (там же, с. 137), в т. ч., напр., и движение
небесных светил (там же, с. 138); 2) как общезначимый
способ научного и философского познания, суть которого
— преодоление изолированности различных определений,
приведение их в отношение друг с другом. «Диалектика
есть, следовательно, движущая душа всякого научного
развертывания мысли и представляет собою принцип,
который один вносит в содержание науки имманентную
связь и необходимость, равно как в нем же заключается
подлинное, а не внешнее возвышение над конечным» (там
же). Диалектика Гегеля вбирает в себя достижения
диалектики в истории философии (начиная с «изобретателя
диалектики» Платона до диалектики Канта, воплощенной в
антиномиях разума) и представляет их в виде
разветвленного учения о диалектических категориях; 3) как одна из
специфических сторон логики: если рассудок схватывает
наличные предметы «в их определенных различиях (и
фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности)…
то диалектический момент есть снятие такими
конечными определениями самих себя и их переход в свою
противоположность» (там же, с. 135). Диалектика как момент
логики подразумевает как отрицание, так и переход от
рассудка и «отрицающего» разума к «положительному»,
спекулятивному разуму. «Это разумное, хотя оно есть
нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и
нечто конкретное, потому что оно есть не простое,
формальное единство, а единство различенных определений»
(там же, с. 139—140). Разумное мышление «содержит
внутри себя противоположности как идеализованные
моменты» (там же, с. 142) и в этом смысле Гегель называет
разумное «мистическим», т.е. выводящим за пределы
доступного рассудочному мышлению.
Теологический принцип философии Гегеля выражается
в его убеждении, что если религия может существовать
без философии, то «философия не может существовать
без религии, а содержит ее внутри себя» (там же, с. 354).
Говоря о религиозном чувстве, религии сердца, о
религиозности, упорствующей «в своей узкой и потому
бездуховной напряженности», о «религии рассудка», в плену
которой находится «современная религиозность», Гегель
противопоставляет им «религию духа», тесно связанную
с философией и в нее перетекающую. При этом
«абсолютный идеализм», являющийся основоположением
философии Гегеля, «по существу не представляет собой
особенности философии, а является, наоборот, основой
всякого религиозного сознания, поскольку именно
последнее также рассматривает совокупность всего того, что
есть, вообще весь существующий мир, как сотворенный и
управляемый Богом» (там же, с. 93).
Философия Гегеля оказала громадное влияние на
последующее развитие философии в 19—20 вв. (правое
и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство,
неомарксизм) и др.
Собр. соч.: Werke. Vollstandige Ausgabe durch einen Verein von
Freunden des Verewigten, Bd 1—19. В., 1832-45; Samtliche Werke,
hrsg. von G. Lasson, Bd 1-15, 18-21, 27-29. Lpz.-Hamb., 1905-
1954; Samtliche Weike. Jubilaumsausgabe, hrsg. von H. Glockner,
491
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
Bd 1-26. Stuttg., 1927-40; 3 Aufl., Bd 9,10,20. Stuttg., 1958;
Gesammelte Werke, hrsg. im Auftrag der Rheinisch — Westfallischen
Akademie der Wissenscnaften, Bd 1. Hamb., 1968 ff.; Vorlesungen.
Ausgewahlte Nachschriften und Manuskripte. Bd 1—13. Hamb., 1983 ff.; в
рус. пер.: Собр. соч., т. 1-14. М.-Л., 1929-1958.
Отд. изд., переписка, док., ист.: Hegels theologische Jugendschriften,
hrsg. von H. Nohl. Tub., 1907; Briefe von und an Hegel, Bd 1—4, hrsg.
v. J. Hoffmeister. Hamb., 1952—60; Dokumente zu Hegels Entwicklung,
hrsg. von J. Hoffmeister. Stuttg., 1934; Dokumente zu Hegels Jenaer
Dozententatigkeit (1801— 807). Hegels erster Entwurf einer Philosophie des
subjektiven Geistes, hrsg. und eingeleitet von J. Hoffmeister.— «Logos»,
1931, 20, S. 141-168; Der junge Hegel in Stuttgart. Aufsatze und
Tagebuchaufzeichnungen 1785-1788. hrsg. von F. Nicolin. Stuttg., 1970.
Лит.: Гайм P Гегель и его время. СПб., 1861; Фишер К Гегель, его
жизнь, сочинения и учение, полутом I, 2 изд. М—Л., 1933; полутом
2. СПб., 1903; Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о
конкретности Бога и человека, т. 1—2. М., 1918; Бакрадзе К. С. Система и
метод философии Гегеля. Тб., 1958; Овсянников М. Ф. Философия
Гегеля. М., 1959; Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики».
М., 1984; Быкова М. Ф. Мистерии логики и тайна субъективности.
М.. 1996; AvineriSh. Hegels Theorie des modernen Staates. Fr./M., 1976;
Baum M. Die Entstehung der Hegeischen Dialektik. Bonn, 1986; Bubner R.
Zur Sache der Diaiekiik. Stuttg., 1980; Dilthey W. Die Jugendgeschichte
Hegels. — Idem. Gesammelte Schriften, Bd. 3, 4. Stuttg.-Gott., 1963;
Dosing К Das Problem der Subjektivitat in Hegels Logik. Bonn, 1976
(Hegel-Studien, Beiheft 15); FindlayJ. N. Hegel. L.-N. Y, 1958; Gada-
mer H-G. Hegels Dialektik. Funf hermeneutische Studien. Tub., 1971;
Glockner H Hegel, Bd 1. Schwierigkeiten und Voraussetzungen der He-
gelschen Philosophie. Stuttg.—Bad Cannstadt, 1965; Haering Th. Hegel.
Sein Wollen und sein Werk, 2 Bde. Lpz.-B., 1929-38; Harris H. S. Hegel’s
development. — Idem. Toward the sunlight 1770-1801. Oxf., 1972; Haym R.
Hegel und seine Zeit. В., 1857; Henrich D. Hegel im Kontext. Fr./M.,
1971; Hyppolite J. Etudes sur Marx et Hegel. P., 1955; Kimmerle H. Zur
Chronologie von Hegels Jenaer Schriften. — «Hegel-Studien», 1967,4, S.
125—176; Idem. Das Problem der Abgeschlossenheit des Denkens. Hegels
«System der Philosophie» in den Jahren 1800-1804, Bonn, 1970 («Hegel-
Studien», Beiheft 8); KojeveA. Introduction a la lecture de Hegel. P., 1947;
Kroner R. Von Kant bis Hegel, 2 Bde, 2 Aufl. Tub., 1961; Lasson G.