Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Hegel

als Geschichtsphilosoph. Lpz., 1920; Lugarini L. Hegel dal mondo storico

aliafilosofia. Roma, 1973; Lukacs G. Derjunge Hegel. Uber die Beziehung

von Dialektik und Okonomie, 3 Aufl. Neuwied-B., 1967; Lowth К Von

Hegel zu Nietzsche. Stuttg., 1950; Markuse H. Vernunft und Revolution.

Hegel und die Entstehung der Gesellschanftheorie.

Darmstadt—Neuwied, 1976; Riedel M. (Hrsg.) Materialien zu Hegels Rechsphilosophie,

2 Bde. Fr/M., 1975; Rosenkranz K. G. W. F. Hegel’s Leben. В., 1844;

Schulte G. Hegel und das Bedurfnis nach Philosophie. Hildesheim—Z.,

1982; Taylor Ch. Hegel. Fr./M., 1983: Theunissen M. Hegels Lehre vom

absoluten Geist als Theologisch-politischer Traktat. В., 1970; Idem. Sein

und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. Fr./M., 1980;

TredeJ. H. Hegels fruhe Logik (1801—1803/4). Versuch einer

systematischen Rekonstruktion.-«HegeI-Studien», 1972, 7, S. 123-168; WahlJ.

La malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel. P., 1929; Zie-

sche E. Unbekannte Manuskripte aus der Jenaer und Nurnberger Zeit in

Berliner Hegel-Nachla?. — «Zeitschrift fur philosophische Forschung»,

1975, 29, S. 430-444; Zimmerli W. Die Frage nach der Philosophie.

Interpretationen zu Hegels «Differenzschrift». — «Hegel-Studien»,

Beiheft 12. Bonn, 1974. См. также лит. к ст. «Феноменология духа»,

«Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Я. В. Мотрошилова

ГЕГЕЛЬЯНСТВО— школа учеников и последователей

Гегеля в Европе в 1-й половине 19 в. Наиболее

значительным было гегельянство в Германии, где различалось

старшее поколение («старогегельянцы», «правые») и младшее

(«младогегельянцы», «левые»). «Старогегельянцы» (Г Габ-

лер, К. Гешель, К. Дауб и т. д.) выступили с интерпретащ

ей гегелевской философии в ортодоксально-религиозно

духе. «Младогегельянцы», организационно оформившие

ся во 2-й половине 30-х гг., переосмыслили основы гегелеЕ

ской доктрины, выступили с критикой христианств

(Д Штраус, JL Фейербах, М. Штирнер, М, Тесс, А. Цеш

ковскнй, Б. Бауэр, К. Маркс)*

Обшей для младогегельянства была ориентация на «осво

бождение» гегелевской философии от

социально-политического консерватизма, «абсолютного идеализма» и

толерантности к религии. Идейный радикализм

младогегельянцев сочетался с остро критическим отношением к

существующей политической и социальной практике; в их

воззрениях чувствуется влияние французского утопического

социализма. Младогегельянцы говорили о «закате

христианства», о конце господствующего положения религии

в ccj)epe морали и жизненных ориентация личности:

«критическая философия» призвана заменить или вытеснить

христианство.

Круг проблем, обсуждавшихся младогегельянцами,

весьма широк: проблемы морали, «зла» и «блага» в обществе,

возможности и пределы индивидуального

самоосуществления и свободы личности, духовное и практическое

отчуждение человека, поиск гармонии в отношениях между

людьми,» между человеком и природой. Значительный

вклад в философию религии внесли работы Л. Фейербаха

и Б. Бауэра. В социальной философии следует отметить

философское обоснование анархизма M. Штирнером и

социализма К. Марксом. В стиле философствования,

терминологии, понятийном аппарате и способах рассуждения

младогегельянцы находились в большой зависимости от

философии Гегеля.

Во 2-й половине 19 в. формируется гегельянство в Англии

(Дж. Стирлинг, Ф. Брэдли, Т. X. Грин).

Лит.: Малинин В. А., Шинкарук В. Я. Левое гегельянство. К., 1983;

Pepperle I. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und

Kunsttheorie. В., 1978; Sass H M. Untersuchungen zur Religionsphilosophie in

Hegelschule. 1830-1850. Munster, 1963.

А. Б, Баллаев

ГЕГЕСИЙ(‘Hyncriac) (ок. 320-280 до н. э.) — греческий

философ, представитель киренской школы. Был известен

проповедью самоубийства, за что получил прозвище

«учитель смерти» (rcsiaiOavttToc). Исходил из гедонистического

принципа киренаиков о наслаждении как высшем благе,

но утверждал, однако, что чистого наслаждения все равно

нет и удовольствие всегда сопровождается страданием; в

такой жизни нет смысла, последовательный гедонизм

невозможен, — поэтому жить не стоит. После лекций Геге-

сия некоторые его слушатели, осознав несовместимость

идеала с действительностью, кончали жизнь

самоубийством. При этом Гегесий рекомендовал самоубийство путем

голодной смерти, о чем написал книгу ‘Arcoxapxspajv (Cic.

Tuscc. Disp. I 84, 4, ср. Plut. De amore prolis, 497D5).

Выступая против традиционного этического эвдемонизма,

Гегесий утверждал, что счастье не просто вторично по

отношению к удовольствию, но что его «вообще не может

быть» (Diog. L. II 94), и отрицал такие добродетели, как

приязнь, благодарность, дружба.

Диоген Лаэртий дает также сводку учения последователей

Гегесия: если всё мерить удовольствием как таковым, то

безразлично, беден ты или богат, свободен или раб, чест-

492

ГЕЙЕР

ный человек или подлец; сама по себе жизнь тоже

безразлична, можно выбирать конкретные удовольствия и

выгоды жизни, а для достижения максимального количества

удовольствий следует стремиться ко всем, не выбирая.

(Diog. L. II 93-96).

Лит. см. к ст. Киренская шкала.

А/. А. Солопова

ГЕДОНИЗМ(от греч. 4Oovn — удовольствие) — тип

этических учений, а также система нравственных воззрений,

согласно которым все моральные определения

(содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия

(положительные) и страдания (отрицательные). В

учениях представителей корейской школы гедонизм

складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего

приоритет потребностей индивида перед социальными

установлениями как условностями, ограничивающими

его свободу, подавляющими его самобытность. Именно

у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма

как практического учения: с одной стороны, в той мере,

в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в

нем очевидны гуманистические черты, с другой — в той

мере, в какой предполагалось, что удовольствие является

абсолютной ценностью, гедонизм оказывался

возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают

«эгоистический гедонизм» (теории, согласно которым

исключительно личное удовольствие является конечной

целью действий) и «универсалистский гедонизм» (когда

удовольствие как общее счастье является конечной целью

действий).

Apucmunn, вслед за софистами, не делал различий между

наслаждениями (по их источнику), однако принимал во

внимание наслаждение, которое может быть достигнуто

в данный момент, и игнорировал возможные, но

недостижимые в настоящем наслаждения. Гедонизм смягчается в

учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм.

Таков гедонизм Эпикура, который считал действительным

благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные

и возвышенные наслаждения души, точнее — состояние

атараксии. Строго говоря, различия между гедонизмом и

эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют

человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро,

то ради наслаждения. В христианской традиции Средних

веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху

Возрождения они находят новых сторонников (Дж. Боккаччо,

Л. Бруни, Л. Балла, Ф. Петрарка, К. Раймонди), да и то

по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии.

В новоевропейской мысли с идеями гедонизма

происходят существенные трансформации. Эти идеи

оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в

большинстве философско-этических учений того

времени. Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций, так же, как и

Б. Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия.

Однако последнее все более ассоциируется с

общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм

ограничивается общественным договором, у Мандевиля

стремление человека к удовольствию трактуется как

средство, используемое воспитателями и политиками для

управления людьми, у Гельвеция оно ставится в зависимость

от правильно понятого интереса (см. Разумный эгоизм).

Данная линия в новоевропейской моральной

философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное

продолжение в классическом утилитаризме,

отождествляющем удовольствие с пользой. Эта динамика идей вела

в конечном счете к выводу, что удовольствие не является

определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует

той деятельности, которая воспринимается как успешная.

По этой же линии развивались идеи либерализма —

течения мысли, покоящегося на адекватном и

последовательном обосновании автономии индивида — как личности

и гражданина. Лишь в произведениях де Сада принцип

удовольствия утверждается в чистом виде — именно как

принцип гедонического умонастроения и практики, в

противовес социальным установлениям и в косвенной

полемике с теорией общественного договора. Т. о., хотя идеи

гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они

одновременно оказались перемещенными в такие

контексты (рационалистического перфекционизма и социальной

организации, в одном случае, и утопии аморальной

вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели

к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

К. Маркс, 3. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций

сформулировали положения об удовольствии как практически-

поведенческом и объяснительно-теоретическом

принципе, которые концептуально оформили этот кризис.

Так, в марксизме — в порядке социально-философской

критики гедонизма — было показано, что наслаждения

и страдания являются функцией от действительных

социальных отношений людей. Благодаря психоанализу с

его детальным изучением бессознательной мотивации и

формирования характера человека, вниманием к технике

наблюдения кардинально меняется положение в

исследовании удовольствий. Фрейд с психологической точки

зрения доказал, что удовольствие, будучи исходным, не

может быть универсальным принципом поведения

общественного индивида, тем более (что было акцентировано

последователями Фрейда) если речь идет о нравственных

основаниях поведения. Мур, критикуя Милля и Сидж-

вика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в

качестве единственного добра, в полной мере воплотил в

себе натуралистическую ошибку. В частности, в

гедонизме, как правило, смешиваются понятия «желание* и

«достойное желания», средство достижения блага и то, что

является частью искомого блага, удовольствие и сознание

удовольствия; привнесение в гедонистическое

рассуждение критериев рациональности неявно устанавливает

предел удовольствию и тем самым разрушает целостность

гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность

ценности удовольствия. В свете такой критики гедонизм

уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и

достоверный этический принцип и переместился в сферу

«моральной идеологии» и в практику. Удовольствие

становится предметом специального рассмотрения частных

наук, напр, психологии или теории потребления.

Лет.: МурДж. Э. Принципы этики. М., 1984, с. 125-85; Sidgwick Я.

The Methods of Ethics. Cambr., 1981; Gosling J. С A, Taylor С. С. W.

The Greeks on Pleasure. Oxf., 1982.

P. L Апресян

ГЕЙЕРЭрик Густав (Geijer Erik Gustaf) (12 января 1783,

Рансэтер — 23 апреля 1847, Стокгольм) — шведский

философ и историк. С1817 — профессор Упсальского

университета. Вначале симпатизировал романтикам и

придерживался консервативных взглядов. В теории познания стоял на

493

ГЕЙЗЕНБЕРГ

позициях философского «реализма»: сознание не может

само создавать из себя объект, оно находит предмет как

данное, которое не зависит от субъекта. В 1830-х гг. во

взглядах наступил резкий перелом: разрыв с

консерваторами и переход на позиции демократии и либерализма. Гейер

выступил с требованием предоставления всем людям

одинаковых прав, как условий для развития их творческих

потенций. Впервые в шведской философии он сделал

центральным принципом личность, условие

самосознание ее он усматривал в соотношении с другой личностью

(принцип коммуникации, связь между «я» и «ты»).

Упрекая Гегеля в том, что тот растворил все индивидуальное в

безличностной эволюции мирового духа, Гейер отклонял

гегелевский панлогизм. Социально-политическая

программа Гейера носила в основном реформаторско-просве

тительский характер.

Соч.: Samladeskrifter, Bd 1-13. Stockh., 1923-31.

Лит.: Мысливненко А. Г. Эволюция мировоззрения Эрика

Гейера.- «ВФ», 1974, № 9; Kjellen A. Den levande Geijer, 1947; Landquist J.

Geijer. Stockh., 1954; MeurlingP. Geijer och marxismen. Stockh., 1947;

Norberg E. Geijers vag fran romantik till realism. Stockh-Uppasala, 1944.

А. Г. Мысливненко

ГЕЙЗЕНБЕРГ(Heisenberg) Вернер Карл (5 декабря 1901,

Вюрцбург — 1 февраля 1976) — немецкий

физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Окончил

Мюнхенский (1923) и Геттингенский (1924)

университеты. Профессор теоретической физики Лейпцигского

университета (1927—41), директор Института физики

кайзера Вильгельма и профессор Берлинского университета

(1941—45). В 1941—45 — один из руководителей

немецкого атомного проекта. В 1945 был интернирован в Англии.

В 1946—58 — директор Физического института и

профессор Геттингенского университета. С 1958 — директор

Института физики и астрофизики, профессор Мюнхенского

университета.

Работал в области квантовой механики, квантовой

электродинамики, релятивистской квантовой теории поля,

теории ядра, магнетизма, физики космических лучей,

теории элементарных частиц. В 1925 вместе с М. Борном и

П. Йорданом разработал матричную механику — один

из вариантов квантовой механики (Нобелевская премия,

1932). В 1927 сформулировал принцип неопределенности,

ограничивающий применение к микрообъектам

классических понятий. Один из создателей копенгагенской

интерпретации квантовой механики. В 1950—60 развил

нелинейную единую теорию поля. В Англии в 50-х гт. читал курс

лекций по философским проблемам современной физики

Физика и философия», 1959).

Для философских воззрений Гейзенберга характерна

широта интеллектуальных интересов. Размышляя об

абстрактных построениях научных понятий, он стремился развить

представление о непреходящей силе науки, которая

заключается в особенном способе обобщения, позволяющем

охватывать теоретической мыслью разнородные явления

и давать этим явлениям единое объяснение.

Убедительность научных достижений механики Ньютона коренится

прежде всего в том, что эта теория позволила представить

единую картину крайне различных явлений мира — от

наглядных движений тел, повседневно наблюдаемых на

Земле, до гармонического движения Космоса. Единство науки

часто открывается непреднамеренно, просто в силу того,

что люди задают вопросы природе, совершенствуя при

этом технические средства и в особенности язык, на

котором они формулируют эти вопросы. В изучении

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн