Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

истории

науки Гейзенберг призывал не ограничиваться историей

открытий и наблюдений, но включать в рассмотрение

историю развития понятий. Такие понятия классической

механики, как масса, сила, скорость, место и время,

представляют собой отвлечение от многих реальных

особенностей изучаемых процессов. Содержание этих и других

понятий строго определено, и в силу этого теоретические

утверждения, в которые входят эти понятия,

оказываются верными вне зависимости от указанных особенностей,

а значит, верными на все времена и в любых самых

отдаленных звездных системах.

Если естествознание открывает нам смысловое единство

природы, то искусство побуждает нас к прояснению

смысла нашего существования. В искусстве мы хотим

отобразить миропонимание, общее всем людям Земли. Хотя мы

и говорим, что наша высшая цельсоздание новых форм

и все завершается построением этих форм, тем не менее,

такие формы могут явиться нам лишь при открытии

нового содержания. Создавать новое искусство, по мысли

Гейзенберга, — значит делать зримым и слышимым новое

содержание, а не только изобретать новые формы.

Гейзенберг был глубоко озабочен социальными

событиями не только в своей стране, но и в мире в целом.

Постепенно укореняется ощущение, что локальное нарушение

в части мира может повредить всему существованию

человечества. Он обращал внимание на то, что мы

поставлены перед лицом огромных политических опасностей.

Гейзенберг настойчиво искал пути выхода из

трагической ситуации, в которой вынуждено жить человечество,

и не только в самой науке, которая, по его словам, есть

средство взаимопонимания народов, но и в сокровенных

особенностях человеческого существа. Гейзенберг

надеялся, что человек способен вникнуть не только умом, но

и сердцем в ту отпугивающую пустоту и даль, куда нас

завели техника и естествознание.

Соч.: Gesammelte Werke, sen A, pt. 1—3; ser. B, Springer, 1989;

Philosophical Problems of Nuclear Science. N. Y., 1952; Physik und

Philosophic Fr./M., 1959. Физические принципы квантовой теории.

Л.—M., 1931; Физика атомного ядра. М.—Л., 1947; Теория атомного

ядра. М., 1953; Философские проблемы атомной физики. М., 1953;

Нелинейная квантовая теория поля. М, 1959; Введение в единую

полевую теорию элементарных частиц. М., 1968; Шаги за горизонт.

М., 1987; Физика и философия. М., 1963; Физика и философия.

Часть и целое. М., 1989.

Лит.: Овчинников Н. Ф. Ученый-мыслитель XX века. — В кн.:

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987; АхутинА. В. Историко-научная

концепция Гейзенберга. — «Вопросы истории естествознания и

техники», 1988, № 4, с. 69-83; Он же. Вернер Гейзенберг и философия. —

В кн.: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989;

HorzH. Werner Heisenberg und die Philosophie. 2 Aufl. В., 1968; Wei&ak-

kerC. F. Werner Heisenberg. Munch.-Wien, 1977; CassidyD. C, BakerM.

Werner Heisenberg: A Bibliography of his Writings. Berkeley, 1984;

Hempel H.-P. Natur und Geschichte: der Jahrhundertdialog zwischen

Heideggerund Heisenberg. Fr./M., 1990; CassidyD. С Uncertainty: the

Life and Science of Werner Heisenberg. N. Y., 1992; Werner Heisenberg:

Physiker und Philosoph Heidelberg, 1993.

H. Ф. Овчинников

ГЕЙЛИНКС(Geulincx) Арнольд (31 января 1624,

Антверпен —1669, Лейден) — голландский философ.

Профессор Лувенского (1646—58), Лейденского (с 1665) универси-

494

ГЕКАТОН

тетов. При жизни издал несколько произведений, которые

были переизданы посмертно под общим названием «Познай

самого себя, или Этика» (Gnothi se auton sive Ethica, 1675); по

записям учеников были опубликованы «Истинная физика»

(Physica vera, 1688), «Истинная метафизика…» (Metaphisica

vera… 1691) и др. Как один из главных представителей

окказионализма всемерно подчеркивал противоположность

духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в

человеке (психофизический параллелизм).

Взаимоотношения души и тела иллюстрировал примером двух часов, так

заведенных Богом, что ход их постоянно согласован

(пример этот в дальнейшем использован Лейбницем для теории

предустановленной гармонии), В основе этики Гейлинкса

лежал принцип: «Где ничего не можешь, там и не желай

ничего». Бог требует от людей не дела, а только умонастроения,

поэтому нравственная задача состоит в отречении от мира,

углублении в самих себя (отсюда название главного труда

Гейлинкса), в любви к Богу и разуму как образу божества в

человеке. В теории познания отрицал способность человека

познавать вещи; поэтому идеи, по Гейлинксу, есть лишь

познание разумом своих собственных модусов и проявлений.

Соч.: Quaestiones quodlibeticae, 4 ed. Hanoviae, 1669; Logica… Amst.,

1698; Methodus inveniendi argumenta… Lugduni Batavorum, 1663; Dis-

putatio ethica de virtute. Lugduni. 1664; A. G. Annotate majora in prin-

cipiaphilosophia… Dordraci, 1691; Opera philosophica… v. 1—3. Hagae,

1891-93.

Лит.: История философии, т. 1. M., 1957. с. 406-08; Pfleiderer Е.

Arnold Geulincx als Hauptvertreter der okkasionalistischen Metaphysik und

Ethik. Tub., 1882; LandJ. P. N. Arnold Geulincx und seine Philosophie

Haag, 1895; Brulez L. Hollandische Philosophie Breslau, 1926; Schmitz G.

Mystische Wurzeln der Geulincxschen Philosophie Bonn, 1944 (Diss.);

Vleeschauwer H. de. Three centuries of Geulincx research. A

bibliographical survey. Pretoria, 1957.

В. В. Соколов

ГЕЙНЕ(Heine) Генрих (13 декабря 1797, Дюссельдорф —

17 февраля 1856, Париж) — немецкий поэт, публицист,

мыслитель. По образованию юрист, доктор права.

Слушал в Бонне, Геттингене и Берлине лекции Ф. Вольфа,

А. В. Шлегеля и Гегеля. В мае 1831 выезжает во Францию и

становится политическим эмигрантом. Последние десять

лет жизни (1846—56) был тяжело болен. Философский

интерес представляют его работы «Романтическая школа»

(Die romantische Schule, 1833, более полное издание 1836,

рус. пер. 1900), где он констатировал конец «эпохи

искусства» (Kunstperiode), высшим воплощением которого

явилось творчество Гёте, и «К истории религии и философии

в Германии» (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in

Deutschland, 1834, рус. пер. 1958), где духовная жизнь

Германии рассматривается как историческая борьба двух начал:

жизнелюбивого языческого сенсуализма и христианско-

аскетического спиритуализма.

Политические взгляды Гейне развивались от сен-симо-

низма к либерализму: политическую эмансипацию,

совершаемую революцией, он требовал дополнить

«эмансипацией плоти», а результатом этой борьбы должно явиться

создание «светлой, гармонической свободной личности».

Соч.: Werke. Lpz., 1887-90; на рус. яз.: Собр. соч. в 6 т. М., 1983.

Лит.: Юрьев Г. Гейне и Берне. M.-JL, 1936; Косаковская Э. А. К

вопросу о философских взглядах Г. Гейне. — «Философские науки»,

1958, №4, с. 185-194.

Т. П. Павлова

ГЕЙТИНГ(Heyting) Аренд (9 мая 1898, Амстердам — 9

июля 1980, Лучано) — голландский логик и математик.

Еще студентом Амстердамского университета становится

учеником и последователем Л. Э. Я. Брауэра,

приступившего к разработке программы построения математики на

интуиционистской основе (см. Интуиционизм), Гейтинг

был первым ученым, примкнувшим к новому

направлению. В 1922 Гейтинг дает интуиционистскую трактовку

аксиоматики проективной геометрии (тема предложена Бра-

уэром), в 1925 защищает на этой основе докторские тезисы

и публикует две статьи в «Mathematishe Annalen». С 1927

Гейтинг — профессор Амстердамского университета.

Отвечая на предложенную Г, Маннури конкурсную тему, ученый

публикует три статьи по формализации интуиционистской

математики (интуиционистские исчисления

высказываний и предикатов и т. н. арифметика Гейтинга). Брауэр

высоко оценил эту работу. В 1934 Гейтинг пишет обзор

по основаниям математики (рус. пер. 1936). В нем он

вырабатывает ныне широко известную трактовку

логических операторов. В 1941 Гейтинга привлекли вопросы

интуиционистской аксиоматики алгебры. Он разрабатывает

интуиционистскую теорию гильбертовых пространств.

Но главное поле деятельности — разъяснение

математическому миру концепций интуиционизма. В 1956 выходит

его книга «Введение в интуиционизм» — ясное и изящное

изложение предмета для широкого круга. Именно

благодаря Гейтингу интуиционизм приобрел новых сторонников

среди математиков.

Соч.: Die formalen Regeln der intuitionistischen Mathematik II. —

Sitzungsberichte der Preussischen Akademie von Wissenschaften. Physika-

lish-mathematische Klasse, 1939; Die formalen Regeln der

intuitionistischen Mathematik III. — Ibid.; Обзор исследований по основаниям

математики. М.-Л., 1936; Интуиционизм. Введение. М., 1965.

Лит.: Кушнер Б. А. Аренд Гейтинг. Краткий очерк жизни и

творчества. — В кн.: Методологический анализ оснований математики. М.,

1988; Troelstra A. S. Arend Heyting and his contribution to intuitionism.

— Nieuw ArchiefvoorWiskunde (3), 1981, № 29.

B. X. Хаханян

ГЕКАТЕЙ(‘Exaxaioc) из Абдеры (ок. 350-290 до н. э.) —

греческий литератор с философскими интересами,

называемый в числе учеников Пиррона (Diog. L. 1 69). Автор

сочинения «О поэзии Гомера и Гесиода», утопического

философского сочинения «О гипербореях», а также

полуисторического полуфантастического сочинения,

использованного Диод ором Сицилийским в своей

«Исторической библиотеке» (кн. 1). Большой пассаж о

происхождении универсума и цивилизации обнаруживает сильное

влияние идей Демокрита. Атрибуция Гекатею работы «Об

иудеях» признана ошибочной.

Фрагм.: DK II, 240—245; Jacoby F. (ed.). Die Fragmente der

griechischen Historiker. B.-L., 1923-57 (ЗА: 11-12,12-64).

M. A. Солопова

ГЕКАТОН(‘Exaicov) Родосский (сер. 2 — нач. 1 в. до н.

э.) —греческий философ-стоик, ученик Панэтия и,

возможно, Посидония. Занимался преимущественно этикой

и считался крупнейшим (после Панэтия и Посидония)

авторитетом Средней Стой. Придерживался школьной

догмы (Diog. L. VII 91; ПО; 125; 128 etc.), но (как и Па-

нэтий) признавал ценность практических эпифеноменов

495

ГЕКСЛИ

добродетели (здоровье, красота и т. п. — VII 91), вводя,

т. о., «безразличное» (адиафора) в сферу целеполагания и

открывая путь к синтетическому соединению добродетели

и счастья. От обширного наследия Гекатона (св. 50 кн.;

по Цицерону и Диогену Лаэртию известны: «Об обязан —

ностях» в 6 кн., «О благах», «О добродетелях», «О конечных

целях», «О страстях», «О парадоксах», «Полезные

изречения») сохранились немногочисленные фрагменты. Гека-

тон — авторитетный источник Цицерона (De off. Ill 89 ел.)

и Сенеки (Ер. 5,7; 6,7; 9,6 etc.).

Лиг.: Gomoll Я. Der stoische Philosoph Hekato. Lpz.—Bonn, 1933,

(собр. фрагм. см. S. 93—113).

A. A. Столяров

ГЕКСЛИ, Хаксли (Huxley), Томас Генри (4 мая 1825,

Илинг, близ Лондона — 29 июня 1895, Истборн, Суссекс)

английский естествоиспытатель, философ и публицист.

Преподавал естественную историю в Горной школе

(1854—85). С1851 член, в 1883—85 президент Лондонского

королевского общества. Ему принадлежат научные

работы в разных областях зоологии и геологии. Участвовал в

морских плаваниях, из которых привозил большой

научный материал. Гексли — один из ранних пропагандистов

дарвинизма («О положении человека в ряду органических

существ», 1864). Считал метод исследования Ч. Дарвина

близким индуктивному методу Дж. С. Милля; при этом

критиковал попытки перенесения биологического

подхода на человеческое общество в соци ал-дарвинизме.

Гексли не считал себя ни материалистом, ни идеалистом, ни

атеистом, ни теистом. Однако в ряде вопросов его точка

зрения приближалась к одной из отмеченных позиций.

Так, в вопросе о сознании он подчеркивал, что оно есть

функция мозга, эпифеномен, появляющийся на

определенном уровне организации материи. И в то же время

говорил, что материя — это просто символ и все

физические явления могут быть сведены к различным состояниям

сознания. Бесконечную и абсолютную энергию космоса

зачастую называл Богом.

В философии объявлял себя последователем

скептицизма Д. Юма («Hume». L., 1879). Ввел в философию термин

«агностицизм», которым обозначил не только

историческую позицию Юма, но и свою точку зрения, которая

четко не устанавливает границ познаваемого, оставляя

многие важные вопросы (напр., вопрос об изначальной

причине всего существующего) сфере непознаваемого.

Гексли особо выделял этическую область («Evolution and

Ethics», 1893), подчеркивая, что мораль зачастую

действует вопреки космическому эволюционному процессу,

ослабляя антисоциальные тенденции, укрепляя

человеческую солидарность и организованность. Гексли также

интересовался вопросами образования и педагогики («Об

университетском воспитании», 1876).

Соч.: Collected Essays, v. 1-9. N. Y, 1896-1902; в рус. пер.: Введение в

науку. М., 1902.

Лет.: Huxley L. Life and Letters of Thomas Henry Huxley, v. 1—2. L.,

1900; Bibby С T. H. Huxley: Scientist, Humanist and Educator. L., 1959.

А. Ф. Грязное

ГЕЛЕН(Gehlen) Арнольд (29 января 1904, Лейпциг — 30

января 1976, Гамбург) — немецкий философ и социолог,

один из основателей философской антропологии как

специальной дисциплины. Ученик X. Дриша. Испытал влияние

Шопенгауэра, Ницше, Н. Гартмана, феноменологии.

Профессор в Лейпциге (с 1934), Кенигсберге (с 1938), Вене

(с 1940), Шпейере (с 1947), Ахене (1962-69).

Антропологические взгляды Гелена первоначально складывались

в русле консервативной критики культуры, характерной

для философии жизни. Наиболее полно они

сформулированы в его главном труде «Человек. Его природа и место в

мире» (Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der

Welt, 1940). Философская антропология, по замыслу

Гелена, должна свести воедино данные отдельных наук о

человеке. Вслед за Л/. Шелером и X. Плеснером он

стремится выявить специфику

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн