Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

положения человека в мире

как особым образом организованного живого существа,

не обращаясь, однако, к представлению о «лестнице

существ», отображающей ступенчатое строение

органического мира («растение» — «животное» — «человек»).

Следуя MS. Гердеру, Гелен называет человека

«недостаточным» существом: в отличие от животного человек лишен

полноценных инстинктов, т.е. не имеет устойчивых

раздражителей вовне и столь же устойчивых реакций у себя;

он не находится в изначальной гармонии с «окружающим

миром», т.е. во взаимосоответствии со средой,

специфически значимой именно для данного вида живых существ:

человек открыт всему миру.

Отсутствие специфически значимого «окружающего мира»

сопряжено с внутренним избытком побуждений у

человека, и главным для него становится их «разгрузка», дающая

возможность более опосредованно относиться к

окружающему и к себе самому. Избыток побуждений делает

невозможной их одновременную реализацию (реализация одних

задерживает другие и т. п.). Возникает

«самодистанцирование», позволяющее человеку, в отличие от

непосредственной жизнедеятельности животных, не просто «жить», но

«вести жизнь», планомерно и осмотрительно изменять

своими действиями себя и окружающее. Действие как

единство — основная характеристика человека: в действии

нет дуализма процесса и результата, субъекта и объекта,

души и плоти и т. п. Прогрессирующая разгрузка,

понимаемая как деятельное самоосуществление, все более

высвобождает действие из ситуативной определенности, и на

более высоком уровне необходимая функция выполняется

«символическим» образом. Зрение берет на себя ведущую

роль среди органов чувств, позволяя ориентироваться без

непосредственного соприкосновения с вещами, язык еще

больше удаляет от частностей ситуации. Действуя, человек

создает культуру, которая принадлежит именно природе

человека и не может быть «отмыслена» от нее. Действие,

соотнесенное с др. действиями и «кооперированное» с

ними, позволяет говорить о различных типах «сообщества».

Понятие действия позволяет Гелену перейти к учению об

институтах, т.е. фиксированных формах

антропологической организации («Первобытный человек и поздняя

культура» — Urmensch und Spatkultur, 1956). Действие

мотивировано целесообразностью, но его постоянное повторение

может оказаться полезным и в ином отношении:

непредусмотренная целесообразность может пробудить мотивы

для дальнейшей стабилизации полученного результата.

Так, архаические институты семьи, животноводства,

земледелия и т. п. — непредусмотренный результат

религиозно-ритуального изобразител ьного действия,

удовлетворяющего фундаментальную потребность в поддержании

стабильности мира через его ритуальное изображение-закреп-

496

ГЕЛЬВЕЦИЙ

ление. Возникшие институты не только «разгружают»

человека от опасностей, но и позволяют ему действовать

инстинктоподобно, определяя его сознание и волю.

Гелен выделяет в истории три эпохи: культуры охотников,

земледельцев и индустриальную культуру, возникшую

около 200 лет назад. Следуя Af. Веберу, он описывает

прогрессирующую рационализацию институтов, отводя ведущую

роль технике. При этом институты все больше

подчиняются имманентным законам: инстанции, соединяющей

совокупное истолкование мира и нормирование поведения,

как это было в архаическую эпоху, больше нет. Отсутствие

взаимосогласования институтов между собой и с

моральной жизнью человека означает для последнего тяжелый

груз необходимости принимать решения каждый раз по

своему усмотрению. Вместе с прогрессирующим

освобождением людей от опасностей, физического труда и т. п.

это провоцирует развитие «современного субъективизма».

Печатью консервативной социальной критики

отмечена концепция «плюралистической этики» Гелена

Мораль и гипермораль» — Moral und Hypermoral, 1969). Он

постулирует наличие четырех не зависящих друг от друга

источников морали («этосов»): стремление к взаимности;

«физиологические добродетели» (инстинктивное

стремление к благополучию, переходящее в эвдемонизм); родовая

(клановая) мораль братской любви, предельно

выраженная в морали гуманности; институциональный этос. В ходе

рационализации институтов, заставляющей их все больше

полагаться на свой внутренний порядок и решать

объективные проблемы, сообразуясь с давлением обстоятельств,

клановая (гуманная) мораль становится универсальной

и вступает в конфликт с этосом политических

институтов. Положение усугубляют интеллектуалы, скрывающие

за проповедуемой моралью братства собственную жажду

власти. В 70-е гг. Гелен стал ведущим идеологом

неоконсерватизма в ФРГ.

Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-10. Fr./M., 1978.

А. Ф. Филиппов

ГЕЛЛНЕР(Gellner) Эрнест (8 декабря 1925, Париж — 5

ноября 1995, Прага) — английский философ, социолог и

политолог. Профессор философии Лондонского

университета. Первоначально получил известность как критик

британской лингвистической философии. В

книге-памфлете «Слова и веши» Oxfords and Things. L., 1959; рус. пер.

1962) стремился показать ошибочность основных

принципов «философии обыденного языка», ее

несостоятельность в идеологическом плане. В области методологии

науки Геллнер испытал влияние критического рационализма

А. Поппера, в теоретической социологии — М. Вебера. В

своих работах доказывал, что философия неотделима от

социально-политической теории. Геллнер подчеркивал

роль ценностей и норм в научном, в особенности в

гуманитарном, знании. Как специалист по социальной

антропологии проводил полевые исследования исламской

культуры народов Северной Африки. Особый интерес

проявлял к методологии историко-антропологических

исследований в СССР. Неоднократно посещал СССР и Россию.

В политической теории обосновывал доктрину

плюрализма. Критиковал философские основания психоанализа.

Соч.: Cause and Meaning in the Social Science. L., 1973; Contemporary

Thought and Politics. L., 1974; Spectacles and Predicaments. Essays in

Social Theory. Cambr., 1979; Soviet and Vfestern Anthropology (ed.).

N. Y, 1980; Muslim Society. Cambr, 1981; The Psychoanalytic

Movement. L., 1985; State and Society in Soviet Thought. Oxf., 1988;

Пришествие национализма. Мифы нации и класса.— «Путь», 1992,

№ 1, с. 9-62; Условия свободы. М., 1995.

А. Ф. Грязное

ГЕЛЬВЕЦИЙ(Helvetius) Клод Адриан (31 января 1715,

Париж — 26 декабря 1771, там же) — французский

просветитель. Образование получил в одном из иезуитских

коллежей Парижа, изучал античную и новую философию,

литературу и языки. В 1738—51 занимал должность

генерального откугпцика налогов. Его занятия

стихосложением послужили причиной избрания в члены Академии

изящной словесности г. Кана, поэма «О счастье»

удостоилась похвалы Вольтера. С одобрения последнего Гельвеций

в 1751 уходит с государственной службы и переселяется в

Париж, чтобы войти в крут энциклопедистов.

Включившись в работу по созданию «Энциклопедии», открывает в

своем доме салон, который посещают самые известные

люди Франции — Дидро, Гольбах, аббат де Рейналь,

министр д’Аржансон и др.

Материалистические взгляды Гельвеция складывались

в общем русле идей Просвещения. Природа понималась

им как совокупность материальных тел,

образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших

частиц — атомов. Природе присуши движение,

пространственно-временные характеристики, причинность,

тождественная необходимость. В Универсуме совершается

непрерывное превращение одних веществ в другие, точнее

круговорот природы. Определения материи как

субстанции Гельвеций избегал, считая ее лишь словом для

описания совокупности различных материальных свойств.

Человек подобно другим природным созданиям

рассматривался Гельвецием только как живое существо; источник его

чувств, желаний и потребностей — ощущения. С позиций

сексуализма Гельвеций сводил воображение, память,

суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок

считал невежественные суждения.

Все эти идеи были высказаны в 1-й книге Гельвеция «Об

уме» (1758; рус. пер. 1917), выход в свет которой стал

событием в его жизни и в истории всего французского

Просвещения. Сочинение сразу же вызвало нападки со

стороны парламента и духовенства. Представив Гельвецию

около 100 замечаний, Сорбонна потребовала от автора

отречения. Причиной нападок врагов, а также суровой

критики многих единомышленников стала последовательно

проводимая Гельвецием концепция утилитаризма.

Определив человека как природное существо, стремящееся лишь

к удовлетворению материального интереса и получению

физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод

о себялюбии как основном инстинкте человека. С этих

позиций он объяснял все чувства человека и его

поведение, отношения между людьми и устройство общества.

Любовь к ближнему — результат любви к самому себе, в

основе дружбы — корыстный интерес, надежда получить

помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое

понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств».) Если

бы человек не руководствовался корыстью, он проводил

бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с

Гельвецием, Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал

жизнью ради Родины, или ученых, напр., Лейбница или

Ньютона и т. п.).

497

«ГЕММЫ МУДРОСТИ»

В 1772, уже после смерти Гельвеция, усилиями его друзей,

а также русского посланника в Голландии князя Д.

Голицына вышла его 2-я книга «О человеке» f где в центре его

антропологической концепции стоит проблема

воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо

с предрасположениями к самым противоположным

порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь

продуктом воспитания» (Соч. в 2 т., т. 2. М., 1974, с. 185).

Уверенность во всемогуществе воспитания привела

Гельвеция к созданию демократической

социально-политической программы. Его идеал — Франция как

конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх

фактически играет роль президента государства. Все граждане

превращаются в членов третьего сословия и приобретают

равные политические права. Разница в имущественном

положении между ними сводится к минимуму. Произведя

необходимые изменения в законах и обычаях,

просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных

бедствий и обеспечить покой народу и стабильное

существование государству. Взгляды Гельвеция оказали влияние

на дальнейшее развитие материалистической философии.

Он заложил основание целостной системы утилитаризма;

его последователями стали И. Бентам и Дж. С. Милль.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1—4. P., 1795; в рус. пер.: Соч. в 2 т., М.,

1974; Счастье. М., 1987.

Лит.: Плеханов Г. В. Очерки по истории материализма. — В кн.:

Плеханов Г. В, Избр. философ, произв. в 4т., т. 2. М., 1956, с. 33—

128; Вороницын /f. Клод Адриан Гельвеций. М.—Л., 1926; Момд-

жян X. Г. Философия Гельвеция. М., 1955; Длуган Т. Б. Подвиг

здравого смысла. М., 1995, с. 76—122; QuilloisA. Le Salon de Mad.

Helvetius. P., 1894; Horowitz L-L. Claude Helvetius: Philosopher of

democracy and enlightenment. N. Y., 1954.

Т. Б. Длугач

«ГЕММЫ МУДРОСТИ» (араб. «Фусус ал-хикам») —

наряду с «Мекканскими откровениями» основное произведение

Ибн «Араба, содержащее изложение его философских

взглядов. Отличается от последнего несравненно меньшим

объемом. Написано в конце жизни философа. Состоит из 27

глав, каждая из которых отнесена к одному из посланников

и пророков, иногда по ассоциации с его высказыванием,

воспроизводимым в Коране или сунне, которое

становится отправной точкой размышлений Ибн ‘Араби, иногда

по другим признакам. Главы расположены в традиционно

признаваемом в исламе порядке пророчества, от Адама до

Мухаммада. В произведении обсуждаются все основные

вопросы философии суфизма: понятие Первоначала и его

связь с миром, различные методы познания и

характеристика даваемого ими знания и т. д. Хотя изложение не

является систематическим в том смысле, какой был бы верен

применительно к западной традиции, оно обнаруживает

безусловную внутреннюю связность и последовательность

и в терминологическо-понятийном, и в тематическом

плане, не отходя от критериев рациональной

обоснованности и непротиворечивости излагаемых положений. «Геммы

мудрости» полемизируют с арабоязычными

перипатетиками по вопросу о способе понимания единства

Первоначала, с ал-Газалй по вопросу о возможности его познания

вне связи с миром, с мутакаллимами по вопросу об

оправданности понятия «субстанция» в свете атомарной теории

времени. Затрагиваются также некоторые нефилософские

вопросы, такие как символика сновидений.

Произведение с близким названием, «Китаб ал-фусус»

(«Книга гемм») считается принадлежащим перу

ал-Фйрйбй. Имея небольшой объем, оно излагает учение

о Первоначале и его отношении к своему следствию —

миру, развивает диалектику явленности и скрытости

Первоначала, доказывая, что одно невозможно без другого.

Хотя идеи этого произведения близки тем, что развивал

Ибн ‘Арабй, трудно с определенностью утверждать что-то

сверх этого относительно их связи.

Изд.: Бейрут, 1980; рус. пер. А. В. Смирнова. — В кн.: Смирнов А. В.

Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии

Ибн Араби). М, 1993, с. 145-321.

А. В. Смирнов

ГЕМПЕЛЬ(Hempel) Карл Густав (8 января 1905, Орани-

енбург, около Берлина — 9 ноября 1997, Принстон, США)

американский философ, родившийся и живший до

начала 2-й мировой войны в Германии, участник Венского

кружка. Образование получил в Геттингене, Гейдельберге,

Берлине и Вене. Находился под влиянием идей М. Шли-

ка, Г. Рейхенбаха и Р. Карнапа. В США — с 1937,

профессор университета Принстона, затем Питтсбурга. С 1948 по

1955 — профессор университета в Йеле, с 1955 по 1973 — в

Принстонском университете, с 1977 — в Питтсбурге.

Участвовал в разработке логико-методологической программы

неопозитивизма, оказал большое влияние на

трансформацию логического эмпиризма в 40—60-е гг. В частности,

позитивисты отказались от программы редукционизма и

от верификационистского критерия значения, — Гемпель

показал им, что существует не строгое различие, а лишь

постепенная дифференциация между познавательным

значением и бессмыслицей. В качестве исходных

смысловых единиц были признаны не отдельные высказывания,

а системы утверждений. При исследовании соотношения

между терминами наблюдения и теоретическими

терминами Гемпель сформулировал т. н. «дилемму

теоретика», согласно которой теоретические термины в любом

случае — и при их сводимости к терминам наблюдения

и если доказывается, что это невозможно, — излишни и

их не следует вводить в состав

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн