Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

научного знания. Этот

результат способствовал переходу логического эмпиризма к

концепции частичной интерпретации теоретических

терминов. Гемпель ввел понятие «интерпретационная

система», с помощью которого устанавливается зависимость

осмысленности теоретических утверждений от

соответствующих языковых систем.

В философии науки Гемпель совместно с П. Оппенгей-

мом развил дедуктивно-номологическую концепцию

объяснения: некоторое явление считается объясненным,

если описывающее его предложение логически выводимо

из законов и начальных (граничных) условий. Он пытался

дать строгое определение понятия «подтверждение»:

эмпирическое свидетельство подтверждает гипотезу тогда,

когда из этого свидетельства логически следует, что

данная гипотеза выполняется в конечной области объектов,

зафиксированной данным свидетельством (т. е. гипотеза

получает только частичное подтверждение). В рамках этой

теории возникают серьезные теоретико-познавательные

трудности, наиболее известные из которых связаны со

сформулированными Гемпелем парадоксами

подтверждения, породившими многочисленные дискуссии и

попытки их объяснения и преодоления. Ряд его работ посвящен

498

ГЕНЕТИЧЕСКИ-КОНСТРУКТИВНЫЙ МЕТОД

логическим проблемам теории вероятностей, методам

реконструкции генетических и диспозициональных форм

объяснения, отличия законов и объяснений в истории и в

общественных науках по сравнению с естествознанием. В

вышедшей в 1966 «Философии естествознания» Гемпель

подчеркивал роль индукции, а понятия рассматривал как

функцию теории.

Соч.: Мотивы и «охватывающие» законы в историческом

объяснении. — В кн.: Философия и методология истории. М., 1977, с. 72—

93; Логика объяснения. М., 1998; Der Typusbergriff im Lichte der

Neuen Logik. Leiden, 1936 (совместно с Р. Oppenheim); Aspects of scientific

explanation and other essays in the philosophy of science. N. Y.-L., 1965;

Philosophy of natural science. N. Y., 1966; Der Wiener Kreis: eine

personliche Perspektive. — В кн.: Wittgenstein, the Vienna Circle and Critical

Rationalism. W, 1979, p. 21—26; Valuation and Objectivity in Science:

A Portrait of Twenty Five Years. — Boston Studies in the Philosophy of

Science. Dordrecht. Boston, 1985.

Лит.: Xiwi Т. К Современные теории познания. Пер. с англ. М.,

1965, с. 416—17; Швырев 2?. С. Неопозитивизм и проблемы

эмпирического обоснования науки. М., 1966; Никитин Е. П. Объяснение

функция науки. М., 1970; Essays in honor of C. G. Hempel. Ed. by

N. Resher. Dordrecht, 1969; Meran J. Theorien in der

Geschichtswissenschaft, Gott., 1985.

В. Н. Садовский

ГЕНЕАЛОГИЯнаправление в анализе истории и

культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их

происхождении из перипетий борьбы интересов, социально-

психологических факторов и всего мира повседневности,

над которым эти ценности кажутся неоправданно

возвышающимися. Начало генеалогической традиции

положила «генеалогия морали» Ф. Ницше, которая была высоко

оценена (хотя и критически воспринята) М. Вебером,

показавшим, что развитая в ней идея «затаенной обиды»

(ressentiment) как фактора, проясняющего происхождение

религиозно-моральных понятий, продуктивна лишь в

отдельных случаях, но не имеет универсальной значимости.

В частности, буддизм, согласно Веберу, это —

неподходящий объект для распространения на него генеалогии

в духе Ницше, т. к. он представляет собой «религию

спасения интеллектуалов, последователи которой почти без

исключения принадлежат к привилегированным кастам»,

и поэтому ничего общего с моралью, основанной на

мстительных чувствах низших социальных групп, не имеющий

(Вебер М. Социология религии. — В кн.: Избранное. Образ

общества. М., 1994, с. 165). В своей генеалогии Ницше, по

мысли Вебера, преувеличил также значение такого

понятия, как «инстинкт». Из «плебейских инстинктов» нельзя

вывести веру в богосыновство Иисуса, потому что она

невозможна без харизмы. Тем самым Вебер расширяет

горизонт генеалогии как метода анализа историко-культурных

явлений, преодолевая жесткий редукционизм, к которому

склонялся ее основатель. Значительное развитие

генеалогия, идущая от Ницше, получила в творчестве М. Фуко.

Уже в своих «археологических» исследованиях знания он

развивал идеи генеалогии, анализируя динамику

переплетения власти — знания — тела при формировании таких

социокогнитивных структур, как клинический госпиталь

и психиатрическая лечебница. Онтологической базой

«генеалогической истории» Фуко выступают «случайность,

прерывность, материальность», пронизывающие мир

практик, прежде всего дискурсивных, на которых

фокусируется внимание философа-историка. В последних

своих работах он разрабатывает генеалогию субъекта

моральных «практик самости», регулируемых правилами

«искусства существования», соединяющими в единое

целое этические и эстетические критерии. Генеалогия Фуко

имеет как научное, так и критическое значение,

органическим образом вписываясь в традицию

социокультурного критицизма от Ницше до Франкфуртской школы.

Лит.: Фуко М. Ницше, генеалогия, история. — В кн.: Философия

эпохи постмодерна. Минск, 1996, с. 74—97; Визгин В. П.

Генеалогия культуры: НицшеВеберФуко. — В кн.: Постижение

культуры: Концепции, дискуссии, диалоги. Ежегодник, вып. 7.

М., 1998, с. 5—39; Minson J. Genealogies of Moral: Nietzsche,

Foucault, Donzelot and the Eccentricity of Ethics. N. Y, 19S5; Natoli S.

Ermeneutica e genealogia: Filosofia e metodo in Nietzsche, Heidegger,

Foucault. Mil., 1981.

В. П. Визгин

ГЕНЕТИЧЕСКИ-КОНСТРУКТИВНЫЙ МЕТОД

способ построения и развертывания теории, основанный на

конструировании идеальных теоретических объектов и

мысленных экспериментах с ними. В отличие от

аксиоматического метода, при котором осуществляются

логические действия над высказываниями, описывающими

некоторую область объектов,

генетически-конструктивный метод предполагает оперирование

непосредственно с идеальными (абстрактными) объектами. Процесс

развертывания теории включает мысленные эксперименты

с такими объектами, фиксируемыми в соответствующей

знаковой форме и взятыми как конкретно наличные.

В математике примером генетически-конструктивного

развертывания теории является доказательство теорем в

евклидовой геометрии, основанное на мысленных

экспериментах с геометрическими фигурами (их

трансформация, наложение друг на друга и т. п.).

В опытных науках генетически-конструктивный метод

основан на операциях с абстрактными объектами

теоретических схем — особыми моделями, включаемыми в состав

теории. Относительно таких моделей формулируются

законы теории. Напр., три основных закона

ньютоновской механики (в ее эйлеровской версии) сформулированы

относительно фундаментальной теоретической схемы

механики, представляющей любой вид механического

движения как перемещение материальной точки по континууму

точек пространственно-временной системы отсчета и

изменения состояния движения точек под действием силы.

Здесь материальная точка, сила,

пространственно-временная система отсчета являются фундаментальными

абстрактными объектами механики, которые

репрезентируют в идеализированной форме реальные физические тела,

их механические воздействия друг на друга, а также часы

и линейки физических лабораторий, в которых изучаются

движения тел. Вывод из основных законов механики

теоретических следствий осуществляется не только за счет

логических операций с высказываниями и терминами теории,

но и посредством мысленных экспериментов с

абстрактными объектами теоретических схем. Напр., вывод из 2-го

закона Ньютона одного из его теоретических следствий

— закона малых колебаний — предполагает, что в

фундаментальную теоретическую схему механики, относительно

которой формулируется 2-й закон Ньютона, вносятся

дополнительные конкретизации: сила вводится как

«квазиупругая сила», которая возвращает материальную точку к поло-

499

ГЕННАДИЙ СХОЛАРИЙ

жению равновесия; движение материальной точки

рассматривается как отклонение и периодическое возвращение

в положение равновесия; система отсчета выбирается так,

чтобы можно было фиксировать колебания материальной

точки. В результате всех этих мысленных экспериментов,

учитывающих особенности реальных колебательных

процессов, фундаментальная теоретическая схема механики

превращается в модель малых колебаний — осциллятор. Ее

можно рассматривать как своего рода дочернее

образование по отношению к фундаментальной теоретической

схеме и обозначить как частную теоретическую схему.

Применение к ней уравнения, выражающего 2-й закон Ньютона,

приводит к преобразованию этого уравнения в закон малых

колебаний. В рассуждениях физика осциллятор играет

примерно ту же роль, что и геометрическая фигура в

рассуждениях геометра.

Даже в наиболее математизированных теориях

естествознания вывод из фундаментальных законов их

теоретических следствий предполагает мысленные эксперименты, в

ходе которых осуществляется редукция фундаментальной

теоретической схемы к частным. Неформальный характер

процедур такой редукции превращает каждый вывод

нового теоретического закона (как следствия их

фундаментальных законов) в решение особой теоретической задачи.

Теория развертывается как своеобразная цепочка решения

задач. Операции, приводящие к решению задач, требуют

усилий исследователя. Ориентирами при этом выступают

образцы некоторых решенных задач, которые

включаются в состав теории и по аналогии с которыми

решаются другие задачи. На роль образцов обращал внимание

Т. Кун, однако в его концепции не была

проанализирована их структура и генезис. Структура образцов определена

процедурами редукции фундаментальной теоретической

схемы к частным. Она предполагает обращение

исследователя к специфике изучаемого объекта и соответствующую

корректировку теоретических схем.

При формировании развитых научных теорий образцы

автоматически включаются в их состав в процессе

обоснования. Развитым теориям обычно предшествуют

теоретические знания меньшей степени общности (частные

теоретические схемы и сформулированные относительно них

законы). Напр., ньютоновской механике предшествовали

модели и законы, выражающие сущностные

характеристики отдельных видов механического движения

(колебания, вращения, свободного падения тел и т. д.).

Построение обобщающих теорий осуществляется путем

последовательного синтеза частных теоретических схем

и соответствующих им законов. В этом процессе

теоретические схемы перестраиваются и включаются в состав

обобщающей теории. На завершающем этапе синтеза,

когда сформулирована фундаментальная теоретическая

схема, осуществляется доказательство того, что в ней

аккумулировано основное содержание всего обобщаемого

теоретического материала. Процесс такого доказательства

предполагает конструирование соответствующих частных

теоретических схем на базе фундаментальной и вывод из

фундаментальных законов теории обобщаемых законов

меньшей степени общности (напр., вывод из уравнений

Максвелла законов Кулона, Био-Савара, Ампера и т. п.).

В результате процесс обоснования демонстрирует приемы

редукции фундаментальной теоретической схемы к

частным, выступая образцами решения теоретических задач.

Ориентируясь на них, исследователь решает новые

теоретические задачи. Т. о., генетически-конструктивный

метод выступает и как способ построения теории, и как

способ ее развертывания, получения из основных ее законов

новых теоретических следствий.

Лит.: Смирнов В. А. Генетический метод построения научной

теории. — В кн.: Философские вопросы современной формальной

логики. М., 1962; Кун Т. Структура научных революций. М., 1975;

Степин В. С. Становление научной теории. Минск, 1976; Он же.

Теоретическое знание. М., 2000.

В. С. Степин

ГЕННАДИЙСХОЛАРИЙ, мирское имя — Георгий

(rewaauoc Ixo^pioc, Гвбруох; ЕхоХярюс) (род. между

1400—05, Константинополь — ум. после 1472, монастырь

Иоанна Предтечи Меникия, ок. г. Серры) —

византийский богослов, патриарх Константинополя Геннадий II

в 1454—56, 1463 и 1464—65. Учился у ревнителя

православия Марка Евгеника, у гуманистов Иоанна Хортасме-

на и Иосифа Вриенния; изучал право, логику и физику

в Константинополе. Около 1438 становится дидаскалом

(учителем), синклитиком и «вселенским» судьей.

Участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе (1438—39),

приняв проуниатскую сторону, был секретарем императора

Иоанна VIII Палеолога; однако около 1444 становится

активным противником церковной унии и проводником

идей Марка Евгеника — лидера антилатинской партии.

Смещенный в 1446—47 с официальных постов, стал

монахом (около 1450) Харсианитского монастыря. Знал

латынь, восхищался западноевропейской схоластикой,

особенно трудами Фомы Аквинского, которые

переводил и комментировал. Написал страстную речь в защиту

Аристотеля, подвергавшегося нападкам со стороны

Георгия Гемиста Шифона. Автор комментариев к «Физике» и

«Логике» Аристотеля, сочинениям Порфирия. Пытался

выработать синтез учения Фомы Аквинского и

православной догматики. Автор трактатов о божественном

Провидении, о предназначении, о происхождении человеческой

души, полемических сочинений против иудеев и

мусульман, а также небольших аскетических и экзегетических

произведений, гомилий («Бесед»), литургических стихов,

надгробных речей, опровержения языческого гуманизма

Плифона и др.

Сот.: MPG, 1.160; Petit L.y Siderides X. A., Jugie M. Oeuvres

completes de George (Gennadios) Scolarios, vol. I-VIII. P., 1928-1936.

Лит.: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв., СПб.,

1997, с. 44—61; Goss W. Gennadios und Pletho. Aristotelismus und

Piatonismus in der griechischen Kirche. Breslau, 1844; Jugie M. La

polemique de George Scholarios contre Plethon. — «Byzantion»,

1936,1.10.

M. В. Бибиков

ГЕНОН(Guenon) Рене (15 ноября 1886, Блуа, Франция —

7 января 1951, Каир) — французский мыслитель,

представитель т. н. философии традиционализма, историософ,

толкователь эзотерических доктрин. Окончил католический

коллеж в Блуа, получив степень бакалавра философии.

Переехав в 1904 в Париж, сблизился с оккультистами (Па-

пюс, Седир и др.), но вскоре порвал с ними. Учения этих

«неоспиритуалистических» школ охарактеризовал как

«мешанину из плохо переваренных каббалистических,

неоплатонических и герметических понятий, с грехом пополам

500

ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ

сгруппированных вокруг двух-трех чисто современных

западных идей». Критике спиритизма и теософии посвящены

первые книги Генона: «Теософия, история одной

лжерелигии» (Le Theosophisme, histoire d’une pseudo-religion, 1921)

и «Спиритическое заблуждение» (L’Erreure spirite, 1922).

В 1912 Генон принял ислам и арабское имя Абд-эль-Вахед

Яхья («Служитель Единого»). Его духовным наставником

стал видный арабский богослов Абд-эр-Рах-ман эль-Кебир,

памяти которого он посвятил позднее свою «Символику

креста» (Le Symbolisme de la Croix, 1931; частичный рус.

пер. 1994). В 1927 Генон преподавал философию в г. Сетиф

(Алжир), а в 1930 навсегда покинул Францию и переехал в

Египет, где женился на дочери одного из представителей

местной знати, возводящего свой род к Фатиме, дочери

пророка Мухаммада.

Обращение Генона в ислам не было ни экстравагантной

выходкой, ни намеренным отступничеством от веры

отцов: к смене религии его побудило осознание того, что

христианство, сохранив внешнюю форму своих догматов

и обрядов, превратилось в экзотерическую и чисто

религиозную традицию. Крещение, по мнению

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн