Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Генона, стало

виртуальным обрядом, не ведущим к «духовной

реализации» — закреплению и развитию воспринятых во время

этого таинства духовных влияний. Возможность такого

рода «реализации» сохранилась лишь во «внутренних»,

эзотерических школах восточных традиций, к которым

Генон относит ислам. Необходимое условие не только

познания, но и подлинного бытия — приобщение

посредством инициации к «первозданной» традиции,

восходящей, в конечном счете, к «первому из пророков» —

праотцу человечества — Адаму. Согласно Генону, «традицию

нельзя изобрести или создать искусственно». Он не

считал себя ни философом, ни создателем нового учения, а

всего лишь глашатаем и толкователем извечных истин,

преданных забвению на Западе и сохранившихся лишь на

Востоке. Этот комплекс традиционных истин Генон

именовал «метафизикой», сущностно неизменным знанием

нечеловеческого происхождения, которое превосходит и

отменяет любые философские и научные доктрины,

являющиеся, по сути дела, ограниченными и близорукими

человеческими измышлениями. Равным образом,

«метафизика» выше всех религий, которые можно считать

ее адаптациями, если не извращениями. «Метафизику»,

утверждает Генон, нельзя отождествлять и с

онтологией, учением о наиболее общих законах бытия, ибо

«бытие есть лишь проявление небытия и содержится в нем в

потенциальном виде». Взятые вкупе небытие и бытие

составляют «вселенскую возможность», которая

последовательно проявляется в этих двух своих аспектах, подобных

чередованию дня и ночи, вдоха и выдоха. Общий ход

проявления состоит в движении от чистой

духовности, равнозначной чистому небытию, к окончательному

низвержению в материю, в которой находят свое

воплощение самые низменные и даже зловещие возможности

проявления. Процесс неуклонного «оплотнения» (или

«солидификации») Вселенной, превращения «качества

в количество» распространяется на все мыслимые

объекты бытия, — утверждается в центральной работе Генона

«Царство количества и знамения времени» (Le Regne de

la Quantite et les Signes des Temps, 1945; рус. пер. 1994).

«Земной рай» превращается в каменный,

кристаллический, а затем и металлический ад; в области

общественных отношении теократия последовательно- сменяется

монархией, демократией и охлократией; в сфере мысли

происходит постепенное помрачение или «оккультация»

высших принципов, которые со временем становятся

недоступными для большинства людей. В соответствии с

общим ходом вселенского проявления, ведущего от Единого

к множественности, сама первозданная Традиция

распадается на ряд отдельных и на первый взгляд независимых

одна от другой форм, теряющих свой «эзотерический»

характер и приобретающих характер «религиозный». Этой

теме посвящена одна из самых блестящих работ Генона

«Царь мира» (Le Roi du Monde, 1927; рус. пер. 1993).

Однако традиционный дух не может погибнуть, ибо

находится вне изменения и смерти. Но он может полностью

покинуть этот мир, и в этом случае свершится настоящий

«конец света». «Тогда вся сакральная доктрина

сомкнётся как в раковине или ковчеге, из которых она появится

во всей своей полноте только на заре нового мира» («La

Crise du Monde moderne», 1927 — «Кризис современного

мира»; рус. пер. 1991).

Соч.: Autorite spirituelle et pouvoir temporel, 1929; Эзотеризм

Данте. — «ФН», 1991, № 8; Духовное владычество и мирская власть. —

«Волшебная гора», 1997—98, № 6—7; Восточная метафизика. —

Там же, 1995, № 3; Великая триада. — Там же; Заметки об

инициации (фрагм.). — Там же, 1996, № 5; Заметки о христианском эзо-

теризме (фрагм.). — Там же, 1996, № 4; Символы священной науки.

М., 1997.

Лит.: Штепа В. Инверсия. Петрозаводск, 1998; Стефанов Ю. Рене

Генон и философия традиционализма. — «ВФ», 1991, № 4; Дугин А.

Пророк золотого века. — В кн.: Генон Р. Кризис современного

мира. М., 1991; Стефанов Ю. Не заблудиться по пути в

Шамбалу. — «ВФ», № 3; Он же. Рене Генон, великий суфий. — «Наука и

религия», 1994, № 8; Ключников С. Символика и наследие

«каирского отшельника». — В кн.: Генон Р. Символы священной науки.

М., 1997; Стефанов Ю. Рыцарь традиции. —«Литературное

обозрение», № 3; Chacornac P. La vie simple de Rene Guenon. P., 1948;

Scran P. Rene Guenon. P., 1964.

Ю. H. Стефанов

ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ(Henricus de Gandavo) (ум. 29

июня 1293, Гент) — средневековый бельгийский теолог

и философ-схоласт августинианского направления.

Преподавал в Парижском университете (1276—92). Почетный

титул — «общепризнанный учитель» (doctor solemnis).

Ассимилируя идеи Аристотеля, Авиценны (Ибн Сины) и др.,

Генрих в то же время критиковал греко-арабский детерминизм,

исходя из концепции божественного всемогущества.

Разрабатывал априорное, «метафизическое» доказательство

существования Бога, опирающееся на понятие

самодовлеющего, несотворенного бытия, бытия абсолютно

необходимого в том смысле, что оно не может не существовать.

Согласно Генриху, божественные идеи — это знание Богом

своей сущности и вместе с тем знание всего, что может быть

сотворено. Поскольку Бог знает идеи как сущности

могущих быть сотворенными вещей, эти сущности имеют

сущностное бытие (esse essentiae) в божественном разуме. Когда

вещи сотворены и существуют актуально, Бог знает также

и бытие, которое они имеют вне его, — «бытие

существования» (esse existentiae). Реально тождественные сущность

и существование различаются в них по их отношению к

божественному разуму как формальной и к

божественной воле как производящей первопричине. Индивидуация

501

ГЕНЦЕН

подразумевает двойное отрицание, т.е. отрицание

нетождественности веши самой себе и ее тождественности

другим вещам. В трактовке аристотелевских категорий

исходил из разграничения бытия в себе (субстанция), бытия в

другом (абсолютные акциденции: качество и количество),

и бытия к другому (отношения). По Генриху Гентскому,

материя является минимально актуальной, причем в

человеке она соединяется с двумя субстанциальными

формами: человеческой телесности и разумной души.

«Истинное» достижимо и для изменчивого человеческого

познания (чувственного и интеллектуального), хотя и

естественное познание возможно лишь при участии

божественного света («общее озарение» — communis illustratio),

неизменная же «истина» постигается только благодаря

сверхъестественному озарению. Он признавал

возможность опосредствованного интеллектуального познания

единичных материальных вешей. Человеческая воля,

которая есть самодвижущая способность души, обладает

свободой выбора и автономной активностью,

предлагаемый же разумом объект есть лишь обязательное условие

волевого акта; он не есть причина того, почему человек

хочет, хотя без его наличия человек не может хотеть чего

бы то ни было. Оказал влияние на ряд францисканских

мыслителей (Ричарда из Мидлтауна, Виталя дю Фура и

др.). Некоторые его концепции (в частности, концепция

особого божественного озарения) были подвергнуты

критике Дунсом Скотом.

Соч.: Opera omnia, t. 1. Leuven—Leiden, 1979; Quodlibeta, t. 1-2.

Parisiis, 1518 (repr. Louvain, 1961); Summa quaestionum ordinarium,

t. 1-2. Parisiis, 1520 (repr. St. Bonaventura. N. Y, 1953).

Лит.: Braun R. Die Erkenntnislehre Heinrichs von Gent. Freiburg

(Schweiz), 1916; Paulus J. Henri de Gand, Essai sur les tendances de sa

metaphysique. P., 1938; BettoniE. Il processo astrattivo nella concezione

di Enrico di Gand. Mil, 1954; Dudak R. Poglady filozoficzne Heiiryka a

Gandawy. — «Studia mediewistyczne», t. 21, z. 1. Wroclaw etc., 1981.

M. A. Гарнцев

ГЕНЦЕН(Gentzen) Герхард (24 ноября 1909, Грейфсвальд,

Померания — 4 августа 1945, Прага) — немецкий

математик и логик. Детство провел и учился в начальной

школе на о. Рюнген в Балтийском море. В 1920 переехал с

матерью (отец погиб в 1-й мировой войне) в Страслунд.

Окончив местную гимназию с высшим знаком отличия,

получил стипендию немецкого студенческого фонда,

позволившую ему продолжить академическое образование.

После двух семестров учебы в Грейфсвальдском

университете, 22 апреля 1929 был принят в Геттингенский

университет, в котором занимался два семестра, затем один

семестр — в Мюнхене, один — в Берлине и снова вернулся

в Геттинген, где работал под руководством Г. Вейля. Летом

1933 получил докторскую степень по математике. После

недолгого перерыва в научной работе, связанного с

ухудшением здоровья, Генцена снова приглашают в Геттинген

в качестве ассистента Гильберта, там он работал и после

ухода последнего на пенсию. В начале 2-й мировой

войны был призван в армию, но через два года

демобилизован по болезни. После выздоровления вернулся в

Геттингенский университет, где в 1942 получил степень доктора

философии. Осенью 1943 по приглашению директора

Математического института Немецкого университета

в Праге Генцен занял должность доцента этого

университета и преподавал до 5 мая 1945, когда был арестован

новыми властями. Скончался в Праге в тюремной камере

4 августа 1945.

Генцен работал в основном в русле финитизма в

математике. Его научные интересы относятся к области

математической логики и оснований математики. Его труды,

опубликованные в 1932—34, посвящены анализу логических

выводов, доказательству непротиворечивсти

элементарной теории чисел и простой теории типов, а также анализу

соотношения между интуиционистской и классической

арифметикой, понятию бесконечности в математике и

проблеме существования независимых аксиом для

бесконечных систем предложений. Наибольший вклад Генцен

внес в доказательств теорию. Самой известной его

работой является «Исследование логических выводов» (1935,

рус. пер. 1967), в которой представлены новые формы

построения классической и интуиционистской логик в

виде систем натурального вывода и исчислений секвенций,

а также фундаментальный результат современной

математической логики — доказана теорема об устранении

сечения (элиминационная теорема). Фактически, эта работа

положила начало новому направлению в теории

доказательств. Глубокие и методологически перспективные идеи

Генцена, относящиеся к понятиям доказуемости и

недоказуемости в математике и логике, к способам обоснования

непротиворечивости формальных теорий, стимулировали

множество новых исследований по основаниям

математики и связанных с этим фундаментальных философских

проблем. По свидетельству одного из его друзей, Генцен

незадолго до своей смерти выражал полную уверенность

в том, что может представить доказательство

непротиворечивости математического анализа.

Соч.: Uber die Existenz unabhangiger Axiomensysteme zu unendlichen

Satzsystemen. — «Mathematische Annalen», 107 (1932); Uber das

Verhaltnis zwischen intuitionistischer und klassischer Arithmetik. Galley

Proof. — Ibid. (1933), received on 15th March 1933; Untersuchungen

uber das logische Schliessen. — «Mathematische Zeitschrift», (1935);

Die Widerspruchsfreiheit der reinen Zahlentheorie.—«Mathematische

Annalen», 112 (1936); Appendix: Galley Proof. — Ibid. (1935), received

on lth August 1935; Die gegenwartige Lage in der mathematischen

Grundlagenforschung. — Forschungen zur Logik und zur Grundlegung

der exakten Wissenschaften, New Series, N 4, Lp. (Hirzel), (1938);

Neue Fassung des Widersprachsfreiheitsbeweises ftir die reine Zahl en-

theorie. — Ibid.; Collected Papers of Gerhard Gentzen, ed. by M. E.

Szabo. Studies in Logic and the Foudations of Mathematics. Amst. —

L., 1969; Исследования логических выводов. — В кн.:

Математическая теория логического вывода. М., 1967; Непротиворечивость

чистой теории чисел. — Там же; Новое изложение доказательства

непротиворечивости для чистой теории чисел. — Там же.

П. И. Быстрое

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОДв философии (вернее

геометрический способ — mos geometricus или

геометрический порядок — ordo geometricum) — форма наиболее

экономного системного изложения философской

проблематики (прообразом метода послужили «Начала» Евклида),

характерная для рационализма 17 в. Впервые применен

Декартом в конце его «Вторых возражений» против своих же

«Размышлений о первой философии» (Декарт. Соч., т. 2. М.,

1994, с. 127—134): он сначала дает определения мышления,

идеи, субстанции и других понятий своей метафизики, затем

следуют «постулаты» и «аксиомы», «предпосылки», «корол-

ларий» (добавление, вывод) и «доказательство». Более ши-

502

ГЕОПОЛИТИКА

роко метод был применен Спинозой в «Основах философии

Декарта» и в «Этике», где на основе этого метода он

попытался изложить всю свою систему философии. Как правило,

Спиноза сначала дает «определения» (иногда с

«объяснениями»), затем следуют «аксиомы», но основное содержание

кратко формулируется в «теоремах» (положениях —

propositions), которые всегда раскрываются в более обширных

«доказательствах» (иногда двух и трех). Некоторые

«теоремы» заканчиваются краткими «короллариями». Иногда

фигурируют «леммы» — вспомогательные теоремы,

служащие для доказательства других «теорем». Попытка

Спинозы максимально экономно и ясно изложить свою

метафизику и философскую доктрину аксиоматико-дедуктивным

способом не увенчалась успехом. Об этом свидетельствуют

многочисленные «схолии» (примечания, иногда весьма

обширные), еще более объемные «прибавления» и

«предисловия», в которых более последовательно излагается та

же или более частная проблематика. Геометрический метод

использовал в построении этики и метафизики Э. Вейгель

(Weigel, 1625-99).

2?. Z?. Соколов

ГЕОПОЛИТИКА— научная дисциплина,

выделившаяся в 20 в. из политической географии и образовавшая

своеобразную парадигму политического

проектирования, моделирует выработку политических решений,

сопряженных с использованием географического фактора,

а иногда прямо включается в процесс принятия таких

решений. Статус и функции геополитики проявляются

в ее отличиях от политической географии. Различные

способы размежевания этих дисциплин наиболее

четко выражены в версиях О. Мауля (1939) и Дж. Паркера

(1985). По Маулю, политическая география занимается

пространственными условиями существования

государства (его наличными границами, формой, ресурсами,

историей его территориального формирования и т.д.), а

геополитика — его пространственными потребностями

и разработкой способов их

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн