Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

страданий

космического бога, растратившего себя на подлунные

элементы (воздух, воду, землю). Золото отдано под залог

имущества (фр. 54/90), но по истечении долгового срока

золото получается назад, а залог (имущество) отдается:

огненный дух развоплощается и наслаждается

«избытком». Эта циклическая пульсация Вселенной бесконечна

и фатально неизбежна. В космогонии Гераклита отчетливо

видны следы мифа о страстях умирающего и

воскресающего божества. Отсюда его «трагический пессимизм»: мы

живем в эпоху дегенерации бытия, но будущее

человечества еще страшнее настоящего (ср. легенду о Гераклите как

«плачущем философе»).

Человек, как и космос, состоит из света и ночи (духа и

тела), попеременное преобладание которых друг над

другом («вспыхивание и угасание») вызывает чередование

бодрствования и сна, жизни и смерти: умирая, человек

«пробуждается» от смерти плотского существования (фр.

48/26). Подлунный мир, в котором мы живем, —

загробное царство (Аид), а теломогила души (фр. 49/21, 50/15,

72/98). «Души» вовлечены в космический круговорот

элементов (ср. Сансара), из которого исключен только огонь

(фр. 66/36). Поэтому, чтобы вырваться из круга

перерождений и избавиться от страданий, надо сделать свою душу

«сухой», т.е. приблизить ее к «огню». Достижение

«сухости» требует аскезы: диеты (вегетарианство), полового

воздержания (так как семя есть излияние влажной души)

и вообще отказа от чувственных удовольствий. Ниспадая

в мир становления (ибо «со страстью бороться тяжело»

— фр. 70/85), душа начинает питаться испарением из

крови собственного тела, постоянное «увлажнение» делает ее

«пьяной» (фр. 69/117) и сводит с ума: она забывает мир

бытия и воспринимает только поток становления.

«Влажная душа» и есть субстрат ощущения. Вечно текущие

души-испарения Гераклит сравнивал с реками: «на

входящих в те же самые реки текут то одни, то другие воды» (фр.

40/12). «Входящий в реку» — это сознающее Я,

погружающееся в поток ощущений. Мир становления, т. о.,—

проекция психического потока сознания на объективную

реальность. Живущий «согласно природе» и «внимающий»

логосу (В 112), достигнув огненного просветления ума,

может обрести «нечаянное» (фр. 11/18) и стать богом при

жизни (поэтому апокрифические письма Гераклита

говорят о его самообожествлении). «Личностьбожество

(или «судьба») человека» (фр. 94/119).

Политический раздел книги Гераклита почти не

представлен фрагментами. Вероятно, его политическим идеалом

была утопическая просвещенная монархияправление

«одного наилучшего» (фр. 98/49), философа на троне,

505

ГЕРАКЛ ИД ЛЕМБ

опирающегося не на писаные законы, принимаемые

и отменяемые по «своеволию» (фр. 102/43)

большинства, а на «один, божественный», начертанный в вечной

«Книге природы». Возможно, однако, что эту монархию

он отождествлял с Космополисом, и следовательно, был

анархистом-космополитом (именно так понимали его

киники). Политеизм, по Гераклиту, должен быть заменен

культом одного бога: «Признавать одно Мудрое Существо:

дух (Tvey.rO, могущий править всей Вселенной» (фр. 85/41).

Монотеистическая реформа Дария могла повлиять на

Гераклита (поэтому его сравнивали с Зороастром), но степень

иранского влияния остается предметом дискуссий.

Фрагм.: DK1,139—190; Marcovich M. (ed.). Eraclito, Frammenti, Fi-

renze, 1978; Heraclitea, edition critique complete des temoignages sur

la vie et l’oevre d’Heraclite d’Ephese et des vestiges de son livre et de sa

pensee, ed. S. Mouraviev, vol. IIA 1. P., 1999; Лебедев. Фрагм., ч. 1.

M., 1989, С. 176-257.

Лит.: Кессиди Ф. X. Гераклит. М., 1982; Богомолов А. С.

Диалектический логос: Становление античной диалектики. М., 1982,

с. 56—76; Доброхотов А. Л. Гераклит фрагм. В 52. —В сб.: Из

истории античной культуры. М. 1976, с. 41—52; Муравьев С. Н. Жизнь

Гераклита Эфесского.— «Вестник древней истории», 1974, 4,

с. 3-23,197- 218; 1975,1, с. 27-48,229-244; 1976,2, с. 47-71 ; Он же.

Скрытая гармония. Подготовительные материалы к описанию

поэтики Гераклита на уровне фонем. —В сб.: Палеобалканисти-

ка и античность. М., 1989, с. 145—164; Лебедев А. В. Атональная

модель космоса у Гераклита.— «Историко-философский ежегод-

ник’87». М., 1987, с. 29-46; Kahn Ch. The art and thought of Hera-

clitus. Cambr., 1979; Atti del Symposium Heracliteum 1981, v. 1—2.

Roma, 1983—84; LebedevA. The Cosmos as a Stadium: Agonistic Met-

aphora in Heraclitus’ Cosmology. — «Phronesis», 1985, v. 30, 2, p. 131

— 150; De Martino Fr., Rosseti L., Rosati P. P. Eraclito. Bibliographia

1970-1984, Edizioni Scientifiche Italiane, 1986; Wilcox J. The Origins

of Epistemology in Early Greek Thought: A Study of Psyche and Logos

in Heraclitus, 1994.

А. В. Лебедев

ГЕРАКЛ ИД ЛЕМБ(‘НракЫопс о Asu?oc) (2 в. до н.э.)-

греческий политический деятель, писатель и ученый

перипатетической ориентации. Развил введенный Сотионом

принцип т. н. «преемств» в изложении историко-философского

материала. Для истории философии важен как автор «Эпи-

томе» (не сохранилось), составленного на основе двух

сочинений: «Жизни <философов>» «Сатира и «Преемство <фи- лософов>» Сотиона. Вероятно, «Эпитоме» непосредственно

использовалось Диогеном Лаэртием в ряде важнейших

биографий (Фалес, Периандр, Сократ, Платон, Деметрий Фалер-

ский, Пифагор, Эмпедокл, Зенон Элейский, Эпикур и др.).

А. В. Пахомова

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ(Hpaxteibr]c o ITovtixoc;

из г. Гераклея на южном берегу Понта Эвксинского)

(4 в. до н. э.) — греческий философ, член древней

Академии Платона, согласно Сотиону, посещавший также

лекции Аристотеля и в некоторых текстах причисляемый к

Перипатетической школе. После смерти Спевсиппа (339 до

н. э.) — кандидат на должность схоларха (побежден Ксе-

нократом); возможно, вернулся в Гераклею и основал свою

школу. Сочинения его (согласно каталогу Диогена Лаэр-

тия V 86—88, 47 названии, в основном диалоги) утрачены.

Гераклид имел репутацию блестящего писателя с тягой к

парадоксальности; действующие лица его диалогов, как

правило, исторические персонажи, в т. ч. Фалес, Пифагор

(к диалогу Гераклида восходит легенда о Пифагоре,

изобретшем термин «философия» и впервые назвавшем себя

«философом») — ср. написанный в подражание Герак-

лиду философский диалог Цицерона «О государстве». В

физике («О природе») в противовес неизменяемым и

бескачественным атомам Демокрита Гераклид развил

представление об аффинируемых «несопряженных

молекулах» (avap\ioi oyxoO, обладающих качественными

различиями и управляемых божественным мировым разумом.

Концепция Гераклида оказала влияние на Стратона из

Лампсака и врача-натурфилософа 1 в. до н. э. Асклепиа-

да из Вифинии. В диалогах Гераклида обсуждались такие

астрономические теории, как вращение Земли вокруг

своей оси, вращение Венеры и Меркурия вокруг Солнца,

Солнца — вокруг Земли (ср. гелиогеоцентрическую

систему Тихо Браге), гелиоцентрическая гипотеза и даже

гениальная догадка о существовании других планетных систем

(«каждая звезда — мир, содержащий землю…»).

Астральная концепция души («душасвет»,

происходящий из Млечного Пути) неясным образом сочеталась с

отрицанием субстанциальности души в диалоге «О том,

что в Аиде».

Фрагм.: Wehrti F. von (hrsg.), Die Schule des Aristoteles. Texte und

Komm., Hft. VII. Basel-Stuttg., 1969.

Лит.: Lonie L M. The «anarmoi onkoi» of Heraclidesof Pontus. —

«Phronesis», 1964, v. 9, n. 2; Idem. Medical Theory in Heraclides of

Pontus.—«Mnemosyne», 1965; Gottschalk H. В. Heraclidesof Pontus. Oxf.,

1980.

А. В. Лебедев

ГЕРБАРТ(Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776, Оль-

денбург — 14 июля 1841, Геттинген) — немецкий

философ, психолог, педагог. Учился в Йенском университете

у Фихте, затем пробыл три года в Швейцарии, работая

домашним учителем (там состоялось важное для Гербарта

знакомство с Песталоцци). В 1805—09 преподавал в Гет-

тингене, в 1808 стал преемником Канта в Кенигсбергском

университете, оставшись там почти на четверть века и

основав кафедру педагогики. В 1833 вернулся в Геттинген.

Был основательно знаком с философией Лейбница, Вольфа,

Канта, а также Фихте и Шеллинга.

Философию в духе Канта понимал как науку о понятиях,

однако не априорных, а «данных» во всеобщем опыте или

эмпирических науках. Философия должна с помощью

формальной логики обработать эти понятия так, чтобы

представить данное в опыте в совершенно ясном и свободном

от противоречий виде. Для этого используется «метод

отношений»: противоречивое понятие необходимо разложить

на видовые, показав отношения частей между собой. Эта

процедура решала проблему: как вещь может «относиться»

к своим свойствам, «иметь» их. Одна и та же вещь может

иметь несколько свойств в силу того, что она находится во

многих отношениях с другими вещами. «Свойство» есть

отношение. О том, существует ли свойство,

принадлежащее вещи самой по себе, мы составить представления не

можем, однако такое свойство следует предположить (для

объяснения самотождественности вещи, а также

разнообразия ее «свойств»); Гербарт называет его «простым» или

«первичным». Философ приходит к выводу о

существовании множества субстанций — «реалов». Подлинная

природа реалов неизменна, а их становление и развитие есть

видимость, образуемая тем, что «реалы» вступают между

506

ГЕРБЕРТ ИЗ ЧЕРБЕРИ

собой в сменяющиеся отношения. Душа, будучи одним

из «реалов», также взаимодействует с другими

субстанциями, продуктом такого взаимодействия являются

«представления» — одно из центральных понятий психологии

Гербарта.

Продолжая традицию Декарта, Гербарт в построении

психологии основывался на математических методах

(основной труд: «Психология как наука, по-новому

обоснованная с помощью опыта, метафизики и математики», 1824—

25, Psychologie als Wissenschaft, neu gegrundet auf Erfahrung,

Metaphysik und Mathematik, Bd 1—2, 1828—29). Сложные

психические явления он предлагал не сводить к каким-либо

душевным способностям или «силам» души, а объяснять,

как в естествознании, законосообразными комбинациями

элементарных процессов. Если в некий момент времени в

сознании находится одно представление, то оно

завладевает всей его энергией. Если же их несколько, то

представления взаимодействуют между собой так, что каждое теряет

в своей интенсивности тем больше, чем больше сила

конкурирующего представления, причем это взаимодействие

может быть математически исчислено. Представления не

исчезают с прекращением соприкосновения души с

другими реалами, но ослабевают (подавляются) или

вытесняются за пределы определенной границы, для обозначения

которой Гербарт вводит термин «порог сознания» (и

связанное с ним понятие «бессознательного»). Тем самым

сознание становится мерой интенсивности представления.

Представление, вновь или впервые вступающее в

сознание, испытывает притяжение активных представлений

или их комплексов (процесс, который Гербарт называет

«апперцепцией», связывающей новое знание со старым).

В трактовке идей апперцепции и бессознательного Гербарт

продолжает традицию Лейбница.

Последователями Гербарта были М. Дробиш (1802—96),

немецкий философ и антрополог Т. Вайц (1813—86),

одним из наиболее непримиримых оппонентов в

психологии — В.Дильтей. Психологические идеи оказались более

влиятельными, нежели философские (именно он в 1816

опубликовал первый учебник по психологии).

Метафизические и психологические воззрения Гербарта стали

основой его педагогики, в которой он старался ввести научно

обоснованные представления о средствах, методах и

целях воспитания.

Соч.: Samtliche Werke, Bd. 1-19. Lpz.—Langensalza, 1887-1912;

Allgemeine Padagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet, 1806; 4

Aufl. 1920; в рус. пер.: Психология. СПб., 1875; Избр.

педагогические соч., т. 1. М., 1940.

И. А. Михайлов

ГЕРБЕРТ ИЗОРИЛЬЯКА, папа Сильвестр II (Gerbert of

Aurillac, Sylvester II) (ок. 945, вблизи Орильяка, Овернь

— 12 мая 1003, Рим) — средневековый ученый и

церковный деятель. Аббат Боббио (982), архиепископ Рей-

мский (991), архиепископ Равенны (998), папа Римский

(999—1003). Три года (с 967) провел в Северной Испании,

где познакомился с арабской наукой, изучал квадривий.

Позднее изучал логику в Реймсе; с 972 преподавал в

кафедральной школе в Реймсе. Введенная им программа

школьного преподавания логики включала разбор

«Введения к Категориям» («Исагог») Порфирия (по переводам

Мария Викторина и Боэция), трактатов Аристотеля

«Категории», «Об истолковании» и «Топика», а также

комментария Боэция к «Топике»; новшеством были

сочинения Боэция. Образец школьной трактовки логического

высказывания содержится в его сочинении «О разумном

и об использовании разума» (De rationali et de ratione uti);

особое внимание уделено в нем определению и

классификации знания.

Герберт одним из первых предпринял усилия по передаче

знаний от арабов средневековому латинскому миру Ему

приписывают несколько математических сочинений, вт. ч.

распространенный учебник «Правила счета на абаке»

(Regula de abaco computi), а также изложение простейших

геометрических предложений (фрагм. «Начал» Евклида)

и правил землемерия. Им были изготовлены учебные

пособия по астрономии, позволявшие демонстрировать

устройство небес, расположение небесных экватора и

эклиптики, созвездий и планетных орбит. Он устроил

солнечные часы в Магдебурге, описал использование

астролябии («Liber de astrolabio»). По-видимому, он изготовил

несколько органов, а также монохорд для изучения

теории музыки.

Жизнеописание Герберта написано его учеником Рише

из Сен-Реми. Он был страстным собирателем

рукописей; письма его, дошедшие до нас, являются ценным

источником сведений об интеллектуальной жизни той

эпохи.

Соч.: MPL, t. 139; Havel J. Lettres de Gerbert (983-997). P., 1889;

Bubnov N. Gerberti opera mathematics (972-1003). В., 1899; Richer,

Histoire de France (888-995), ed. R. Latouche, 1937.

Лигг.: Picavet

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн